Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности сформированности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.

cool_lady 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Цель курсовой работы выявить особенности сформированности диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Объект исследования: процесс развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: художественные произведения в жанре сказки как средство развития связной диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Проблема: выявление педагогических условий, способствующих развитию связной речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством сказок. Гипотеза исследования: развитие связной диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с художественной литературой может осуществляться в процессе пересказа и инсценировки художественных произведений в жанре сказки. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу. 2. Выявить особенности развития связной диалогической речи у детей с задержкой психического развития. 3. Провести количественную и качественную оценку результатов исследования. 4. Определить основные направления работы с родителями. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, анализ личных дел; педагогическое наблюдение за детьми; эмпирическое исследование; анализ данных (количественный и качественный) и обобщение. Исследование включало 2 этапа: 1 этап – подготовительный, предварительный: с одной стороны, его можно назвать теоретическим, с другой стороны, он уже является для нас творческим, так как изучение специальной литературы сопровождалось сбором материала, его творческой переработкой и адаптацией к задачам исследования. 2 этап – практический. Практическая значимость исследования связана с возможностями для дефектологов и студентов-практикантов использовать материалы нашего исследования для изучения связной диалогической речи у детей с задержкой психического развития. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет исследования, его цель и задачи, а также практическая значимость исследования. Список используемой литературы включает 30 источников. Первая глава посвящена обзору и анализу специализированной литературы по данной теме, также в ней рассматриваются особенности формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Во второй главе представлено эмпирическое исследование уровня развития связной диалогической речи у детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы детского сада комбинированного вида № 334 «Берёзка» г. Самара, Самарской области. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Введение

В последнее время в области специальной педагогики появилось большое количество исследований, посвящённых особенностям развития связной диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. В дошкольном возрасте одна из основных задач в развитии ребёнка с задержкой психического развития является овладение нормами и правилами родного языка. Л. С. Выгодский считает, что старший дошкольный возраст – важный период, в котором формируются основные черты личности и характера, поведение в различных ситуациях, способность выражать свои желания и потребности относительно желаниям и потребностям других людей. В последнее время в дошкольные учреждения поступают все больше детей с различными нарушениями речи, а речь является основным способом коммуникации, именно поэтому одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и её коррекции у детей с задержкой психического развития. Проблемы развития связной диалогической речи у детей с задержкой психического развития исследовали такие учёные, как Е. А. Стребелева, Е. Б. Аксенова, Л. Б. Баряева, Е. С. Слепович, В. А. Степанова, В. И. Лубовский и многие другие. Они говорили о том, что именно в дошкольном возрасте, происходит формирование основных коммуникативных навыков при помощи связной диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития. В дошкольный период происходит общее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является сформированность когнитивных функций и определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной диалогической речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи. Развитие речи очень важный процесс в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, отставание в развитии речи, позднее возникновение периода творческих способностей у детей, [2], слабую речевую активность, бедность словаря. [33] А, ведь, именно наличие этих факторов, оказывает влияние на речевое развитие детей с задержкой психического развития. Дошкольными педагогами, в работе с детьми, для развития связной диалогической речи, широко используются занятия по ознакомлению с художественной литературой, сказкой. Это является эффективным средством развития связной диалогической речи у детей с задержкой психического развития. Да и всем известно, что дети очень любят сказки. Данная тема актуальна, так как формирования связной диалогической речи детей с задержкой психического развития влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей с задержкой психического развития, что сказывается на их развитие в целом. В связи с тем, что конкретные методические пособия и рекомендации, учитывающие вышеизложенное, недостаточно отражают проблему развития связной диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития, мы выбрали в качестве перспективного направления исследования изучить развитие связной диалогической речи у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретическое обоснование сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития ……………..5 1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………….5 1.2 Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..12 1.3 Художественные произведения в жанре сказки: понятие, классификация…………………………………………………………………...15 1.4 Использование сказок в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с художественной литературой………………………………...17 Выводы по 1 главе……………………………………………………..…….…21 Глава 2 Эмпирическое исследование уровня развития связной диалогической речи у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития…………………………….……………..22 2.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детского сада…………………………………………………………….22 2.2 Задачи, исходные положения и организация эмпирического исследования.…………………………………………………………………….25 2.3 Методика эмпирического исследования…….……………………………...27 2.4 Анализ результатов эмпирического исследования………………………...29 Выводы по 2 главе………………………………………………………….......33 Заключение…………………………………………………………………..….35 Список используемой литературы…………………………………..............37
Список литературы

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3 тт. Т. 1. М.: Наука, 1984. - 511 с. 2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детей 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку/ Дефектология, №5, 1982. 3. Борякова Н.Ю. Дети с задержкой психического развития - М., 1984. 4. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. кандидат. дис. - М., 1983. – 15с. 5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития М.: Просвещения, 1996 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Москва, 1991.- 93 с. 7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.» - М., 1994. – 365 с. 8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.Педагогика, 1995. – 425 с. 9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.- 385с. 10. Лисина М.И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми - М. 1985. – 193 с. 11. Логинова Е.А. Особенности коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития - М - Воронеж, 2001. – 155 с. 12. Лурия А.Р. Речь и мышление. - Москва, 1985. – 90с. 13. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология к.п.и. им. Н.А.Некрасова, 1995. – 326 с. 14. Насибуллина А.Д., Хаустова М.Н. Возможности сказки в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 4 (7). - 95-98 с. 15. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. хрестоматия. - Москва, 1991. – 240с. 16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986. - 917 с. 17. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. / Под ред. Березина Ф., Спиркина Е., Соколова Е.- М.: Класс, 2005. - 336 с. 18. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология. - 1980. - №3. 19. Пиотровская Л.А. Речевая деятельность в норме и патологии. - С. Пб., 1999. - 90 с. 20. Погосова Н. М. Речь - С. Пб., 2002. - 152 с. 21. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Собрание трудов В.Я. Проппа. Под ред. Ю. С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 2001. - 192 с. 22. Симонова И.А. Характеристика речи детей с ЗПР // Дефектология. - 1974. - №3. 23. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1981 - №1. 24. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушением умственного развития // Дефектология 1987 №2 25. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. - Мн., 1989. - 15 с.; 20 с. 26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста / Под редакцией Ф.А. Сохина 5-е изд. М. Просвещение, 1981 г 27. Ушакова О.С. Связная речь // развитие речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ф.Н. Сохина 3-е изд. М. Просвещение, 1984 г. 28. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1997. - 34 с.; 40 с. 29. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: АСТ, 2000. - 464 с. 30. Флорина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина - М.: Академия, 1999. – 560 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое обоснование сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Речь – это вербальная коммуникация, процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. В развитии речи детей с задержкой психического развития основными особенностями являются умения пользоваться речью, как средством общения. У детей с задержкой психического развития функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Под речевыми нарушениями мы понимаем дефекты речи всех компонентов, включая фонетико-фонематические нарушения, лексико-семантические, нарушения грамматического строя речи, нарушения понимания речевого сообщения и формирования связной речи. В отличие от здоровых детей, дети с задержкой психического развития в большинстве ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. Взрослые с детьми обмениваются впечатлениями, и дети ищут поддержку и понимание к ним со стороны взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей, дети с задержкой психического развития пользуются крайне редко. Так как в силу своего диагноза их мышление, интеллектуальное развитие и эмоционально – волевая сфера развита ниже возрастной нормы. Изменяется форма общение, происходит изменение формы речи. Когда у ребёнка с задержкой психического развития появляется потребность передовать информацию понятную ему взрослому, когда появляется потребность задать вопрос, или ответить на него самому, вот тогда и возникает развитие связной диалогической речи. Связное высказывание отражает уровень интеллектуального развития, речевого развития и эмоционально-волевого развития ребенка. Связная речь - развернутые, логические, последовательные и образные изложения каких- либо содержаний, мыслей. Связная речь является одним из главных показателей речевого и интеллектуального развития ребёнка с задержкой психического развития. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. Принципиальный подход к решению проблемы формирования коммуникативной сферы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия развития личности детей и воспитания детей. На общении построена вся наша жизнь. Поэтому именно от формирования навыков связной речи зависит будущее развитие ребенка с задержкой психического развития в целом. Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения технологией общения. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения. Ярким проявлением коммуникативной функции языка является диалогическая речь, которая строится на обмене высказываниями, протекающая в конкретных ситуациях. Так – же, сопровождающаяся жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь может быть ситуативной и контекстуальной Ситуативные и контекстуальные диалоги – формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. Дети с задержкой психического развития слабо владеют такими формами речи. Если их не развивать и постоянно с ними не беседовать, то им доступна только простая вопросно- ответная форма речи, которая сводиться к воспроизведению двух слов «да, нет». Связная речь считается самой сложной формой речи, которая формируется позже, чем диалогическая речь. Она имеет более сложное строение, выражающее мысль одного человека, неизвестную слушателю. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами. [24]. При сопоставлении этих двух форм связной речи: диалога и монолога А.А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как относительная развёрнутость, большая произвольность и программированность. Диалогическая и монологическая речь тесно взаимосвязаны друг с другом, развиваются в зависимости друг от друга. Общение в форме диалога может протекать с вставками монолога, а монолог может приобрести диалогические свойства. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка с задержкой психического развития, напрямую влияя на его подготовку к школе, а ведь это и есть важная функция в системе дошкольного образования. Речь и ее выразительные возможности являются необходимой и для многих детей единственно доступной и привычной формой получения и передачи информации. Воспроизведение речи, общение – прямой путь передачи информации. В нашем современном информационном обществе очень важно уметь владеть различными способами коммуникации, а для этого необходимо овладеть навыками связной речи. Речь служит самым важным средством общения, так как невербальные проявление характера, настроения, эмоционального состояния трудом улавливаются дошкольниками с задержкой психического развития. Задержка психического развития — нарушение нормального уровня психического развития у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. [5] Поэтому, когда мы говорим о возрасте 5-6 лет детей с задержкой психического развития, мы имеем в виду то, что их высшие психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для детей данного возраста. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Страдает лексико – грамматический строй речи. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, быстро переключается, присутствуют трудности сосредоточения, нежелательное поведение на занятиях, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность всех видов памяти В дефектологии понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии физической и психической деятельности ребёнка. Основной причиной такого отставания является слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, предродовом, а также в раннем периоде жизни). [5] Как указывают психологи Г. А. Каше и У. В. Ульенкова у большинства детей с задержкой психического развития отмечают неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Такие дети не приучены к труду, совместной деятельности с взрослым, не доводят начатое дело до конца. А ведь умение доводить начатое дело до конца тоже важно воспитывать, так как и это влияет на развитие ребёнка с задержкой психического развития. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации. Им требуется многократное повторение. Особенно это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для ребенка значимое смысловое и эмоциональное содержание). [10] У детей с задержкой психического развития слабо развита связная речь и способность планировать свою деятельность с помощью речи. Так – же у детей с задержкой психического развития нарушена внутренняя речь. Дети стараются избегать умственного напряжения. Они отказываются выполнять сложную задачу, заменяя умственную задачу более близкой, игровой задачей. Так как их познавательная активность развита слабо. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития: а) отставание в речевом развитии; б) позднее возникновение периода детского словотворчества; в) слабая речевая активность; нежелание пользоваться речью, как средством коммуникации; г) недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи; д) фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У детей с задержкой психического развития отмечается неполноценность спонтанной и отражённой речи; недостаточная развернутость речевого высказывания; затруднения в построении предложений. [26] Как считает Р. Д. Тригер, распространенность нарушений устной речи у детей с задержкой психического развития, а также длительность и не всегда достаточная эффективность работы свидетельствуют о необходимости особого подхода к этим детям. Коррекционные мероприятия по улучшению связной речи у дошкольников с задержкой психического развития должны проводиться с учётом особенности развития этих детей. [25] Устная речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью словарного запаса. Причем как активного, так и пассивного, что в свою очередь и влияет на задержку всех этапом развития ребенка с задержкой психического развития. [26] Процесс создания любого речевого высказывания начинается с мотива. Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира определяет мотивы речевой деятельности ребенка. Эта потребность у детей с задержкой психического развития резко снижена: отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. [29] Поскольку развитие лексики в онтогенезе, в частности значения слов, тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий (Л.С. Выготский), у детей с задержкой психического развития частыми являются нарушения лексики. Как указывают Е.В. Слепович и С.Г. Шевченко, у детей с задержкой психического развития происходит резкое преобладание пассивного словаря над активным словарем. Для детей с задержкой психического развития сложно самостоятельно описать представленный предмет, или ситуацию. Устная речь характеризуется нарушениями в лексико-грамматическом строе речи. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: - пропуск или избыточность членов предложения ("В доме живут есть родители"); - ошибки в употреблении и согласовании ("И в этой коробке много игрушки"); - ошибки в употреблении служебных слов ("Лампа висит на полке"); - ошибки в определении времени глаголов ("Деда несет яблоки, а раздавал их"); - трудности в слово - и формообразовании ("Папа красит стулы. Он работает красильщиком"); - структурная неоформленность высказывания ("Возле другой машины, где подъемный, другое дерево там кран"). Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети с задержкой психического развития, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Дети с задержкой психического развития часто используют прямую речь. [4]. С проблемой овладения ребёнком с задержкой психического развития грамматическим строем речи тесно связан вопрос о чувстве языка. Чувство языка - особый механизм контроля правильности речи, который вырабатывается в результате речевого опыта и предполагает способность выразить посредством изменения соотношения слов в предложении определенные связи между предметами и явлениями. [23] Речь детей с задержкой психического развития носит преимущественно ситуативный характер, что проявляет в частом использовании личных и указательных местоимений, усиливающих повторений, а также жестов, мимики. А речь нормально развивающихся детей носит, в основном, конкретный характер, понятна человеку, не знакомому с речевой ситуацией. Элементы, характерные для ситуативной речи, встречаются в рассказах только изредка. [23]. Рассказы по сюжетной картинке, составленные детьми с задержкой психического развития, можно условно разделить на следующие группы: - первая - простое перечисление изображенного на картинке; - вторая - предметы связаны единым сюжетом, который не выходит за рамки изображенного на картинке; - третья - рассказы на основе картинки, но с отклонениями от изображенного на ней; - четвертая - рассказы, при составлении которых картинка служит лишь исходным моментом для воспроизведения уже известного, ставшего в какой-то мере стереотипным для ребенка. Описание даже простой картинки для детей с задержкой психического развития представляет определенную трудность. [23] Все перечисленные особенности речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности связной речи. [23]. Характерным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психического развития является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. [20] 1.2 Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития Связная речь - самый сложный вид речи. Она формируется позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка с задержкой психического развития. [8] Процесс формирования связной диалогической речи - многоуровневая речевая деятельность. Этот процесс включает операции как семантического, так и языкового уровня. [8] В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование. Особенность этого процесса заключается в планировании предстоящего текста. В устной речи это планирование должно совершаться быстро и не допускать длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. В связи с этим, при формировании связных высказываний процесс планирования непосредственно вплетается в процесс воспроизведения речи и особенно активно осуществляется во время пауз. [8] Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построения предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи. Т.А. Ладыженская отмечает, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон. Справедливо соотносить показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. [9] Процесс создания речевого высказывания должен начинается с мотива. Познание окружающего мира, потребность в общении с сверстниками, взрослыми, определяет мотивы речевого общения дошкольника с задержкой психического развития. Эта потребность у детей с задержкой психического развития снижена и проявляется отсутствием интереса к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний, что ведет к снижению познавательной активности. Многократное повторение просьбы, побуждение к дальнейшему общению (похвала, «подумай», побуждение типа «вспомни, что ты хотел ещё сказать») приводит к резкому увеличению объёма высказываний. Один из эффективных способов, который способствует активизации речи. Перед выполнением любого задания надо объяснить цель, стараться сделать ее важной для ребёнка с задержкой в речевом и психическом развитии. Для детей старшего дошкольного возраста существенным мотивом является стремление пойти в школу. Так же для детей дошкольного возраста можно использовать различные поощрения. Например, в конце общения с ребенком можно подарить ему наклейку, маленькую игрушку или дать конфетку. Основная задача речевого развития детей с задержкой психического развития - научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, пересказывать. Это имеет важное значение для подготовки к школе, формирование личностных качеств ребёнка с задержкой психического развития. [11]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 148 страниц
999 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg