ГЛАВА 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Государственная гражданская служба в таможенных органах Российской федерации
В Российской Федерации государственная гражданская служба регулируется специальным нормативно-правовым актом – ФЗ от 27.07.2004 №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79). Приведенный федеральный закон регулирует профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Что касается государственной гражданской службы в таможенных органах, то она обладает рядом особенностей.
Под прохождением государственной гражданской службы следует понимать изменения в служебно-правовом положении государственного служащего, которые определяются: поступлением на государственную службу и назначением на должность; присвоением должности; аттестацией; увольнением с государственной службы, а также другими обстоятельствами. Перечень должностей государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации устанавливается указом президента Российской Федерации «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Таким образом, в таможенных органах существуют следующие категории должностей государственных гражданских служащих:
1. Категория «Руководители»: начальник службы регионального таможенного управления; заместитель начальника службы регионального таможенного управления; заместитель начальника таможни; начальник таможенного поста; начальник службы таможни; заместитель начальника службы таможни; начальник отдела в службе регионального таможенного управления; начальник отдела таможни (таможенного поста); заместитель начальника отдела в службе регионального таможенного управления; заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста); начальник отделения регионального таможенного управления; начальник отделения таможни (таможенного поста).
2. Категория «Помощники (советники)»: помощник начальника регионального таможенного управления; советник начальника регионального таможенного управления; помощник начальника таможни; советник начальника таможни.
3. Категория «Специалисты»: главный государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления; главный государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).
4. Старшая группа должностей: старший государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления; старший государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста); государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления; государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).
5. Отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора: главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор.
Государственным гражданским служащим в таможенных органах присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации. Для государственных гражданских служащих таможенных органов характерен срочный вид контракта, который может быть расторгнут в связи с: истечением срока действия контракта; выполнением определенного задания, после выполнения которого контракт расторгается; контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего; по истечении срока установленных полномочий гражданского служащего, который находился на замещаемой должности в лице «руководителя» или «помощника»; в порядке ротации .
При этом квалификационные требования к должностям федеральной гражданской службы устанавливаются различными видами нормативных правовых актов. Например, квалификационные требования к уровню образования устанавливаются законом, к стажу службы (работы) - указом Президента Российской Федерации, к профессиональным знаниям и навыкам - нормативным актом государственного органа. В настоящее время в ФТС России принято одиннадцать приказов, которые устанавливают квалификационные требования применительно к должностям отдельных структурных подразделений таможенных органов (документационных, тыловых, кадровых, финансовых, валютного контроля и др.).
Замещение должностей таможенной службы федеральными гражданскими служащими происходит согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона №79.
Поступление гражданина в таможенные органы для замещения должности федеральной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ".
Приказом ФТС России от 8 сентября 2006 г. №858 утверждена методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ.
Конкурс на замещение, согласно ст.22 ч.2 Федерального закона №79, может не проводится в случаях: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом российской федерации или правительством российской федерации; при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе. Приведенная норма устанавливает исчерпывающий список исключений из общего правила.
Следовательно, если какой-либо случай не попадает под указанный перечень ст.22 ч.2 Федерального закона №79, то конкурс для государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации будет проводится в обязательном установленном порядке.
В процессе проведения конкурса конкурсная комиссия, которая создается начальником таможенного органа, оценивает кандидатов, подавших заявления для участия в конкурсе на основании представленных ими документов. При этом допускается проведение индивидуального собеседования и иных конкурсных процедур с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.
На вакантную должность федерального гражданского служащего таможенного органа назначается лицо, набравшее наибольшее количество баллов. По результатам конкурса издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность и заключается служебный контракт.
Также одним из важных отличий государственных гражданских служащих таможенных органов является то, что они не принимают присягу, в то время как сотрудники таможенных органов после заключения контракта, не позднее двух месяцев, обязаны принять присягу согласно ст.19 Федерального закона №114.
Правоведы Манукян А.Р. и Тенгизова Ж.А. считают, что еще одним неотъемлемым отличием государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации от других видов службы является то, что решения аттестационной комиссии у федеральных гражданских служащих таможенных органов носят итоговый характер. Издание дополнительного нормативно-правового акта необходимо только в тех случаях, если по результатам комиссии принято решение, что гражданский служащий:
1. Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
2. Направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
3. Понижается в должности государственной гражданской службы.
Также федеральные гражданские служащие таможенных органов обязаны сдавать квалификационный экзамен, согласно ст. 49 Федерального закона №79. Данный экзамен проводится аттестационной или конкурсной комиссией в целях оценки навыков, умений, знаний гражданского служащего таможенных органов.
Особенность федеральных гражданских служащих таможенных органов заключается в том, что для них существуют особенности привлечения к дисциплинарной ответственности, а именно привлечение к ответственности гражданских служащих основывается на главе 12 Федерального закона №79, которая регулирует служебную дисциплину на гражданской службе. На гражданских служащих таможенных органов могут налагаться следующие взыскания как: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы, увольнение со службы.
Рассмотрев государственную гражданскую службу в таможенных органах, можно сказать, что прохождение службы в таможенных органах на должностях федеральной государственной гражданской службы, которая регулируется исключительно законодательством о гражданской службе, происходит без учета особенностей таможенной службы, функций и задач таможенных органов, характера исполняемых должностными лицами таможенных органов обязанностей, что приводит к необоснованным различиям в порядке прохождения службы в таможенных органах, а также правовом статусе должностных лиц таможенных органов.
Раскрывая содержание отличительных особенностей административно-правового статуса государственных гражданских служащих, мы выяснили, что в отличие от сотрудников таможенных органов они:
1. Не выполняют функций, связанных с оперативно-розыскной деятельностью.
2. Не замещают и не могут замещать должности правоохранительной службы в таможенных органах.
3. Не имеют специальных званий таможенной службы.
Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц.
1.2 служба в таможенных органах на основе федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-фз "О службе в таможенных органах российской федерации"
В юридической литературе правовой статус субъекта принято понимать, как совокупность прав и обязанностей, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. Сотрудник таможенных органов РФ является субъектом административного права, следовательно, его правовой статус состоит из прав и обязанностей, которые урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. Исходя из этого, правовой статус сотрудников таможенных органов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997г №114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее Федеральный Закон №114), а также подзаконными актами, которые регулируют порядок прохождения службы.
При анализе норм Федерального Закона №114 , можно сказать то, что правовой статус сотрудника таможенных органов возможно расширить, путем включения в него дополнительных условий: обязанностей и ответственности сотрудника; прав сотрудника при прохождении службы; требования и ограничения, предъявляемые гражданину при поступлении им на службу в таможенные органы РФ. Приведенный перечень наиболее полно раскрывает содержание деятельности сотрудника таможенного органа и позволяет выявить особенности его деятельности. Рассмотрим составляющие правового статуса сотрудника таможенных органов.
В своей работе И. В. Кулешов называет обязанности основным ядром должности, смыслом ее существования. Он утверждает, что права, закрепленные за должностью, лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей.
Стоит согласиться с мнением И. В. Кулешова, так как должность создается с целью выполнения определенной функции того или иного государственного органа, следовательно, это обязанность любого должностного лица выполнять функции государственного органа в отведенных ему пределах.
Таким образом, обязанности сотрудника таможенного органа должны быть направлены на обеспечение выполнения обязанностей этого таможенного органа. Конкретные обязанности сотрудников таможенных органов по соответствующей должности таможенной службы определяются должностными инструкциями и положениями.
Касательно обязанностей сотрудника «общего» характера, перечисленных в статье 17 Федерального закона №114, которые возможно поделить на группы по следующим основаниям:
1. Обязанности, связанные с соблюдением законности: обеспечение соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, обеспечение защиты прав и интересов граждан.
2. Обязанности, направленные на соблюдение и поддержание дисциплины: исполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов в пределах своих полномочий, соблюдение установленных правил внутреннего распорядка, выполнение должностных инструкций и т.д.
3. Обязанности, связанные с предоставлением личной информации: предоставление сведений о доходах и имуществе, принадлежащем на праве частной собственности не только сотруднику таможенного органа, но и его семье, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей и т.д.
4. Иные обязанности: охрана государственной тайны, неразглашение сведений, которые стали известны сотруднику при исполнении своих должностных обязанностей и другие.
Следующий элемент для анализа – это права сотрудника таможенных органов. Сотрудник таможенных органов осуществляет свои права в пределах своих должностных полномочий, которые установлены должностным регламентом, но также сотрудник таможенных органов, как и любой другой субъект административного права, имеет и конституционно закрепленные права.
Однако, с точки зрения служебной деятельности наиболее важными являются служебные права, закрепленные статьей 16 Федерального Закона №114, условно разделенные на несколько групп:
1. Права, обеспечивающие продвижение по службе: участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности, ознакомление с документами, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет и т.д.
2. Права, гарантирующие осуществление служебной деятельности: право применения физической силы, специальных средств, оружия; организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, и т.д.
3. Личные и социальные права: право на объединение в профессиональные союзы, пенсионное обеспечение, участие в собраниях сотрудников таможенных органов и т.д.
Проанализировав перечень прав, которыми наделяется сотрудник таможенных органов федеральным законом №114 , можно проследить стремление регламентации конституционных прав в специальных нормах. Например, право на охрану достоинства личности, закрепленное в статье 21 Конституции РФ, отражено в пункте 10 части 1 статьи 16 Федерального закона №114. Право на объединение, закрепленное в части 1 статьи 30 Конституции РФ отражено в пункте 11 части 1 статьи 16 Федерального закона №114.
Последним элементом для рассмотрения правового статуса сотрудника таможенного органа являются требования (ограничения), предъявляемые к сотруднику таможенных органов при поступлении на службу.
В соответствии с Федеральным законом №114 сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие совершеннолетнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования осуществлять выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Гражданин не может быть принят на службу в случаях признания его недееспособным, вступившим в законную силу решением суда либо наличием у него неснятой или непогашенной судимости, а также лишением его права проходить службу в таможенных органах РФ в течение определенного срока.
Также при прохождении службы в таможенных органах, согласно ст. 7 Федерального закона №114, сотрудник не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федеральных органов законодательной власти и органов законодательной власти субъектов; заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации, а также иные ограничения, перечисленные в указанной статье. Проанализировав данную статью, можно сделать вывод, что перечисленные ограничения необходимы для того, чтобы снизить коррупционную деятельность в таможенных органах РФ.
Таким образом, особенности правового статуса сотрудников таможенных органов РФ возникают из специфики самого государственного органа. Также можно сказать, что исполнительная деятельность сотрудников таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.
Сотрудники таможенных органов обладают строго определенной компетенцией, но в то же время, проблемным для характеристики службы в таможенных органах является положение, согласно которому понятие таможенной службы законодательно увязано с определением субъекта службы – должностным лицом таможенного органа.
Таможенная служба, к которой относятся сотрудники таможенных органов, как разновидность государственной службы, также имеет определенные принципы. Причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и таможенной службы во многом схожи.
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Порядок поступления на государственную службу в таможенных органах российской федерации
В данной главе, мы рассмотрим общие критерии поступления на службу в таможенные органы, прохождение службы, а также снования прекращения службы как для государственных гражданских служащих, так и для сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
При анализе двух основных нормативно-правовых актов, используемых в данной курсовой работе, а именно: Федеральный Закон №79 и Федеральный Закон №114 предусматривают, что правом поступления как на государственную гражданскую службу, так и на службу в качестве сотрудника таможенных органов имеют лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственным языком Российской Федерации, а также способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 6 декабря 2012 г. №31 , специфика государственной гражданской службы РФ как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя порядок поступления на службу и ее прохождение, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требования о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей гражданской службы.
Таким образом, в статье 25.1 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» сказано, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет, что касается сотрудников таможенной службы, то у данной категории служащих предельный возраста чуть меньше и согласно статье 49 ФЗ N114, в зависимости от присвоенного звания варьируется с 50 до 60 лет.
Относительно вопроса продления службы, то государственные гражданские служащие могут продолжить свою работу на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы. В свою очередь, у сотрудников таможенной службы срок пребывания по достижению предельного возраста может быть продлен в каждом конкретном случае до пяти лет.
Этап поступления на службу для государственной гражданской службы, как мы сказали раннее, необходимы три условия: достижение совершеннолетнего возраста, владение государственным языком Российской Федерации, а также соответствие квалификационным требованиям.
Теперь поговорим о сотрудниках таможенной службы, которым при поступлении на службу необходимо предоставить перечень документов, перечисленных в статье 6 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». В указанной статье регламентировано, что гражданину, при поступлении на службу в таможенные органы нужно предоставить: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы об образовании и о квалификации; медицинское заключение о состоянии здоровья; автобиографию; данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства своих родственников.
Исходя из приведенного перечня документов следует, что в случае, если кандидат подходит по всем критериям, то с ним оговариваются условия приема и подписанный с руководителем лист согласования передается в кадровую службу, которая подготавливает пакет документов для приема на службу.
По итогам проделанной работы с кандидатом, поступающим на службу в таможенные органы на должность сотрудника с испытательным сроком не более шести месяцев, назначается приказом таможенного органа на выбранную должность сначала стажером без заключения контракта и присвоения специального звания.
В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания, в котором отражены основные мероприятия, сроки, место проведения, а также может быть указано время обучения, порядок и сроки выполнения практических заданий, проведение собеседования и другие мероприятия.
По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности.