Глава 1 Теоретическое обоснование сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Речь – это вербальная коммуникация, процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.
В развитии речи детей с задержкой психического развития основными особенностями являются умения пользоваться речью, как средством общения. У детей с задержкой психического развития функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения.
Под речевыми нарушениями мы понимаем дефекты речи всех компонентов, включая фонетико-фонематические нарушения, лексико-семантические, нарушения грамматического строя речи, нарушения понимания речевого сообщения и формирования связной речи.
В отличие от здоровых детей, дети с задержкой психического развития в большинстве ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты.
Взрослые с детьми обмениваются впечатлениями, и дети ищут поддержку и понимание к ним со стороны взрослого.
Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей, дети с задержкой психического развития пользуются крайне редко. Так как в силу своего диагноза их мышление, интеллектуальное развитие и эмоционально – волевая сфера развита ниже возрастной нормы.
Изменяется форма общение, происходит изменение формы речи. Когда у ребёнка с задержкой психического развития появляется потребность передовать информацию понятную ему взрослому, когда появляется потребность задать вопрос, или ответить на него самому, вот тогда и возникает развитие связной диалогической речи. Связное высказывание отражает уровень интеллектуального развития, речевого развития и эмоционально-волевого развития ребенка.
Связная речь - развернутые, логические, последовательные и образные изложения каких- либо содержаний, мыслей. Связная речь является одним из главных показателей речевого и интеллектуального развития ребёнка с задержкой психического развития.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.
Принципиальный подход к решению проблемы формирования коммуникативной сферы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия развития личности детей и воспитания детей. На общении построена вся наша жизнь. Поэтому именно от формирования навыков связной речи зависит будущее развитие ребенка с задержкой психического развития в целом.
Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения технологией общения. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения.
Ярким проявлением коммуникативной функции языка является диалогическая речь, которая строится на обмене высказываниями, протекающая в конкретных ситуациях. Так – же, сопровождающаяся жестами, мимикой, интонацией.
Диалогическая речь может быть ситуативной и контекстуальной Ситуативные и контекстуальные диалоги – формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Дети с задержкой психического развития слабо владеют такими формами речи. Если их не развивать и постоянно с ними не беседовать, то им доступна только простая вопросно- ответная форма речи, которая сводиться к воспроизведению двух слов «да, нет».
Связная речь считается самой сложной формой речи, которая формируется позже, чем диалогическая речь. Она имеет более сложное строение, выражающее мысль одного человека, неизвестную слушателю.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами. [24].
При сопоставлении этих двух форм связной речи: диалога и монолога А.А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как относительная развёрнутость, большая произвольность и программированность.
Диалогическая и монологическая речь тесно взаимосвязаны друг с другом, развиваются в зависимости друг от друга. Общение в форме диалога может протекать с вставками монолога, а монолог может приобрести диалогические свойства. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка с задержкой психического развития, напрямую влияя на его подготовку к школе, а ведь это и есть важная функция в системе дошкольного образования.
Речь и ее выразительные возможности являются необходимой и для многих детей единственно доступной и привычной формой получения и передачи информации. Воспроизведение речи, общение – прямой путь передачи информации. В нашем современном информационном обществе очень важно уметь владеть различными способами коммуникации, а для этого необходимо овладеть навыками связной речи.
Речь служит самым важным средством общения, так как невербальные проявление характера, настроения, эмоционального состояния трудом улавливаются дошкольниками с задержкой психического развития.
Задержка психического развития — нарушение нормального уровня психического развития у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. [5]
Поэтому, когда мы говорим о возрасте 5-6 лет детей с задержкой психического развития, мы имеем в виду то, что их высшие психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для детей данного возраста.
Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Страдает лексико – грамматический строй речи.
Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, быстро переключается, присутствуют трудности сосредоточения, нежелательное поведение на занятиях, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.
Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность всех видов памяти
В дефектологии понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии физической и психической деятельности ребёнка. Основной причиной такого отставания является слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, предродовом, а также в раннем периоде жизни). [5]
Как указывают психологи Г. А. Каше и У. В. Ульенкова у большинства детей с задержкой психического развития отмечают неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Такие дети не приучены к труду, совместной деятельности с взрослым, не доводят начатое дело до конца. А ведь умение доводить начатое дело до конца тоже важно воспитывать, так как и это влияет на развитие ребёнка с задержкой психического развития.
Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации. Им требуется многократное повторение. Особенно это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для ребенка значимое смысловое и эмоциональное содержание). [10]
У детей с задержкой психического развития слабо развита связная речь и способность планировать свою деятельность с помощью речи. Так – же у детей с задержкой психического развития нарушена внутренняя речь. Дети стараются избегать умственного напряжения. Они отказываются выполнять сложную задачу, заменяя умственную задачу более близкой, игровой задачей. Так как их познавательная активность развита слабо.
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития:
а) отставание в речевом развитии;
б) позднее возникновение периода детского словотворчества;
в) слабая речевая активность; нежелание пользоваться речью, как средством коммуникации;
г) недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи;
д) фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается неполноценность спонтанной и отражённой речи; недостаточная развернутость речевого высказывания; затруднения в построении предложений. [26]
Как считает Р. Д. Тригер, распространенность нарушений устной речи у детей с задержкой психического развития, а также длительность и не всегда достаточная эффективность работы свидетельствуют о необходимости особого подхода к этим детям. Коррекционные мероприятия по улучшению связной речи у дошкольников с задержкой психического развития должны проводиться с учётом особенности развития этих детей. [25]
Устная речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью словарного запаса. Причем как активного, так и пассивного, что в свою очередь и влияет на задержку всех этапом развития ребенка с задержкой психического развития. [26]
Процесс создания любого речевого высказывания начинается с мотива. Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира определяет мотивы речевой деятельности ребенка. Эта потребность у детей с задержкой психического развития резко снижена: отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. [29]
Поскольку развитие лексики в онтогенезе, в частности значения слов, тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий (Л.С. Выготский), у детей с задержкой психического развития частыми являются нарушения лексики.
Как указывают Е.В. Слепович и С.Г. Шевченко, у детей с задержкой психического развития происходит резкое преобладание пассивного словаря над активным словарем.
Для детей с задержкой психического развития сложно самостоятельно описать представленный предмет, или ситуацию. Устная речь характеризуется нарушениями в лексико-грамматическом строе речи.
Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются:
- пропуск или избыточность членов предложения ("В доме живут есть родители");
- ошибки в употреблении и согласовании ("И в этой коробке много игрушки");
- ошибки в употреблении служебных слов ("Лампа висит на полке");
- ошибки в определении времени глаголов ("Деда несет яблоки, а раздавал их");
- трудности в слово - и формообразовании ("Папа красит стулы. Он работает красильщиком");
- структурная неоформленность высказывания ("Возле другой машины, где подъемный, другое дерево там кран").
Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети с задержкой психического развития, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Дети с задержкой психического развития часто используют прямую речь. [4].
С проблемой овладения ребёнком с задержкой психического развития грамматическим строем речи тесно связан вопрос о чувстве языка. Чувство языка - особый механизм контроля правильности речи, который вырабатывается в результате речевого опыта и предполагает способность выразить посредством изменения соотношения слов в предложении определенные связи между предметами и явлениями. [23]
Речь детей с задержкой психического развития носит преимущественно ситуативный характер, что проявляет в частом использовании личных и указательных местоимений, усиливающих повторений, а также жестов, мимики.
А речь нормально развивающихся детей носит, в основном, конкретный характер, понятна человеку, не знакомому с речевой ситуацией. Элементы, характерные для ситуативной речи, встречаются в рассказах только изредка. [23].
Рассказы по сюжетной картинке, составленные детьми с задержкой психического развития, можно условно разделить на следующие группы:
- первая - простое перечисление изображенного на картинке;
- вторая - предметы связаны единым сюжетом, который не выходит за рамки изображенного на картинке;
- третья - рассказы на основе картинки, но с отклонениями от изображенного на ней;
- четвертая - рассказы, при составлении которых картинка служит лишь исходным моментом для воспроизведения уже известного, ставшего в какой-то мере стереотипным для ребенка. Описание даже простой картинки для детей с задержкой психического развития представляет определенную трудность. [23]
Все перечисленные особенности речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности связной речи. [23].
Характерным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психического развития является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. [20]
1.2 Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития
Связная речь - самый сложный вид речи. Она формируется позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка с задержкой психического развития. [8]
Процесс формирования связной диалогической речи - многоуровневая речевая деятельность. Этот процесс включает операции как семантического, так и языкового уровня. [8]
В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование. Особенность этого процесса заключается в планировании предстоящего текста. В устной речи это планирование должно совершаться быстро и не допускать длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста.
В связи с этим, при формировании связных высказываний процесс планирования непосредственно вплетается в процесс воспроизведения речи и особенно активно осуществляется во время пауз. [8]
Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построения предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи.
Т.А. Ладыженская отмечает, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон. Справедливо соотносить показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. [9]
Процесс создания речевого высказывания должен начинается с мотива. Познание окружающего мира, потребность в общении с сверстниками, взрослыми, определяет мотивы речевого общения дошкольника с задержкой психического развития. Эта потребность у детей с задержкой психического развития снижена и проявляется отсутствием интереса к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний, что ведет к снижению познавательной активности.
Многократное повторение просьбы, побуждение к дальнейшему общению (похвала, «подумай», побуждение типа «вспомни, что ты хотел ещё сказать») приводит к резкому увеличению объёма высказываний. Один из эффективных способов, который способствует активизации речи.
Перед выполнением любого задания надо объяснить цель, стараться сделать ее важной для ребёнка с задержкой в речевом и психическом развитии. Для детей старшего дошкольного возраста существенным мотивом является стремление пойти в школу. Так же для детей дошкольного возраста можно использовать различные поощрения. Например, в конце общения с ребенком можно подарить ему наклейку, маленькую игрушку или дать конфетку.
Основная задача речевого развития детей с задержкой психического развития - научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, пересказывать. Это имеет важное значение для подготовки к школе, формирование личностных качеств ребёнка с задержкой психического развития. [11]