Глава 1. Средства массовой коммуникации - как фактор социализации и результаты его воздействия
1.1 Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей.
Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое время препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людей смотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам.
СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и на отдельные социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и другие. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
1.2. Результаты воздействия массовых коммуникаций
По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание 1) поведенческий эффект - активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий),
2) эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения.
Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности выступлений СМИ, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления СМИ, несомненно, более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.
В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.
Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в выступлениях СМИ представителей аудитории – надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности средств массовой информации.
1.3. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации К ним можно отнести условия:
1) Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория — это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
2) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории.
3) Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.
Телевидение - наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.
1.4. Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциал.
Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой – то мере заменяют семью.
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).
Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.
Глава 2. Общественное мнение
2.1 Понятие Общественное мнение
Термин «Общественное мнение» (от англ. – public opinion) впервые использовал государственный деятель и писатель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента населением страны. Предметом социального научного анализа его сделал Габриэль Тард (1843-1904). Тард понимал под общественным мнением частичное согласие публики по некоторым вопросам.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Выделяют несколько уровней сознания:
1) Теоретическое - логичная система знания и представлений об окружающей действительности);
2) обыденное - результат социального опыта людей, практического освоения действительности, связанные с условиями жизни людей);
Любое общественное мнение – это устойчивое проявление интересов людей к каким-либо явлениям. То есть без интересов – не может быть общественного мнения, которое возникает только, когда затрагиваются общественно значимые темы (политика, духовные интересы, материальные).
поводом для порождения слухов.
2.2 Функции общественного мнения
Роль мнения в обществе определяется его функциями, то есть сформировавшимися направлениями воздействия на общество. Суть функций сводится к тому, что они выполняют роль социального регулирования. Роль ОМ обусловлена, зачастую, авторитетом, то есть ОМ воздействует на людей благодаря авторитету учёных, политиков и т.д.
Основными функциями общественного мнения являются:
1. экспрессивная функция - определяет позиции по отношению к фактам, событиям, силу их выразительности и проявления;
2. консультативная - даёт советы, относительно решения проблем, принятия решений, мнение ориентирует нас на определённые поступка, манеру поведения;
3. Директивная функция - вносит решения по тем или иным вопросам, то есть общественное мнение может диктовать свои условия;
4. Оценочная - даёт определённую оценку процессам, происходящим в обществе;
5. Критическая - отражает действительность происходящего, наиболее острые и яркие проблемы общества;
6. диагностическая - тесно связана с критической функцией, но менее эмоциональна, он, а устанавливает диагноз обществу и его проблемам;
7. контролирующая - регулирует социальные процессы посредством духовного контроля над ними, то есть соответствие процессов нормам в этом обществе, в связи с этим и даётся оценка;
8. нормативная функция - устанавливает правила и нормы поведения, концентрирует в себе социальные, политические, культурные нормы, может обновлять и изменять их;
9. прогностическая - предсказание изменение мнения в будущем;
10. воспитательная - мнение является важнейшим фактором социализации личности в обществе.
2.3 Формирование ОМ
Формирование ОМ используется для эффективного управления обществом. В ОМ кроются потребности, интересы общества, поэтому его так важно изучать. В формирование ОМ прежде всего участвуют различные источники информации (мнения, суждения, убеждения, идеология, равно как и слухи, сплетни, заблуждения), также огромное влияние оказывают СМИ.
Процесс формирования общественного мнения:
• Существование острой проблемы в обществе
• Коммуникация мнения, то есть передача его по всем каналам и составляющим субъекта
• Диффузия мнения в субъекты и изменение ими мировоззренческих позиций, поведения.
Важно то, что субъекты могут использовать активные и пассивные способы формирования мнения. К активным относят:
• Пропаганду — подлежащее распространению, распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников.
• Агитацию — приведение в движение, устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической или другой активности.
• Рекламу - это информирование потенциальных потребителей о товарах или услугах. Цель любой рекламы – повышение спроса на рекламируемые товары или услуги
• Организацию массовых собраний, демонстраций.
К пассивным относят такие формы:
• Внушение - воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое.
• Подражание
• Стереотипизация
Глава 3. Эффекты и эффективность массовой коммуникации.
3.1. Эффекты и эффективность воздействия массовой коммуникации.
Эффективность СМК – это отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.
Основными целями СМК являются:
1) возможность влияния на общественные процессы,
2) формирование общественного мнения.
Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:
1) критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
2) критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.
СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов - через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания