Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в современных условиях, когда большая часть населения продолжает оставаться в сложном положении, вызванном экономическими преобразованиями, инфляцией и безработицей, нестабильным положением в стране, руководителям региональной власти приходится решать главную задачу - улучшить материальное и социальное положение населения, используя для этого дополнительные ресурсы и применяя прогрессивные финансовые технологии и современные организационные формы социальной работы и социальной защиты населения. Являясь специфическим инструментом, контролирующим определенные жизненно-важные стороны человеческой жизни, данный правовой институт заслуживает особого внимания со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, общества. Необходимость создания оптимальной среды для жизнедеятельности населения, формирования эффективной комплексной системы и специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, разработки отдельных вопросов финансирования социальной сферы определяют повышенный интерес к разрешению указанных проблем.
В системе управления социальной сферой Российской Федерации особое место занимает деятельность региональных и муниципальных органов власти в области социальной защиты населения. Субъектами системы социальной защиты населения являются органы управления и подведомственные им учреждения и организации, входящие в организационную структуру системы социальной защиты населения и осуществляющие деятельность по оказанию мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан.
В рамках совершенствования системы управления и создания оптимальных условий для исполнения полномочий в системе исполнительных органов государственной власти региона в 2013 году Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 г. № 98 управление социальной защиты населения Брянской области переименовано в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Департамент, в соответствии с Положением о нём, осуществляет проведение государственной политики в области социальной защиты населения, демографии и поддержки семьи, материнства и детства Брянской области.
Сегодня на территории Брянской области функционирует около 100 подведомственных департаменту учреждений – отделы социальной защиты населения, комплексные центры социального обслуживания, социальные приюты для несовершеннолетних, реабилитационные учреждения для детей с ограниченными возможностями, дома-интернаты для пожилых людей, учреждения для лиц без определенного места жительства.
Объектом выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие по поводу реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются конституционно-правовые нормы и положения, содержащиеся в правовых актах федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, регламентирующие отношения реализации конституционного права на социальное обеспечение, правовые позиции Конституционного Суда РФ в данной сфере.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить конституционно - правовые и организационные основы социальной функции государства, и на примере Брянской области проследить, как и каким образом осуществляется социальная защита.
Цель определила следующие задачи исследования:
- изучить понятие и функции социальной защиты населения;
- определить основы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;
- рассмотреть структуру органов социальной защиты населения в Брянской области;
- изучить основные виды социальной защиты в Брянской области;
- выявить проблемы и разработать перспективы развития системы социальной защиты.
Методологическая основа исследования. В качестве базовых теоретико-методологических принципов изучения выбранной проблемы послужили такие принципы, как системность, целостность, комплексность, объективность. В ходе исследования использовались методы диалектики, анализа, синтеза, дедуктивный, а также специально - юридические методы: конкретно-социологических исследований и формально-юридический.
Степень разработанности темы исследования. Проведение различного рода исследований, посвященных анализу теории и практики социальной защиты населения широко представлено в отечественной науке. Российские ученые с целью повышения уровня социальной защищенности населения и качества жизни граждан провели множество исследований в данном направлении. Проблема получила широкое освещение в научной и юридической литературе в таких работах как: Кипиган Н.С. – сущность и содержание социальной защиты населения в современном государстве, Теория и история развития социальной функции государства достаточно подробно исследована в работах Соловьевой С.Д., Красновой О.Н., Глущенко П.П. и др. Современная трансформация социальной функции государства раскрывается такими авторами как Сагандыков М.С., Шафиков А.М. и др. Также, при работе над дипломной необходимым было обратится к авторам учебных пособий по праву социального обеспечения. Это Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Дивеева Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А. и др.
В последнее время появилось множество работ научно-исследовательского характера, посвященных рассмотрению путей реформирования системы социальной защиты населения, повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, вопросам подготовки кадров в сфере социальной работы и социального управления. В целом, можно сказать, что многие аспекты проблемы управления социальной защитой населения раскрыты в современных исследованиях.
Вместе с тем, в теории социальной защиты и обобщении ее практики сохраняется множество нерешенных вопросов методологического и прикладного характера. Следует отметить явную недостаточность работ, посвященных проблемам управления социальной защитой на муниципальном уровне с учетом современных тенденций развития социальной сферы, изменений федерального и местного законодательства. Несмотря на изучение исследователями взаимодействия различных субъектов социальной защиты населения, пока недостаточно систематизированы и обоснованы подходы к вопросу определения принципов, методов и степени регулирования данного процесса.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1(ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др. Непосредственно касаемо Брянской области такие нормативно-правовые акты, как: Закон Брянской области от 9 июня 2005 г. № 42-З «О прожиточном минимуме в Брянской области»; Закон Брянской области от 8 ноября 2001 г. №75-З «О размере государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Брянской области»; Закон Брянской области от 11 октября 2011 г. № 97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области»; Закон Брянской области от 10 декабря 2004 г. № 91-З «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области» и иные документы.
Научная новизна данного исследования заключается в попытке раскрыть роль региональных органов государственной власти в реализации социальной функции государства на примере некоторых проблем организации социальной защиты в Брянской области.
Положения, выносимые на защиту
1. Предлагаем свое авторское определение понятия «социальная защита населения» в следующей редакции: «социальная защита населения - система мер, направленная на реализацию прав и свобод человека в сфере социального обеспечения и на удовлетворение социальных потребностей общества (достаточный уровень и качество жизни). По своей сути, слово «социальное» означает «совокупность общественных отношений в определенном обществе между различными институтами, группами и общностями людей», а слово «защита» имеет значение «то, что защищает или служит обороной». Считаем необходимым рассматривать указанную формулировку в рамках учебной литературы конституционного права и права социального обеспечения.
2. Считаем необходимым внести изменения в п.3 ст.25 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и изложить его в следующей редакции: «Ежемесячная компенсация в размере 1500 рублей на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация в размере 1800 рублей на питание обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям».
3. Предлагаем внести в Закон Брянской области от 11.10.2011 года №97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области» дополнение в пункт 1 статьи 2 «Право на дополнительные меры», изложив его в следующей редакции: «…в том числе социального пакета для малообеспеченных семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и другое)».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в попытке раскрыть роль региональных органов государственной власти в реализации социальной функции государства на примере некоторых проблем организации социальной защиты в Брянской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании законодательства по данному направлению деятельности и как следствие улучшит качество предоставляемых гарантий по социальной защите населения; также сформулированные в выпускной квалификационной работе выводы могут быть использованы в преподавании ряда тем по дисциплинам «Конституционное право», «Муниципальное право», «Государственное и муниципальное управление», «Право социального обеспечения».
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка.