Глава 1. Общие требования к гостиницам в РФ
1.1 Классификация гостиниц
Классификация гостиниц основана на комплексе требований к:
1.Материально-техническому обеспечению;
2. Качеству предоставляемых услуг;
3.Уровню обслуживания.
Категории обозначают символом – «*» (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня и качества обслуживания, которые должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 50645-94).
На данный момент в стандарте применяются следующие термины:
Гостиница - это имущественный комплекс, который оборудован для предоставления услуг.
Мотель - это небольшая придорожная гостиница, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля).
Мотели классифицируются только по 4 категориям, гостиницы-по 5 категориям.
Низшую категорию мотеля обозначают –«*», высшую-«*»; высшую категорию отеля обозначают –«*****», низшую-«*».
Перечень требований классификации составлен с учетом СНиП 2.08.02, СанПиН 42-123-5774 .
В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах отелей можно увидеть и привычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездному уровню, B – трехзвездному, C – двухзвездному.
Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждается категория «de Luxe».
Классификация английских гостиниц достаточно сложна. Как правило, на фасаде отелей изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» «на звездный», необходимо от общего числа корон отнять одну.
Классификация гостиниц содержит минимальные требования для отнесения к определенной категории.
Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:
первый этап - экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;
второй этап - аттестация гостиницы и другого средства размещения;
третий этап - экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:
первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;
второй этап - проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;
третий этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.
1.2 Требования к гостиницам любой категории
Гостиница абсолютно любой категории должна иметь удобные подъездные пути с дорожными знаками, благоустроенную и освещенную территорию, площадку с твердым покрытием для временной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории. Если имеется отдельный вход в ресторан - вывеску с его названием. Гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход.
Архитектурно-планировочные и строительные элементы гостиницы и используемое техническое оборудование должно соответствовать СНиП 2.08.02 «Общественные здания и сооружения». Нормы и правила распространяются на проектирование общественных зданий (высотой до 16 этажей) и сооружений, а также помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания.
Гостиница располагается в благоприятных для постояльцев экологических условиях. При проживании в гостинице обеспечивается безопасность жизни, здоровья гостей и сохранность их имущества; также, в здании должны быть аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию гостей, как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
Гостиница оборудуется системами противопожарной безопасности, оповещения и средствами защиты от пожара, предусмотренными правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц.
В гостинице должны в обязательном порядке соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора в части чистоты помещений, состояния сантехнического оборудования, удаления отходов и эффективной защиты от насекомых и грызунов.
При этом , гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:
- горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно); в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки;
- канализацию;
- отопление, поддерживающее температуру не ниже 18.5 градусов С в жилых и общественных помещениях;
- вентиляцию, обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения;
- радиовещание и телевидение (подводка обязательна во все номера);
- телефонную связь;
- освещение в номере естественное (не менее одного окна), искусственное.
При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц или мотелей необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, в соответствии с ВСН 62.
Независимо сколько «звезд» имеет тот или иной отель, он предоставляет гостям как основные, так и дополнительные услуги, которые так или иначе также определяют его «звездность».
1.3.Требовния к гостиницам определенной категории звезд
Если рассматривать подробно градацию каждой категории звездности гостиниц, можно выявить определённую стандартизацию, которой должны соответствовать гостиницы, имея в наличии своё количество звезд.
Так, например, гостиницы категории 1 звезда могут быть выполнены из не очень дорогих строительных материалов, но при этом должны иметь оборудование и мебель, выпуск которых носит серийный характер. Площадь номеров ,которая идёт без учета площадей санузлов и балконов, предусматривается следующая: одноместные – 8 м2, двухместные – 10 м2, трехместные – 14 м2, четырехместные – 16 м2. Инвентарь номера категории 1 звезда следующий:
-кровать (односпальная – 80х190 сантиметров, двуспальная – 140х190)
-комплект постельного белья
-тумбочка возле каждой кровати,
-вешалка для верхней одежды, шкаф, стулья ,рассчитанные по одному на каждого гостя;
-письменный стол, плотные шторы, зеркало, стаканы ,так же рассчитанные по одному на каждого гостя, пепельница;
-ярлыки «Прошу не беспокоить» и «Прошу убрать» должны быть в номерах гостиниц всех категорий.
Уборка номеров – ежедневная, смена белья – раз в три дня. На каждом этаже из расчета на 5 номеров предусматриваются туалеты и ванные/душевые. В гостиницах с более чем четырьмя этажами в обязательном порядке должен быть лифт или эскалатор, но если в наличии лифта не имеется, то предусматривается бесплатная доставка багажа в номер. На каждом этаже – телефон с городской связью, а на ресепшн – с междугородной.
Что касается гостиницы категории 2 звезды, то они предусматривают оборудование и материалы, которые могут быть недорогими, но функциональными. Оснащение санузлов должно иметь эстетический вид, стены и пол должны быть покрыты водонепроницаемым материалом и выполнены качественно, без видимых недостатков и грубых нарушений. Площадь одноместных номеров – не менее 9 м2, двухместных – 12 м2, трехместных – 16 м2, четырехместных – 18 м2. В номере должен быть умывальник с горячей и холодной водой. В 50% номеров – полный санузел. Общая ванная или душевая не менее чем на каждые 20 человек, а туалет – на каждые 10 номеров. Инвентарь номера соответствует категории 1 звезда.
Гостиницы категории 3 звезды должны вписываться в архитектурный стиль улицы. Если дом построен по неудачному проекту и имеет невыразительный фасад, необходимо применить широкий спектр современных строительных технологий и материалов, которые предоставляют возможность создать приемлемый внешний вид здания. Номера и общественные помещения должны быть украшены декоративными элементами и также, картинами. Санузлы должны быть оборудованы качественной техникой средней стоимости, стены и пол покрыты соответствующим водонепроницаемым материалом, выполнены без недостатков. Наличие лифта в гостинице данной категории с количеством этажей более трех обязательно, как и наличие автостоянки с количеством мест не менее 20% от общего количества номеров. Абсолютно все номера должны иметь прямую телефонную связь с городской сетью. В номере предусматривается: санузел, телефон, цветной телевизор, холодильник. Площадь номеров одноместных однокомнатных – не менее 10 м2, двухместных однокомнатных – 14 м2. В гостиницах категории три звезды предусматриваются следующие услуги: ресторан или кафе-бар. Смена постельного белья и полотенец – ежедневно. Предоставляется утюг и гладильная доска, услуги химчистки, туристические услуги: экскурсии, сервисы гидов и переводчиков. Начиная с категории 3 звезды, гостиницы должны быть оснащены резервной системой горячего водоснабжения на случай аварии или профилактических работ.
Если рассматривать гостиницу категории четыре звезды, то можно выяснить, что гостиницы данной звёздности также должны вписываться в архитектурный стиль улицы, дополнительно все фасады здания должны отвечать определенному, четко выраженному архитектурному стилю; если дом, который хотят подвергнуть реконструкции , является памятником истории или архитектуры, должен быть сохранен оригинальный облик первоначального вида фасадов, фресок, витражей и прочее. Интерьеры здания должны быть выполнены в соответствии с единым стилем указанного дизайн-проекта, могут быть украшены художественными произведениями, которые будут гармонировать с интерьером. Строительные материалы, мебель и оборудование помещений и номеров выполняются с использованием дорогих материалов. Санузлы имеют дорогое оборудование, находящееся в отличном состоянии, стены и пол покрыты качественным водонепроницаемым материалом не менее, нежели на две трети поверхности. Площадь одноместных номеров составляет 16 м2, двухместных – 20 м2.
Гостиницы категории пять звезд должны иметь уникальный дизайн интерьера. Номера, холлы, вестибюли украшены авторскими работами, картинами, декоративными украшениями. Предметы интерьера и оформления должны формировать респектабельную атмосферу гостиницы. Оборудование комнат и общественных помещений, в том числе и санузлов, должно быть выполнено из самых дорогих материалов, иметь уникальный характер, неповторимые особенности и пребывать в безупречном состоянии. Площадь одноместного номера составляет 18 м2, двухместного – 25 м2. Площадь санузла – не менее 4-5 м2. В каждом номере должен быть полный санузел (ванна, душ, умывальник, унитаз), телефон, кондиционер, телевизор с дистанционным управлением и основными телеканалами мира, холодильник или мини-бар, сейф. Также предусматривается охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера, дверной замок повышенной секретности; звукоизоляция номеров повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 дБ; выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати; в системах отопления предусматривается термостат для индивидуальной регулировки температуры в номере и подогрев пола в ванной комнате.