Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты игры как средства воспитания

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Объект исследования – воспитательные возможности игры. Предмет исследования - игра в воспитательном педагогическом процессе. Цель исследования: выявить воспитательные возможности игры в педагогическом процессе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровой деятельности в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала. Методологическая база исследования. Проблема применения игровой деятельности в воспитательном педагогическом процессе, а также методологические аспекты использования игровой деятельности на уроке изучали в своих работах А.Ф. Абуков, А.П. Панфилова, И.С. Сергеева, Н.К.Янковский; педагогические концепции, раскрывающие содержание игровой деятельности как одной из современных образовательно-воспитательных технологий представлены в работах Т.М. Михайленко, Е.Л. Репринцевой, Г.К. Селевко и др. Методы исследования: ? теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение; ? эмпирического уровня: тестирование; ? математические: регистрация данных и шкалирование результатов. Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе урока с применением игровой деятельности, позволяющего ученикам лучше запомнить данный на уроке материал. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны конспекты уроков; выделены и апробированы педагогические условия использования игровой деятельности на уроке. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра во внеурочное время , способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни. С помощью игры педагогам легче войти в контакт с воспитанниками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 5 1.1. Понятие и значение игры 5 1.2. Функции и воспитательные педагогические возможности игры 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ 16 2.1 Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности 16 2.2 Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке 22 Заключение 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Список литературы

1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 2000.- 308 с. 2. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 435 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 2001. - 402 с. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В., Бордовская, А.А., Реан . - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века») 5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М. :? Изд-во Владос-Пресс, 2003 - с.39-45. 6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 - с.51. 7. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском Саду» [Текст] / М.А., Васильева, В.В., Гербова, Т.С., Комарова. - М.: МозайкаСинтез, 2005. – 208 с. 8. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с. 9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С., Выготский // Вопросы психологии: - 1966. - № 6. 10. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.С., Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с. 11. Данилов, А.А. История России: XIX . 8 класс. [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - с.266-272 . 12. Евдокимова, О. А. Значение игры в воспитании ребёнка / О. А. Евдокимова, О. В. Дунаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 752-755. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17048/ 13. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с 14. Жданова, Л. У. Игра в воспитании и обучении / Л. У. Жданова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ 15. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 2007. - 200 с. 16. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. - М.:Вентана-Граф. 2013 - с.224-241. 17. Лебедева С.А. Игра и е? развитие у детей. - Шуя изд.-во. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» - 2007. - 44 с. 18. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст] / Н.Я., Михайленко, Н.А., Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. 19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 2000. - 267 с. 20. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367с. 21. Новиков А.М. Методология игровой деятельности [Текст] / А.М.,Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с. 22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [Текст] / Л.Ф., Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с. 23. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 282 с. 24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября - 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/ 25. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 2004 - с.34-40. 26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». - 2014, №14. - Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 1.1. Понятие и значение игры В настоящее время в связи с переходом обучения на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в школе, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения. Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [24]. В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания, Игра, если она педагогически направляется и верно задумана, и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [12, с. 752]. Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию [17, с. 46]. Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6, с. 51]. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [14, с. 109]. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир [8, с. 118]. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности [26]. В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу» [14, с. 110]. Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5]. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр [19, с. 65]: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и... сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?» [18, с. 39]. Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов. Игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной [2, с. 185]. Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2, с. 188]. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [17, с. 44]. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. 1.2. Функции и воспитательные педагогические возможности игры В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Игра - явление сложное и многогранное. Анализируя источники, мы выделили несколько важных ее функций [23, с. 76-78]: - социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации школьника в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию детей между собой, а включает все богатство общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. - развлекательная функция - является оной из основных. Развлечь означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление к каким-либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени; в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести человека на занятия, которые способны захватить его целиком. Влечение в играх -- явление преходящее, поскольку представленные в нем потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию. - функция самореализации. Для школьника игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане учащемуся важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры -- пространство самореализации. - обучающая функция предполагает развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. - коммуникативная функция игры подразумевает вовлечение ребенка в очень широкий спектр социальных отношений, т.к. любое игровое сообщество представляет собой пусть и временный, но коллектив, в котором складывается особая система социальных отношений, распределяются роли, формируются навыки общения и выработка тактики коллективного и индивидуального поведения. - диагностическая функция. Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что они могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т. п. Ведь учебная деятельность очень регламентирована, подразумевает, что учащиеся овладеют определенным кодом поведения, становятся послушными, дисциплинированными. Учащиеся либо принимают «правила» этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. Игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение действительности, является внеутилитарной по своему характеру, она для учащегося привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg