Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие педагогов в ДО с многодетными семьями

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2021
Объем работы: 67 стр. Количество приложений: – 1 Количество таблиц: 2 Количество использованных источников: 64 Ключевые слова: взаимодействие, взаимодействие педагогов, Взаимодействие педагогов ДОО с многодетными семьями. Объект исследования – процесс взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Предмет исследования – формы взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Цель исследования – разработать и реализовать формы взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Теоретико-методологическую основу исследования составили: ? положение о феномене семейной социализации ребенка и теории значимых отношений (А.И. Антонов, А.И. Кравченко, В.М. Медков, В.Н. Мясищев и др.); ? положения о психолого-педагогических основах детско-родительских отношений (Е.И. Артамонова, И.В. Гребенников, О.Л. Зверева и др.); ? положения о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Ю.П. Азаров, К. Белая, О.Л. Зверева, О.В. Солодянкина и др.); ? положение о социально-педагогической деятельности дошкольного учреждения как открытого социально-воспитательного института (А.К. Бруднов, М.Б Коваль, Ю.В. Козлова, А.Б. Фомина и др.). Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических основ по проблеме взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Практическая значимость состоит в реализации форм и составлении психолого-педагогических рекомендаций по проблеме взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Рекомендации по внедрению: создание фокус-группы позволяет решить актуальные проблемы многодетных семей по воспитанию детей и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Область применения: дошкольное образование. Прогнозные предложения о развитии предмета исследования: взаимодействие педагогов в ДО с многодетными семьями будет проходить эффективнее при реализации выделенных педагогических условий.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития образования общепризнанна первостепенная роль семьи в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам взаимодействия образовательной организации семьи. В исследованиях Л.Я.Верба, Е.А. Галко, И.С. Кона, Л.Р. Мироновой, Р.В. Овчаровой, И.А. Стародубцевой и др. определены ценности семьи, ее основные функции, подходы к взаимодействию с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями. Необходимость взаимодействия общественного и семейного воспитания предусмотрена государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации. В документе подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьей. Одна из главных задач стандарта направлена на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [59]. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольной образовательной организации. Семью как психологическую систему рассматривали Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова и другие. Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, С.А.Козлова, Т.А. Куликова изучали педагогические положения о семье как воспитательной системе. Взаимодействие образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой рассмотрены в работах Ю.П.Азарова, К. Белой, О.Л. Зверевой, О.В. Солодянкиной и других. Психолого-педагогические исследования Н.Н. Абашиной, О.С. Бажановой Т. Дороновой и других показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. На сегодняшний день в свете увеличившегося количества многодетных семей, перед дошкольной образовательной организацией встает необходимость учитывать в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями особенности и существующие различия в интересах и реальных запросах многодетных родителей и родителей с одним или двумя детьми. Специфика воспитания детей в многодетной семье актуализирует проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с многодетными семьями и требует особого подхода к ее решению. Актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Взаимодействие педагогов ДОО с многодетными семьями». Объект работы – процесс взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Предмет исследования – формы взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Цель исследования – разработать и реализовать формы взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Раскрыть характеристику понятия «многодетная семья» в литературе. 2. Изучить особенности многодетных семей в практике ДОО. 3. Описать и реализовать формы взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями в деятельности дошкольного образовательного учреждения. 4. Представить психолого-педагогические рекомендации по проблеме взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта; анкетирование; проектирование. Теоретико-методологическую основу исследования составили: – положение о феномене семейной социализации ребенка и теории значимых отношений (А.И. Антонов, А.И. Кравченко, В.М. Медков, В.Н. Мясищев и др.); – положения о психолого-педагогических основах детско-родительских отношений (Е.И. Артамонова, И.В. Гребенников, О.Л. Зверева и др.); – положения о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Ю.П. Азаров, К. Белая, О.Л. Зверева, О.В. Солодянкина и др.); – положение о социально-педагогической деятельности дошкольного учреждения как открытого социально-воспитательного института (А.К. Бруднов, М.Б Коваль, Ю.В. Козлова, А.Б. Фомина и др.). Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических основ по проблеме взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями. Практическая значимость состоит в реализации форм и составлении психолого-педагогических рекомендаций по проблеме взаимодействия педагогов ДОО с многодетными семьями.
Содержание

Введение 7 1 Теоретические основы проблемы взаимодействия педагогов доо с многодетными семьями 10 1.1 Характеристика понятия «многодетная семья» в литературе 10 1.2 Социальные и психолого-педагогические особенности многодетных семей 18 1.3 Технологические подходы к взаимодействию педагогов доо с многодетными семьями 25 2 Экспериментальная работа по проблеме взаимодействия педагогов доо с многодетными семьями 39 2.1 Изучение особенностей многодетных семей в практике доо 39 2.2 Описание форм взаимодействия педагогов доо с многодетными семьями 46 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по проблеме взаимодействия педагогов доо с многодетными семьями 55 Заключение 58 Список использованных источников 6
Список литературы

1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М. : Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2016. – 67 с. 2. Арнаутова, Е.П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи – стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 1. – С. 4-13. 3. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – 6-е изд. – М.: Академия, 2017. – 192 с. 4. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России: учебное пособие / Е.Ф. Ачильдиева. – М.: ДГПУ, 2016. – 168 с. 5. Баландина, Л.Л. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] / Л.Л. Баландина, Е.А. Силина // Электронный журнал «Психологические исследования». – Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2010n4-12/344-balandina-silina12 6. Безруких, М.М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М.М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : Дрофа, 2018. – 100 с. 7. Бенькова, О.А. Исследование отношений сиблингов в семье [Электронный ресурс] / О.А. Бенькова. – Режим доступа: http: sociosphera.com/publication/conference/2012/154/issledovanie_ otnoshenij_siblingov_v_seme/ 8. Богомолова, 3А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / 3.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 54–58. 9. Волчок, В.П. Проблема взаимодействия родителей с детьми / В.П. Волчок // Вестник Витебского государственного университета. – 2015. – №3. – С. 76-78. 10. Глушкова, Е.А. Концепция семейно-брачных отношений в творчестве Н.А. Бердяева [Электронный ресурс] / А.Е. Глушкова. – Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/text/glushkova_118_124_127.pdf 11. Головинова, Г.Н. Семья – забота общая / Г.Н. Головинова. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. – 136 с. 12. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2015. – 189 с. 13. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Электронный ресурс] / И.Ф. Дементьева. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/500/704/1217/018Dementeva.pdf 14. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицына. – М.: Владос, 2016. – 327 с. 15. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 49-55. 16. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 176 с. 17. Думитрашку, Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье / Т.А. Думитрашку. – М., 2016. – 157 с. 18. Желдыбина, Т.А. Доктрина Г. Ф. Шершеневича о праве и государстве / Т.А. Желдыбина. – М. : Юрлитинформ, 2017. – 221 с. 19. Загинайлова, А.В. Современные проблемы многодетных семей / А.В. Загинайлова : Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VI международной науч.- практ. конф. – Белгород. – 2014. – С. 139-141. 20. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.Захаров. – Санкт-Петербург: «Издательство союз», 2015. – 210 с. 21. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева : учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 340 с. 22. Зелинская, Д.И. Социальные аспекты здоровья детей в многодетных семьях (обзор литературы) / Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая, С.А. Рожковская // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 6. – С. 25-29. 23. Иванова, Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через Web-сайт / Л.А.Иванова // Управление ДОУ. – 2018. – №1. – С. 32 - 42. 24. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – 6-е изд. перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с. 25. Каракеев, Г.Ж. Состояние здоровья детей из многодетных семей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Бишкек, 2016. – 24 с. 26. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2018. – 207 с. 27. Кокорина, О.Р. Педагогическое содействие адаптации студентов к условиям профессионального образования / О.Р. Кокорина // СПО. – 2018. – № 12. – С. 88 - 90. 28. Колпакова, Л.А. Насилие в семье / Л.А. Колпакова. – Ярославль, 2017. – 232 с. 29. Кривов, А.В. Особенности социализирующих функций в многодетной семье / А.В. Кривов // Наука и Мир. – 2016. – №6 (34) – С.37-40. 30. Крылова Н.М Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с. 31. Лазуренко, С.Б. Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения / С.Б. Лазуренко, Н.В. Мазурова, Л.С. Намазова-Баранова // Российский педиатрический журнал. – 2016. – №2. – С. 51-57. 32. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2013. – 187 с. 33. Малистова, Т.Б. Детско-родительские отношения в многодетных семьях: теоретико-исторический аспект / Т.Б. Малистова, А.Н. Сухов. – Рязань, 2016. – 221 с. 34. Маркова, Т.А. Детский сад и семья / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с. 35. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. 36. Овчарова, Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2016. – 142 с.. 37. Ожегов, С.И. Толковый словарь рус. яз.: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2009. – 944 с. 38. Орлова, Ю.Е. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей – необходимое условие совершенствования системы дошкольного образования в России / Ю.Е. Орлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 39. – С. 8 - 15. 39. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 592 с. 40. Пасторова, О.С. Организационные подходы использования нетрадиционных методов лечения и оздоровления детей из многодетных семей / О.С. Пасторова // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2017. – С. 24-28. 41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2015. – 527 с. 42. Петухова, Л.П. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у подростков с различным уровнем тревожности, воспитывающихся в однодетных и многодетных семьях / Л.П. Петухова, Т.А. Степченко, Е.В. Елисеева, А.А. Зюзя // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. – Изд-во: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». – 2016. – № 51. – С.118-125. 43. Позова, Г.Р. Психологическое благополучие многодетных семей / Г.Р. Позова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5. – С. 133-136. 44. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с. 45. Прокофьева, Л. Многодетная семья (социальный портрет) / Л. Прокофьева // Социально-экономические исследования благосостояния, образа и уровня жизни населения города. – М.: ИСЭПН, 2016. – 165 с. 46. Психологическая энциклопедия : [пер. с англ.] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха ; науч. ред., пер. на рус. яз. А. А. Алексеева. - 2-е изд. – Москва [и др.] : Питер, 2018. – 1094 с. 47. Радлов, Э. Философский словарь: Логики, психологии, этики, эстетики и истории философии / Э. Радлов – М.: Книга по Требованию, 2015. – 284 с. 48. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ 49. Сафронова, М.В. Психическое здоровье и индивидуально-психологические особенности детей, воспитывающихся в многодетных семьях / М.В. Сафронова, Е.В. Гаврилова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: Изд-во: Российский государственный социальный университет, 2016. – С. 158-162. 50. Сенюшкин, А.Н. Факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи / А.Н. Сенюшкин, М.Н. Репецкая, М.Я. Подлужная. – Пермский медицинский журнал. – 2015. – №5. – С. 95-99. 51. Силина, Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей / Е.А. Силина // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 43-46. 52. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О.В. Солодянкина. – М., 2015. – 120 с. 53. Соснина, Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина // Человек и образование. – 2015. – № 4. – С. 25-29. 54. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2015. – 544 с. 55. Сучкова, Н.Н. Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника / Н.Н. Сучкова, Е.И. Арефьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2016. – С. 53-55. 56. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117 57. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М.Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развитияобразования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – 2016. – С. 71-74. 58. Тюлюш, С.Б. Методы воспитания в многодетной семье (на примере тувинской семьи) / С.Б. Тюлюш // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. – Кызыл. – 2015. – C. 41-42. 59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с. 60. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. – 2012. – №5976. 61. Фунтусова, О.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном воспитании дошкольников / О.М. Фунтусова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 8. – С. 36 - 41. 62. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. – М. : Центр социал. прогнозирования, 2017. – 339 с. 63. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2015. – 200 с. 64. Целуйко, В.М. Психология современной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – Москва : Владос, 2017. – 286 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 1.1 Характеристика понятия «многодетная семья» в литературе Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, которые по-разному толкуют понятие «семья». Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [56]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту [37]. Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [47]. По мнению Л.А. Колпаковой, семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [28]. Г.Ф. Шершеневич указывал: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих». При этом он особо подчеркивал, что «физический и нравственный склад семьи создается помимо права... Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» [18]. Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [10]. Социолог А.Г. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [62]. А.Г. Харчев особо подчеркивает существенные основные элементы семьи: 1. социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации; 2. наличие в семье качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных социальных образований (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); 3. существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с организованной формой воспроизводства жизни. Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье [62]. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм. В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [64]. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы: родственные или брачные связи между ее членами; общность быта; особые эмоциональные, этические, правовые отношения; пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают); максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений [14] Согласно психологической энциклопедии, семья – это группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей [46]. Русский психолог А. И. Захаров определил семью как малую группу, степень сплоченности которой определяется вовлеченностью ее членов в общие дела. При этом подчеркивал, что семья - единственная группа, которая разрастается не за счет приема в нее новых членов группы по увлечениям или интересам, а в результате рождения в ней детей [20]. С точки зрения социолога А.И. Антонова, семья характеризуется присутствием триединства отношений: супружество – родительство – родство. А выпадение одного из этих звеньев ведет к фрагментарности семьи. Сюда относятся: женатые пары без детей, овдовевшие супруги, проживающие с детьми или без взрослых детей [1] . В педагогическом энциклопедическом словаре семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью и выполняют специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей) [41]. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семья, согласно мнению С.В. Ковалева, – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль [26]. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Согласно точки зрения Л.Д. Столяренко, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна [54]. О.В. Солодянкина отмечает, что семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального воздействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: 1) в результате целенаправленного процесса воспитания; 2) по механизму социального научения [52]. По мнению Е.П. Арнаутовой, задачи семьи состоят в следующем: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально- экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей полезным прикладным наукам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» [2]. Среди основных принципов семейного воспитания Е.И. Артамонова выделяет следующие: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях [3]. Г.Т. Хоментаускас отмечает, что содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессии, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессиям, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание и т.д. [63]. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. С психолого-педагогических позиций в семейном воспитании выделяют различные функции. Так, И.В. Гребенников выделяет 2 функции семейного воспитания: 1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. В этом случае семья является посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. 2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семейный коллектив оказывает определенные воздействия на каждого члена семьи [12]. Как видно, из приведенных выше определений, единого понятия «семья» не существует. В нашем исследовании мы будем использовать определение С.В. Ковалева, который под семьей понимает особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль [26]. Современные исследователи для определения типов семей используют различные классификации, критериями которых выступают: форма брака, состав семьи, тип главенства семьи, место и тип проживания, стаж супружеской жизни, социальная однородность и другие. В рамках данной работы остановимся на таком критерии как количество детей в семье. По количеству детей выделяют такие семьи, как бездетная семья, малодетная (1-2 ребенка), многодетная (3 и более детей). В нашей работе объектом является многодетная семья. В современных условиях к многодетной относят семью, имеющую троих и более детей. Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной. Так, социологи А.И. Антонов и В.М. Медков называют многодетной семью, в которой пять или более детей, но в практике социальной работы обычно многодетной считаются семьи, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет [1]. В современном экономическом словаре Б.А. Райзберга многодетная семья определяется в демографическом, социологическом, экономическом понимании, как семья с числом детей более 4 – 5 человек. С обыденной точки зрения это семья, число детей которой больше обычного, среднего, принятого нормами, обычаями, правилами социального поведения. В РФ в условиях сложной жизненной ситуации многодетными считаются семьи с 3 и более детьми. С точки зрения демографии именно многодетные семьи определяют высокий темп воспроизводства населения [48]. Е.Ф. Ачильдиева предлагает понимать многодетную семью так: «это семья, которая имеет трех и более детей» [7]. Н.В. Зверева пишет, что многодетная семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни [21]. В педагогической науке выделяется комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий многодетных семей, различающихся по уровню их социальной адаптации к современным условиям жизни [22]: – благополучные многодетные семьи. Такие семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития; – многодетные семьи как группа риска. Такие семьи характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, семья, имеющая детей-инвалидов и т.п., в результате этих факторов снижаются адаптивные способности этих семей. Эти семьи справляются с задачами воспитания детей с большим напряжением своих сил; – неблагополучные многодетные семьи. Как отмечает И.Ф. Дементьева, неблагополучная семья – семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми. Родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми [13]; – асоциальные многодетные семьи. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия [22]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее стабильной в своем развитии является благополучная многодетная семья. Такая многодетная семья хорошо справляется в плане самообеспечения, решает задачи по нормальному развитию детей и сохранению здоровья всех членов семьи. Таким образом, в изученной нами литературе ученые различных направлений дают свое понимание сущностных характеристик понятия «семья». На наш взгляд, семья – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Многодетная семья в нашем исследовании понимается как семья, имеющая троих и более детей до 16 летнего возраста, совместно проживающие, имеющие общий быт, взаимные права и обязанности, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью. 1.2 Социальные и психолого-педагогические особенности многодетных семей В многодетных семьях возникают особые, специфичные условия, которые небезразличны для развития психики ребенка и формирования его личности. Многодетная семья богата разнообразными связями среди детей, происходит обогащение жизненного опыта благодаря примеру старших братьев(сестер) и заботе о младших [17]. Это имеет большое значение для формирования личности. В исследовании О.А. Беньковой представлена классификация типов многодетных семей. Во-первых, это семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше. Во-вторых, выделяются семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей, это произошло, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений. В-третьих, многодетная семья может образоваться в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети. В-четвертых, выделяются многодетные семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, в результате беспорядочного образа жизни, состояния алкогольного или наркотического опьянения. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот [7]. В зарубежных психологических исследованиях представленные результаты подтверждают, что количество детей в семье, порядок их рождения влияют на развитие не только индивидуальных, но и умственных особенностей детей. Эти показатели семьи оказываются важнейшими факторами, влияющими на становление психологической индивидуальности ребенка и его неординарности, оказывая не только благоприятное, но и выраженное негативное влияние на его развитие. Влияние родителей в многодетных семьях проявляется не столько в прямых воспитательных воздействиях, сколько в создании общего морального, эмоционального и социально-психологического климата семьи. Это составляет благоприятный общий фон изначального развития детей, формирование коммуникативных качеств личности. Такая семья максимально продуктивно использует так называемый эффект семейного созвездия. Показательно, что даже дети с задержками в психическом развитии и дидактически запущенные, попадая в такие семьи, через некоторое время делают заметный скачок в своем развитии, довольно быстро приближаются к норме [31]. Многие педагоги полагают, что многодетная семья лучше выполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, в основном, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Очевидно, что в большой семье легче интегрировать в сознание и поведение детей сложные нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, в семье ребенок приобретает коммуникативные умения и навыки, опыт человеческого взаимопонимания, профессионального самоопределения. В семье формируется нравственный облик и характер ребенка, складывается его отношение к людям и окружающей действительности [43]. В исследованиях Р.В. Овчаровой в качестве основных характеристик многодетной семьи выделены центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. Даже если родители в такой семье мало занимаются воспитанием детей, недостаток родительского внимания в некоторой степени компенсируется усилением взаимодействия детей друг с другом. Кроме того, автор отмечает, что дети из многодетных семей оказываются более успешными по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны, причем специального развития этого качества не требуется, потому, как оно формируется, само собой [36]. Несмотря на то, что все члены больших семей чаще всего сплоченнее, внимательней относятся друг к другу, отношение родителей к разным детям становится однообразным, т.е. в процессе воспитания родители не учитывают индивидуальные различия и потребности детей. Многодетные родители менее заинтересованы в школьных успехах детей, редко помогают им преодолевать трудности в обучении, чем родители единственного ребенка [17]. Т.Б. Малистова, А.Н. Сухов считают, что многочисленность детей является препятствием проявления уникальных, присущих каждому ребенку многодетной семьи возможностей в зависимости от разной возрастной позиции [33]. Л. Прокофьева отмечает, что в многодетных семьях у родителей по отношению к своим детям присутствуют низкий уровень требований, низкий уровень контроля за поведением детей, а также непоследовательность и непостоянство в требованиях, применении наказаний и поощрений [45]. Отсутствие оптимального контроля может отрицательно влиять на обучение и воспитание ребенка, привести к автономии ребенка и вседозволенности. Низкий уровень требований со стороны родителей может проявиться в высокой агрессивностью ребенка, неконтролируемостью своих побуждений, а также незрелостью [9]. М.В. Сафронова, Е.В. Гаврилова отмечают, что у мальчиков, воспитывающихся в многодетных семьях, больше эмоциональных проблем. У девочек – больше проблем поведения [49]. Однако, в исследовании А.В. Кривова говорится о том, что автономность детей в многодетной семье менее выражена по сравнению с детьми из малодетных семей. Родители сохраняют с ребенком адекватную дистанцию в отношениях, оставляя ребенку возможность для проявления самостоятельности в жизни [29]. Наряду с этим многодетным родителям чаще присуще принятие ребенка таким, какой он есть, стремление к сотрудничеству с детьми и быть с ними в отношениях на равных. Также возможно, что с каждым последующим ребенком родители будут становиться более авторитарными, их требования дисциплины будут ужесточаться [14]. Т.Б. Малистова и А.Н. Сухов в своей статье говорят о том, что родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью, более успешно выдерживают стрессы, легче преодолевают жизненные трудности [33]. В тоже время исследователями отмечены и проблемы воспитания детей в многодетной семье. Исследования Г. Гетцер показали, что дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях и хуже сверстников решают школьные задачи. Чем меньше размер семьи, тем больше вероятность, что дети будут учиться на «4» и «5» [16]. В исследовании Л.В. Петуховой и Т.А. Степченко выявлено, что у основной массы из многодетных семей школьная, самооценочная и общая тревожность проявляются на высоком уровне, наиболее выражена самооценочная тревожность, самооценка соответствует среднему уровню [42]. В исследованиях Г.Ж. Каракеева и О.С. Пасторовой было выявлено, что дети различных возрастных групп из многодетных семей достоверно отстают от детей из малодетных семей по всем количественным и качественным показателям физического развития, уровень здоровья в многодетных семьях значительно ниже, чем в малодетных [40]. Низкий показатель здоровья детей из многодетных семей является следствием разных причин. Так, каждая последующая беременность многодетной матери подвержена некоторым рискам и осложнениям: усталость, невозможность восстановиться после родов, снижение репродуктивного здоровья. Возраст матери также имеет значение. Так, третьи, четвертые и последующие роды повышают вероятность осложнений беременности и риск рождения детей с генетической патологией [31]. Низкие показатели здоровья детей также могут быть вызваны поздней обращаемостью родителей за медицинской помощью в случае болезни ребенка, самолечением, отсутствием возможности осуществлять профилактические оздоровительные мероприятия в домашних условиях, невнимательным отношением к здоровью собственных детей вследствие различных причин [50]. Помимо этого, известно, что частота инвалидности детей в таких семьях выше почти в 1,5 раза [31]. Состояние здоровья и психологического развития детей из многодетных семей характеризуется наличием разнообразного круга проблем, в значительной мере определяющихся уровнембедности семей, отсутствием необходимой экономической, социально-психологической и медицинской поддержки их в трудных жизненных ситуациях [22]. Л.Л. Баландина отмечает среди особенностей многодетных семей недостаточное внимание к каждому ребенку. Несмотря на принятие своих детей, многодетные родители нередко проявляют авторитарный стиль общения, формальность и однообразие в отношениях с разными детьми [5]. Несмотря на вышеперечисленные проблемы, которые могут возникнуть в многодетной семье, существуют и положительные стороны воспитания детей в таких семьях. Многодетная семья богата разнообразными внутрисемейными связями, что обеспечивает возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, с разными интересами и характерами. Это имеет большое значение для формирования личности каждого ребенка в многодетной семье, для подготовки к вступлению в социальную деятельность, а также к выполнению будущих супружеских и родительских ролей. Воспитания в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и братьями и сестрами. Большое количество детей оказывает скрепляющее воздействие на всю семью. Считается, что в большой семье ребенок получает большую возможность устанавливать отношения с братьями и сестрами разных возрастов, что обогащает и увеличивает его коммуникативные навыки, умение заботиться, учитывать интересы и предпочтения других людей [4]. Исследование Г.Р. Позовой показывает, что по шкале «положительные отношения» более высокие баллы имеют многодетные семьи, а более низкие –малодетные [43]. Дети, рассматривая себя в многодетной семье не только как ребенка, а также как брата или сестру, могутт обладать следующими личностными характеристиками: толерантное отношение к мнению другого, умение сотрудничать и уступать. Детям, воспитывающимся в многодетной семье, легче преодолевать нормативные возрастные кризисы. В многодетных семьях дети быстрее учатся взаимопониманию и взаимовыручке, а также они более социализированы [58].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg