Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕНЕТИКИ)

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2021
На основании теоретического анализа работ были выявлены особенности индивидуального подхода в преподавании заключающиеся в следующем: содействие саморазвитию, самоопределению, самореализации, самоорганизации, установлению субъект-субъектных отношений педагога с обучающимися, обучающихся друг с другом в форме сотрудничества и диалога, создание условий, соответствующих особенностям учащихся и стимулирующих их активность как субъектов и равноправных партнеров в обучении.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день биология является одной из самых перспективных наук. Век XXI - век биологии. Огромные материальные и интеллектуальные ресурсы вкладываются в развитие данной науки. Такие специфичные научные термины, как клонирование, мутации, ДНК, становятся общеизвестными и популярными в обществе. Но большинство людей далеки от истинного понимания этих терминов. Остаточные знания из школьного курса биологии не позволяют современному человеку разобраться в современных биологических открытиях, которые становятся революционными в обществе. Поэтому возникает необходимость в новых подходах в преподавании биологии в школе. Одной из тем общей биологии, вызывающей наибольшие трудности в изучении учащимися, является генетика. Для данной науки характерно большое количество специальной терминологии, особых закономерностей, методов, задач. Изучение генетики требует развитого абстрактного мышления. В изменяющихся условиях образовательной практики проблема организации учебной деятельности является одной из актуальных. Изучению данной проблемы посвящены многие труды психологов, педагогов, методистов. Среди наиболее значимых работ в отечественной психологии, посвященные учебной деятельности являются научные труды С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной и многих других На наш взгляд одним из эффективных методов преподавания предмета генетика может стать индивидуальный подход. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям. Разработкой теоретических основ учета индивидуальных особенностей учащихся в организации учебного процесса занимаются ряд ученных таких как: А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, А.В. Терещенко, Н.М. Осмоловская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, и др. Цель нашей работы заключается в рассмотрении возможностей и создании модели индивидуального подхода в преподавании общей биологии на примере генетики, с точки зрения повышения качества знаний. Принимая во внимание вышеуказанную цель, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Проанализировать имеющуюся литературу по индивидуальному подходу и индивидуальным различиям. 2. Описать особенности предмета генетика. 3. Выделить основные критерии индивидуальных особенностей учеников. 4. Рассмотреть методику индивидуально-ориентированной системы обучения 5. Создать модель индивидуального подхода в преподавании генетики и применить её на практике. 6. Проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы. Предметом нашей работы является технология преподавания индивидуального подхода. Объектом - генетика как учебный предмет. Методы научного исследования. В ходе исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (теоретический анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы; теоретическое моделирование), эмпирические методы (наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование), методы математической статистики. Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи гуманистической парадигмы (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская) и антропоцентрированного подхода к организации образовательного процесса (К. Роджерс, Б.С. Гершунский, С.В. Кульневич, В.И. Максакова, Л.А. Байкова); идеи индивидуального подхода (А.А. Кирсанов, В.М. Монахов, В.А. Орлов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Научно-теоретическую базу составили нормативные документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральные государственные образовательные стандарты. Этапы исследования: 1 этап. Поисково-информативный. Накопление эмпирических данных. Определение цели, объекта, предмета, задач исследования. Разработка теоретической модели реализации индивидуального подхода в преподавании. 2 этап Экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего экспериментов. Проверка эффективности теоретической модели, уточнение педагогических условий реализации индивидуального подхода в преподавании. 3 этап. Аналитико-обобщающий. Обработка, анализ и систематизация результатов исследования, формулировка выводов. Разработка методических рекомендаций по использованию технологии индивидуального подхода в преподавании. Новизна исследования: - разработана технология индивидуального подхода в преподавании современной биологии (на примере генетики). Практическая значимость исследования связана с возможностью использования в образовательных учреждениях методических рекомендаций по реализации педагогических условий и технологии индивидуального подхода в преподавании предмета. Материалы исследования могут быть использованы в практике подготовки будущих педагогов и в программах курсов повышения квалификации работников образования. Апробация результатов исследования проводилась на уроках биологии по разделу «Генетика» в школах г. Махачкалы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре Ботаники, генетики и селекции ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ; на научно-практических конференциях. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ГЕНЕТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА………..…….…7 1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины………………………..…7 1.2 Методика обучения генетики в традиционном подходе………………….11 ГЛАВА 2. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………....20 2.1 Обзор технологии индивидуального подхода в обучении………………..21 2.2 Индивидуальные различия………………………………………………….35 ГЛАВА3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ………..43 3.1 История развития индивидуального подхода……………………………...43 3.2 Технология индивидуально-ориентированной системы обучения (по А.А. Ярулову) ……………………………………………………………….50 3.3 Модель индивидуального подхода в преподавании генетики……………59 ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕНЕТИКИ…………………………………………………………………..…61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1969. 2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1951. 3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении. //Советская педагогика, 1965, №7. 4. Бумагина С.И. Генетика в школьном курсе биологии. Махачкала., 1997. 5. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского А.В., М., 2-е изд., испр. и доп., 1979. 6. Герасимова Н.С. Задачи по генетики человека.// Биология в школе, 2000., №2. 7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопреде ления.// Вопросы психологии, 1994, №3. 8. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.; 1993. 9. Кант И. Собрание сочинений. М., т.6. 10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., т.1, 1949. 11. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. 12. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: СПб.: «Паритет», 2001. 13. Луначарский А.В. О народном образовании. М.,1958. 14. Мерлин В.С. Связь социально-типического и индивидуального в личности. М., 1967. 15. Мерлин В.С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума. М., 1970. 16. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972. 17. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М.: Просвещение, 1990. 18. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.,1958. 19. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности. // Психологический журнал, 1986, №4. 20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961. 21. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса. //Советская педагогика, 1971, №11. 22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., т.2, 1954. 23. Чернышевский И.Г. Избранные педагогические труды. М., т.3, 1953. 24. Шикин С.С. Генетика человека на рубеже веков.// Биология в школе, 2000., №4. 25. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. 26. Ярулов А.А. Технология индивидуально-ориентированой системы обучения.: Метод. пособие., Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ГЕНЕТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали выходить периодические издания, монографии, учебники. Период 1920-1940 гг. отмечен тем, что в генетике сложилась хромосомная теория наследственности, в рамках которой гены рассматриваются как компоненты хромосом, расположенные линейно (подобно бусам на нитке). Принципиальными свойствами генов считают их способность к самоудвоению, а также контроль за развитием и передачей, признаков по наследству. Успехи в теории и методологии генетики привели к тому, что эта наука резко расширила объем исследований. Началось структурирование генетики по объектам и уровням изучения. Постепенно стали выделять в качестве отдельных разделов (а потом и самостоятельных дисциплин) генетику человека, генетику растений, генетику микроорганизмов и т.д., а также биохимическую генетику, клеточную генетику, генетику развития, популяционную генетику и др. Успехи следующего, революционного, этапа развития генетики, охватывающего 1940-1960 гг., связаны с достижениями молекулярной биологии Установление роли нуклеиновых кислот как носителей генетической информации, открытие двухспиральной структуры ДНК, выяснение связи между генами и белками в виде знаменитой формулы "один ген - одна полипептидная цепь" и ряд других выдающихся достижений качественно изменили генетику. Наука о наследственности и изменчивости обрела надежную молекулярную базу, при этом непосредственно молекулярные исследования генетических проблем стали рассматривать как особую область -молекулярную генетику. Этап 1960-1980 гг. начался с расшифровки генетического кода. Развитие методов секвенирования нуклеиновых кислот и белков в 70-е гг. дало ряд принципиальных результатов. Особо надо отметить, что после длительной напряженной работы установлена полная нуклеотидная последовательность РНК-содержащего трехгенного фага MS2, в которой оказалось 3569 нуклеотидов. Иными словами, был расшифрован первый геном пусть и простого организма. Аминокислотные последовательности всех трех белков, кодируемых этим фагом, тоже удалось определить. В последующие годы установленная закономерность, связывающая гены и полипептидные цепи не только многократно подтверждалась, но и использовалась в различных исследованиях. Вскоре после успеха с вирусом MS2 подобные данные были получены еще для трех минимальных вирусов: R-17, Qb и Ј2. Можно сказать, что эти работы положили начало исследованиям полных геномов организмов, т.е. легли в основу современной геномики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg