ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Характеристика ТХЭКВОНДО как вида спорта
Тхэквондо — корейское боевое искусство. Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для блоков [1]. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: [тхэ] «топтать» + [квон] «кулак» + [до] «путь, метод, учение, дао». [1]
Современное тхэквондо ? это любительский вид спорта с мировым статусом, который сохраняет тенденции боевых искусств. Сейчас этим видом спорта занимаются более 22 миллионов человек в 140 странах.
Тхэквондо позволяет развивать психологические, физические и умственные способности человека, а также развивать силу воли, самодисциплину и военный дух. [11]
Тхэквондо, как видом спорта, начинают заниматься с 9 лет. Но ребенок должен быть физически и морально подготовлен к этому виду спорта. Именно поэтому тренера набирают детей в подготовительные группы в возрасте от 6 до 7 лет, где они изучают теорию, правила поведения в зале и этикет тхэквондо.
Тренеры, которые занимаются общей и специальной физической подготовкой с начинающими, развивают их скорость, силу и взрывные способности, улучшают гибкость и напрямую разминают ноги. На следующем этапе ученик изучает технические приемы базовой технологии и техники самозащиты. [23]
Следующим этапом является разработка исследуемых элементов в движении на легких «макиварах», лапах и «ракетах». Подготовка к соревнованиям начнется в дальнейшем.
В спорте отработаны техники тренировок в парах с полным защитным снаряжением на «мешках». Все действия доведены до автоматизма, на уровне рефлекса.
Спортсмен также проходит тактическую и психологическую подготовку, и, в конце концов, соревновательные результаты являются проверкой его пригодности. Молодых спортсменов тренируют те, кто уже достиг вершины в этом виде спорта.
В тхэквондо нет возрастных ограничений. В Книге рекордов Гиннеса перечислены те, кто прошел тест на черный пояс: самому младшему ? 4 года, самому старшему ? 84 года. [47]
Тхэквондо занимаются и представительницы прекрасного пола, даже не смотря на то, что тхэквондо кажется исключительно мужским видом спорта. Как правило, рассказы о том, что женщина смогла постоять за себя, воспринимаются как небылицы. Но, овладев техникой тхэквондо, женщина действительно сможет это сделать. Кстати, заблуждение, что тхэквондо – исключительно мужской вид спорта, женщинам только на руку.
В спортивном тхэквондо ВТФ 2 разновидности по которым проводятся соревнования: пхумсэ и керуги.
ПХУМСЭ – это технический комплекс базовой техники. Движения здесь не случайны. Тхэквондист как будто пишет на полу символ, который соответствует названию пхумсэ. [50]
Бывают индивидуальные выступления: в них высоко ценится точность исполнения с необходимой скоростью, динамикой и энергией, заложенной в комплексе. Ещё есть синхронно-командные выступления от 2 до 5 человек. В этом виде уже по названию понятно, что дополнительно оцениваются точность линий при построении спортсменов и синхронность исполнения.
Недавно появилась ещё одна зрелищная дисциплина пхумсэ: произвольная программа с музыкальным сопровождением. [40]
КЕРУГИ (спарринг) – это ещё одно, основное направление тхэквондо ВТФ. Это спортивный поединок. Он является Олимпийской дисциплиной. Соревнования по керуги проводятся отдельно по возрастным и весовым категориям. Также идёт разделение по половому признаку. По правилам проведения поединков керуги, спортсмен должен быть одет в униформу белого цвета, которая называется ДОБОК. И иметь защитное снаряжение утверждённое Всемирной федерацией тхэквондо ВТФ:
? протектор на грудь в форме жилета;
? щитки на голень и предплечья;
? бандаж, для защиты паховой области;
? футы, перчатки и шлем.
Разрешены удары передней частью кулака в защитный жилет, и любой частью стопы в протектор и голову соперника. Запрещены захваты и броски. В связи с этим открывается огромное поле деятельности для техники ног. Их процентное соотношение в спортивном поединке составляет до 95%. Все разрешённые приёмы проводятся в полный контакт.
Также в тхэквондо есть неспортивное направление прикладного характера. Его название ХАСИНСУ или техника самообороны. Ведь отражение атаки соперника и есть цель тхэквондо. [50]
1.2 Понятие о скоростных способностях
Скорость определяется как способность человека выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени при равных условиях. Различают элементарную и сложную формы проявления скоростных навыков. К элементарным формам относятся скорость реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. [4]
Все двигательные реакции, которые выполняет человек, делятся на две группы: простые и сложные. Движение как реакция на данный сигнал (визуальный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.
Примерами таких реакций являются начало движения (старт) в ответ на удар стартовым пистолетом в легкой атлетике или плавании, прекращение атакующего или оборонительного действия в единоборствах или во время спортивной игры со свистком арбитра и т.д. Скорость простой реакции определяется так называемым латентным (скрытым) периодом реакции ? периодом времени с момента появления сигнала до начала движения. Как правило, латентное время простой реакции не превышает 0,3 с у взрослых.
Сложные двигательные реакции могут наблюдаться в видах спорта, которые характеризуются постоянными и внезапными изменениями ситуации (спортивные игры, боевые искусства, катание на лыжах и т.д.). Наиболее сложными двигательными реакциями в спорте и в спорте являются реакции «выбора» (когда нужно сразу выбрать из нескольких возможных действий одно, соответствующее ситуации). [24]
В некоторых видах спорта такими реакциями являются одновременные реакции на движущийся объект (мяч, шайбу и т.д.).
Количество времени, потраченного на одно движение (например, удар в ящик), также характеризует скоростные навыки. Частота или скорость движений ? это количество движений за единицу времени (например, количество бегущих шагов за 10 секунд).
В различных видах движения элементарные формы проявления скоростных навыков работают в различных комбинациях и в связи с другими физическими характеристиками и техническими действиями. В данном случае имеет место многостороннее проявление скоростных навыков.
К ним относятся:
? быстрота выполнения целостных двигательных действий;
? способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;
? способность длительно поддерживать ее. [6]
В практике физического воспитания наибольшее значение придается скорости полного движения при беге, плавании, катании на лыжах, велосипедах, гребле и т.д., а не элементарным формам их проявления.
Однако такая скорость лишь косвенно характеризует скорость человека, поскольку она определяется не только уровнем развития скорости, но и другими факторами, в частности, техникой действия, координационными способностями, мотивацией, волей и т.д. [10]
Способность как можно быстрее достичь максимальной скорости определяется фазой стартового ускорения или стартовой скоростью. В среднем это время составляет 5-6 секунд. Способность поддерживать максимальную достижимую скорость как можно дольше называется скоростной выносливостью и определяется дистанционной скоростью.
В играх и единоборствах существует еще одно специфическое представление скоростных характеристик ? скорость торможения, когда, в связи с изменением ситуации, необходимо немедленно остановиться и начать движение в другом направлении. [44]
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
? возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
? передачи возбуждения в центральную нервную систему;
? перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
? проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
? возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движения зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из возбужденного состояния в ингибирование и обратно, т.е. зависит от лабильности нервных процессов.
На скорость, которая проявляется в целостном двигательном действии, влияют: частота нервно-мышечных импульсов, скорость перехода мышц из фазы релаксации в фазу напряжения, скорость ротации этих фаз, степень вовлеченности в движение быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа. [43]
С биохимической точки зрения скорость движения зависит от содержания в мышцах аденозинтрифосфорной кислоты, скорости ее расщепления и интеграции смолы. Во время высокоскоростных тренировок АТФ образуются за счет фосфорного креатина и гликолитических механизмов (анаэробных ? без кислорода). На аэробный (кислородный) источник приходится 0-10% энергии при различных скоростных режимах.
Генетические исследования (метод близнецов, сравнение скоростной способности родителей и детей, многолетние наблюдения за изменениями скоростных показателей у одних и тех же детей) показывают, что двигательные навыки в значительной степени зависят от генетических факторов. Согласно научным исследованиям, скорость простой реакции около 60-88% определяется наследственностью. [45]
Среднее сильное генетическое воздействие ощущается через скорость одного движения и частоту движений, а скорость, которая проявляется в интегральных двигательных действиях, ходьбе, зависит примерно одинаково от генотипа и среды (40-60%). [7]
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных навыков у мальчиков и девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Чуть меньшими темпами продолжается рост различных скоростных показателей с 11 до 14-15 лет. До этого возраста действительно наблюдается стабилизация результатов с точки зрения скорости простой реакции и максимальной частоты движений.
Целенаправленные эффекты или занятия в различных видах спорта положительно влияют на развитие скоростных способностей: специально подготовленные индивидуумы имеют преимущество 5-20% и более, а рост результатов может занять до 25 лет [9].
1.3. Формирование скоростных способностей
Скоростные качества – это способность совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Элементарные формы:
? быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу;
? быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором;
? быстрота, проявляемая в темпе (частота движений);
? резкость (время достижения максимальной скорости).
Комплексные формы:
? способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
? стартовая скорость;
? скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п. [31,34].
Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей. [48]
Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию. Например, время простой двигательной реакции у лиц, не занимающихся спортом, колеблется в пределах 0,20-0,30 с, у квалифицированных спортсменов в пределах 0,10-0,20 с, таким образом, в процессе тренировки оно не может быть увеличено более чем на 0,1 с.
Что же касается комплексных форм проявления скоростных способностей, то в результате специальной тренировки возможен их значительный прогресс, так как они зависят от многих факторов, которые поддаются существенному совершенствованию [26].
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
? состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нервномышечного аппарата человека;
? морфологических особенностей мышечной ткани (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
? силы мышц;
? способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
? энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинофосфат КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
? способности к координации движений при скоростной работе;
? биологического ритма жизнедеятельности организма;
? возраста и пола;
? скоростных природных способностей человека.
В спортивной практике скоростные способности тхэквондиста проявляются в виде различных форм их проявления:
? быстрота простой и сложной реакции (измеряется латентным временем реагирования);
? быстрота отдельных актов (измеряется по величине скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением);
? быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений в единицу времени [15,25].
Выявлены 4 ортогональных фактора, определяющих проявление скоростных способностей тхэквондиста [13]:
? латентное время реакции;
? время выполнения одиночного удара;
? максимальный темп выполнения серии ударов;
? скорость передвижения.
Скорость двигательной реакции в большей степени обусловлена свойствами зрительного, слухового и других анализаторов, а скорость 9 движения, фактором нервно-регуляторного характера, обуславливающим координационные отношения между ЦНС и мышцами. [8]
1.4. Методика развития скоростных способностей
Методика развития скорости движений
В качестве средств воспитания быстроты движений используются упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять следующим требованиям:
? техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;
? они должны быть хорошо освоены занимающимся, чтобы во время движений основные волевые усилий были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
? их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии утомления. продолжительность не более 20-22 сек. [22]
Используют следующие средства:
? подготовительные упражнения, игры;
? специальные подготовительные упражнения, которые соответствуют специфике вида спорта;
? целостная форма соревновательных упражнений.
Требования к нагрузке:
? продолжительность небольшая;
? интенсивность предельная или околопредельная;
? интервалы отдыха должны соответствовать квалификации спортсмена (должны быть настолько короткими чтобы возбудимость не успела существенно снизиться, с другой стороны, настолько длинными чтобы показатели вегетативной функции, успели более менее восстановиться);
? характер отдыха: спокойная ходьба, упражнения на расслабления;
? число повторений: очередная работа не должна вызывать снижение работоспособности. [12,14]
Методика развития быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой – многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа, и в следствии этого, к стабилизации параметров движения. [21]
Стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер».
Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.
Пути преодоления скоростного барьера:
В занятиях с начинающими: не торопиться с узкой специализацией, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении многих лет.
Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиваться относительно высоких результатов.
В тренировке квалифицированных спортсменов: на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений. [46]
Если стабилизация скорости все же наступает применяются специальные приемы «ломки» скоростного барьера и приемы ослабления его.
В основе приема «ломки» скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. [15]
Например:
? бег вниз по наклонной дорожке;
? бег за лидером;
? бег с ускорением;
? бег с использованием механической силы;
? метания облегченных снарядов;
? метания облегченных снарядов поочередно с утяжеленными.
При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях [17,20].
Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основные упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движения сохранятся [49].
Методические приемы, применяемые в тренировке быстроты:
? облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движения (уменьшение веса снаряда, бег под гору, бег по ветру, использование буксировочных приспособлений);
? использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений. замечено, что скорость движения временно увеличивается под влиянием предшествующего выполнения того же движения с отягощением (толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного);
? лидирование и сенсорная активация скоростных проявлений;
? использование эффекта «разгона» и введение ускоряющих фаз в упражнениях (бег с хода, предварительные движения в метаниях);
? «сужение» пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограничение времени игры, размеров площадки, укорочение соревновательной дистанции) [27].
Существуют различные методики развития скоростных качеств.
Например, некоторые специалисты, предпочитают совершенствовать скоростную выносливость спортсменов высокой квалификации в рамках занятий комплексной направленности. Для этого на подготовительном этапе подготовки в семидневных тренировочных микроциклах (пять дней – рабочие; два дня – выходные) они используют дистанции длиной от 30 до 100 метров.
Тренировочную работу данного характера включают в программу третьего, четвертого и пятого микроциклов базового мезоцикла. Первая часть занятий посвящена работе только на легкоатлетическом стадионе, а вторая половина ориентирована на совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов и может проводиться как в условиях стадиона, так и в специализированном зале. [18]