Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия должностным преступлениям, совершаемым сотрудниками в исправительных учреждениях

cool_lady 21250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2021
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением должностных преступлений в условиях исполнения уголовных наказаний в исправительных колониях, а также в связи с установлением и реализацией механизмов противодействия таким преступлениям. Предмет исследования составляют относящиеся к объекту исследования нормы и положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, иных нормативно-правовых актов России, а также материалы ведомственной практики ФСИН России по противодействию должностной преступности, данные официальной статистики. Целью исследования является комплексное исследование должностных преступлений в системе УИС и механизмов противодействия им. Поставленная цель достигается решением следующих задач: - рассмотреть понятие, сущность и классификация должностных преступлений; - проанализировать объект и объективную сторону должностных преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях; - рассмотреть субъективные признаки составов должностных преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях; - выявить причины и условия должностной преступности в УИС; - исследовать характеристику лиц, совершивших должностные преступления в исправительных учреждениях; - сформулировать проблемы реализации мер по противодействию должностным преступлениям, совершаемым сотрудниками в исправительных учреждениях. Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительноправовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные положения и выводы могут быть использованы в процессе нормотворчества для совершенствования, действующего уголовного законодательства. Структура дипломной работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Состояние должностной преступности в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) слабо освещено в официальных источниках, как бы «скрыто от посторонних глаз». Данные публикуются в периодических изданиях, хотя уровень преступности намного выше, чем написано в различных источниках. Перечень преступлений, совершенных должностными лицами в УИС, достаточно большой. В последнее время, усилился рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На фоне общей непростой криминогенной ситуации особую тревогу вызывают факты совершения преступлений лицами, наделенными властными полномочиями, призванными охранять законные права и интересы осужденных, т.е. должностными лицами УИС. Сегодня проблема противодействия должностным преступлениям в России является одной из самых серьезных, поскольку эти злоупотребления криминализировали все общество и являются серьезным препятствием на пути нормализации криминогенной обстановки в России. Коррупция, как проявление должностной преступности дискредитирует государственный аппарат, не только подтачивая основы российской государственности, нанося ей ощутимый экономический вред, но и разрушает веру наших сограждан в торжество справедливости и главенство закона. За последнее время коррупция приобрела масштабный характер и стала обыденным явлением. Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратурой, в 2017 г. выявлено 245 635 случаев нарушения законодательства о противодействии коррупции (в 2016 г. – 325 647), из них в УИС – 932 (в 2016 г. – 1156) , что является весьма отрицательным фактором для деятельности пенитенциарной системы, дестабилизирующим обстановку как в ведомстве, так и обществе в целом. Согласно официальным сведениям управления собственной безопасности ФСИН России только с января 2016 г. по июнь 2017 г. в органах и учреждениях ФСИН России зарегистрировано 629 коррупционных преступлений, уголовные дела в отношении 115 сотрудников ведомств направлены в суд с обвинительным заключением, впоследствии по ним вынесены обвинительные приговоры. При этом наибольшее распространение получили следующие преступления: получение взятки – 203; мелкое взяточничество – 88; дача взятки – 74; злоупотребление должностными полномочиями – 63; превышение должностных полномочий – 68. Примечателен тот факт, что по результатам рассмотрения сообщений об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений возбуждено 53 уголовных дела, в результате расследования которых привлечено к уголовной ответственности 32 сотрудника . Опасность должностных преступлений в системе УИС определяется направленностью деяния против государственной власти и интересов государственной службы. Преступления, совершенные лицами, специально наделенными властью, подрывают авторитет государства, нарушая нормальную работу властных структур. Данная проблема обостряется еще и тем, что совершение должностных преступлений сотрудниками исправительных учреждений препятствует достижению цели наказания – исправления осужденных. В связи с этим снижается эффективность действия уголовного законодательства, у преступников формируется чувство вседозволенности, укрепляются криминальные установки, подрывается вера осужденных в закон и правопорядок. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что официальная статистика не отражает реального состояния преступности в России, а применительно к категории должностных преступлений – в особенности, так как данные преступления носят ярко выраженный латентный характер. Статистические данные о совершении преступлений не являются общедоступными, не содержатся в ежегодно публикуемых отчетах о деятельности государственных органов что, на наш взгляд, не способствует повышению доверия. Теоретической основой послужили труды таких ученых, как О. П. Александрова, В. М. Анисимков, З. Т. Баранова, И. С. Башмаков, Б. Т. Безлепкин, Р. С. Белкин, И. Е. Быховский, Б. В. Волженкин, Ю. П. Гармаев, К. К. Горяинов, И. И. Гусева, А. В. Дулов, П. В. Ильин, А. А. Крымов, В. В. Кульков, А. М. Лютынский, М. В. Лямин, С. А. Машков, С. И. Медведев, Е. В. Полуянова, В. В. Прудников, А. Б. Соловьев, О. С. Сохрин, А. В. Страхов, М. А. Петуховский, Е. Ю. Фролова, А. Н. Халиков, А. В. Ханько, В. А. Черкашенин, Н. Г. Шурухнов и др.
Содержание

стр. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1.УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОЛЖНОСТНЕЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ....................................................................................................................... 7 1.1. Понятие, сущность и классификация должностных преступлений………. 7 1.2. Объект и объективная сторона должностных преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях…………………………….. 19 1.3. Субъективные признаки составов должностных преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях....................................................................................................... 29 ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………………………………….. 40 2.1. Причины и условия должностной преступности в УИС……………………………………............................................................. 40 2.2. Характеристика лиц, совершивших должностные преступления в исправительных учреждениях.......................................................................... 52 2.3. Меры по противодействию должностным преступлениям, совершаемым сотрудниками исправительных учреждениях....................................................................................................... 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………. 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................ 88
Список литературы

Нормативные правовые акты и официальные документы 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2019. - № 31. - Ст. 4463. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2018. - № 22. - Ст. 3040. 3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. – 1997. - № 2. - Ст. 198; 2015. - № 17. - Ст. 2478. 4. Указание Генпрокуратуры России № 487/11, МВД России N 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (ред. от 23.10.2019). – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2020). 5. Приказ ФСИН РФ от 14.03.2008 № 150 «О создании электронной базы данных «Учет преступлений среди личного состава уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2008. - № 7. 6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477278/ (дата обращения: 25.04.2020) Научная, учебно-методическая литература, периодические издания 7. Аксенова, А.В. О коррупционных рисках, возникающих при исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы / А.В. Аксенова // Вопросы безопасности. - 2015. - № 1. - С. 98 109. 8. Алиев, Ф.Ш. Уголовно-правовой анализ объекта преступления злоупотребления должностными полномочиями / Ф.Ш. Алиев // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2018. - № 4. - С. 262-265. 9. Байрамкулов, А.М. Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за преступления, совершаемые при исполнении служебных обязанностей : монография / А. М. Байрамкулов. - Москва : Юрлитинформ, 2015. – 228 с. - ISBN 978-5-4396-1033-4. 10. Басова, Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – Владивосток, 2015. – 54 с. 11. Борков, В.Н. Классификация должностных преступлений по сфере посягательства и по характеру использования должностного положения / В.Н. Борков // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2019. - № 2 (47). - С. 22-28. 12. Букалерова, Л.А., Копылов, М.Н. К вопросу о понятии «коррупционные преступления» / Л.А. Букалерова, М.Н. Копылов // Общество и право. -2012. - № 1(38). – С. 106. 13. Вейберг, С.И. Взяточничество: проблемы квалификации и назначения наказания: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2017. – 26 с. 14. Волконская, Е.К. Типология личности преступника-коррупционера / Е.К. Волконская // Российский следователь. - 2018. - № 14. - С. 33 - 34. 15. Воробьева, Ю.А. Должностные преступления: причины и условия возникновения / Ю.А. Воробьева // Юридические науки.Волжский университет, – 2018. - № 88. – С. 49-50. 16. Гаврилова, Н.А., Чапурина, К.В., Бенько, Е.В. Нецелевое расходование бюджетных средств: проблемы уголовной ответственности / Н.А. Гаврилова, К.В. Чапурина, Е.В. Бенько // В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. - 2016. - С. 69-72. 17. Гилинский, Я.И. Криминология : теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я. И. Гилинский. - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2009. – 501 с. - ISBN 978-5-94201-574-2 18. Горбань Д.В., Ефремова О.С. Эффективность антикоррупционной деятельности в УИС как средство перекрытия каналов доставки в исправительные учреждения запрещенных предметов / Д.В. Горбань, О.С. Ефремова // Юридический вестник Самарского университета. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 44-51. 19. Гражданцев, И.В. Коррупционное преступление в сфере государственных закупок: понятие, место в системе должностных преступлений и классификация / И.В. Гражданцев // В сборнике: Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах сборник докладов участников I международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 36-40. 20. Гусева, Н.С. Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект / Н.С. Гусева // InternationalScientificReview. - 2017. - № 8 (39). - С. 42-46. 21. Деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по противодействию коррупции: учебное пособие / [С. Е. Шокин и др.] - Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2011. - 171 с. - ISBN 978-5-93035-364-8 22. Зубков, А. И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность / А. И. Зубков, Ю. И. Калинин, В. Д. Сысоев - Москва : Норма, 1998. - 170 с. - ISBN 5-89123-267-7 23. Иванов С.А., Сагиндыков И.Х. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки / С.А. Иванов, И.Х. Сагиндыков // Электронный научный журнал.- 2017. - № 3-2 (18). - С. 176-180. 24. Изотов, М.О. Проблема типологии коррупционных отношений / М.О. Изотов //Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 4. - С.124. 25. Карпова, Е.А. Классификация должностных преступлений в современном Российском законодательстве и их уголовно-правовой анализ / Е.А. Карпова // Вести научных достижений. - 2019. - № 4. - С. 6-9. 26. Карпова, Е.А. Проблемы классификации и оптимизации системы уголовно-правовых норм об ответственности за должностные преступления и практики их применения / Е.А. Карпова // Право и политика. - 2019. - № 12. - С. 9-16. 27. Ким А.В., Другова В.А. Злоупотребление должностными полномочиями как коррупционное преступление / А.В. Ким, В.А. Другова // Ученые заметки ТОГУ. - 2013. - № 4. - С. 423-426. 28. Кладков, А.В. Коррупционная составляющая норм уголовного законодательства и практики его применения / А.В. Кладков // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: Сб. науч. ст. - 2009.- С.73-80. 29. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Ю.И. Скуратов, В.М. Лебедев. – М.: НОРМА -1996 – 1077 с. 30. Костенко, А.А. Понятие и классификация должностных преступлений / А.А. Костенко // Вестник магистратуры. - 2016. - № 11-1 (62). - С. 96-98. 31. Криминология: учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др. - М.: Юстицинформ, 2016. – 544 с. 32. Кузьмина, О.А. Общая характеристика должностных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции / О.А. Кузьмина // В сборнике: Экономика, Право, мораль в современном обществе Сборник материалов студенческих научных исследований в области экономики, права, социологии и других наук. - 2016. - С. 201-205. 33. Лежнина, Ю.П. Семья в ценностных ориентациях / Ю.П. Лежина // Социологические исследования. - 2019. - № 12. - С. 70. 34. Лосева, С.Н. Основные меры противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе / С.Н. Лосева// Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 8 (43). - С. 232-235. 35. Любавина, О.С. Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений, связанных с фальсификацией доказательств и служебными подлогами / О.С. Любавина // В сборнике: Свобода и право Сборник статей XVI Международной научной конференции. - 2017. - С. 6-10. 36. Медведев, Е.В. Посягательства на порядок отправления правосудия со стороны должностных лиц, участвующих в нем / Е.В. Медведев // Симбирский научный вестник. - 2019. - № 2 (36). - С. 80-84. 37. Мигицкий, А.А. Некоторые аспекты криминологической характеристики должностных преступлений, совершаемых в УИС / А.А. Мигицкий // Мир науки и образования. - 2018. - № 1 (13). - С. 10. 38. Моисеев, В.В. Противодействие коррупции в современной России : монография / В. В. Моисеев, В. Н. Прокуратов. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 427 c. - ISBN 978-5-4458-6466-0 39. Морогин Д.А., Полиди А.А. Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / Д.А. Морогин, А.А. Полиди // В сборнике: Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. - 2017. - С. 96-98. 40. Нухрадинова, З.Н. Понятие служебного подлога и ответственность за него в отечественном законодательстве: ретроспективный анализ / З.Н. Нухрадинова // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 8. - С. 276-284. 41. О направлении обзора преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы в период с 2016 по 1-е полугодие 2017 года. - М.: ФСИН России. - 2017. 42. Обернихина, О.В. Сотрудник уголовно-исполнительной системы как субъект преступления / О.В. Обернихина // В сборнике: Проблемы уголовной ответственности и наказания. - 2015. - С. 131-137. 43. Павловская Н.В., Красникова Е.В. Коррупция в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы: состояние и проблемы противодействия (извлечение) // В книге: Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2014 году. Сборник научных докладов. - 2015. - С. 275-311. 44. Попова, В.В. К вопросу о понятиях «коррупция» и «преступления коррупционной направленности» / В.В. Попова // Вестн. Воронеж, ин-та МВД России. - 2011. - №3. - С. 55. 45. Рарог А.И., Спепалин В.П. Судейское усмотрение при назначении наказания / А.И. Рарог, В.П. Спепалин // Государство и право. - 2012. - №2. - С.36. 46. Ревякин, М.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым должностными лицами : автореферат дис. ... кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2014. - 26 с. 47. Рудая, Т.Ю. О противодействии служебной преступности в негосударственном секторе экономики / Т.Ю. Рудая // В сборнике: Преступность и уголовная политика в современной России. - 2012. – С. 96. 48. Рясов, Д. А. Преступность сотрудников органов внутренних дел: монография / Рясов Д.А. - М.: Илекса, 2018. - 152 c. 49. Салатин, А.В. Характеристика должностных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы и классификация личностей преступников / А.В. Салатин // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2015. - № 4 (16). - С. 13-17. 50. Сенатов А.В., Сучков Р.Н. Профилактика коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе: криминологический и оперативно-розыскной аспекты / А.В. Сенатов, Р.Н. Сучков // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. - 2016. - № 2 (8). - С. 83-88. 51. Сиверская Л.А., Конардов С.Б. К вопросу о классификации нарушений, допускаемых должностными лицами правоохранительных органов при приеме сообщения о преступлении / Л.А. Сиверская, С.Б. Конардов // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 171-175. 52. Ситникова, А.И. Квалификация должностных преступлений с учетом криминообразующих и криминализующих признаков состава преступления / А.И. Ситникова // Российский следователь. - 2016. - № 22. - С. 39-42. 53. Скородумова П.С., Клетушкина А.А. Должностные лица уголовно-исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений / П.С. Скородумова, А.А. Клетушкина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 39. - С. 3256-3260. 54. Слабухин, Е.А. Предупреждение неслужебных связей персонала исправительных учреждений с осужденными / Е.А. Слабухин // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции:. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. - 2019. – С. 5-8. 55. Стрюкова, Е.В. О соотношении понятий «служебное преступление» и «должностное преступление» / Е.В. Стрюкова // В сборнике: вектор социально-экономического развития и правового обеспечения национальных экономических систем. Международная научно-практическая конференция. - 2017. - С. 235-238. 56. Сулима И.И., Сулима Е.В. Природа коррупции и образование / И.И. Сулима, Е.В. Сулима // В сборнике: Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. Сотрудничество. - 2017. - С. 253. 57. Сурин, В. В. Производство первоначальных следственных действий в исправительных учреждениях ФСИН России : монография / В. В. Сурин, М. Н. Филиппов, Ю. С. Фомин. - Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2014. - 118 с. - ISBN 978-5-905976-50-6 58. Сусарин, А.А. Криминологическая характеристика преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением полномочий сотрудниками уголовно-исполнительной системы /А.А. Сусарин // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 2. - С. 176-178. 59. Сысолятина А.Н., Запивалов Д.А. К проблеме о борьбе с коррупционными преступлениями в уголовно-исполнительной системе / А.Н. Сысолятина, Д.А. Запивалов // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2017. - № 3 (26). - С. 77. 60. Тимошенко Н.А., Ушакова К.С. Разграничение понятий злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий / Н.А. Тимошенко, К.С. Ушакова // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 146-148. 61. Тыняная, М.А. Отграничение халатности от других должностных преступлений / М.А. Тыняная // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2016. - № 1 (19). - С. 47-53. 62. Федоров А.Ю., Алимов С.А. Личность современного коррупционера: основные результаты криминологического исследования / А.Ю. Федоров, С.А. Алимов // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 1. - С.157. 63. Хлыстова Н.Б., Дроздов В.Ю. Коррупционное преступление в сфере государственных закупок: понятие, место в системе должностных преступлений и классификация / Н.Б. Хлыстова, В.Ю. Дроздов // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - № 8. - С. 250-257. 64. Чорный В.Н., Сенатова Е.В. Особенности исполнения лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономики / В.Н. Чорный, Е.В. Сентова // Вестник Самарского юридического института. - 2018. - № 4 (30). - С. 74-79. 65. Шурухнов Н.Г., Мерецкий Н.Е., Ишигеев В.С. Некоторые причины и условия совершения должностными лицами действий, явно выходящих за пределы полномочий: незаконное воздействие на лиц, лишенных свободы / Н.Г. Шурухнов, Н.Е. Мерецкий, В.С. Ишигеев // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - № 5. - С. 772-781. 66. Щукин С.Ю., Окунев А.И. Некоторые аспекты предупреждения коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе / С.Ю. Щукин, А.И. Окунев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2016. - № 2. - С. 113. 67. Ялунин В.Н. Нормальное функционирование УИС будет обеспечено / В.Н. Ялунин // Преступление и наказание. - 1999. - № 5-6. - С.5. Материалы юридической практики 68. Постановление пленума Верховного суда РФ от 09.07.2013 № 24 // Бюллетень Верховного суда. - 2013. - № 9. 69. Приговор № 1-157/2012 от 16.11.2012. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/Jbft622iENQV/ (дата обращения: 12.12.2019). 70. Приговор № 1-250/2014 1-5/2015 от 19.01.2015 по делу № 1-250/2014. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/3xh1BzzsDpg6/ (дата обращения: 03.12.2019). 71. Приговор № 1-299/2014 от 22.12.2014 по делу № 1-299/2014. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/4JFsFaB3YRgq/ (дата обращения: 12.12.2019). 72. Приговор № 1-299/2014 от 22.12.2014 по делу № 1-299/2014. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/4JFsFaB3YRgq/ (дата обращения: 12.12.2019). 73. Приговор № 1-375/2014 1-38/2015 от 16.06.2015 по делу № 1-375/2014. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/VBgd30jQjsLs/ (дата обращения: 30.12.2019). 74. Приговор № 1-43/2015 от 03.02.2015 по делу № 1-43/2015. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/yv94kRq8ewdq/ (дата обращения 28.12.2019). 75. Приговор № 1-56/2014 от 09.10.2014ю - URL: http://sudact.ru/regular/doc/8bXdUSTE9bLF/ (дата обращения: 12.12.2019). 76. Приговор № 1-91/2014 1-91/2014Г от 25.11.2014. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/tbhnm28jHArl/ (дата обращения: 18.12.2019). Электронные ресурсы 77. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС в Российской Федерации. - URL: http://fsin.su/statistics (дата обращения: 02.02.2020). 78. Официальный сайт Следственного комитета РФ. - URL: www.sledcom.ru (дата обращения: 13.03.2020). 79. Сайт Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com (дата посещения 02.05.2020). 80. Сотрудниками исправительной колонии № 2 УФСИН России по Республике Бурятия пресечено поступление наркотических веществ на территорию учреждения. - URL : http://www.03.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=450292 (дата обращения: 02.02.2020). 81. Сотрудники исправительной колонии № 8 не допустили доставку сотовых телефонов в исправительное учреждение. - URL: http://www.03.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=456752 (дата обращения: 02.02.2020). 82. Статистические сведения о количестве нарушений законодательства о противодействии коррупции. - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1336134 (дата обращения: 02.05.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ РОССИИ 1.1. Понятие, сущность и классификация должностных преступлений Совершенствование уголовно-исполнительной политики государства предполагает усиление противодействия, направленного на сокращение должностных преступлений, совершаемых сотрудниками исправительных колоний. В местах лишения свободы со времен их создания совершаются противоправные деяния. Изолировав от общества наиболее опасных преступников, государство не смогло в полной мере искоренить преступность как явление, в том числе ее проявления в учреждениях уголовноисполнительной системы. В литературе правильно отмечается, что существование в пенитенциарных учреждениях преступности существенно снижает уровень безопасности, как осужденных, так и персонала . Но при этом хотелось бы подчеркнуть то, что сотрудники, преступающие закон, представляют непосредственную угрозу безопасности исправительной колонии. При этом особую опасность несут те из них, кто реализует возможность проносить запрещенные предметы или материалы. Отметим, что наиболее распространенным нарушением является доставление в исправительные учреждения вещей, предметов, запрещенных осужденным иметь при себе . В уголовном законодательстве России нет отдельно выделенной категории преступлений, совершаемых должностными лицами уголовноисполнительной системы. В соответствии с этим и в рамках нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть наиболее часто совершаемые должностные преступления сотрудников исправительных учреждений: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ); 6) халатность (ст. 293 УК РФ). Это позволит нам полнее раскрыть проблему должностной преступности в системе исполнения уголовных наказаний. Одной из подсистем нормативных положений Особенной части УК РФ является группа норм об ответственности за служебные преступления. В отечественной науке уголовного права она именуется «системой служебных преступлений» . Основой построения такой системы является объект – служебные интересы. Составной частью таких деяний выступают должностные преступления, в которых интересы службы страдают в результате деяний специальных субъектов – должностных лиц. Закон не дает общего понятия должностного преступления, оно разработано доктриной уголовного права. Так, в советский период А. Я. Светлов писал: «Должностным преступлением признается совершение должностным лицом вопреки интересам службы общественно опасных деяний, посягающих на правильную деятельность государственного и общественного аппарата и причинивших вред государственным и общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан» . Схожие определения давали и другие авторы. При этом все выделяли следующие признаки должностного преступления: совершение общественно опасных действий должностным лицом; совершение этих действий вопреки интересам службы; причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан. На специфику должностных преступлений еще в 1916 году указывал профессор В. Н. Ширяев, сформулировавший определение данной группы преступных деяний. По его мнению, должностным преступлениям принадлежит особое исключительное место среди других преступных деяний. Свою позицию ученый обосновывал высокой степенью общественной опасности рассматриваемой группы преступных деяний . По мнению Б. В. Здравомыслова: «Должностное преступление – это умышленное или неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое совершается должностным лицом вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий либо должностного положения или в связи с выполнением обязанностей по службе и которое представляет посягательство на правильную деятельность государственного или общественного аппарата» . Анализ данного определения позволяет сделать вывод, что в нем представлены необходимые элементы состава должностного преступления. Однако следует обратить внимание на включение в данное определение такой формы вины, как неосторожность, учитывая, что должностным преступлениям свойственна умышленная форма вины, за исключением халатности. Как представляется наиболее удачное определение должностным преступлениям сформулировано А. Я. Светловым . Сущность должностного преступления заключается в нарушении правильной деятельности государственного аппарата его работниками (должностными лицами). Очевидно, что понятие «должностное преступление» имеет непосредственную связь с понятием должностного лица, которое определяет природу указанного вида преступлений в качестве субъекта. В примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержится легальное определение понятия должностного лица. Субъектом должностных преступлений являются лица, обладающие наряду с общими признаками субъекта (возраст, вменяемость) также дополнительными признаками. В уголовном законодательстве понятие должностного лица связывается исключительно с характером деятельности субъекта. Но главное, должностные преступления объединяет объект, который можно определить как нормальное функционирование государственной власти, правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Должностные преступления объединены в отдельную группу общественно опасных деяний не только исходя из специального субъекта, но и родового объекта, определяемого по названию главы 30 УК РФ – нормальное функционирование государственной власти, правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Не вдаваясь в глубокую полемику относительно определения содержания объекта преступления, отметим, что в общем понимании объектом преступления выступают общественные отношения, находящиеся под охраной уголовного законодательства. Объектом должностных преступлений выступает авторитет органов публичной власти (в случае совершения преступления должностным лицом, которое определено в примечании к ст. 285 УК РФ). Вред авторитету органов публичной власти причиняется посредством нарушения порядка реализации законных интересов физических и юридических лиц лицом, наделенным должностными полномочиями по службе органом публичной власти. Схожее определение дает и М. Н. Ревякин, когда отмечает, что «объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие высокий авторитет государства, позволяющий государственным и муниципальным органам эффективно реализовать функцию управления обществом» . Обращает на себя внимание высказанная Т. Б. Басовой идея о том, что «видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ , является нормальная, регламентированная законом и отвечающая интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти, который олицетворяют государственные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы управления в Вооруженных силах» . В тех преступлениях, в которых вред объекту преступления причиняется посредством использования служебного положения, авторитет органов публичной власти выступает в качестве дополнительного объекта преступления. Наличие дополнительного объекта преступления – авторитета органов публичной власти – дает нам основание признавать преступление должностным. Определяя систему (совокупность) преступлений, которые причиняют вред авторитету органов публичной власти либо ставят его под угрозу причинения такого вреда, исследователи в последнее время все чаще используют словосочетание «коррупционное преступление», «преступление коррупционной направленности». В некоторых случаях специалисты даже ставят знак равенства между преступлениями, предусмотренными гл. 30 УК РФ и коррупционными преступлениями. Коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данными лицами таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц . Такого рода определение коррупционной преступности не учитывает положения гл. 23 УК РФ, в которой также содержатся коррупционные преступления, которые могут быть совершены ответственными лицами коммерческих и иных организаций. Анализ современных публикаций дает основание утверждать, что наметилась тенденция вытеснения из национальной доктрины криминологии и уголовного права понятия «должностное преступление» и замены его понятием «коррупционное преступление», «преступление коррупционной направленности». По этому поводу Я. И. Гилинский заметил, что в отечественных учебниках по криминологии должностным преступлениям «явно не повезло». В классических учебных изданиях по криминологии нет соответствующих глав (параграфов, разделов), посвященных изучению проблем должностной преступности, встречается лишь фрагментарное изложение при исследовании коррупционной преступности . Коррупционные и должностные преступления во многом схожи, однако не являются тождественными по своему содержанию понятиями, они имеют ряд отличий. Во-первых, как уже отмечалось, законодательного определения «преступлений коррупционной направленности» и «должностных преступлений» нет. Согласно Перечню № 23 «Преступления коррупционной направленности» указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 1 февраля 2016 г. № 65/11/№ 1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» к преступлениям коррупционной направленности относятся все преступления, предусмотренные гл. 23 и 30 УК РФ (исключение – ст. 293 УК РФ), а также корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения. Во-вторых, к должностным преступлениям, которые могут совершаться должностными лицами органов публичной власти, относятся также преступления против правосудия и иные преступления, которые совершаются с использованием служебного положения, которые, как следствие, не относятся к коррупционным преступлениям. В-третьих, некоторые должностные преступления в органах публичной власти совершаются без корыстного умысла. Например, преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ или ст. 286 УК РФ, могут совершаться по другим мотивам и преследовать другие цели; движущей силой этих преступлений могут выступать, например, стремление должностных лиц к улучшению показателей служебной деятельности, карьеризм, семейственность, месть и даже зависть. В-четвертых, субъектом должностных преступлений выступают исключительно лица, которые определены в примечании к ст. 285 УК РФ, в то время как субъектом коррупционных преступлений может выступать и «частное лицо - общий субъект преступления», например взяткодатель. С учетом вышеизложенного отметим, что систему должностных преступлений, совершаемых должностными лицами органов публичной власти, образуют преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ (за исключением ст. 291 УК РФ), а также иные преступления, предусмотренные УК РФ, совершенные должностным лицом органа публичной власти с использованием должностных полномочий и/или служебного положения (авторитета, предоставляемого должностью). Система должностных преступлений имеет свои характерные признаки, к которым можно отнести: 1) совершение преступления специальным субъектом, признаки которого закреплены в примечании к ст. 285 УК РФ; 2) совершение преступления с использованием должностных полномочий и/или служебного положения; 3) причинение вреда либо создание угрозы причинения вреда авторитету органов публичной власти . Таким образом, должностные преступления сотрудников УИС – преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом пенитенциарной системы, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. Для правильной квалификации должностных преступлений необходимо не только верно определить понятие данной группы преступных посягательств, но и систематизировать их. В доктрине уголовного права представлена весьма обширная классификация должностных преступлений, ее разновидности опираются на различные элементы составов рассматриваемых преступлений. В современном российском законодательстве классификация данных преступных деяний может быть основана как на системном закреплении признаков должностных преступлений в уголовном законе, иными словами на систематизации должностных преступлений, предлагаемых УК РФ, так и на классификации отдельных признаков элементов состава должностных преступлений. Как уже отмечалось, должностные преступления являются единственной категорией преступных деяний, нормы, предусматривающие ответственность за совершение которых объединены в одну главу не только исходя из единого родового объекта, их объединяет специальный субъект. Исходя из признаков субъекта должностных преступлений, можно представить несколько классификаций: 1) по критерию времени осуществления полномочий должностного лица (временные и постоянные); 2) по функциональному критерию (административно-хозяйственные, организационно-распорядительные и т.д.); 3) по уровню государственной власти (федеральный, региональный). Если опираться на признаки субъективной стороны составов данных преступлений, можно провести их классификацию по: 1) мотиву преступных деяний – коррупционные (ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 289 УК РФ) и не связанные с коррупционной направленностью (ст. 286.1, 287, 291, 291.1 УК РФ); 2) форме вины – те, что совершаются с прямым либо косвенным умыслом (ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 285.4, 286, 286.1, 287, 288, 289, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1 УК РФ) и те, что совершаются по неосторожности (ст. 293 УК РФ). Исходя из конструктивных признаков составов должностных преступлений, их можно классифицировать на: 1) должностные преступления с материальным составом – (ст. 285, ст. 285.4, ст. 286, ст. 286.1, ст. 288, ст. 293 УК РФ); 2) должностные преступления с формальным составом – (ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 285.3, ст. 287, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 291.1, ст. 291.2, ст. 292, ст. 292.1 УК РФ). В науке уголовного права наиболее распространенной является классификация должностных преступлений на группы: 1) общие (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ.); 2) специальные (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др.); 3) альтернативно-должностные (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, 143, ч. 2 ст. 144, 145, 145.1, 149, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, ч. 3 ст. 175, п. «в» ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 237, ч. 2 ст. 258, п. «б» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 359 и др.). Поскольку данная классификация предусматривает составы преступлений, содержащиеся не только в гл. 30 УК РФ, но и в иных главах уголовного закона и имеющие отличные объекты уголовно-правовой охраны, она является наиболее полной. Общие должностные преступления – деяния, ответственность за которые предусмотрена нормами гл. 30 УК РФ. Применительно к специальным должностным преступлениям, нужно отметить, что их место в классификации обусловлено тем, что совершаются они должностными лицами, обладающими дополнительными специфическими признаками, которые дают им право реализовывать определенные действия. В отношении группы альтернативных должностных преступлений, нужно отметить, что, хотя основной вред при их совершении и причиняется (или создается реальная угроза причинения такого вреда) иным общественным отношениям, например, собственности, должностное лицо, используя вопреки интересам службы свое служебное положение, наносит вред и нормальной деятельности государственного аппарата. В различных исследованиях выделяются и иные группы должностных преступлений, в частности должностные преступления при выполнении государственного контракта; должностные преступления в сфере здравоохранения и т.д. Очевидно, что такое деление должностных преступлений осуществляется исходя из критерия объекта уголовно-правовой охраны – конкретных общественных отношений в различных сферах деятельности отдельных звеньев органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д. Должностные преступления в пенитенциарной системе зачастую связаны с передачей либо попыткой передачи запрещенных предметов (48 %); с предоставлением осужденным краткосрочных отпусков, незаконных льгот, например, создание улучшенных условий отбывания наказания в помещениях камерного типа, что напрямую противоречит законодательству (35,9 %); предоставление осужденному условно-досрочного освобождения (15,6 %) . Ученые же отмечают следующие характерные действия должностных преступлений: «ложное представление об условно-досрочном освобождении; сокрытие правонарушений; принятие решения о бесконвойном передвижении; предоставление незаконных отпусков; содействие в приобретении наркотических средств; предоставление необъективных материалов в комиссию по помилованию; поддержание в коррупционных целях связей с криминальными авторитетами» . Изучение судебной практики позволило нам выделить следующие должностные преступления сотрудников УИС: 1. Хищения, совершенные сотрудниками УИС с использованием должностного положения из корыстной заинтересованности. Так, Т, исполняя обязанности начальника исправительного учреждения, заключил фиктивный договор на проведение огнезащитной обработки материалов и конструкций крыши здания колонии и перевел на расчетный счет предпринимателя денежные средства учреждения, которые в дальнейшем обратил в свою собственность . 2. Должностные преступления в сфере служебной подчиненности сотрудников УИС. Например, начальник одного из исправительных учреждений, склонял подчиненных передавать ему часть причитающихся им денежных премий . 3. Должностные преступления, связанные с исполнением уголовного наказания: – пронос на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов (мобильных телефонов, алкоголя, наркотиков) за вознаграждение. Например, младший инспектор группы надзора отдела безопасности Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 УФСИН по Тверской области осужден за неоднократный пронос для осужденных за взятку мобильных телефонов . В Тульской области младший инспектор отдела безопасности исправительного учреждения за вознаграждение в 1500 рублей приобретал для осужденных наркотические средства ; – перевод осужденных из одного вида исправительного учреждения в другое ; – предоставление осужденным различных льгот. Приговором суда г. Омска начальник отдела по воспитательной работе осужден по п. «б, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ за вымогательство взятки у осужденного за покровительство. Доказано получение в качестве взятки 250 тысяч рублей ; – выполнение функций, связанных с обеспечением безопасности осужденных; – непринятие установленных законом мер в отношении осужденных, совершивших нарушения в период отбывания наказания ; – содействие в условно-досрочном освобождении ; – использование труда осужденных. Так, Кинешемским городским судом Ивановской области осужден начальник колонии, использовавший для ремонта своего жилого помещения осужденных . В заключении следует отметить, что должностная преступность в сфере исполнения наказаний наиболее опасна, поскольку возникает в плоскости отношений: представитель власти – преступник. Как правило, такие преступления совершают лица, обязанные оказывать воспитательное и исправительное воздействие на осужденных. Должностные преступления в уголовно-исполнительной системе представляют собой умышленные деяния должностных лиц в сфере исполнения наказания, совершаемые с использованием служебного положения или служебных полномочий, из корыстной или личной заинтересованности, нарушающие нормальную деятельность органов и учреждений уголовноисполнительной системы. Должностные преступления в пенитенциарной сфере во многом связаны с профессиональной спецификой деятельности сотрудников уголовноисполнительной системы. Поэтому в зависимости от функций, возложенных на сотрудников нами выявлены следующие виды: хищения, совершенные сотрудниками УИС с использованием служебного положения; преступления в сфере служебной подчиненности сотрудников УИС; преступления, связанные с исполнением уголовного наказания. 1.2. Объект и объективная сторона должностных преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях Анализ высказанных в научно-правовой литературе мнений относительно определений должностного преступления позволил прийти к выводу, что понимание его сущности не изменилось и характеризуется признаками рассматриваемого явления, среди которых можно назвать следующие. Должностное преступление: – совершается лицом, обладающим статусом должностного лица; – совершается лицом с использованием своего служебного положения; – совершается лицом, наделенным определенными организационнораспорядительными, административно-хозяйственными функциями; – совершается путем нелегитимного использования предоставленных полномочий; – совершается в большинстве случаев по мотиву получения выгоды в корыстных личных целях или в целях третьих лиц (групп); – совершается вопреки интересам службы; – причиняет существенный вред государственным, общественным интересам, правам и законным интересам граждан .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
4000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg