Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности познавательного деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью исследования: изучение особенностей познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Теоретико-методологической базой исследования являются: - Исследования в области общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи Филичева, Т.Б., Чиркина, Г. В., Бардышева, Т.Ю., Моносова, Е.Н. - Принципы логопедии рассматриваются в трудах Р. Е. Левиной. В процессе работы использовались следующие теоретические методы исследования анализ, синтез, изучение, обобщение и систематизация литературы.
Введение

Актуальность исследования. Проблема формирования и развития познавательных интересов в педагогике и психологии, как показывают исследования, рассматривалась с давних времен. Педагогическая практика постоянно подтверждает, что процесс воспитания и обучения проходит эффективнее, если дети проявляют познавательные интересы. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность – познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированность других психических функций. Познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление) составная часть в любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Исследования многих педагогов и психологов, таких как Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Т.А. Куликова и др. аргументировали, что познавательные интересы развиваются в социальных условиях и складываются в процессе жизнедеятельности человека [Божович, Л.И. Москва:, Воронеж:, 1997, 349 с.] Познавательные ценности формируются у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными, деятельностно-ориентированными принципами в дошкольном образовательном учреждении. Анализируя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) необходимо выделить один из важнейших принципов – развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в различных видах деятельности, прежде всего, в форме игры или в процессе реализации деятельности познавательного и исследовательского характера [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]. Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе. Нарушение в речевом развитии детей, такие как фонетико-фонологические недоразвитие и общее недоразвитие речи чаще всего рассматриваются, как нарушение в общении, однако данные отклонения в речевом развитии накладывают отпечаток на формирование всей психической жизни ребенка, в том числе и на развитие познавательной деятельности, которая неосуществима без речевого сопровождения. Необходимость поиска путей решения наталкивает на обращение внимания к первичному окружению, с которым знакомится ребенок, именно поэтому большое внимание уделяется миру предметов, который окружает ребенка с рождения. Поэтому на фоне современных тенденций развития дошкольного образования и требований государственного образовательного стандарта, проблема формирования познавательных интересов представляется особенно актуальной и в настоящее время мало изучена, недостаточно методических разработок для воспитателей детских садов по данной проблеме. Выделенные положения позволили определить актуальность проблемы исследования по изучению особенностей познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Содержание

ГЛОССАРИЙ 3 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 7 1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 13 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15 2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15 2.2. ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 26 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Список литературы

1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников, практикум по психодиагностике. Москва: Издательство «Речь», 2005, 293 с. 2. Белякова, Л. И., Филатова, Ю.О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции. Дефектология. Москва: Издательство ООО «Школьная пресса», 2007, № 4. С. 3-9. 3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва:, Воронеж:, 1997, 349 с. 4. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. Москва: Педагогика, 1990, 183 с. 5. Волкова, Л.С, Исмаилова С.Р. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией. Дети с проблемами в развитии. - 2004.- № 1 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр. – Москва: Лабиринт, 1999, 352 с. 7. Денисова, О.А., Захарова, Т.В., Леханова, О.Л. Детская логопсихология. Учебник для высших учебных заведений. Москва: Издательство «ВЛАДОС», 2018, 159 с. 8. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Москва: Медицина, 1979, 418 с. 9. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999, 158 с. 10. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. Москва: Просвещение, 1992, 95 с. 11. Матасов, Ю. Т. Психические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. Л., 1981, 196 с. 12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. Москва: 2006, 608 с. 13. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. Москва: Просвещение, 1967 URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-53.shtml (Дата обращения 28.05.2020) 14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 15. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва: МОСУ, 2007, 96 с. 16. Педагогический терминологический словарь. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006, 514 с. 17. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника. Москва: «Педагогика», 1977, 272 с. 18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с. 19. Рябцева, С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. Москва: «Скрипторий 2003», 2011, 152 с. 20. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль: Академия развития 2003, 113 с. 21. Семаго, М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. Москва: АРКТ И, 2014. 66с 22. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Москва: Классикс стиль. 2003, 160 с. 23. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 147 с. 24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: официальный сайт. Москва. URL: https://fgos.ru/#e6c791b71fb2f0482 (дата обращения 26.05.2020) 25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 48. «Закон «Об образовании в РФ». [Сайт]. Российская Федерация. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-5/statya-48 26. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Москва: ГНОМ и Д, 2000. – 128 с. 27. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст]. Москва: 2007. — 100 с. 28. Хватцев, М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками уч. для пед. Институтов. Москва: 1937, 244 с. 29. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для студ. высших и средних специальных пед. учеб. завед. В 2 тт. Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с. 30. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва: Просвещение, 2009, 275 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ Развитие речи у детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества. Под компонентами речевой системы будем понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую культуру речи и связную речи. Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи. Так фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативных способностей человека. Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемых дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарь активный – совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный – совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует речи. Определенную роль играет грамматический строй речи – это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование, следующее речевой системы связной речи. Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей. Общим недоразвитием речи (ОНР) называется речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. К более легким речевым дефектам можно отнести неярко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР, НОНР) - нарушение одно или нескольких компонентов языковой системы (например, нарушение слоговой структуры в многосложных словах, в речи неправильно используются сложные предлоги: из-под, из-за; при наличии простой фразы ребенок не пользуется сложными предложениями и т.д.). Существуют случаи и задержки речевого развития (ЗРР) - дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей. Поэтому для правильной и своевременной коррекции речевых нарушений важно отличать ОНР от других состояний как более легких, например, ЗРР, обычно не относящегося к ОНР, так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Формирование правильной, бездефектной речи у детей невозможно без коррекционно-воспитательной работы - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе. Частью этой важной работы является коррекция произношения - исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм. Такая коррекционная работа предусматривается при работе с детьми с ОНР. Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект. 1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [«Закон «Об образовании в РФ», ст.48]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из основных направлений (сфер) является познавательное развитие: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и многообразии стран и народов мира» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования]. Следует упомянуть, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться о формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей. У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень познавательной деятельности. Психические процессы как: восприятие, внимание, память, мышление, имеют свои особенности. Поэтому, для того чтобы понять причину ОНР необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо рассматривать каждый психический процесс в отдельности. Восприятие: у детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительного восприятия проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, отсутствие связи слова со зрительным образом предмета. Пространственное восприятие имеет свои особенности, в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей. Внимание: характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет, тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Однако при имеющихся трудностях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Проводя исследования, Юсупова Г.Х. выявила, что дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики. Детям с ОНР гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, и это требует повторения инструкции, уточнения, подсказки. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач. Задания выполняются с большим количеством ошибок, которые не всегда видят и исправляют. Память: у детей с ОНР характеризуется снижением слуховой памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Низкий уровень отсроченного воспроизведения, связан с низким уровнем переосмысления данной информации. Относительно сохранны возможности логического запоминания, хорошо развита моторная память. Мышление: у детей с ОНР на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях. Обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, следовательно, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Также дети с ОНР имеют отставание в развитии словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, снижении скорости и ловкости. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, общее недоразвитие мелкой моторики. У детей с общим нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Часто у детей с ОНР выявляют характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что часть детей имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Выявленные особенности познавательной деятельности при ОНР ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода выработка единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-педагогических задач. Таким образом, изучив познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что выявленные особенности познавательной деятельности при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода, который предполагает выделение в структуре нарушения как речевой, так и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта. ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ Под общим недоразвитием речи понимают речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дошкольное детство - большой и ответственный период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для овладения знаниями и способами познания, но в то же время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководителе. Принципиально иной становится и сфера деятельности. Интенсивно развивается и сфера общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам, дошкольник осваивает и более сложные - внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, а также взаимодействие со сверстниками. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Осматривая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, ребенок с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Через отношения с взрослым интенсивно развивается способность идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями и т. д. Творческая ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника. Таким образом, у детей с общим нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Часто у детей с ОНР выявляют характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что часть детей имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Выявленные особенности познавательной деятельности при ОНР ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода Выработка единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-педагогических задач. ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Изучение литературных данных показало, что у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные характеристики, несмотря на то, что у каждого дефекта своя причина возникновения. Одной из ведущих характеристик является то, что ребенок начинает говорить позднее, чем его сверстники: первые слова проявляются к трем-четырем, а иногда к пяти годам его речь не грамотна и недостаточно фонетически оформлена. Отставание экспрессивной речи является самым явным признаком недоразвития при относительно неплохом, как кажется многим, понимания обращенной речи. Речь таких детей достаточно сложно понять [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.]. При этом следует всегда помнить о том, что дети с ОНР так же как и все дети в норме имеют обычные сроки развития понимания обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.]. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [Понятийно-терминологический словарь логопеда]. Исходя из определения, было принято условное разделение на уровни развития. Общими основаниями являются: заметное отставание в темпе возникновения обращенной речи, суженный словарный запас, речевые аграмматизмы, недостатки звукопроизношения и фонематических процессов. Степень выраженности перечисленных отклонений различна [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.]. По выраженности тяжести проявления дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи. Характеристикой каждого уровня является определенная пропорция соотношения исходного дефекта и его последующих проявлений, отрицательно сказывающихся на формировании и развитии всех речевых компонентов. Как уже было изложено выше, впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. В 1969 году Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов [Р.Е. Левина. Москва: Просвещение, 1967]. Причинами возникновения ОНР могут быть различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном развитии, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей). У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей I группы - имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. Отмечаемые малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения У детей II группы - общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенотический энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg