Актуальность темы исследования. Образование на сегодняшний день имеет первостепенное значение в рамках развития общества и государства. Его состояние, тенденции, а также перспективы развития определяются образовательным законодательством, которое, начиная с этапа советского образования, претерпело ряд значительных изменений, связанных с социальными процессами демократизации, формированием рыночной экономики, интеграцией образовательного пространства.
В настоящее время в России происходит значительное изменение национальной политики образования. Причина этому – переход на позицию личностно-ориентированной педагогики. Одна из главных задач современного школьного обучения заключается в раскрытии потенциала всех участников педагогического процесса, предоставлении им возможностей для проявления творческих способностей. Решение этих задач возможно только при условии вариативности образовательного процесса, что и стало причиной появления различных инновационных типов и видов образовательных учреждений, для осмысления которых необходимо научный и практический подход.
Современная российская школа представляет собой результат огромных перемен, которые произошли в системе отечественного образования в последние годы.
Изменение роли образования в обществе стало причиной основанием для большей части инновационных процессов. Раньше целью образовательного процесса было формирование навыков, знаний, социальных и информационных умений (качеств), которые обеспечивают «готовность к жизни», способность личности приспосабливаться к окружающим обстоятельствам. В настоящее время система образования больше ориентирована на создание таких технологий и способов влияния на личность ребенка, в которых обеспечивался бы баланс между индивидуальными и социальными потребностями, и, которые, запустив механизм саморазвития, обеспечивают подготовленность личности для реализации собственных индивидуальных качеств и адаптацию к изменениям общества.
Во многих образовательных учреждениях идет апробирование некоторых новых элементов в своей деятельности, но практика преобразований упирается в серьезное противоречие между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это осуществлять.
Грамотное развитие школы невозможно без понимания таких определений, как «новое», «инновация», «новшество», «инновационный процесс», которые вовсе не так однозначны и просты, как это может показаться на первый взгляд.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что в соответствии с современными условиями внешней среды управление образовательными учреждениями должно осуществляться с использованием инновационных методом для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность и эффективность деятельности.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления.
С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри.
Проектирование эффективной модели управления развитием общеобразовательного учреждения предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социальной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности образовательной организации. Умение проектировать модель управления образовательной организации с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению высокого качества образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет выделить несколько направлений в области управления образовательными организациями. Первое направление рассматривается в трудах отечественных ученых таких как Конаржевского Ю.А., Краевского В.В., Кричевского В.Ю., Лазарева В.С., Орлова А.А., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. и др., в которых образовательное учреждение рассматривается как открытая педагогическая система, которая может работать в режиме функционирования и развития.
Объект исследования - образование как совокупность ресурсов и организационных механизмов, подлежащих государственному регулированию.
Предмет исследования - цели, методы и механизмы управления общеобразовательным учреждением.
Целью данной работы является исследование использования данных в реальной практике управления школой.
В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризованы понятие и система образования в Российской Федерации.
2. Рассмотрено нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ.
3. Изучены инновационные модели управления образовательными организациями.
4. Рассмотрена профориентационная работа в общеобразовательной школе как важное направление реализации образовательного стандарта.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Теоретическую базу исследований составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития образования как важнейшего элемента национальной инновационной системы, роли и функций государства в национальной инновационной системе и в регулировании развития науки.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.