ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Развитие речи у детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества. Под компонентами речевой системы будем понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую культуру речи и связную речи. Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи.
Так фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативных способностей человека.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемых дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарь активный – совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный – совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует речи. Определенную роль играет грамматический строй речи – это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование, следующее речевой системы связной речи. Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
Общим недоразвитием речи (ОНР) называется речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
К более легким речевым дефектам можно отнести неярко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР, НОНР) - нарушение одно или нескольких компонентов языковой системы (например, нарушение слоговой структуры в многосложных словах, в речи неправильно используются сложные предлоги: из-под, из-за; при наличии простой фразы ребенок не пользуется сложными предложениями и т.д.).
Существуют случаи и задержки речевого развития (ЗРР) - дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей. Поэтому для правильной и своевременной коррекции речевых нарушений важно отличать ОНР от других состояний как более легких, например, ЗРР, обычно не относящегося к ОНР, так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта.
Формирование правильной, бездефектной речи у детей невозможно без коррекционно-воспитательной работы - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе. Частью этой важной работы является коррекция произношения - исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм. Такая коррекционная работа предусматривается при работе с детьми с ОНР.
Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект.
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [«Закон «Об образовании в РФ», ст.48].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из основных направлений (сфер) является познавательное развитие: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и многообразии стран и народов мира» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования].
Следует упомянуть, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться о формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей. У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень познавательной деятельности. Психические процессы как: восприятие, внимание, память, мышление, имеют свои особенности. Поэтому, для того чтобы понять причину ОНР необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо рассматривать каждый психический процесс в отдельности.
Восприятие: у детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительного восприятия проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, отсутствие связи слова со зрительным образом предмета. Пространственное восприятие имеет свои особенности, в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.
Внимание: характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет, тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Однако при имеющихся трудностях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Проводя исследования, Юсупова Г.Х. выявила, что дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.
Детям с ОНР гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, и это требует повторения инструкции, уточнения, подсказки. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач. Задания выполняются с большим количеством ошибок, которые не всегда видят и исправляют.
Память: у детей с ОНР характеризуется снижением слуховой памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Низкий уровень отсроченного воспроизведения, связан с низким уровнем переосмысления данной информации. Относительно сохранны возможности логического запоминания, хорошо развита моторная память.
Мышление: у детей с ОНР на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях. Обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, следовательно, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.
Также дети с ОНР имеют отставание в развитии словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, снижении скорости и ловкости. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, общее недоразвитие мелкой моторики.
У детей с общим нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Часто у детей с ОНР выявляют характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что часть детей имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Выявленные особенности познавательной деятельности при ОНР ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода выработка единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-педагогических задач.
Таким образом, изучив познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что выявленные особенности познавательной деятельности при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода, который предполагает выделение в структуре нарушения как речевой, так и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Под общим недоразвитием речи понимают речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дошкольное детство - большой и ответственный период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для овладения знаниями и способами познания, но в то же время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководителе. Принципиально иной становится и сфера деятельности. Интенсивно развивается и сфера общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам, дошкольник осваивает и более сложные - внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, а также взаимодействие со сверстниками. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Осматривая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, ребенок с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Через отношения с взрослым интенсивно развивается способность идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями и т. д. Творческая ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника.
Таким образом, у детей с общим нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Часто у детей с ОНР выявляют характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что часть детей имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Выявленные особенности познавательной деятельности при ОНР ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода Выработка единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-педагогических задач.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучение литературных данных показало, что у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные характеристики, несмотря на то, что у каждого дефекта своя причина возникновения. Одной из ведущих характеристик является то, что ребенок начинает говорить позднее, чем его сверстники: первые слова проявляются к трем-четырем, а иногда к пяти годам его речь не грамотна и недостаточно фонетически оформлена. Отставание экспрессивной речи является самым явным признаком недоразвития при относительно неплохом, как кажется многим, понимания обращенной речи. Речь таких детей достаточно сложно понять [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.].
При этом следует всегда помнить о том, что дети с ОНР так же как и все дети в норме имеют обычные сроки развития понимания обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.].
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [Понятийно-терминологический словарь логопеда].
Исходя из определения, было принято условное разделение на уровни развития. Общими основаниями являются: заметное отставание в темпе возникновения обращенной речи, суженный словарный запас, речевые аграмматизмы, недостатки звукопроизношения и фонематических процессов. Степень выраженности перечисленных отклонений различна [Л.С.Волкова и В.И.Селиверстова Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 656с.]. По выраженности тяжести проявления дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи. Характеристикой каждого уровня является определенная пропорция соотношения исходного дефекта и его последующих проявлений, отрицательно сказывающихся на формировании и развитии всех речевых компонентов.
Как уже было изложено выше, впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. В 1969 году Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов [Р.Е. Левина. Москва: Просвещение, 1967].
Причинами возникновения ОНР могут быть различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном развитии, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей).
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы.
У детей I группы - имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. Отмечаемые малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения
У детей II группы - общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенотический энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.