Глава 1. История, зарубежный опыт и проблемы, связанные с обеспечением прав человека в деятельности подразделений ОВД РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков
1.1 История развития деятельности подразделений ОВД России по обеспечению прав человека
Советское государство со дня своего рождения выступало против признания естественного характера прав человека, против того, что задача государства состоит в защите этих прав, в недопущении их нарушения, поскольку исходило из классового характера прав и свобод человека.
Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т.е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции РСФСР 1925 года.
В последующих Конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».
Таким образом:
? За гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.
? Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
? В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.
Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая была принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., провозгласила основы правового статуса личности, отвечающие нормам международных документов по правам человека. На основе и во исполнение Декларации 21 апреля 1992 года были внесены изменения в раздел «Государство и личность» Конституции Российской Федерации. Положения Декларации в полном объеме были инкорпорированы в Конституцию Российской Федерации 1993 года.
1.2 Зарубежный опыт деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков по обеспечению прав человека
В современном мире существует множество правовых систем, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом, несмотря на территориальные и национальные различия. Проблемам охраны прав человека и гражданина в рамках уголовного судопроизводства мировое сообщество начало уделять внимание с 70-х гг. ХХ столетия. В уголовно-процессуальной науке всегда и обоснованно уделяется большое внимание проблемам охраны прав личности в уголовном судопроизводстве .
Конституции большинства государств современного мира признают права и свободы человека в качестве высшей ценности.
Наиболее успешный опыт в реализации принципа охраны прав человека в деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков на сегодняшний день сложился в тех государствах, которые имеют давние правовые традиции и большой положительный опыт в этом деле. В первую очередь, к таким странам можно отнести страны англо-саксонской правовой системы: США, Великобретанию, Австралию, Канаду, Новую Зеландию.
В доказательство успешности принятых программ в рамках национального законодательства необходимо начать рассмотрение с опыта Соединенных Штатов Америки, где с 1971 г. действует Программа защиты свидетелей. За 40 лет существования подобной программы в США через нее прошли 19 тыс. человек, из них 7 тыс. живут под вымышленными именами в разных частях страны. Этим людям дали новые имена, возможность переобучения для получения новой профессии, оказали помощь в трудоустройстве. Ни один из 19 тыс. свидетелей не был убит.
Однако достижению такого результата предшествовала многолетняя теоретическая и практическая работа по отработке механизма реализации разработанных планов в жизнь. В США главными регуляторами положения жертв преступлений являются «Билль о правах жертв преступлений» 1980 г., Федеральный закон 1982 г. «О защите жертв и свидетелей преступлений», а также законы о правах жертв преступлений и реституции их нарушенных прав. По мнению некоторых авторов, «в этой стране функционирует законодательно установленная весьма внушительная и надежная система поддержки жертв преступлений, а также граждан, добровольно сотрудничающих с правоохранительными органами и рискующих подвергнуться воздействию со стороны преступников» . Эти законы предусматривают справедливое и вежливое обращение с жертвами преступлений, разъяснение им их процессуального статуса и роли в уголовном судопроизводстве, охрану их безопасности, оказание им необходимой информационной, медицинской и иной организационной помощи, которая связана с предоставлением им транспортных и гостиничных услуг. В этих целях в начале семидесятых годов прошлого столетия в США была выработана специальная Федеральная программа защиты потерпевших и свидетелей, которые дают показания против отдельных опасных преступников или целых организованных преступных сообществ.
Великобритания опыт охраны прав и свобод человека реализовала еще в далеком 1990 г., опубликовав Хартию жертв преступлений. В этом документе регулировались взаимные права и обязанности потерпевших и правоохранительных органов. Хартии предшествовал циркуляр для служебного пользования, в котором устанавливались меры по улучшению практики обращения с жертвами преступлений при расследовании их заявлений, своевременной компенсации причиненного им ущерба и предупреждению преступлений. Это были первые нормативные акты, регламентирующие и закрепляющие права потерпевших. Успешная работа деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков, целью которой является соблюдение прав человека, достоинства личности при производстве уголовного дела, дала свои результаты.
Канадская Программа защита потерпевших и свидетелей разрабатывалась последовательно в течение десяти лет и была принята в 1984 г. До этого времени процесс защиты регулировался приказами Канадской конной королевской полиции (КППП). Однако, данная форма не позволяла достаточным образом обеспечить защиту в связи с тем, что многие вопросы не входили в компетенцию данного органа, а, следовательно, не могли быть решены оперативно. Все эти факты подтолкнули к необходимости принятия единого документа, который был представил Генеральным прокурором 23 марта 1995 г. от имени правительства на рассмотрение Палаты общин. Акт Программы защиты свидетеля был принят Парламентом и вступил в силу 20 июня 1996 г.
«В соответствии с принятым Актом Программы защиты свидетеля лицо, подлежащее защите, подписывает соглашение защиты со Специальным уполномоченным, прописывая в нем права и обязанности обеих сторон. Причем, данное соглашение индивидуально и составляется для каждого в отдельности, с учетом особенностей каждого уголовного дела».
Профессиональный подход и ориентированность на результат предопределяется правом специального уполномоченного как начать обеспечение защиты до подписания соглашения, так и правом прекратить защиту. Основаниями в данном случае является степень угрозы потерпевшему (отсутствие или наличие еще до подписания соглашения) и нежелание потерпевшего идти на контакт с полицией. Важно отметить и ответственность должностных лиц за разглашение сведений о лице, участвующего или участвовавшего когда-то в программе.
Таким образом, вся система действующего уголовно-процессуального законодательства в отношении незаконного оборота наркотиков США и Великобритании нацелена на справедливое и уважительное отношение к человеческому достоинству потерпевшего, проявление сочувствия и чуткости к потерпевшим при ведении опроса, находящихся в состоянии шока или стресса, их эмоционально-психологическую поддержку. Для реализации этой цели в подразделениях по контролю за незаконным оборотом наркотиков созданы специальные отделы по первоначальной работе с жертвами преступлений. Законы о защите прав в США ввиду их чрезвычайной социально-правовой и политической важности составляют неотъемлемую часть действующего конституционного законодательства .
В странах романо-германской правовой системы, таких как Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия, Испания проблемам защиты прав участников незаконного оборота наркотиков тоже уделяется внимание .
В странах континентальной системы права потерпевший в определенной мере может участвовать в процессе выдвижения и поддержания частного обвинения, а также имеет возможность предъявлять гражданский иск как в ходе уголовного разбирательства, так и отдельно, в процессе гражданского судопроизводства. Например, в Германии после издания в 1986 году специального Закона о защите жертв преступлений были существенно расширены процессуальные права потерпевших и установлен более упрощенный порядок рассмотрения заявленных потерпевшими гражданских исков в уголовном судопроизводстве. При этом, несмотря на то, что потерпевшим были даны процессуальные права, подобные правам государственного обвинителя, немецкий законодатель все же придержался принципа соразмерности прав и законных интересов состязающихся сторон: потерпевших и обвиняемых.
Во Франции наряду с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, регулирующим порядок защиты потерпевших и свидетелей преступления от преступников, действуют также Законы, принятые 2 февраля 1982 г. и 8 июля 1983 г., «Об усилении защиты потерпевших от преступлений». В этих Законах предусматриваются меры по оказанию всесторонней психологической, юридической и организационной помощи жертвам преступлений незаконного оборота наркотиков, а также полному и своевременному возмещению государством понесенных материальных издержек.
Таким образом, охрана прав и свобод человека в деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков имеет большое значение. В связи с тем, что механизм реализации во многих странах уже создан, необходимо обратить внимание на реализацию тех или иных принятых программ в России для более успешного использования зарубежного опыта.
1.3 Проблемы, связанные с обеспечением прав человека в деятельности подразделений ОВД РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков
Проблема соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина для современной России является приоритетной. Реализации основных прав и свобод человека и гражданина имеет значение для развития и совершенствования государства и общества в целом. Государственная деятельность, в том числе подразделений ОВД РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков, непосредственно должна быть направлена на соблюдение прав и свобод человека и его интересов. Соблюдение конституционных прав и свобод гражданина приобретает особое значение в связи с обязанностью любого государства гарантировать и обеспечивать возможность их реализации через деятельность государственных и правоохранительных органов.
Основной проблемой правового регулирования защиты органами внутренних дел РФ таких прав и свобод является то, что нет детальной регламентации защиты прав и свобод человека и гражданина, отсылки к нормам Конституции и законодательству РФ в целом не дают полной картины, не гарантируют отсутствия нарушений, которые встречаются повсеместно .
Аргументация вышеприведенных фактов основана на том, что обеспечение и защита прав и свобод личности осуществляются различными субъектами. Поистине, немалая роль отводится в этом вопросе именно правоохранительным органам, в частности - органам внутренних дел. Между тем, следует подчеркнуть, что, выполняя правоохранительную работу, полицейские нередко сталкиваются на практике с весьма специфичным отношением населения к деятельности, также доводится встречаться с нежеланием сотрудничать, и сами сотрудники нарушают предписания законодательства.
Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса человека и гражданина. Сюда относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), жилища (ст. 25), свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), свобода совести, свобода мысли и слова (ст.ст. 28, 29), право на судебную защиту своих прав (ст. 46) и другие. Многие из этих прав носят абсолютный характер, являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению. Органы внутренних дел по контролю за незаконным оборотом наркотиков обязаны защищать личные права, как основополагающие начала для человека и общества. Однако именно в сфере личных прав имеются коллизии и пробелы в законодательстве. Например, в ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции ». Как видим, законом охвачены не все личные права и свободы человека и гражданина, перечисленные Конституцией РФ. К сожалению, в законе нет и нормы, похожей на норму ст. 55 Конституции РФ, где сказано, что «перечисления в Конституции РФ основных прав и свобод не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина ». Такие коллизии могут привести к отклонениям в соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Следующим основным направлением подразделений органов внутренних дел по контролю за незаконным оборотом наркотиков по защите прав и свобод личности является уголовно-процессуальная деятельность, нормативную базу которой составляют Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ . Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности должна осуществляться в точном соответствии с законом в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, с учетом равенства всех граждан перед законом и судом, в условиях действия презумпции невиновности и обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту. При этом существенно важно, что Конституция РФ предусматривает два основополагающих принципа:
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);
- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
Статья 2 Федерального закона «О полиции» деятельность полиции непосредственно направлена на защиту от всевозможных противозаконных и противоправных посягательств. Следует акцентировать внимание на том факте, что недостатком приведенной статьи служит отсутствие отдельной направленности на защиту прав и свобод граждан страны. Более того, можно констатировать, что не до конца совпадают такие аспекты как назначение подразделений ОВД РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков и направления деятельности в соответствии с действующим законодательством. Для устранения недостатков, на которые указано, видится важным дополнить статью уточнением - «защита конституционных прав и свобод граждан в пределах полномочий».