ГЛАВА 1. ОБРАЗ МУЗЫ В КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОКИ, АТРИБУТЫ, ФУНКЦИИ
Муза – это знак присутствия божественной поэтической субстанции. Существуют простые и сложные структуры с пониманием образа Музы – это и есть выражение поэзии, которая может быть определена как Муза. Музу как знак автор переводит в поэтический текст, и именно через Музу доказывается универсальность и неповторимость его поэзии. Муза – это ключ, некий набор понятий, который открывает смысловые пласты, это универсальный художественный, поэтический код.
Мраморные изваяния прекрасных юных женщин, сохранившиеся, хотя и в копиях, с античности, -подтверждение особого почитания муз греками. Они их любили больше, чем богинь и богов, которые жили своею жизнью, в высшем свете, да не очень праведной, не говоря о всяких бедствиях и смерти, о войнах, затеваемых богом Аресом. [Э. Ланг Мифология. Происхождение и распространение мифов 2012г. c. 54]
Самое первое, в чем люди понимали себя, еще с детства через радость и горе, - это была песня. Недаром все девять муз связаны с музыкой и пением, различие между ними – это разность жанров, как они исторически сложились, от свадебных, погребальных, религиозных и т.д.
1.1. Образ музы в мифологии и античной литературе
Музы (в переводе с греческого – «мыслящие») – дочери Зевса «могучегремящего», у которогог в подчинение все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, – олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество таких же, в которых упоминается слово муза. Однако что же оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными возможностями.
Музы традиционно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали прорицательным даром и покравительствовали творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески помогая им в их творении. Но иногда за какую – либо шалость музы могли отнять у человека вдохновения. Чтобы этого не произошло, древние греки строили храмы в честь муз, которые назывались мусейонами, для того, чтобы их задобрить. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.[ Е. М. Мелетинский Поэтика мифа 2012г. c. 73].
У каждой музы был свой атрибут – символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем – палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Клио – муза истории, ее атрибуты – свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Мельпомена – муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, – комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.
Полигимния – муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния – это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут – лира.
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Атрибут Эвтерпы – флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.
И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато – в руках лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
Раскрывая в человеке его таланты, музы различными способами ведут его к гармонии и внутреннему порядку. Люди несомненно верили в их помощь и силу и покланялись им и в трудную минуту призывая их.
Первые литературные упоминания о музах можем проследить в произведениях Гомера и Гесиода. Интересно, что не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Со временем число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
«Теогония» Гесиода – классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы восхваляют Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят».
В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки – медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. [Владимир Адамчик Словарь славянской мифологии 2010г. с. 142]
1.2. Образ музы в творчестве русских поэтов-классицистов
Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.
Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности.
Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.
Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.
Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.
Жанр оды в России появился в XVIII в., в эпоху классицизма. Авторами первых русских од были В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Классицисты считали оду важнейшим жанром лирики, способным прославить «первое лицо» в государстве — монарха, а также выдающихся «сынов отечества» — царских вельмож и полководцев. В одах поэты выражали свой патриотический восторг и религиозно-философское воодушевление.
Подлинного расцвета и классической завершенности жанр оды достиг в творчестве Г.Р.Державина, именно его произведения повлияли на раннее творчество А.С.Пушкина и других поэтов начала XIX в. Автор знаменитой социально-философской оды «Вольность» — А.Н.Радищев.
Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объему и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды.
Б.В. Томашевский писал, что «в прочно построенном художественном произведении значение слова определяется всецело контекстом, который отсекает все паразитические ассоциации». Действительно, можно сказать, что Муза «как таковая» и Муза в контексте весьма различны. Именно контекст дает такое разнообразие смыслов, а каждый конкретный контекст дает определенный смысл. Образ Музы в каждом конкретном контексте своеобразен, индивидуален, наделен своими чертами. Но образ Музы в целом вмещает в себя всю совокупность частных, конкретных значений. Поэтому для понимания его многогранности и целостности важно изучение всех контекстов.
Образ Музы – это образ личный. Он принадлежит творческой индивидуальности писателя. Он функционирует в тексте как самостоятельный элемент поэтики, но вместе с тем, он неразрывно связан со своим творцом. Если мы обратимся к схеме, представляющей все трансформации образа Музы, то увидим, что все уровни образа так или иначе связаны с личностью поэта. Является ли Муза покровительницей поэтов или символом творчества, участвует ли она в характеристиках адресатов посланий или в мифологизации, персонифицируется ли она в реальном образе, всегда существуют нити, связующие поэта и его Музу. Она – его творение во всем многообразии ее воплощений и в ее самостоятельности. И функционирует Муза в произведениях, пронизанных личностью поэта, где образ автора – один из главных, а его диалог со своей Музой является одним из ключевых моментов поэтики произведения. [Михаил Ломоносов Древняя Российская история 2009 c. 165].
Вообще, что может связывать образ Музы с реальностью? Муза, соотнесенная с творчеством или каким-либо произведением, участвующая в характеристике, символизирующая источник вдохновения и персонифицированная в чьем-либо образе, – вот все те случаи, когда образ Музы в той или иной степени включен в реальность. Интересен вопрос об «отношениях» образа Музы с реальностью, точнее говоря, с реальным планом произведения. Муза как античный символ, как геликонская богиня-покровительница творцов, приближает реальный план к «своему» мифологическому плану. А вот образ Музы второго уровня, на разных подуровнях ведет себя по-разному. Муза как символ творчества, символ произведений (в том числе и собственного творчества и произведений поэта), как бы сама приближается к реальному плану за счет связи с реалиями жизни. Эти реалии, в виде творчества и его проявлений, «притягивают» образ Музы к реальному плану. А вот образ Музы, участвующий в характеристиках и, тем более, в мифологизации, напротив, «мифологизирует» реальных личностей и реалии жизни, то есть, реальный план в этом случае несколько «закрывается» планом мифологическим, к которому изначально принадлежит образ Музы. Образ Музы, символизирующий источник вдохновения, «притягивается» к реальному плану, как и образ Музы, участвующий в персонификации.
Таким образом, получается, что первым в произведении становится то мифологический, то реальный план. Если мифологический план выходит вперед, то значит, что образ Музы играет активную роль, приближая, «притягивая» реальный план к своему мифологическому. Если же реальный план доминирует в произведении, где функционирует образ Музы, то значит, что Муза «притягивается» к нему, не переходя, конечно, в пассивный образ, но, следуя замыслу поэта, приобретает черты жизненных реалий или, в определенных случаях, реальных личностей.
Заканчивая первую главу исследования, можно сделать следующий вывод. Образ Музы традиционный для русской поэзии 19 века. Он фиксирует принадлежность произведения к определённой культурной традиции: классицисты с почтением относились к античному искусству и его образы вводили в свои тексты. С уходом классицизма такой образ Музы должен был бы исчезнуть из русской поэзии как знак «омертвевшей» традиции, как рудимент прошлого. Но этот образ ожидала совсем другая судьба: он был «оживлён» и наполнился новыми смыслами.
Раскрыв образ музы у поэтов классицистов, перейдем к рассмотрению образов музы в конкретных произведениях А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МУЗЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 19 ВЕКА
В современном литературоведении нет специальных исследований образа Музы. В некоторых произведениях значение образа Музы, на первый взгляд, достаточно прозрачно, и многие исследователи пишут, используя это значение, но, не выявляя его смысла, не расшифровывая. Яркий пример – образ Музы в начале восьмой главы «Евгения Онегина», «явление» Музы как начало творческого пути поэта, и Муза в стихотворении «Наперсница волшебной старины», в которой узнаваема няня поэта. Но, в основном, образ Музы понимается как символ поэзии, творчества.
2.1. Образ муза в поэзии А.С. Пушкина
Среди многочисленных трудов, посвященных А.С. Пушкину и его творческому наследию, не было конкретного, обобщающего исследования образа Музы, его развития, модификаций и трансформаций.
Конечно, невозможно было обойти вниманием столь яркий и часто встречающийся образ. О Музе упоминали многие исследователи, признавая ее частью поэтики Пушкина. Но, даже если литературоведы выходили на проблему функционирования образа Музы в тексте пушкинских произведений, то либо решение этой проблемы оставалось за рамками исследования, либо отмечались частные стороны вопроса.