Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам изобразительной деятельности

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2021
Анализ теоретических источников и результаты разработанной и внедрённой технологии развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР показали, что проблема является весьма актуальной. Мелкая моторика в жизни и деятельности, дошкольников с задержкой психического развития выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Введение

Функциональные способности человеческой руки уникальна и универсальна. В.А. Сухомлинский, М. Монтессори в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее и талантливее. Именно движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться [39, 52]. Предпосылки для становления многих психических процессов, а также влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности рассмотрены в работах В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес, П.Н. Анохин, И.М. Сеченов [3,8,42,45,46,65]. Исследования Ю.И. Дауленскене, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер [18,43,47,62], показывают, что кисть руки с анатомической точки зрения занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Следовательно, имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот [3,8,45]. В связи с этим они предполагают о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие центральной нервной системы всех психических процессов ребёнка, т.к. мелкая моторика рук взаимодействует с высшими свойствами сознания: внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это свидетельствует о необходимости развития мелкой моторики рук как одного из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе и развитию творческих способностей. Однако Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская [12,30,41,44,69] считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. Они отмечают, что движения пальцев рук у детей данной категории неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Это позволило нам убедиться в важности развития высших психических функций детей, которые напрямую зависят от состояния мелкой моторики. М.М. Кольцова в своей работе [35] доказала, что связь интеллектуального и речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому работа над их развитием является одновременно и работой по формированию у детей различных перцептивных действий и, некоторых сенсорных способностей к продуктивным видам деятельности, где руки ребенка являются основным инструментам, и уровень умения зависит от владения собственными руками. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. А также она отмечала, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на интеллектуальное развитие являются "мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга". Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика её роль для дошкольников с ЗПР, где у многих наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР желательно проводить систематически. С этой целью могут быть использованы разнообразные виды изобразительной деятельности. Из всего выше изложенного можно определить проблему, которая наблюдается в следующем: отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания; затрудняет манипуляции различными мелкими предметами; сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем становится серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией. Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной деятельности по развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом, одной из которых может быть изобразительная деятельность, как наиболее интересная и доступная данной категории детей. Но, несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание она все, же остается актуальной. Поэтому более значимой, на мой взгляд, по данной проблеме является тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности". Исходя из вышеизложенного определены: Цель - теоретическое обоснование, разработка и реализация технологии развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития в процессе использования разных видов изобразительной деятельности. Задачи: 1. Изучить и проанализировать теоретические подходы в развитии мелкой моторики и выделить показатели её развития в дошкольном возрасте. 2. Выявить возможности использования разных видов изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать технологию развития мелкой моторики детей задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что разные виды изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР, развивая при этом ручную умелость в лепке, точность движений рук и подвижность пальцев в рисовании, согласованность движений рук и глаз в аппликации. Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, • Проведение специально организованной продуктивной деятельности детей; • Анализ процесса изобразительной деятельности и ее продуктов;
Содержание

Введение………………………………………………………………...……………3 Глава 1. Развитие мелкой моторики………………………………..………………7 1.1 Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста……….......………………………………………………………………….7 1.2 Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...………………….18 1.3 Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой моторики……………………………………………………...………………….....22 Глава 2. Разработка метода и технологии развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе применения изобразительной деятельности……………………………………..29 2.1 Технология развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности………….…………………29 2.2 Реализация технологии развития мелкой моторики - формирующий этап эксперимента……………………………………………………..…………………49 2.3 Оценка эффективности технологии развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...…………………..51 Заключение……………….…………………………………………………………62 Список литературы…..……………………………………………………………..64 Приложения…….......…………………………………………………………….....70
Список литературы

1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования СПб.: Каро, 2004. - 170 с. 2. Астапова В.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. и общая редакция В.М. Астаповой. - СПб.: Питер, 2001. - 384с. 3. Анохин Г.П. Павлов И.П. Жизнь деятельности и научная школа.М., Изд - во Академии наук, 1949. 4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349с. 5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранние диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: "Гном-Пресс", 1999. - 56 с.4. 6. Бёдёр Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения // Дефектология. - 1975. - №15. 7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2006. - 136 6. Власова Т.А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М.: Просвещение, 1990. 8. Бехтерев В.М. Историко - биографический справочник. Санкт - Петербург, 2000. 9. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1990 - №6-с.34-45 10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1991. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо-М.: Просвещение, 1991 11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002, - 207 с. 12. Власова Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М., 1995 13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1988, - 500 с. 14. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., - Т.5, 1983 15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - : "АСТ-ПРЕСС", 1995, - 150 с. 16. ГоловинаТ.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1990, - 120с. 17. Дробинская А. О, Фишман М. Н Нейрофизиологические исследования. - М.: Просвещение, 1995, - 85с. 18. Дауленскене Ю.И. Нейрофизиологические исследования. - М.: Просвещение, 1995, - 94с. 19. Демьянов Ю.Г. Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск, 1994, - 218 с. 20. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006. - 79 с 21. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова // Дефектология. - 2003. - N 6. - С.51-54. - Библиогр.: с.54 (12 зап.). 22. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста // Дефектология. - 1989. - № 4. - с.81-86). 23. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6 24. Емельянова Л. "Анализ детских работ по изодеятельности" // Дошкольное воспитание. 1980, №3 9 25. Жаренкова Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). - М.: Дрофа, - С.115-148. 26. Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология - 1972 - № 4 - с.58 – 64 27. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990, - 55 с. 28. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998, - 94 с. 29. Зинченко В.П., Б.Г. Мещерякова, Б.Г. Психологический словарь. /Под ред. Зинченко.В.П., Мещеряковой Б.Г. - М.: АСТ, 2006, - 479 с. 30. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995, - 112 с. 31. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988. 32. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М.: Просвещение, 1985. 33. Запорожец А.В. Венгер Л.А. Восприятие и действие. М., 1967 34. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с. 35. Кузнецова, Л.В.Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева Основы специальной психологии: Учеб. Пособие/ - М.: Издательский центр 36. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973, - 193 с. "Академия", 2002. 37. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности детей. - Л., 1980. - 164с. 38. Ковалёв В.В. Классификация ЗПР. - М.: Просвещение, 1985. 39. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991 40. Кайл Р. Тайны психики ребенка.3-е междунар. изд. - СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. - 413 с. 41. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985, - 167 с Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. СПб.: ПИТЕР, 2002. 42. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1990. 43. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495с 38. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Лубовского В.И. - Смоленск, 1994, - 218 с. 44. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 45. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки Психического развития/ Под ред. Лебединской К.С. М.: Просвещение, 1992. 46. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 47. Лейтес Н.С. Учебное пособие для студентов. Изд 2 - е, М., АСАДЕМА, 2000 - 332 с. 48. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992 - 159 с. 49. Мастюкова Е.М. Виды и причины отклонений в развитии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. СПб., 2002. 50. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Спб., 2002. 51. Морозова Л.И. Особенности нейропсихологической структуры ЗПР дошкольников. - № 5 - с.27-32. 52. Медведева, Е.А. (канд. пед. наук). Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства / Е.А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 4. - С.24-28. - Библиогр.: с.28. 53. Монтессори М. История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Метод научной педагогики Астрель, 2005. 54. Марковская И.Ф. Неправильное воспитание ребёнка в семье Изд-во МГУ, 1985. 55. Удилова И.В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР // Дефектология. - 2005. - №4. 56. Петрова В.Г. Исследование познавательных процессов детей - олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред.В.Г. Петровой. - М., 1987. 57. Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М., 1969. 58. Павлов И.П. Полн. собр. соч., т. III, кн 1 М. - Л., 1951 - 28 с. 59. Психологические особенности 6-летних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. - Горький, 1990 60. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. - М: Педагогика, 1980, - 176 с. 61. Психологический словарь. /Под ред.Н. Н. Авдеева и др. - Ростов наДону 1992,61. Психологический словарь. /Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006, - 479 с. 62. Певзнер М.С. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития: // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 10. - С.25. 63. Рубенштейн С.Л. Проблемы психологии. М., 1959 - 308 с. 64. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с. 65. Сеченов И.П. Избр. Психологические произведения. М., 1947 - 9 с. 66. Сакулиной Н.П., Комаровой Т. С Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1979. 67. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., Академия, 2002 68. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. 69. Сухарева Г.Е. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 70. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989. 71. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развитияМ.: Просвещение, 1990. 72. Ульенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции ЗПР у детей // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М., 1995. 73. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М. Академия, 1998. 74. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40 75. Шевченко, А.В. Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития: Иркут. - Москва:, 2008. - 25 с. 76. Шевченко, С.Г. Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 5. - с.29-34 77. Эльконин Э.Б. Вопросы психологии, 1971 - 4.
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие мелкой моторики в теоретических исследованиях 1.1 Онтогенез и возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Движение плода во время беременности в значительной степени определяет темпы общего развития ребенка. После рождения ребенка движения приобретают еще больше значение. Поэтому возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием движений рук, т.е. с мелкой моторикой, которая характеризуется различными по сложности движениями, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развитию того первичного языка, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Движения пальцев и кистей рук имеют и особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурных зон кисть не уступает уху и стопе. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Тогда восточная медицина доказала, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg