ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА
1.1.Понятие профессиональной карьеры
Карьера — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.
Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности.
Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры. [17]
Составляющие карьеры:
1. Личностная составляющая:
- мотивация самого работника на карьеру, стремление к самореализации через повышение квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние,
- наличие у педагога личностных качеств,
- социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремления к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста.
2. Ценностная составляющая.
- общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а также определенные ценностные нормы поведения в организации,
- ценность или престижность для человека самой карьеры,
- ценность организации, в которой педагог трудится.
3. Производственная составляющая:
- цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение,
- планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности,
- предполагаемое расширение или уменьшение размеров организации,
- требования к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем.
Индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.
Особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения обусловливают повышенную значимость их профессионального роста. Для данной профессиональной группы проблема профессионального роста особенно актуальна.
Повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивая социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда. [21]
Целью повышения квалификации является актуализация профессионально-психологического потенциала специалистов. Достижение этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;
повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др.;
развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции профессиональных форм поведения;
формирование социальной, профессиональной и персональной компетенции;
обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности.
Основные функции повышения квалификации сводятся к следующему:
диагностическая, предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня их подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации;
компенсаторная, связана с ликвидацией пробелов в образовании, обусловленных недополучением знаний преподавателями общетехнических и специальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;
познавательная, обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности;
прогностическая, раскрывает творческий потенциал, выявляет их возможности и готовность к профессионально-педагогической деятельности.
1.2. Сущность понятия «Педагогическая карьера»
Термин «карьера» обладает огромной популярностью как среди исследователей различных направлений, социологии, философии, менеджмента психологии, а так же, среди тех, для кого карьера является результатом их профессиональной деятельности.
Термин «карьера» сравнительно недавно в России можно было найти лишь в различных словарях и справочных пособиях [13; 12; 5]. «Карьера» происходит от латинского слова karrus – повозка, телега и итальянского слова carriera – бег, «жизненный путь». В русском языке это слово связывалось, во-первых, со сферой занятий, профессий и продвижением в этой сфере (продвижение вперед, успех по службе в общественной, научной, производственной и пр. деятельности); во-вторых, с достижением определенного положения на этом поприще в виде известности, славы, выгоды (жизненное поприще). Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле [17]. В широком понимании карьера профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения специалиста к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса, В узком понимании карьера – сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение работника.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается в разнообразии подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев.
По признаку индивидуальной профессионализации можно выделить: – профессиональную – должностную (внутриорганизационную) карьеру. Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа в одной предметной области, достижение им и признание профессиональным со- обществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
По направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры:
– вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
– горизонтальная карьера – перемещение работника в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой группы и др.). Горизонтальная карьера – это карьера специалиста. Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры, называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной лестнице. Служащий приобретает статус высококлассного специалиста, выполняет все более ответственные поручения, пользуется доверием и уважением коллег и начальства, имеет более высокий уровень заработной платы;
– под центростремительной карьерой понимают движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, важные отдельные поручения руководства.
По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений можно дать следующую классификацию:
– властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации;
– квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по тарифной сетке той или иной профессии;
– статусная карьера – это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы;
– монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых социальных льгот.
По характеристикам протекания процесса карьерного развития выделяют такие типы процессов:
– линейный тип (развитие происходит равномерно и непрерывно);
– нелинейный тип (движение осуществляется скачками или прорывами);
– спиральный тип;
– застой (стагнация) – отсутствие существенных изменений в карьере.
По степени устойчивости, непрерывности оправдано деление карьеры на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Профессиональное становление социального педагога как специалиста в системе непрерывного образования
История показывает, что социальная работа в России имеет давние корни и глубокие традиции. Однако исполнялась она не профессионалами, а работниками самых различных ведомств, в большинстве случаев учителями, медиками, юристами и другими. Это объясняет тот факт, что более 80% работников различных служб социальной поддержки и защиты населения являются практиками.
Требования к субъекту социальной работы предъявляет само содержание ее определения. На наш взгляд, социальная работа - это профессиональная деятельность, организованная на государственном, общественном, личностном (волонтерском) и коммерческом уровнях, основанная на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленная на помощь социально уязвимым индивидам и общинам с целью восстановления их нормальной жизнедеятельности и личной активности. Такое осмысление предполагает осуществление схем "человек - человек", "человек - окружающая среда" и выдвигает, как одно из важнейших требований, необходимых для достижения цели социальной работы, создание и сохранение условий правового, достойного существования человека - подготовку высококвалифицированных профессионалов.
Методология и содержание любого специального образования отражают характеристики конкретной профессиональной деятельности. Они представлены в "паспорте специальности", в который входит квалификационная характеристика, перечень должностных обязанностей специалиста, государственный образовательный стандарт (Б.Ю.Шапиро).
Уже довольно четко сложившаяся в стране система подготовки кадров для социальной сферы представляет собой непрерывный процесс, имеющий несколько уровней:
1. структурно единая для всех видов непрерывного образования диагностика профессиональной пригодности обучающихся к деятельности в социальной сфере;
2. допрофессиональная подготовка, осуществляемая, в основном, в старших классах общеобразовательных школ (программы помощников социальных педагогов);
3. базовая подготовка (стационарная, вечерняя и заочная формы), которая ведется по государственному заказу или на коммерческой основе; в некоторых вузах (особенно педагогических) студенты получают специальность социального педагога как дополнительную профессию;
4. повышение квалификации уже работающих профессионалов или курсовая подготовка;
5. поствузовское обучение (по новым технологиям).
2.2. Исследовательская деятельность социального педагога как необходимый компонент его профессионального становления и развития
Социальная педагогика в своей практической части всегда представляет собой построенный по определенным правилам поисковый процесс: на любом уровне исполнительской деятельности от практического социального педагога, оказывающего непосредственную поддержку клиенту, до лиц, осуществляющих функции управления многообразных сфер такой деятельности, специалист проходит многие этапы логических умопостроений, во многом характерные для прикладной исследовательской деятельности. Однако от квалификации социального педагога зависит, как он использует элементы исследовательской деятельности - осознанно или интуитивно, эмпирически.
В настоящее время принято, что исследовательская деятельность (во всевозможных формах проявления) должна стать неотъемлемым элементом процесса развития социальной помощи и поддержки населению. На общегосударственном уровне требования в отношении владения навыками этой деятельностью нормативно закреплены в квалификационных характеристиках социального педагога. Например, социальный педагог 14 разряда должен владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; разрабатывать новые социально-педагогические программы, педагогические технологии, вести работу по апробации; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем социальной педагогики.
Участие в исследовательской деятельности, таким образом, рассматривается как императив в процессе формирования профессионального мастерства специалиста.
Социально-педагогическая исследовательская деятельность, как и вся социальная работа, не предполагает строгого рецептурного подхода. В каждом случае важно находить оптимальные варианты решений. В особой степени это относится к роли, месту, содержанию социально-педагогической исследовательской деятельности при реализации образовательных моделей в области социальной педагогики. Развитие исследований в конечном счете приводит к определенным преобразованиям в социально-педагогических системах. Это может быть реформа, инновационные процессы, изменение сложившегося опыта, реконструкция сложившихся моделей. Многие исследователи (А.Г.Асмолов, В.Г.Бочарова, И.А.Зимняя, П.И.Нещеретинский, Е.И.Холостова и др.) констатируют, что в России в настоящее время в социальной педагогике эмпирический опыт значительно богаче, чем теоретические разработки в этой области науки. Если рассматривать три традиционных направления в развитии научно-педагогических знаний -академическое, отраслевое, вузовское - то наиболее обширный вклад в развитие социальной педагогики сейчас вносят «работы на местах».
Содержание и организация исследований, а также использование их в обучении социальной работе, как и сам практический поиск социально-педагогических подходов в работе образовательных, профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, лечебно-педагогических центров, социальных и реабилитационных учреждений, а также формы и стиль их организации, отработка функционального содержания и методик работы специалистов с клиентами - все это проходит стадию становления, требует поисковых теоретических разработок и постановки экспериментов, уточнения и корректировки программ в зависимости от региональных условий, возникающих социальных ситуаций, изменяющихся запросов и потребностей населения.
Пробивает дорогу в жизнь тенденция повышения роли регионального, местного (муниципального, общинного) факторов. Подход к исследовательской деятельности как системообразующей компоненте становления института социальных педагогов предполагает широкий спектр исследовательских задач, которые должны решаться в условиях конкретного региона. Поэтому ее использование как одной из значимых составляющих непрерывного процесса профессионального становления института социальных педагогов предваряется созданием региональной структуры, научно и методически руководящей осуществляющейся в социальной сфере деятельностью.
Региональные исследования будут эффективными, если они выполняются в соответствии с определенными требованиями. Кратко их можно сформулировать следующим образом:
• органическая связь теории с практикой;
• учет регионально-этнической и этно-культурной ориентированности содержания обучения и в организационных формах образовательных структур;
• проблемный подход к структуре и направлениям исследований;
• проектирование, разработка и конструирование эффективных вариантов педагогически целесообразных решений социальных проблем;
• постепенное формирование региональных опытно-экспериментальных баз; опора на потенциал научных учреждений, вузов и экспериментально-практических центров в регионе;
• единство исследовательской деятельности (теоретического и прикладного характера, опытно-экспериментальной практической работы и адекватной профессиональной подготовки специалистов, преподавателей образовательных учреждений, кадров высшей квалификации для региона);
• междисциплинарный характер исследований;
• осуществление исследований на межведомственном уровне с включением неправительственных и коммерческих структур;
• проведение сравнительных исследований в области социальной работы посредством осуществления международных научных и творческих связей.
Использование исследовательской деятельности как значимой составляющей процесса развития института социальных педагогов на этапе его профессионального становления, вызвало к жизни создание региональной структуры, обеспечивающей научное и методическое руководство практикоориентированной исследовательской работой на местах.
Подводя некоторые итоги оценки роли и места исследовательской деятельности в процессе становления и развития института социальных педагогов, можно отметить следующее:
1. Социальные педагоги должны избирательно подходить к существующему многообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте своей работы, а также уметь определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме.
2. Участие в исследованиях поможет специалистам оценивать практическую деятельность с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в процессе практики, и свою деятельность в целом С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные педагоги могут извлечь «ключевые знания» из собственного практического опыта.
3. Профессиональный социальный педагог может овладеть разнообразными оценочными подходами в ходе исследований, как «оценивающими потребности» общества, так и производящими «психологическое оценивание» индивида, а это требует использования навыка сбора данных, помогающих лучше понимать проблемы людей и развивать эффективные формы социально-педагогической поддержки для улучшения жизненной ситуации клиентов.
Умение пользоваться методами исследования позволит социальным педагогам разрабатывать рекомендации, составлять отчеты о результатах своих исследований и представлять необходимую информацию в соответствующие органы для получения средств, принятия определенных решений, соответствующих интересам клиентов.
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
3.1.Оценка профессионально-личностных качеств социального педагога
Деятельность в любой отрасли в большой степени обусловливается
профессионально-личностными и индивидуально-психологическими особенностями исполняющего ее человека. В связи с этим, важно выявить конкретные индивидуальные, личностные, этические характеристики, наличие которых у него определяет соответствие данной профессиональной деятельности.
Особенностью деятельности в социальной сфере является то, что она связана со взаимодействием людей. Это определяет высокие требования к социальным педагогам, которые исполняют в социальной работе функции воспитания, развития, совершенствования (ребенка, подростка, семьи, различных групп населения всех возрастов).
Рассмотрим ценностные основания самой социальной работы как профессии. Как специфический вид человеческой деятельности, она предполагает разные уровни включенности в нее людей (работающие по служебной обязанности или добровольно как волонтеры, на высоком профессиональном уровне или вспомогательных поручениях); разные основания ее организации и функционирования (общегосударственные, муниципальные, ведомственные, светские, клерикальные и т.д.), разное соотношение теории и практики. Однако всех этих людей объединяют такие, общечеловеческие, общецивилизационные ценности как ценности жизни, добра, справедливости, помощи, любви к ближнему.
Профессиональная социальная работа есть "специфическая форма проявления практического гуманизма по отношению к недостаточно защищенным людям", а ключевой ее ценностью является ценность индивидуальности, уникальности личности исполнителя этой работы. Содержание социальной работы основывается на ценностях этой профессии, и мастерство профессионала претворяет эти ценности в жизнь. Мотивация его деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько он предан этим ценностям.
Специалист в области социальной практики несет, защищает и поддерживает профессиональные стандарты этики, которые основаны на осознании ценности человека, и это является критерием профессии социальная работа. Ключевыми критериями профессионализма специалиста в области социальной деятельности можно считать альтруизм, долг, веру, справедливость. Альтруизм мы понимаем как интерес человека к другим людям и стремление к их благу. В Российской педагогической энциклопедии альтруизм характеризуется как нравственный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Р.Г.Апресян).