1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Характеристика понятия «многодетная семья» в литературе
Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, которые по-разному толкуют понятие «семья».
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [56]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту [37].
Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [47].
По мнению Л.А. Колпаковой, семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [28].
Г.Ф. Шершеневич указывал: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих». При этом он особо подчеркивал, что «физический и нравственный склад семьи создается помимо права... Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» [18].
Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [10].
Социолог А.Г. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [62].
А.Г. Харчев особо подчеркивает существенные основные элементы семьи:
1. социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации;
2. наличие в семье качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных социальных образований (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность);
3. существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с организованной формой воспроизводства жизни.
Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье [62].
Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.
В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [64].
Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы: родственные или брачные связи между ее членами; общность быта; особые эмоциональные, этические, правовые отношения; пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают); максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.
Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений [14]
Согласно психологической энциклопедии, семья – это группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей [46].
Русский психолог А. И. Захаров определил семью как малую группу, степень сплоченности которой определяется вовлеченностью ее членов в общие дела. При этом подчеркивал, что семья - единственная группа, которая разрастается не за счет приема в нее новых членов группы по увлечениям или интересам, а в результате рождения в ней детей [20].
С точки зрения социолога А.И. Антонова, семья характеризуется присутствием триединства отношений: супружество – родительство – родство. А выпадение одного из этих звеньев ведет к фрагментарности семьи. Сюда относятся: женатые пары без детей, овдовевшие супруги, проживающие с детьми или без взрослых детей [1] .
В педагогическом энциклопедическом словаре семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью и выполняют специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей) [41].
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.
Семья, согласно мнению С.В. Ковалева, – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль [26]. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.
Согласно точки зрения Л.Д. Столяренко, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна [54].
О.В. Солодянкина отмечает, что семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального воздействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: 1) в результате целенаправленного процесса воспитания; 2) по механизму социального научения [52].
По мнению Е.П. Арнаутовой, задачи семьи состоят в следующем: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально- экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей полезным прикладным наукам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» [2].
Среди основных принципов семейного воспитания Е.И. Артамонова выделяет следующие: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях [3].
Г.Т. Хоментаускас отмечает, что содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессии, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессиям, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание и т.д. [63].
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
С психолого-педагогических позиций в семейном воспитании выделяют различные функции. Так, И.В. Гребенников выделяет 2 функции семейного воспитания:
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. В этом случае семья является посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семейный коллектив оказывает определенные воздействия на каждого члена семьи [12].
Как видно, из приведенных выше определений, единого понятия «семья» не существует.
В нашем исследовании мы будем использовать определение С.В. Ковалева, который под семьей понимает особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль [26].
Современные исследователи для определения типов семей используют различные классификации, критериями которых выступают: форма брака, состав семьи, тип главенства семьи, место и тип проживания, стаж супружеской жизни, социальная однородность и другие. В рамках данной работы остановимся на таком критерии как количество детей в семье. По количеству детей выделяют такие семьи, как бездетная семья, малодетная (1-2 ребенка), многодетная (3 и более детей). В нашей работе объектом является многодетная семья.
В современных условиях к многодетной относят семью, имеющую троих и более детей. Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной. Так, социологи А.И. Антонов и В.М. Медков называют многодетной семью, в которой пять или более детей, но в практике социальной работы обычно многодетной считаются семьи, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет [1].
В современном экономическом словаре Б.А. Райзберга многодетная семья определяется в демографическом, социологическом, экономическом понимании, как семья с числом детей более 4 – 5 человек. С обыденной точки зрения это семья, число детей которой больше обычного, среднего, принятого нормами, обычаями, правилами социального поведения. В РФ в условиях сложной жизненной ситуации многодетными считаются семьи с 3 и более детьми. С точки зрения демографии именно многодетные семьи определяют высокий темп воспроизводства населения [48].
Е.Ф. Ачильдиева предлагает понимать многодетную семью так: «это семья, которая имеет трех и более детей» [7].
Н.В. Зверева пишет, что многодетная семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни [21].
В педагогической науке выделяется комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий многодетных семей, различающихся по уровню их социальной адаптации к современным условиям жизни [22]:
– благополучные многодетные семьи. Такие семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития;
– многодетные семьи как группа риска. Такие семьи характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, семья, имеющая детей-инвалидов и т.п., в результате этих факторов снижаются адаптивные способности этих семей. Эти семьи справляются с задачами воспитания детей с большим напряжением своих сил;
– неблагополучные многодетные семьи. Как отмечает И.Ф. Дементьева, неблагополучная семья – семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми. Родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми [13];
– асоциальные многодетные семьи. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия [22].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее стабильной в своем развитии является благополучная многодетная семья. Такая многодетная семья хорошо справляется в плане самообеспечения, решает задачи по нормальному развитию детей и сохранению здоровья всех членов семьи.
Таким образом, в изученной нами литературе ученые различных направлений дают свое понимание сущностных характеристик понятия «семья». На наш взгляд, семья – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Многодетная семья в нашем исследовании понимается как семья, имеющая троих и более детей до 16 летнего возраста, совместно проживающие, имеющие общий быт, взаимные права и обязанности, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
1.2 Социальные и психолого-педагогические особенности многодетных семей
В многодетных семьях возникают особые, специфичные условия, которые небезразличны для развития психики ребенка и формирования его личности. Многодетная семья богата разнообразными связями среди детей, происходит обогащение жизненного опыта благодаря примеру старших братьев(сестер) и заботе о младших [17]. Это имеет большое значение для формирования личности.
В исследовании О.А. Беньковой представлена классификация типов многодетных семей. Во-первых, это семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше. Во-вторых, выделяются семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей, это произошло, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений. В-третьих, многодетная семья может образоваться в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети. В-четвертых, выделяются многодетные семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, в результате беспорядочного образа жизни, состояния алкогольного или наркотического опьянения. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот [7].
В зарубежных психологических исследованиях представленные результаты подтверждают, что количество детей в семье, порядок их рождения влияют на развитие не только индивидуальных, но и умственных особенностей детей. Эти показатели семьи оказываются важнейшими факторами, влияющими на становление психологической индивидуальности ребенка и его неординарности, оказывая не только благоприятное, но и выраженное негативное влияние на его развитие.
Влияние родителей в многодетных семьях проявляется не столько в прямых воспитательных воздействиях, сколько в создании общего морального, эмоционального и социально-психологического климата семьи. Это составляет благоприятный общий фон изначального развития детей, формирование коммуникативных качеств личности. Такая семья максимально продуктивно использует так называемый эффект семейного созвездия. Показательно, что даже дети с задержками в психическом развитии и дидактически запущенные, попадая в такие семьи, через некоторое время делают заметный скачок в своем развитии, довольно быстро приближаются к норме [31].
Многие педагоги полагают, что многодетная семья лучше выполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, в основном, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Очевидно, что в большой семье легче интегрировать в сознание и поведение детей сложные нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, в семье ребенок приобретает коммуникативные умения и навыки, опыт человеческого взаимопонимания, профессионального самоопределения. В семье формируется нравственный облик и характер ребенка, складывается его отношение к людям и окружающей действительности [43].
В исследованиях Р.В. Овчаровой в качестве основных характеристик многодетной семьи выделены центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. Даже если родители в такой семье мало занимаются воспитанием детей, недостаток родительского внимания в некоторой степени компенсируется усилением взаимодействия детей друг с другом. Кроме того, автор отмечает, что дети из многодетных семей оказываются более успешными по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны, причем специального развития этого качества не требуется, потому, как оно формируется, само собой [36].
Несмотря на то, что все члены больших семей чаще всего сплоченнее, внимательней относятся друг к другу, отношение родителей к разным детям становится однообразным, т.е. в процессе воспитания родители не учитывают индивидуальные различия и потребности детей. Многодетные родители менее заинтересованы в школьных успехах детей, редко помогают им преодолевать трудности в обучении, чем родители единственного ребенка [17].
Т.Б. Малистова, А.Н. Сухов считают, что многочисленность детей является препятствием проявления уникальных, присущих каждому ребенку многодетной семьи возможностей в зависимости от разной возрастной позиции [33].
Л. Прокофьева отмечает, что в многодетных семьях у родителей по отношению к своим детям присутствуют низкий уровень требований, низкий уровень контроля за поведением детей, а также непоследовательность и непостоянство в требованиях, применении наказаний и поощрений [45].
Отсутствие оптимального контроля может отрицательно влиять на обучение и воспитание ребенка, привести к автономии ребенка и вседозволенности. Низкий уровень требований со стороны родителей может проявиться в высокой агрессивностью ребенка, неконтролируемостью своих побуждений, а также незрелостью [9].
М.В. Сафронова, Е.В. Гаврилова отмечают, что у мальчиков, воспитывающихся в многодетных семьях, больше эмоциональных проблем. У девочек – больше проблем поведения [49].
Однако, в исследовании А.В. Кривова говорится о том, что автономность детей в многодетной семье менее выражена по сравнению с детьми из малодетных семей. Родители сохраняют с ребенком адекватную дистанцию в отношениях, оставляя ребенку возможность для проявления самостоятельности в жизни [29].
Наряду с этим многодетным родителям чаще присуще принятие ребенка таким, какой он есть, стремление к сотрудничеству с детьми и быть с ними в отношениях на равных. Также возможно, что с каждым последующим ребенком родители будут становиться более авторитарными, их требования дисциплины будут ужесточаться [14].
Т.Б. Малистова и А.Н. Сухов в своей статье говорят о том, что родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью, более успешно выдерживают стрессы, легче преодолевают жизненные трудности [33].
В тоже время исследователями отмечены и проблемы воспитания детей в многодетной семье.
Исследования Г. Гетцер показали, что дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях и хуже сверстников решают школьные задачи. Чем меньше размер семьи, тем больше вероятность, что дети будут учиться на «4» и «5» [16].
В исследовании Л.В. Петуховой и Т.А. Степченко выявлено, что у основной массы из многодетных семей школьная, самооценочная и общая тревожность проявляются на высоком уровне, наиболее выражена самооценочная тревожность, самооценка соответствует среднему уровню [42].
В исследованиях Г.Ж. Каракеева и О.С. Пасторовой было выявлено, что дети различных возрастных групп из многодетных семей достоверно отстают от детей из малодетных семей по всем количественным и качественным показателям физического развития, уровень здоровья в многодетных семьях значительно ниже, чем в малодетных [40].
Низкий показатель здоровья детей из многодетных семей является следствием разных причин. Так, каждая последующая беременность многодетной матери подвержена некоторым рискам и осложнениям: усталость, невозможность восстановиться после родов, снижение репродуктивного здоровья. Возраст матери также имеет значение. Так, третьи, четвертые и последующие роды повышают вероятность осложнений беременности и риск рождения детей с генетической патологией [31].
Низкие показатели здоровья детей также могут быть вызваны поздней обращаемостью родителей за медицинской помощью в случае болезни ребенка, самолечением, отсутствием возможности осуществлять профилактические оздоровительные мероприятия в домашних условиях, невнимательным отношением к здоровью собственных детей вследствие различных причин [50].
Помимо этого, известно, что частота инвалидности детей в таких семьях выше почти в 1,5 раза [31]. Состояние здоровья и психологического развития детей из многодетных семей характеризуется наличием разнообразного круга проблем, в значительной мере определяющихся уровнембедности семей, отсутствием необходимой экономической, социально-психологической и медицинской поддержки их в трудных жизненных ситуациях [22].
Л.Л. Баландина отмечает среди особенностей многодетных семей недостаточное внимание к каждому ребенку. Несмотря на принятие своих детей, многодетные родители нередко проявляют авторитарный стиль общения, формальность и однообразие в отношениях с разными детьми [5].
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, которые могут возникнуть в многодетной семье, существуют и положительные стороны воспитания детей в таких семьях. Многодетная семья богата разнообразными внутрисемейными связями, что обеспечивает возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, с разными интересами и характерами. Это имеет большое значение для формирования личности каждого ребенка в многодетной семье, для подготовки к вступлению в социальную деятельность, а также к выполнению будущих супружеских и родительских ролей. Воспитания в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и братьями и сестрами. Большое количество детей оказывает скрепляющее воздействие на всю семью. Считается, что в большой семье ребенок получает большую возможность устанавливать отношения с братьями и сестрами разных возрастов, что обогащает и увеличивает его коммуникативные навыки, умение заботиться, учитывать интересы и предпочтения других людей [4].
Исследование Г.Р. Позовой показывает, что по шкале «положительные отношения» более высокие баллы имеют многодетные семьи, а более низкие –малодетные [43]. Дети, рассматривая себя в многодетной семье не только как ребенка, а также как брата или сестру, могутт обладать следующими личностными характеристиками: толерантное отношение к мнению другого, умение сотрудничать и уступать. Детям, воспитывающимся в многодетной семье, легче преодолевать нормативные возрастные кризисы. В многодетных семьях дети быстрее учатся взаимопониманию и взаимовыручке, а также они более социализированы [58].