Глава 1. Теоретические основы интерактивных технологий в обучении
1.1. Понятие интерактивного обучения
В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи знаний и информации используется односторонняя форма общения. Учитель доносит информацию до своих учеников, а те, в свою очередь, просто повторяют ее. Обучающиеся находятся в ситуации, когда они только читают, слышат, говорят об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающих. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда ребенок что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя форма общения. Интересно и то, что, когда дети рассказывают доклады, подготовленные проекты, рефераты и тп. односторонняя форма коммуникации сохраняется, просто теперь информация идет от ученика, а не от педагога. Такая форма взаимодействия не является компетентной и показатели эффективности не так высоки, как нам бы этого хотелось.
Но существует другая форма - форма многосторонней коммуникации. Данная модель взаимодействия предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что является важным несомненно, но и привнесение в образовательный процесс их знаний. Преподавание, базирующееся на многосторонности, характеризуют следующие утверждения:
1. Дети лучше овладевают определенными умениями, навыками, если им позволяют подойти к предмету через их собственный опыт.
2. Обучающиеся лучше учатся, если педагог активно поддерживает их способ усвоения знаний.
3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если учитель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
Обучение при использовании многосторонней формы взаимодействия, подразумевает использование активных и интерактивных форм проведения уроков (ролевые и деловые игры, решение конкретных ситуаций, кейсов, компьютерные симуляции). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Понятие «интеракция» (от англ. interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» .
В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение», оно понимается как:
- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»
- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»
- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание
добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между
собой и учителем»
- обучение, основанное «на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта… Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания»
Таким образом, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Атмосфера в классе должна быть комфортной для ребят, что бы они чувствовали себя уверенно, тем самым они повысят продуктивность обучения, что не мало важно.
Обучение с интерактивными технологиями позволяет ребятам быть вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных технологий – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Применение технологий интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора, коуча (англ. coaching — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели) . Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения. Также при интерактивном обучении роль педагога состоит в налаживании взаимодействия школьников с физическим и социальным окружением. Для этого учитель разбивает детей на подгруппы, координирует выполнение данных им заданий, побуждает к самостоятельному поиску ответов. По мнению Б. Ц. Бадмаева, «при применении интерактивных технологий сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» . Таким образом, среди из основных принципов интерактивного обучения можно выделить: диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе объединения и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения. Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Учитель использует жизненный опыт ребят, и помогает им в поиске решений поставленных задач.
Применение интерактивных технологий на занятиях мотивировано тем, что они:
- позволяют представлять учебную информацию в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
- оказывают эмоциональное воздействие;
- повышают интерес школьников;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- развивают художественный вкус;
- осовременивают урок.
Технологии интерактивного обучения имеют положительные стороны. Это повышение эффективности обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера, осуществление учениками самоконтроля с применением полученных знаний на практике, способствование скорейшему умственному развитию ребенка и повышение его уверенности в правильности сделанных им выводов в результате обмена информацией между учениками и учителем. Как считает Коротаева Е.В. интерактивное обучение это особая форма организации учебного процесса, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных задач .
Признаки интерактивного взаимодействия:
• Множественность. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме/деятельности
• Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
• Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
• Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
• Свобода выбора (форм исследования, способ представления точки зрения). • Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
• Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Компоненты интерактивного обучения
> Взаимодействие всех участников образовательного процесса
> Со-обучение (коллективное обучение в сотрудничестве)
> Обучающийся и педагог-субъекты учебного процесса
> Новые знания и умения – на основе взаимодействия со своим опытом и опытом других
> Преподаватель – организатор ПО, лидер группы, фасилитатор, создатель условий для инициативы обучающихся
> Смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность обучающегося
В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются разработки зарубежных коллег в области интерактивного обучения. Как отмечает А.П. Панфилова: «Развитие профессионализма всегда идет через «другого человека». А С.Д. Смирнов подчеркивает, что умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности . Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
1.1. Возможности и преимущества интерактивного обучения на уроках музыки в школе
Согласно Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение одновременно решает три задачи :
1) учебно- познавательную (предельно конкретную ) ;
2) коммуникационно - развивающую ( связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
3) социально - ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами школы ( учебного времени) и пространства).
Интерактивные методы обучения позволяют расширить и развить процесс понимания, усвоения и творческого применения информации при решении практических задач, эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения используются на постоянной основе, то у ребят формируются продуктивные взгляды и подходы к овладению знаний , исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не несет за собой негативной оценки ) и устанавливаются доверительные взаимоотношения с учителем.
Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, так как вносит свой вклад в общий результат работы целого класса – процесс обучения становится более осознанным и увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее, тем самым мы воспитываем в детях, что собственное мнение очень важно и ценно; обосновывать свои позиции и жизненные ценности; развивает такие черты, как умения выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, гуманность, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность коммуникации с преподавателем, партнерами по учебной деятельности, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности, то система контроля над усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные ЗУНы (знания, умения, навыки) в различных ситуациях может строиться на основе оперативной обратной связи, что делает контроль ЗУНов перманентным, более гибким и гуманным .
Эффекты внедрения интерактивного режима обучения:
1) для конкретного обучающегося:
? опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с другими обучающимися и с учителем;
? развитие личностной рефлексии;
? освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
? развитие толерантности, этикета ;
2) для учебной микрогруппы:
? развитие навыков общения и взаимодействия в группе;
? формирование ценностно-ориентационного единства группы;
? поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
? принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
? развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; ? развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам; 3) для системы «преподаватель – группа»:
? нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
? многомерное освоение учебного материала;
? формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Таким образом, интерактивное обучение имеет доказывает свою эффективность.
Интерактивные технологии невозможны без компьютерной техники, вот возможности использования их:
- повысить интерес к изучаемой дисциплине, привлечь внимание яркой презентацией легче чем давать «сухую» информацию;
- облегчить формирование основных понятий по изучаемой теме, разделу, модулю;
-подготовить обучающихся к самостоятельному усвоению дисциплин и дать правильную мотивацию на саморазвитие ;
- овладевать конкретными знаниями, умениями и компетенциями именно в работе (ИКТ и не только ) необходимыми для применения в жизни ;
- интеллектуально развивать обучающихся расширить их сознание;
- расширить виды совместной работы, повысить коммуникативный опыт.
Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для образования с использованием среды Интернет независимо от места расположения преподавателя и обучающихся, что важно как показал нам недавний опыт пандемии. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся с преподавателями, между собой и со средствами обучения. Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной и заочной формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.
Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:
-представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и обучающихся учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;
-диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (online) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научнообразовательной и другой деятельности;
-обработку передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование);
-доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.);
-доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим нормативным материалам;
-организацию коллективных форм общения преподавателя с обучающимися и студентов между собой посредством теле- и видеоконференций;
-обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;
-техническую консультационную поддержку функционирования сетевого ресурса.
Используя сеть Интернет, мы (учителя использующие методы интерактивных технологий) показываем детям , как положительно и с пользой можно проводить время в интернете.
В то же время практика использования интерактивных форм и методов обучения показывает, что:
? часть обучающихся не готовы занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования;
? некоторые формы и методы интерактивного обучения не вписываются в установленные нормативные и временные рамки традиционного обучения;
? не у всех преподавателей есть необходимые компетенции и опыт работы с применением интерактивных методов обучения: многим легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самим объяснить, раскладывать «по полочкам» материал, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.
Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников как в практике общего образования, так и в профессиональном образовании, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным. Эффект от интерактивного обучения, помимо решения профессионально-образовательных задач, заключается еще и в том, что у учащихся развиваются навыки вербализации и визуализации, умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них, умение разрешать возникающие проблемы, регулировать межличностные конфликты, преодолевать свои комплексы и барьеры и, несомненно, получать удовольствие от процесса обучения