1. Рассмотрение структуры, сущности и функций финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы
Финансы представляют собой экономический инструмент, который позволяет регулировать производство и распределение продукции через рынок ресурсов и рынок товаров.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного воспроизводства всех уровней хозяйствования; они необходимы как низовому звену, т.е. предприятиям и межхозяйственным объединениям, так и государственной системе управления экономикой.
Финансы – это достаточно сложное общественное явление, охватывающее широкий спектр обменно-распределительных отношений, отражающихся в различных денежных потоках. Несмотря на единую сущность данных отношений, в них выделяют отдельные элементы со своими характерными признаками и особенностями.
Выделение форм финансовых отношений представляет собой относительное отделение составляющих финансов. Именно эти составляющие и образуют финансовую систему.
Можно выделить следующие признаки, на которых строится финансовая система:
1)Функциональное назначение конкретной группы финансовых отношений; 2)Наличие специфики в финансах;
3)Единство и взаимодействие подсистем;
4)Наличие специализированного обслуживающее аппарата;
5)Наличие финансовой базы.
Из этого следует, что финансовая деятельного того или иного государства состоит в образовании, перераспределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, что в свою очередь обеспечивает нормальное функционирование государства на всех этапах общественного развития.
Под финансовой системой понимается совокупность различных видов фондов денежных средств, которые сконцентрированы в руках государственного аппарата, нефинансового сектора экономики (субъектов хозяйствования), отдельных финансовых институтов, населения для выполнения возложенных на них функций и удовлетворения как экономических, так и социальных потребностей.
Общим признаком всех финансовых систем является наличие различных фондов финансовых ресурсов.
1.2 Типы финансовых систем
Финансирование экономики может осуществляться через фондовый или через банковский сектор. Рассмотри эти способы подробнее. При финансировании экономики через банки очень велика доля банковского сектора в финансовой системе. Примерами такой финансовой системы являются экономики Японии и Германии. В Японии большинство банков работают по принципу установления длительных отношений с клиентами, основанных на взаимном доверии и высоком уровне репутации. В немецкой банковской системе население сдает на хранении свои акции в банки, а банки в свою очередь получают право голоса на собраниях акционеров. Таким образом, банки располагают достаточно крупными пакетами акций, позволяющими оказывать влияние на работу компаний. Поскольку банки становятся собственниками предприятий, то обе стороны заинтересованы с развитии бизнеса и тесно контактируют друг с другом.
Преимуществами финансирования экономики посредством банковской системы являются:
1)Установление банками тесных долгосрочных отношений с компаниями-должниками, что дает право доступа к информации о всей деятельности последних. Также банки могут влиять на корпоративную политику компаний. Такая власть гарантирует вкладчикам возвратность денег и процентов;
2)Банки, выступая посредником между заемщиками и владельцами сбережений, решают в определенной степени проблему асимметричности информации в экономической системе;
3)Способность банков распределять систематические риски в финансовой системе. Под систематическими рисками следует понимать негативные макроэкономические явления, влияющие на все экономические активы.
Наряду с положительными сторонами, финансирование экономики через банковскую систему имеет и отрицательные: Тесное сотрудничество банка с компаниями-должниками, что проявляется, когда банку со временем труднее отказать в кредите фирме. Проявление данного недостатка особенно критично в случае возникновения у фирмы проблем с платежеспособностью; Банки могут вступать в сговор с менеджментом компаний-клиентов, при этом отсутствует должное регулирование их деятельности. Участники, будучи в сговоре, могут ущемлять права акционеров, при этом снижая эффективность управления.
Финансирование экономики через фондовый рынок предполагает достаточно высокую долю фондового рынка с системе финансов государства. Компании удовлетворяют потребности в финансирование извне при помощи выпуска акций или облигаций. Отношения компаний и инвесторов в данном случае имеют рыночный характер, подвержены существенной конкуренции, нежели при финансировании через банки. Классические примеры рыночной финансовой системы — экономики США и Великобритании. В этих государствах очень развит фондовый рынок.
Главным преимуществом такой системы финансирования является принятие инвестиционных решений, опираясь на рыночные цены. Рыночная цена актива будет справедливо учитывать все выгоды от владения в будущем.
Основным недостатком финансирования экономики посредством фондового рынка — это неспособность решения проблемы морального риска. Данная проблема имеет место даже при строгом регулировании фондового рынка специальными организациями. Иногда компании принимают излишние риски, подделывая отчетность, получая при этом финансирование на рынке.
2. Рассмотрение финансовой системы России
2.1 Финансовая система России и ее особенности
Финансовая система РФ Финансовая система России включает следующие звенья:
1) Бюджетную систему, которая состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
2)Внебюджетные государственные и муниципальные фонды;
3)Кредитную систему;
4)Обязательное государственное страхование;
5)Финансы предприятий.
Первые четыре звена представляют собой централизованные финансы, которые используются с целью осуществления финансовой деятельности в масштабах государства. Финансы предприятий – это децентрализованные финансы, поскольку имеют определенную самостоятельность, нет вертикального взаимодействия, после уплаты всех обязательных платежей по своему усмотрению распоряжаются прибылью.
Бюджетная система – это ключевое звено любой финансовой системы. В РФ бюджетная система включает крупнейшие фонды денежных средств, которые могут принадлежать к одному из трех уровней:
1)Федеральному бюджету;
2)Бюджету субъектов РФ;
3)Местным бюджетам.
Посредством распределения через бюджетную систему денежных средств, государство реализует публичные функции. Бюджет страны тесно связан с другими звеньями финансовой системы, с его помощью осуществляется государственная финансовая политика.
Фонды денежных средств, образующие бюджетную систему, являются гарантом финансового суверенитета страны.
Каждый вид бюджета в бюджетной системе РФ образуется в процессе финансовой деятельности государства, субъектов или муниципальных образований. Бюджет любого уровня обладает своими источниками доходов, строго определенными бюджетным и налоговым законодательством, объектами расходов, которые подлежат обязательному финансированию.
Самостоятельное звено финансовой системы – это внебюджетные фонды, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, обособленных от конкретного бюджета, обладающих собственными источниками дохода и предназначенных для материального обеспечения публичных мероприятий.
Внебюджетные фонды делятся на государственные и муниципальные, а образуются за счет внесения обязательных платежей физических и юридических лиц, а также за счет добровольных перечислений.
Кредитная система государства и муниципалитетов – это совокупность норм финансового права, которые регулируют общественные отношений, возникающие в ходе получения государством или размещения им же денежных средств, также при предоставлении государственных гарантий.
Обязательное государственное страхование представляет собой отношения по защите имущественных и неимущественных интересов юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, урегулированные соответствующими нормами финансового права, за счет денежных фондов, которые формируются из страховых взносов. Как звено финансовой системы государства, страхование включает только отношения, в которых участвует государство. Развитие страховой отрасли связано с расширением социальных функций государства, таких как: пенсионное обеспечение, выплата различных пособий, медицинское обеспечение и т.д. Страхование также является способом аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов, поскольку страховые случаи наступают не всегда, а собранные денежные средства государство может направить на материальное обеспечение других потребностей населения.
Финансы предприятий – это денежные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при формировании, перемещении и использовании основного (оборотного) капитала, финансовых ресурсов и нематериальных активов.
2.2 Структура финансовой системы России
Структурно система финансов включает в себя укрупненные элементы, а именно, финансы государства, предприятий и сферы страхования.
Государственные денежные средства включают в себя:
1)Бюджет. В России он делится на федеральный, региональный и местный. 2)Внебюджетные фонды, средства которых идут на определённые цели. 3)Государственные кредитные деньги.
Страхование подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности. Реальный сектор так же является крупнейшим владельцем финансовых средств. Их делят на финансы коммерческих организаций, посредников, некоммерческих субъектов хозяйствования. Российская система финансов имеет структуру, отвечающая принципам сочетания отраслевых и территориальных подходов, обеспечения финансовой самостоятельности регионов с сохранением централизованного управления в целом. Так же финансовой структуре России присуща дифференциация управления по сферам денежного обращения. Основу финансовой системы России составляет бюджет или государственные финансы. Они представляют собой отношения, складывающиеся между аппаратом управления, предприятиями, индивидами, учреждениями и организациями. Бюджет аккумулирует средства, которые впоследствии распределяются между отраслями, субъектами народного хозяйства, а также идут на обеспечение социальных программ, и поддержание обороны страны. Бюджет включает в себя федеральные, региональные и местные финансы, которые в свою очередь строятся на государственном кредите, деньгах государственных предприятий, внебюджетных фондах. Основные проблемы государственных финансов в России связаны с несбалансированностью бюджетов, несовершенством налоговой системы, низкой эффективностью использования муниципального и регионального имущества. Так же необходимо обеспечить единство денежно-кредитной и финансовой политики, укрепить финансовый контроль.
2.3 Государственный кредит и финансы реального сектора
Государственный кредит является самостоятельным звеном финансовой структуры РФ. Для него характерны специфические формы отношений, связанных с привлечением средств бюджет. По сути, это форма денежных отношений между государством, предприятиями и домашними хозяйствами в части предоставления гарантий и кредитов. Государство обычно выступает в качестве кредитора, хотя может выполнять роль заемщика. Государственные займы являются одним из действенных инструментов мобилизации денежных средств для социальных и общественных нужд. Они осуществляются через выпуск долговых обязательств различного срока действия. Однако, основная часть средств, которые распределяются в стране формируется в сфере обращения денежных средств предприятий и некоммерческих организаций. Звенья финансов реального сектора включают в себя: Финансы коммерческих организаций и предприятий. Это финансовые отношения, складывающиеся в процессе создания и применения ресурсов для различных видов деятельности с целью получения прибыли. В данной области функционируют предприятия материального производства и финансовые посредники. Средства некоммерческих организаций. Финансы, создаваемые предприятиями, чья основная деятельность не связана с получением прибыли. Полученный доход не распределяется между сотрудниками предприятия, а идет на улучшение оказываемых социальных услуг населению. Стоит отметить, что некоммерческая организация может быть создана не только государством, но и отдельным индивидом или юридическим лицом. Деньги государственных учреждений, которые оказывают различного рода государственные услуги гражданам, с целью реализации их прав, свобод и обязательств, предусмотренных законодательством России. Если коммерческий сектор в России развивается по законам рынка, то бюджетная сфера требует постоянного пересмотра принципов субсидирования. Для того, чтобы общественные услуги и товары были доступны всем гражданам страны, необходимо создавать предпосылки для повышения их качества, внедрять элементы рыночных отношений, учитывать интересы потребителей, проводить реструктуризацию бюджетного сектора, привлекать квалифицированные кадры, создавать механизмы для распределения ответственности работников бюджетной сферы.