Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь познавательных потребностей и предпочтений цифрового контента у младших школьников

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Объект исследования – младшие школьники. Предмет исследования – познавательные потребности младших школьников. Цель исследования – изучение познавательных потребностей младших школьников в связи с их предпочтениями цифрового контента. Гипотеза исследования. Выбор цифрового контента младшими школьниками в пространстве Интернета зависит от уровня развития познавательных потребностей. Задачи исследования: 1. Дать теоретическое обоснование изучения проблемы взаимосвязи познавательных потребностей младших школьников с выбором цифрового контента. 2. Раскрыть содержание понятий: познавательные потребности, интересы; направленность и характер познавательных потребностей; развитие познавательных потребностей в младшем школьном возрасте. 3. Изучить проблемы информационной и психической безопасности школьников. 4. Разработать теоретическую модель исследования взаимосвязи познавательных потребностей личности младших школьников с выбором цифровых предпочтений. Теоретико-методологической базой курсового проекта явились труды ведущих психологов и педагогов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, А.Г. Рубинштейн, В.С. Юркевич. В.В. Давыдов и т.д. в понимании проблемы познавательных потребностей детей младшего школьного возраста. Также при раскрытии понятий цифровой контент, влияние интернета, мы основывались на работах А.Е. Войскунского, Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровой, Ц.П. Короленко и др. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Нынешний период становление российского общества, интенсифицируя социальные, экономические, политические и др. процессы, заставляет человека усиливать свою познавательную активность, способность к развитию своих познавательных потребностей. Познавательная потребность возникает на основе новых требований "предъявляемых" к познавательной деятельности. Для того чтобы вызвать в ребенке желание к развитию своих возможностей, к самовоспитанию способностей, потребности необходимо усиливать и развивать. Познавательная потребность – это, в первую очередь потребность в новой информации. Она может проявляться в наиболее разных формах: в новом свете (новый цвет предмета, внезапный звук, необыкновенная форма), в новом знании об объекте (его предназначение, устройство и т.д.), и в конечном итоге, в новой системе представлений о мире (научные знания, наука в целом). И самые простые и самые трудные способы удовлетворения познавательной потребности в основном определяют одну и ту же познавательную потребность. Развитие познавательной потребности можно осуществить разными способами в учебном процессе школы и самостоятельно. Сегодняшний день одним с подобных способов, эффективно формировать познавательные потребности считается использование цифрового контента. Актуальность исследования Дети с ранних лет имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры, заводят аккаунты в социальных сетях, общаются с друзьями и обмениваются фотографиями. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьником приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им следует выполнять в электронном виде. Поэтому наблюдается тенденция к всё большему повышению роли и использования информационных технологий детьми младшего школьного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………................. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи познавательных потребностей младших школьников с выбором цифрового контента…………………………………..………………………………......... 6 1.1 Познавательные потребности……………………….……………………. 6 1.2 Особенности развития личности младшего школьника………………... 9 1.3. Познавательные потребности, интересы. Их развитие в младшем школьном возрасте…………………………......……………………………... 12 1.4.Понятие «цифровой контент»…………………...………………………. 15 1.5. Проблема информационной и психологической безопасности школьников…………………………………………………………………… 18 Выводы по первой главе……………………………………………………… 22 Глава 2. Теоретическая модель изучения взаимосвязи познавательных потребностей младших школьников с выбором цифрового контента………………………………………………………………………... 23 2.1 Теоретическая модель познавательных потребностей…………………. 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............. 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 33
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи познавательных потребностей младших школьников с выбором цифрового контента 1.1 Познавательные потребности Человек никак не способен существовать без потребностей. Потребность выражается и удовлетворяется у всех по-разному. Как высказывался А. Маслоу: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить и изобретать» [21, с. 45]. Сначала мы разберем, что мы понимаем под словом «потребность». В самом широком смысле слово, потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. В более узком смысле, потребности – внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования, основной источник активности личности [19, с. 118]. Потребности человека постоянно меняются: одни потребности усложняются со временем, другие же отмирают взамен их появляются новые потребности. Основой изменения потребностей является, с одной стороны, изменение круга предметов, которые удовлетворяют потребность, с другой стороны, изменение способа ее удовлетворения. Потребность, по А.Н. Леонтьеву, – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Давыдов В.В. выделил важность и актуальность анализа потребностей в разработке новых знаний, которые вместе с потребностями в поиске и приобретении знаний и умений относятся к непосредственно интеллектуальным познавательным потребностям [5, с. 78]. Согласно Л.И. Божович, у каждого ребенка присутствует потребность в новых эмоциях и впечатлениях, которая переходит в дальнейшем в познавательную потребность. В случае, если у учащегося не актуализирована и не востребована обширная познавательная потребность, которая создает готовность к учебной деятельности, в таком случае, он не может перейти к наиболее активным формам поведения. К примеру, в постановке целей, если нет возможности опереться в ранее существующие у учащихся познавательные потребности применить их для самостоятельной формулировки и постановки целей школьниками, в таком случае преподавателю ничего не остается, как поставить перед учениками уже готовую цель [1, с. 91]. В.С. Юркевич под потребностью в познании понимает потребность в деятельности, направленной на получение нового знания. Автор выделяет 3 уровней познавательной потребности: 1 уровень - потребность во впечатлениях, которая проявляется в стремлении человека к новым стимулам, в его реакции на новые впечатления, поступающие к нему из внешней среды. На данном уровне познавательная активность еще недостаточно дифференцирована. На этом уровне познавательной потребности еще нет стремления к получению нового знания – это потребность именно в новых стимулах. 2 уровень – любознательность, на котором наблюдается уже индивидуальный отбор той информации, которая к нему поступает, и он сам способен получить. На данном уровне познавательная активность гораздо наиболее целенаправленна, возникают и укрепляются интересы, разнообразные формы личностного отношения к знанию. В данном уровне появляется собственно потребность в знании. 3 уровень формирования познавательной потребности – это уровень целенаправленной познавательной деятельности; потребность отражает жизненные ценности личности, закрепленные ею в конкретных «ролях» и подвергшиеся рефлексии. Именно на данный этап познавательной потребности проявляется как устойчивое стремление человека к этой или другой области знаний, как становление склонности его к определенной деятельности. Также В.С. Юркевич выделяет 2 формы познавательной потребности. Первой формой считается усвоение готовых знаний (усвоение знаний, потребность в накоплении знаний). Второй ее формой является исследование действительности с целью получения нового знания, стремление к целенаправленной творческой деятельности. На деятельностях, в которые включен ученик, побуждается различными потребностями. В ходе обучения учителю важно поддержать развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах – его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности. Познавательная потребность невозможно полностью удовлетворить. Она проявляется всегда, в формах: более сложной (разные виды познания), и в самой упрощенной. Познавательная потребность не зависит от задач приспособления к определенной ситуации. Она направлена на сам процесс познания. Ориентация на процесс - главная характеристика познавательной потребности. Каждый человек получает удовольствие от процесса познания. Это и является самая характерная черта познавательной потребности. Ориентация на процесс познания – тесно связана с положительными эмоциями. Под познавательной потребностью подразумеваем стремление к самому процессу познания. Она действует активно. Новое знание и новая информация всегда считается средством удовлетворения познавательной потребности. При этом получение нового знания не гасит ее, но, напротив усиливает. В развитой форме познавательная потребность становится ненасыщенной – чем больше человек узнает, тем больше ему хочется знать [26, с. 152]. ? 1.2 Особенности развития личности младшего школьника Младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. Характерной чертой этого периода является: смена образа и стиля жизни: новая социальная роль — ученик, новые требования, смена ведущей деятельности — учебная деятельность. Поэтому, меняется и восприятие младшего школьника в системе отношений, но кроме того меняются его круг интересов и ценностей [25, с. 190]. Формирования и развития личности младшего школьника включают: учитель как пример для подражания; субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (высокая подражательность, повышенный уровень внушаемости, эмоциональности и активности); ровесники; семья (влияние на формирование характера). Активно развивается мотивационная сфера. Потребность четко и правильно выполнить требования учителя, потребность в высокой оценке, в похвале со стороны взрослых, потребность быть наилучшим учеником в классе, потребность во взаимодействии со ровесниками – все эти познавательные потребности становятся ведущими [10, с. 117]. Мотивация приобретает произвольный характер и развивается осознанность. На данном возрастном этапе ведущая деятельность - переходит смена с игровой деятельности на учебную. Учебная деятельность побуждает формирование и развитие ответственности как черты личности в детях [16, с. 26]. В младшем школьном возрасте активно развивается самосознание. Школьник осознает, что он является индивидуальностью, которая поддается социальным влиянием. Формируется самооценка и в связи с этим, развивается навыки самоконтроля и саморегуляции. Кроме того, в этом возрастном периоде развивается самопознание, и личностная рефлексия как способность самостоятельно определить границы своих возможностей. Весьма важно, чтобы школьник понимал свои способности, видел, то, что он способен и умеет делать, а особенно, лучше всех. Согласно мнению И. В. Дубровиной, для развития у младших школьников чувства собственной компетентности, умелости важно способность делать что-то лучше всех. [28, с. 40]. Формируются способы волевой регуляции: в первоначальной стадии это устная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт побуждается собственными потребностями школьников. Моральные нормы и правила поведения усваиваются в этом этапе возрастного развития. У школьников развивается самоконтроль в поведении, он наиболее четко и серьезно осознает правила поведения дома, в общественных местах, проявляет особое внимание к нравственной стороне поступков, старается дать поступку нравственную оценку, нормы поведения преобразуются во внутренние требования к себе. Эмоции как мотивы поведения – занимают значительное место в жизни школьника. Характеристика эмоциональной сферы в этот период определяется сдержанностью и осознанностью в проявлениях чувств, повышением эмоциональной устойчивости. Школьник уже наиболее спокойно выражает свои чувства, в особенности негативные, то что связано с различением ситуаций, в которых возможно или невозможно проявлять свои чувства, то есть произвольность поведения со временем начинает отражаться на сфере чувств. Тем не менее, в целом, для ребенка данного возраста характерно восприимчивость и чуткость [18, с. 257]. В данном возрасте, претерпевает изменения содержательная сторона эмоций и чувств с повышением произвольности эмоционального процесса. Развивается высшие чувства: интеллектуальные (сомнение, любознательность, удивление, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство дружбы, сочувствия, долга и пр.), эстетические. Учебная деятельность существенно влияет в развитие эмоций младшего школьника развивающиеся с учителем и классом. По мнению Г. М. Бреслава, именно эмоциональное отношение к педагогу считается главным в эмоциональной сфере учащегося, при этом особенно значимой целью для детей является роль педагога как судьи: эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки педагога, усиливает либо ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника. Также по этой причине безразличие к учению и, в первую очередь, к оценкам педагога в этом возрасте возможном считать показателем отклонения [24, с. 98]. Возрастной рубеж 9–10 лет знаменуется кризисом самооценки, который проявляется в активном росте негативных самооценок десятилетних школьников в сравнении с балансом позитивных и негативных мнений о себе в 9 лет. Критическая самооценка — это проявление диалогичности в сознании ребенка, внутреннего диалога Я — не Я, феномен объективного внимания к себе (Г. С. Абрамова), который выражается во временном отвлечении внимание от внешнего содержания и содержание его на самом себе. Итак, главные новообразования личности младшего школьника: направленность на группу ровесников; формирование личностной рефлексии (способность самостоятельно установить границы своих возможностей); развитие осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств; формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. ? 1.3 Познавательные потребности, интересы. Их развитие в младшем школьном возрасте Перед учителем встает задача формирования познавательных потребностей у учащихся, так как для младшего школьника ведущей является учебная деятельность. В этой связи перед педагогом встает задача поиска форм, средств и методов работы по активизации учебно-познавательной деятельности [17, с. 36]. Одно из условий формирования познавательных потребностей –развитие познавательного интереса. Особым видом интереса считается интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, но кроме того умениями и навыками, с помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося заключается в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, дает ей глубокую умственную удовлетворение, содействующее эмоциональному росту, таким образом, познавательный интерес выступает, как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В умственной деятельности, протекающий под влиянием познавательных процессов, проявляется активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Что свидетельствует о возникшей познавательной потребности и готовности её удовлетворить [7, с. 103]. Важной характерной чертой познавательного интереса считается также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, но не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это без исключения выражения познавательной потребности, в основе которой лежит познавательный интерес человека, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Итак, педагогический подход к решению проблемы формирования познавательных потребностей должен состоять в том, чтобы возбуждать и регулярно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям [2, с. 828]. Каждый учитель определяет сам, как поддержать состояние активного интереса к изучаемым явлениям. Это зависит от многих факторов, с которыми современный учитель сталкивается в ходе своей деятельности. В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на факторы, влияющие на успешное формирование познавательных потребностей. Во-первых, весьма значима первоначальная стадия, на котором учащиеся формируют тему и цель урока. Следует сразу задать высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность. Во-вторых, следует придерживаться нескольких важных условий: ? использовать различные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; ? создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика; стимулировать учащихся к высказываниям; ? использовать разные способы выполнения заданий без боязни допустить ошибку и поощрять; ? использовать материал, позволяющий ученику проявить свой собственный опыт; ? оценивать деятельность ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; ? поощрять стремления ученика находить способ решения задачи; ?создавать педагогические ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; ?создавать обстановку для естественного самовыражения ученика. В-третьих, каждое задание либо технология, должна быть адаптирована под определенный случай и органически вписываться в учебный процесс, для того чтобы обучение проходило легко и свободно, ведь именно тогда учебный процесс ребенку станет увлекательным и интересным. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как немаловажно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться [23, с. 115]. По этой причине, ребенку необходима соответствующая деятельность. Та деятельность, которая вызвана собственной познавательной потребностью ребенка. Иначе говоря, когда ребенку хочется заниматься этим самому, когда он получает удовольствие от умственной работы. Конечно, можно заставить детей учиться и в том числе, добиться с него превосходных оценок. Должна быть потребность в работе ума, то есть познавательная потребность [12, с. 23]. С потребностью в познании индивид появляется на свет. Невзирая на это, познавательная потребность нуждается в внимательном и разумном воспитании. С самого раннего возраста её необходимо поддерживать, укреплять и развивать. Для обеспечения благоприятного развития познавательной потребности младшего школьника необходимо в главную очередь создать доверительные отношения с ним. Кроме того, важно максимально развить его уверенность в себе, его круг интересов и склонности, обеспечить связь умственной деятельности с положительными эмоциями. Потому что познавательная потребность способна благотворно развиваться только на фоне «умственной радости». [11, с. 121]. ? 1.4. Понятие «цифровой контент» Под контентом (от латинского continere – содержать) необходимо понимать наполнение (содержание) конкретного информационного пространства. Согласно к цифровой среде подобным пространством как правило называют информационный континуум киберпространства. Контентом называется всё информационное наполнение сети интернет интернет-сайта, газеты, журнала. К нему относятся текст, фото, картинки, видео и аудио-файлы. Цифровой контент — это комплекс развлекательных, информационных материалов, которые распространяются в электронном варианте по специальным каналам с целью эксплуатации на цифровых устройствах: компьютерах, планшетах, телефонах [13, с. 100]. Перечислим основные виды цифрового контента: - видео-контент. Достаточно популярный вид контента в наше время. Люди записывают видео и выкладывают их на популярный видео-хостинг YouTube. Снятое и смонтированное видео, загруженное на сайт и доступное для просмотра, является видео-контентом. - текстовый контент. Это информация, оформленная в виде текста и доступная для ознакомления. - игровой контент. К контенту в мире игр можно отнести персонажей, локации, вещи и т.п. - другой контент. При желании контентом можно назвать всё, что было создано (придумано и реализовано). Например, содержимое написанной книги – контент автора, нарисованная картина – контент художника, записанная песня – контент музыкального исполнителя [30, с. 3]. Любой сетевой ресурс интернета в своей основе представляет информацию для посетителей. Контент считается главной ценностью сайта, способной привлечь пользователей и клиентов. В основном под контентом в главную очередь предполагают текст, а изображения также другие элементы считаются дополнительной информацией, которая украшает сайт и приводит его к такому виду, при котором информация может быть усвоена гораздо легче. Так же контентом принято называть ту долю информационной составляющей сетевого ресурса (или сайта), которую пользователь способен использовать по собственному усмотрению, в частности загрузить на свой компьютер и сохранить для личного использования. Однако следует понимать то, что каждый контент сайта является интеллектуальной собственностью автора данного контента и охраняется законом об авторских правах. Содержание информационного ресурса, рассматриваемое за пределами его визуального представления, называется контентом. Понятие "форма" и "содержание" принадлежат к философским категориям: форма отражает методы существования содержания. Во взаимосвязи "форма - содержание", содержание считается основной, то есть определяющей характеристикой объекта. По этой причине оно активнее влияет на форму, по сравнению обратного влияния формы на содержание [29, с. 1]. Структура контента Контент состоит из множества частей, которые могут быть представлены пользователю в разных последовательностях (стабильных или модифицируемых). Подобные последовательности частей контента могут быть определены как структура контента. В практике проектирования мультимедийного издания используются следующие виды структур контента. Линейная. Линейная структура говорит о том, что один часть информации следует за другим. Если необходимо, чтобы пользователь прошел шаг 1 перед шагом 2, данное должно быть отображено в структуре содержания. Иерархическая. Иерархическая структура используется в случае, если контент имеет категории с подкатегориями. Примеры: организационные диаграммы, дерево родословной, файловая система, структура управления. Сетевая структура. Используется, когда необходимо перемещаться от одной части контента другому или по ассоциации, или по заданному условию. При осуществлении нелинейной схемы навигации возникает возможность перехода от любой страницы к любой. Примеры: игры, семантические сети (структура с целью познаний в виде узлов, объединенных дугами), сеть Интернет. Параллельная структура. Подобная структура используются при демонстрации презентации двух взаимозависимых частей информации одновременно Примеры: кинофильмы с субтитрами, презентации со звуковым сопровождением [15, с. 23]. Матрица. Матрицы хороши для использования при представлении больших объемов повторяющих данных. Примеры: таблицы, диаграммы, графики, индексы. Наложение (Overlay). Оверлейная структура способна применяться, в случае если имеется необходимость пользователю запомнить или напомнить частью чего-либо. Пример: информационный интернет контент Пространственные расширения. Пространственный масштаб структуры используются для направления пользователя к иному источнику информации. Пример: энциклопедии, словари, библиотеки, боковые панели в журналах. Смешанная схема. Структуры контента (навигации) предполагает собой комбинацию приведенных выше структур [3, с. 78]. Итак, в рамках нашей курсовой работы под цифровым контентом мы будем понимать ту цифровую среду, которую представляет собой обобщенный информационный континуум киберпространства. То есть мы под этим подразумеваем информационное наполнение сети интернет (текст, фото, картинки, видео и аудио-файлы).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg