Глава 1. История возникновения ниндзя
Ниндзя (яп. ?? «скрывающийся; тот, кто прячется» от ?? «синобу» — «скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить» + «моно» — суффикс людей и профессий; другое название ?? «синоби» (кратко от ???? синоби-но моно)) — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца [5, С. 6].
Они появились в Японии во время феодальной вражды, которая длилась там более 700 лет подряд.
Японское феодальное общество было разделено на несколько сословий: удельные князья (яп. —??, даймё:, букв. «большое имя»), ниже располагались профессиональные воины (самураи яп. ?, бу?си яп. ??), ещё ниже - крестьяне, затем были священнослужители, ремесленники, купцы, и наконец, "грязное" сословие (яп. — ???«буракумины»). В этой иерархии не было места для ниндзя. Они были вне общества и вне закона. Соответственно, у них доминировали другие правила - их собственные [1].
Каждый феодал имели в своем распоряжении специалистов особого рода, которые создавали шпионские сети в других княжествах для получения информации о планах своихправителей. Они также проводили различные диверсионные меры: поджоги, отравления, похищения, убийства, распространяли ложные слухи, подбрасывали фальшивые документы, чтобы смутить врагов и сеять раздор между ними.
Люди боялись ниндзя, потому что они олицетворяли другой мир - чужой, непонятный и враждебный для большинства жителей тогдашней Японии. Им приписывали общение с духами, оборотнями, призраками и другими тёмными силами. Сами теневые солдаты всячески поддерживали эти суеверия, потому что они вызывали чувство обреченности среди потенциальных противников и, таким образом, стали еще одним оружием в их арсенале. История свидетельствует, что, пользуясь страхом перед злыми духами, ниндзя иногда преуспевали в совершенно безнадежных делах [8, С. 53].
Это были представители кланов, которые существовали вне социальной иерархии и не подчинялись общепринятым нормам. Внутри этих кланов постепенно развивалась особая дисциплина, главной целью которой было теоретическое обоснование наилучших способов незаметного проникновения в ряды врага, раскрытия его секретов и сокрушения изнутри.
Даже хорошо зная символику китайской и японской культуры, трудно проникнуть в тайну, скрывающую историю происхождения, образа жизни и психологии ниндзя. Из-за почти полного отсутствия древних письменных источников информация, которая дошла до нас о старых кланах ниндзя, носит фрагментарный характер.
История ниндзя берет свое начало с середины 6-го века. В то время Китай был разделен на два крупных государства, Вэй и Лян, и ряд небольших. Все они враждовали друг с другом. Эта борьба подорвала их силы, и в начале следующего столетия власть по всей стране перешла к новой династии Тан [1]. В империи Тан сосуществовали три религиозно-философских учения: даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм, который начал распространяться среди китайцев с середины 1-го века, набирал силу всё больше и больше и стал настолько силен, что танские императоры сделали его государственной религией.
Буддийское духовенство в Китае было разделео на две основные группы: те, кто жил в монастырях (их было большинство) и те, кто бродил по стране, питаясь милостыней и проповедуя взгляды, которые значительно отличавшиеся от официально признанных.
В своих странствиях бродячие монахи ("люгай") постепенно проникали всё дальше и дальше за пределы своей родины - в Корею, Вьетнам и с начала 17 века - в Японию. Следует отметить, что китайские власти всегда боролись с нищенствующими монахами. Обвиняя их в извращении учений Будды и в колдовстве, они преследовали их всеми возможными способами. Монахи, однако, активно сопротивлялись, и заходили так далеко в борьбе с властями, что часто присоединялись к повстанческим отрядам или к бандам грабителей. Постепенно в связи с этим в их среде сложилась своеобразная система выживания в экстремальных условиях, получившая название "люгай мэнь" - "врата учения бедных монахов". Она включала в себя искусство маскировки и перевоплощения, методы исцеления, приготовления лекарств, технику гипноза и вхожда в транс, и многое другое, что помогало бродячим монахам преодолевать опасности, которые их ожидают повсюду [6].
Со времён династии Тан установились прочные связи между буддийскими кругами Китая и Японии. Достаточно сказать, что все школы и секты японского буддизма, возникшие в период с 7 по 9 век, заимствовали свою философию и ритуалы из аналогичных китайских школ. Но попав на японскую землю, школы китайского буддизма смешались с местными верованиями и поэтому претерпели довольно значительные изменения. Строго говоря, это то, что отличает их от китайских прототипов.
Аналогичные изменения произошли и с сектой бродячих монахов "люгай", которая преобразовалась в движение некоторых японских монахов (в основном самозваных, т.е. без государственного свидетельства, так называемых "сидосо"), которые выступали против официальной церкви. Это движение называется "гёдзя" (отшельничество), а его центральной фигурой является полулегендарный Энно Одзуну (634-703)
Выросший в богатой и благородной семье, в возрасте пятнадцати лет он стал монахом и учеником буддийского канона. Но склонность к мистике побудила его вскоре покинуть монастырь и поселиться в пещере, на заросшей густым лесом склоне горы Кацурага. Он прожил там более 30-ти лет. За это время Одзуну с помощью китайского народа подробно ознакомился с системой "люгай мэнь" и соединил её с синтоистским культом гор. Результатом стало оригинальное учение, названное им "Сюгэндо" - "путь обретения могущества". Одзуну признал решающую роль в практике "обретения силы" (т.е. овладения сверхъестественными способностями) для буддийских методов достижения «просвещенного сознания». Речь идёт о дыхательно-медитативных упражнениях ("кокю", кит."цигун"), ритуальных восхождениях на вершины, где якобы жили горные духи (ками), разжигание священных костров (гома) для привлечения божественной силы (икёй), технике входа в транс ("такисугё", стояние под водопадом, когда у адепта изменяется сознание под воздействием ледяной воды, падающей на темя), чтение заклинаний (дзюмон).
Как и бродячие монахи "люгай" в Китае, последователи "сюгэндо" в Японии очень скоро стали преследоваться светскими властями и официальной церкви. Аскеты-отшельники лишали казну налогов, а монастыри - прихожан и даров. В то же время они пользовались большим авторитетом в народе как целители и предсказатели. Дело дошло до того, что многие крестьяне стали считать самозваных монахов, этих бродяг и отшельников, единственными верными последователями учения Будды [3, С. 15]! Понятно, что правящие круги не желали мириться с таким положением дел. Были изданы указы, запрещающие бродяжничество (717 г.) и учение "сюгендо" (718 г.). Однако запреты не дали желаемого результата. Число последователей Энно Одзуну продолжало расти. Они пртятались в потайных скитах в горах, поэтому стали называть их "яма-но-хидзири", т.е. "горные мудрецы".
Во времена правления императрицы Кокэн вся реальная власть с 765 по 770 годы была сосредоточена в руках министра-монаха Докё, усилилось преследование неофициальной церкови. Особым указом Докё запретил строительство часовен и храмов в горах и лесах, а самозваных монахов было приказано искать и задерживть. Репрессии повлекли за собой объединение горных отшельников, бродячих монахов и части крестьян – сторонников "сюгэндо" - в замкнутые сообщества и усиление милитаризации этих общин [1].
Зачатки знаний о выживании, полученные от китайских монахов "люгай", были расширены и дополнены; выделялся особый слой монахов-воинов (сохэй), главной задачей которых была защита горных общин от нападений со стороны вооружённых формирований, направленных властями. Важную роль в совершенствовании воинского искусства "горных мудрецов" сыграл тот факт, что после разгрома в 764 году восстания Накамаро Фудзивара выжившие повстанцы, большинство из которых были профессиональными воинами, бежали в горы. Там они вступили в ряды сохэй.
На рубеже 9-10 веков учение "сюгендо" было дополнено и углублено идеями буддийской школы "сингон", которая включала медитацию в процессе созерцания священных картин, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты, что давало ощущение слияния с Космосом и обретения магической силы.
Превращение "сохэй" в ниндзя было связано с политическими событиями. С середины 10-го до середины 17-го века вся Япония была охваченна войнами князей друг против друга, восстаниями аристократии и народа. Кровавая смута длилась более 700 лет подряд! В такой обстановке быстро возникла необходимость в квалифицированной разведке, которая могла бы дать решающее преимущество любой из воюющих сторон. Необходимо было не только иметь возможность получить важную информацию, но и доставить ее как можно скорее по назначению. "Сохэй" обладали необходимыми качествами такого рода. Поэтому именно они стали потомственными профессиональными разведчиками, террористами и диверсантами в феодальной Японии. Практически каждый удельный князь (даймё) пытался привлечь на свою сторону какой-нибудь клан "сохэй", чтобы защитить себя от неприятеля. Итак, по воле судьбы монахи-воины были втянуты в феодальную борьбу и борьбу за власть. Кланы "сохэй" стали превращаться в "рю" ниндзюцу один за другим [3, С. 21].
В середине 13-го века около двадцати школ ниндзюцу получили известность, а к 17-му веку их стало более семидесяти. Пополнение рядов ниндзя в ту эпоху произошло в основном за счёт "ронинов", т.е. самураев, которые потеряли свою службу, а вместе с ней зарплаты и землю. Самыми известными школами были следующие: Гэкко-рю, Дзёсю-рю, Ёсицунэ-рю и др [8, С. 36].
К 1615 году сёгун Токугава Иэясу завершил объединение страны. Установленный им режим жестокой центральной власти и изоляции от остального мира, просуществовал 250 лет, вплоть до буржуазной революции Мэйдзи 1868 года. Феодальные распри, заливавшие кровью Японию 700 лет подряд, наконец прекратились [1]. В эпоху Токугава ниндзя считались не просто отступниками, но и нелюдью - "хинин" (буквально это значит "не человек"). Отныне любой из них, попавший в руки властей, должен был быть казнен жестокой позорной смертью не за конкретные деяния, а просто потому, что они нарушили общепринятый порядок своим существованием.
Когда установился прочный мир, оказавшись "безработными", кланы ниндзя по большей части постепенно переключались на занятия ремёслами и торговлей. Не найдя практического применения для своих питомцев, а также из-за повсеместных жестоких гонений, школы ниндзюцу постепенно пришли в полный упадок.
Глава 2. Следы ниндзя в современном мире
Десять веков существования кланов ниндзя оставили некоторые следы, которые позволяют сформировать хотя бы общее представление о том, какими они были людьми, и в чём была суть их искусства. Что же сохранилось до наших дней? Несколько зданий, пережившие пожары и землетрясения. Например, дом Мотидзуки в Киото, дом Охара в Ига-Уэно, руины дома Момоти, некогда знаменитого рода, чей потомок, простой крестьянин, недавно продал некоторые интересные старые документы коллекционерам. Храм Хакуходзё-дзи в Ига-Уэно, который в прошлом считался одним из главных центров обучения ниндзя, является целым и невредимым [2, С. 59].
Самое главное - сохранились трактаты, позволяющие прояснить содержание истинного ниндзюцу, искажённого многовековыми недоразумениями и клеветой. Это "Справочник приёмов ниндзя" (Сё-нинки-ниндзюцу), написанный Хаттори Сандзиро и "Десять тысяч рек, впадающих в море" (Бансэн Сюкай), автором которого является Фудзибаяси Ясутакэ из клана Ига-рю, датируемый 1676-м годом .
Мастер Ясутакэ принадлежал к одному из трёх семейств "дзёнин" (Момоти, Фудзибаяси, Хаттори), которые возглавляли клан Ига-рю. Его труд состоит из 10 толстых тетрадей, написанных от руки и переплетенных вручную. Трактат представляет собой связанное и логически завершенное произведение, есть даже указатель содержания всех десяти томов.