Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Образ музы в поэзии XIX века

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Цель исследования – рассмотреть особенности образа музы в поэзии А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета как художественного средства выражения авторской концепции поэтического творчества. Задачи исследования: 1) изучить научные источники по теме исследования; 2) осмыслить истоки образа музы, представленного в русской поэзии 19 века; 3) выявить художественные тексты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, в которых представлен образ музы; 4) обозначить особенности образа музы в творчестве разных поэтов, художественные средства его создания; 5) показать взаимосвязь образа музы с концепцией поэтического творчества каждого из поэтов. Объект исследования – образ музы в творчестве А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета. Предмет исследования – художественные и семантические особенности образа музы в творчестве каждого из поэтов. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

В определенном смысле образ Музы – это инструмент создания поэтического контекста. При выявлении факта присутствия образа Музы в творчестве разных поэтов возникает идея его универсализма, т.е. образ Музы выступает как универсальное и поэтическое начало. Как всякий мифологический образ, Муза имеет и своеобразный жизненный смысл. Это и инструмент познания и отношения к миру. Через образ Музы понимается текст. Изначально Муза была образом античной мифологии, и, «переместившись» в литературные произведения, все дальше «уходила» от фольклорной среды. Система образов античной мифологии была в какой-то мере преостановлена и перенесена в литературу классицизма. Ориентациясь на античность как на образец не позволила менять образы античной мифологии, которая не имела ничего общего с фольклором и была литературна по своей природе. Можно говорить о тяготении образов к сугубо литературной среде или к среде более фольклорной. В данном случае, образ Музы естественно вошел в среду литературную. Конечно, «литература связана с мифологией прежде всего через сказку и народный эпос», но не все образы органично влились из мифологии в фольклорные произведения. Есть переходные образы, действующие как в фольклоре, так и в чисто литературных произведениях. Образ Музы – пример «чисто» литературного образа, нашедшего свое место в ткани литературных произведений.
Содержание

Введение ........................................................................................................................... Глава 1. Образ музы в культуре и литературе: истоки, атрибуты, функции …. 1.1. Образ музы в мифологии и античной литературе ....................................... 1.2. Образ музы в творчестве русских поэтов-классицистов ............................. Глава 2. Образ музы в русской поэзии 19 века ......................................................... 2.1. Образ музы в поэзии А.С. Пушкина ............................................................... 2.1. Образ музы в поэзии Н.А. Некрасова ........................................................... 2.3. Образ музы в поэзии А.А. Фета ..................................................................... Заключение ...................................................................................................................... Список использованной литературы .........................................................................
Список литературы

1. А.А. Фет. Поэт и мыслитель. Сборник научных трудов. Гл. ред. Е.Н. Лебедев. – М.: Наследие, 1999. – 308 с. 2. Античная поэзия в русских переводах 18-20 вв.: Библиографический указатель. Сост. Е.В. Свиясов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. – 400 с. 3. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. – Смоленск: Русич, 1994. – 302 с. 4. Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А. Фета. – М.: Художественная литература, 1975. – 112 с. 5. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л.: Наука, 1990. – 137 с. 6. Бухштаб Б.Я. Фет и другие. Избранные работы. – СПб.: Академический проект, 2000. - 560 с. 7. Военное искусство античности. – М.: ЭКСМО, 2003. – 768 с. 8. Вулих Н.В. А.А. Фет - переводчик од Горация. // Русская литература. – 2001. – № 2. – С. 117-122. 9. Гапоненко П.А. О поэтике А.А. Фета. // Литература в школе. – 2000. – № 8. – С. 2-5. 10. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 664 с. 11. Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. – СПб.: Азбука, 2000. – 477 с. 12. Гаспаров М.Л. Подстрочник и мера точности. // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 361-372. 13. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова. // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. С.27-42. 14. Гачечиладзе Г.Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи. – М.: Сов. Писатель, 1980. – 255 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБРАЗ МУЗЫ В КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОКИ, АТРИБУТЫ, ФУНКЦИИ Муза – это знак присутствия божественной поэтической субстанции. Существуют простые и сложные структуры с пониманием образа Музы – это и есть выражение поэзии, которая может быть определена как Муза. Музу как знак автор переводит в поэтический текст, и именно через Музу доказывается универсальность и неповторимость его поэзии. Муза – это ключ, некий набор понятий, который открывает смысловые пласты, это универсальный художественный, поэтический код. Мраморные изваяния прекрасных юных женщин, сохранившиеся, хотя и в копиях, с античности, -подтверждение особого почитания муз греками. Они их любили больше, чем богинь и богов, которые жили своею жизнью, в высшем свете, да не очень праведной, не говоря о всяких бедствиях и смерти, о войнах, затеваемых богом Аресом. [Э. Ланг Мифология. Происхождение и распространение мифов 2012г. c. 54] Самое первое, в чем люди понимали себя, еще с детства через радость и горе, - это была песня. Недаром все девять муз связаны с музыкой и пением, различие между ними – это разность жанров, как они исторически сложились, от свадебных, погребальных, религиозных и т.д. 1.1. Образ музы в мифологии и античной литературе Музы (в переводе с греческого – «мыслящие») – дочери Зевса «могучегремящего», у которогог в подчинение все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, – олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном. Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество таких же, в которых упоминается слово муза. Однако что же оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными возможностями. Музы традиционно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали прорицательным даром и покравительствовали творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески помогая им в их творении. Но иногда за какую – либо шалость музы могли отнять у человека вдохновения. Чтобы этого не произошло, древние греки строили храмы в честь муз, которые назывались мусейонами, для того, чтобы их задобрить. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.[ Е. М. Мелетинский Поэтика мифа 2012г. c. 73]. У каждой музы был свой атрибут – символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана. Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем – палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги. Клио – муза истории, ее атрибуты – свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение. Мельпомена – муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, – комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт. Полигимния – муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния – это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут – лира. Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей. Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам. Атрибут Эвтерпы – флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение. И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато – в руках лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Раскрывая в человеке его таланты, музы различными способами ведут его к гармонии и внутреннему порядку. Люди несомненно верили в их помощь и силу и покланялись им и в трудную минуту призывая их. Первые литературные упоминания о музах можем проследить в произведениях Гомера и Гесиода. Интересно, что не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Со временем число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа. «Теогония» Гесиода – классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы восхваляют Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль. Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине. Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом. Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки – медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. [Владимир Адамчик Словарь славянской мифологии 2010г. с. 142] 1.2. Образ музы в творчестве русских поэтов-классицистов Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности. Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность. Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось. Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды. Жанр оды в России появился в XVIII в., в эпоху классицизма. Авторами первых русских од были В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Классицисты считали оду важнейшим жанром лирики, способным прославить «первое лицо» в государстве — монарха, а также выдающихся «сынов отечества» — царских вельмож и полководцев. В одах поэты выражали свой патриотический восторг и религиозно-философское воодушевление. Подлинного расцвета и классической завершенности жанр оды достиг в творчестве Г.Р.Державина, именно его произведения повлияли на раннее творчество А.С.Пушкина и других поэтов начала XIX в. Автор знаменитой социально-философской оды «Вольность» — А.Н.Радищев. Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объему и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды. Б.В. Томашевский писал, что «в прочно построенном художественном произведении значение слова определяется всецело контекстом, который отсекает все паразитические ассоциации». Действительно, можно сказать, что Муза «как таковая» и Муза в контексте весьма различны. Именно контекст дает такое разнообразие смыслов, а каждый конкретный контекст дает определенный смысл. Образ Музы в каждом конкретном контексте своеобразен, индивидуален, наделен своими чертами. Но образ Музы в целом вмещает в себя всю совокупность частных, конкретных значений. Поэтому для понимания его многогранности и целостности важно изучение всех контекстов. Образ Музы – это образ личный. Он принадлежит творческой индивидуальности писателя. Он функционирует в тексте как самостоятельный элемент поэтики, но вместе с тем, он неразрывно связан со своим творцом. Если мы обратимся к схеме, представляющей все трансформации образа Музы, то увидим, что все уровни образа так или иначе связаны с личностью поэта. Является ли Муза покровительницей поэтов или символом творчества, участвует ли она в характеристиках адресатов посланий или в мифологизации, персонифицируется ли она в реальном образе, всегда существуют нити, связующие поэта и его Музу. Она – его творение во всем многообразии ее воплощений и в ее самостоятельности. И функционирует Муза в произведениях, пронизанных личностью поэта, где образ автора – один из главных, а его диалог со своей Музой является одним из ключевых моментов поэтики произведения. [Михаил Ломоносов Древняя Российская история 2009 c. 165]. Вообще, что может связывать образ Музы с реальностью? Муза, соотнесенная с творчеством или каким-либо произведением, участвующая в характеристике, символизирующая источник вдохновения и персонифицированная в чьем-либо образе, – вот все те случаи, когда образ Музы в той или иной степени включен в реальность. Интересен вопрос об «отношениях» образа Музы с реальностью, точнее говоря, с реальным планом произведения. Муза как античный символ, как геликонская богиня-покровительница творцов, приближает реальный план к «своему» мифологическому плану. А вот образ Музы второго уровня, на разных подуровнях ведет себя по-разному. Муза как символ творчества, символ произведений (в том числе и собственного творчества и произведений поэта), как бы сама приближается к реальному плану за счет связи с реалиями жизни. Эти реалии, в виде творчества и его проявлений, «притягивают» образ Музы к реальному плану. А вот образ Музы, участвующий в характеристиках и, тем более, в мифологизации, напротив, «мифологизирует» реальных личностей и реалии жизни, то есть, реальный план в этом случае несколько «закрывается» планом мифологическим, к которому изначально принадлежит образ Музы. Образ Музы, символизирующий источник вдохновения, «притягивается» к реальному плану, как и образ Музы, участвующий в персонификации. Таким образом, получается, что первым в произведении становится то мифологический, то реальный план. Если мифологический план выходит вперед, то значит, что образ Музы играет активную роль, приближая, «притягивая» реальный план к своему мифологическому. Если же реальный план доминирует в произведении, где функционирует образ Музы, то значит, что Муза «притягивается» к нему, не переходя, конечно, в пассивный образ, но, следуя замыслу поэта, приобретает черты жизненных реалий или, в определенных случаях, реальных личностей. Заканчивая первую главу исследования, можно сделать следующий вывод. Образ Музы традиционный для русской поэзии 19 века. Он фиксирует принадлежность произведения к определённой культурной традиции: классицисты с почтением относились к античному искусству и его образы вводили в свои тексты. С уходом классицизма такой образ Музы должен был бы исчезнуть из русской поэзии как знак «омертвевшей» традиции, как рудимент прошлого. Но этот образ ожидала совсем другая судьба: он был «оживлён» и наполнился новыми смыслами. Раскрыв образ музы у поэтов классицистов, перейдем к рассмотрению образов музы в конкретных произведениях А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. ГЛАВА 2. ОБРАЗ МУЗЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 19 ВЕКА В современном литературоведении нет специальных исследований образа Музы. В некоторых произведениях значение образа Музы, на первый взгляд, достаточно прозрачно, и многие исследователи пишут, используя это значение, но, не выявляя его смысла, не расшифровывая. Яркий пример – образ Музы в начале восьмой главы «Евгения Онегина», «явление» Музы как начало творческого пути поэта, и Муза в стихотворении «Наперсница волшебной старины», в которой узнаваема няня поэта. Но, в основном, образ Музы понимается как символ поэзии, творчества. 2.1. Образ муза в поэзии А.С. Пушкина Среди многочисленных трудов, посвященных А.С. Пушкину и его творческому наследию, не было конкретного, обобщающего исследования образа Музы, его развития, модификаций и трансформаций. Конечно, невозможно было обойти вниманием столь яркий и часто встречающийся образ. О Музе упоминали многие исследователи, признавая ее частью поэтики Пушкина. Но, даже если литературоведы выходили на проблему функционирования образа Музы в тексте пушкинских произведений, то либо решение этой проблемы оставалось за рамками исследования, либо отмечались частные стороны вопроса.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Литература, 23 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Литература, 29 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Литература, 46 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Литература, 23 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Литература, 24 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg