Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проявление агрессии у подростков занимающихся контактными видами единоборств

cool_lady 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Актуальность. Актуальность исследования рассматривается проблема взаимовлияния занятий агрессивными видами спорта и личности человека. С одной стороны, спорт- рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существует факты, говорящие о повышении уровня всплеска агрессия асоциальными способами поведения. Результаты исследований настолько разнообразны, что невозможно сделать определенные заключение. В данном исследовании предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи участия в спортивных состязаниях , в которых агрессивные действия являются составляющим элементам , без которых “победа” или успех , недостижимы с индивидуальными свойствами личности человека. Предметом исследования является личность , проявляющаяся в таком типе межличностных отношений , как агрессия. Объект исследования: Подростки занимающиеся контактными видами единоборств. Цель курсовой работы: Моя цель выяснить есть ли существенные проблемы в показателях уровней агрессии у спортсменов. То есть действительно ли агрессивность является характерной чертой подростков, занимающихся контактными видами единоборств. Задача курсовой работы: Задачи исследования заключается в том , чтобы определить различия в реакции на фрустрирующую ситуацию , в чертах личности , связанные с агрессией, преобладающих типов поведения , структурах полимодального Я и в структурах самоотношения у спортсменов и не спортсменов . Выявить эффекты взаимовлияние занятий агрессивными видами спорта и выше перечисленных особенностей личности и поведения. Согласно теории фрустрации- агрессии , исследованиями о взаимосвязи чувств вины и стыда , обиды и закрытости с агрессией. Научная новизна исследования. Проблема агрессивного поведения в последние годы привлекает многочисленных исследователей. На западе , этим вопросом начали заниматься с начала XX века . В Казахстане этот вопрос , как и многие другие , связанные с проблемами личности , стал разрабатываться сравнительно недавно. Исследования агрессивного поведения привлекает специалистов из области психологии личности , психологии мотивации , в психологии девиантного поведения , криминалистов и т.д. Проводились исследования о мотивация агрессивного поведения , о разведении понятий косвенной физической агрессии и косвенной вербальная агрессии исследования о связи черт личности с агрессивным поведением. Последние выявили то , что наибольший вклад в агрессивное поведения несут вспыльчивость , обидчивость и мстительность. Практическая значимость. Полученные данные данного исследования могут лишь косвенно послужить практической психологии. Они подтверждают взаимосвязь агрессивности и личности. А знания о взаимосвязи агрессивности со структурами самоотношение и самосознания помогают найти способ понимания того , почему другой человек , возможно , ведёт себя по типу агрессии. Одним из следствий проведенного исследования могли бы быть проведение более подробных и уточняющих экспериментов. Поскольку , возможно то, что в агрессивные виды спорта идут заниматься личности , расположенные к агрессивным действиям. На спортивных секциях молодых людей учат тому , как правильно бороться и побеждать в рукопашном бою. Важен вопрос по мотивации молодого человека , пришедшего заниматься в секцию каких-либо единоборств ( каратэ, кикбоксинг, бокс, Армейский рукопашный бой и т.д.). Зачем он пришёл в подобную секцию , ради чего , что хочет получить и чему научиться. Возможно, для того чтобы стать сильнее, или почувствовать свое превосходство в силе и умение. Возможно, для того чтобы “уметь постоять за себя”, или чтобы умела побеждать противников в уличных драках. Эти предположения можно продолжать. Существуют некоторые факты , говорящие о том, что органы государственного управления оказывают материальную и финансовую поддержку развитию молодежного спорта, предполагая, что это может отвлечь подростков от “пустого” времяпровождения.
Введение

На протяжении всей истории люди занимались спортом. В разных странах в разные времена в почете были то одни, то другие виды соревнований. Однако многие виды спорта, пронесенные через столетия последователями, пусть и изменились, но сохранили свою актуальность до сих пор. На их основе появились другие, установились определенные правила для каждого вида спорта. В этой курсовой работе я хочу исследовать подростков, занимающихся контактными видами единоборств. Существуют мнения, что занятия боевыми видами спорта формируют у подростка-спортсмена, с одной стороны, уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции, а с другой – ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии. При этом агрессия приобретается путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее ее проявление. Особенно опасна она для детей и подростков, поскольку, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, как готовность к агрессии. Исследования агрессивного поведения во взаимосвязи со свойствами личности не являются новыми. Однако при большом количестве проводимых исследований и экспериментов , касающихся изучения агрессии и агрессивного поведения , количество вопросов не только не уменьшается , но и увеличивается. Даже передовые западные психологи не уверены в том , что при всём огромном количестве теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных исследований , можно говорить о переходе на новый качественный этап понимание феномена агрессии. Приблизились ли они к более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека. Исследования в этой области имеет противоречивые результаты.
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава 1. Понятие агрессии………………………………………7 1.1 Агрессивность………………………….7 1.2 Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности……………10 1.3 Человеческая агрессивность………12 1.4 Уровни агрессии в спорте……………………………………………………………15 1.5 Модель для изучения агрессивности в спорте…………17 Глава 2. Эмпирическое исследование детерминант агрессивного поведения……………………………….20 2.1 Организация исследования. Методики…………………21 2.2 Спортивная деятельность как условие формирования агрессии…………………………………22 2.3 Понятие импульсивности……………………24 2.4 Взаимосвязь импульсивности и агрессивного поведения………………………25 2.5 Тревожность и результативность деятельности…………………..26 2.6 Уровень показателей агрессивности по видам спорта……………..30 Заключение …………………………………………………………………31 Список литературы ………………………………………………………..32 Приложения ……………………………………………………………….
Список литературы

1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М. : Академия, 2000. 2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) [Текст] // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М. : АСТ, 1997. 3. Ильин, Е.П. «Психология общения и межличностных отношений» [Текст]. – СПб. : Питер, 2009. 4. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст]. – СПб. : Питер, 2008 . 5. Кутергин, Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов борцов [Текст] – СПб., 2007. 6. Лоренц, К. Агрессия [Текст] / пер. Г. Швейник. – М. : Римис, 1997. 7. Ротенберг, А.Р. Педагогическая система управления личностным ростом спортсменов-единоборцев [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2007. 8. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М. : Флинта, 1998. – 96 с. 9. Шумакова, Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков [Текст] // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 9. 10. Петрыгин, С.Б. Волевая и психологическая подготовка в процессе занятий каратэ [Текст] // Российский научный журнал. – 2012. – № 3/28. – С. 180–187. 11. «Агрессия» Бэрон Р., Ричардсон Д. СПб: Питер, 2001 12. «Словарь терминов агрессии» Д.В. Жмурова. 13. «Агрессия в спорте», Сафонов В.К., СПб., 2003 14. «Психология физического воспитания и спорта» М. Издательский центр "Академия", 2000г. 15. «Девиантология: (психология отклоняющегося поведения)» Змановская Е. В. М.: Издательский центр «Академия» 2003г. 16. «Подростковая агрессия» Бандура А. Уолтерс Р. - М. 1999г. 17. «Агрессия наших детей» Паренс Г. - М 1997г. 18. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его корекции» Семенюк Л. М. - М.:Москва 1996г. 19. «Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция» Фурманов И. А. - Мн.: Ильин В. П. 1996г. 20. «Понятие агрессивности в современной психологии / вопросы психологии» - №1 / 1991г. 21. «Практикум по возрастной психологии» уч. пособие под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. Спб. Речь 2002г. 22. «Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях» Кэмпбелл Д. Спб. Соц. психол. центр 1996г. 23. «Психология человеческой агрессивности: хрестоматия» - М АСТ. 2005г. 24. «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» Ильин Е. П. «Питер» 25. « Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила нервной системы // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.» Акимова М. К., Гуревич К. М. М., 1978. 26. «Профессиональная деформация личности» Безносое С. П. СПб., 2004. 27. «Методики психодиагностики в спорте» коллектив авторов Москва «Просвещение», 1984 28. « Роль темперамента в спортивной деятельности» Вяткин Б. А. М., 1978. 29. « Психология в современном спорте» Кретти Б. - М., 1978. 30. «Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии» Алфимова М.В., Трубников В.И. - 2000. - №6. 31. «Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций» Дис. Бурминская Т.В. - Ставрополь, 2004. 32. «Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации» Дроздов А.Ю. // СоцИс. - 2003. - № 4. 33. «Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология» Ениколопов С.Н. - 2001. - № 1. 34. «Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания» Квадрициус М.П. Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000 35. «Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов» Краев Ю.В. Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие агрессии . Cлово “агрессия” произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает “шаг”, а ad – “на”), т.е. получается что-то вроде “двигаться на”, “на-ступать”. Aggredi – это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody “нападать кого-либо”. В первоначальном значении слова “быть агрессивным” означало нечто типа “двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения” Согласно словарю психологических терминов, агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Важно различать понятия “агрессия и “агрессивность”. Понятие “агрессии”, как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому.”Агрессивность” же бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию. Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного, препятствующего удовлетворению потребностей. 1. 1 Агрессивность. Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] — стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть "частичным", "локальным", а порой и "абсолютным", когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.). В частности, в рамках этого подхода было однозначно показано, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми практически с момента их рождения. По сути дела, речь идет о том, что люди "учатся" вести себя агрессивно и что для понимания того, почему активность данной личности носит агрессивный характер, необходимо учитывать целый ряд факторов: каким образом были усвоены образцы подобных действий, что конкретно в каждом индивидуальном случае побудило и спровоцировало подобную активность и в связи с чем данный стиль поведения и конкретные действия получили подкрепление и, в конечном счете, "закрепление". Не менее значимым моментом в этом плане является тот факт, что для того, чтобы реализовать агрессию на поведенческом уровне, необходимо владеть определенными навыками, обеспечивающими успешность, результативность агрессивного поведения, конкретного акта агрессии. Как показывают исследования самого А. Бандуры и его последователей, решающее значение здесь имеют факторы социального научения и, прежде всего, внешнего поощрения и наказания (при этом не обязательно адресованные самому субъекту, а, например, просто им наблюдаемые). В современной обыденной лексике существует ряд широко употребляемых словосочетаний, в рамках которых смысловое значение агрессивности приобретает позитивное звучание, подчеркивающее силу, мощность, целеустремленность (например, агрессивная игра форварда в футболе или хоккее, агрессивный стиль вождения автомобиля и т. д.). Проблема агрессивности является актуальнейшей для нашего общества. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Особую тревогу вызывает тревожность, цинизм, жестокость и рост агрессивности детей. Рост агрессивных тенденций отражает одну из социальных проблем нашего общества. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно подростковая. Тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущая за собой тяжкие телесные повреждения, в некоторых случаях - смерть. Участились случаи групповых драк, которые носят общественный характер. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, то есть возникает ситуация порочного круга. Исследование агрессивного поведения важно еще и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения. Агрессивность является одним из распространенных способов решения сложных (фрустрационных) ситуаций, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватных ситуаций. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств. 1.2 Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности. Агрессия в спорте изучается как один из факторов спортивной деятельности. В одних видах спорта непосредственное проявление агрессивности может быть продуктивным, тогда как в других спортивных ситуациях или видах деятельности несвоевременная либо не туда направленная агрессивность не только непродуктивна, но может быть и нежелательной (разрушительной). По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование – это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально неопасной форме. Часто понятие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость». Обязательным условием спортивных соревнований является наличие импульса агрессии. Соревнование рассматривается как «отрегулированное правилами агрессивное действие». Важным фактором детерминации форм агрессивного поведения является альтернатива «победа – поражение». Победитель избавляется от своей агрессии разрешенными способами. Наличие же агрессии предполагает, скорее, побежденного. Агрессия используется спортсменами как фактор воздействия на противника, как средство преломления неблагоприятно складывающегося хода соревнования. В психологии спорта проблема агрессии наиболее остро была поставлена в 70–80-е годы ХХ века. В ряд работ вошли обзоры по взаимосвязи агрессии и спорта, содержащие достаточно обширную библиографию (Кретти, 1978; Мартене, 1979; Кроте, 1982; Messner, 1992; Messner, Sabo, 1994) [5]. Следует добавить, что в этих работах представлены, скорее, умозаключения авторов, построенные на подборе конкретных фактов проявления агрессии спортсменами, нежели результаты целенаправленных исследований. Анализ этих работ показывает, что оценки причин и проявлений агрессии очень противоречивы. Основной вопрос, вставший перед исследователями, сводится к тому, способствуют ли систематические занятия спортом или наблюдения за соревнованиями уменьшению агрессивных тенденций или, наоборот, повышению агрессивности. и. Агрессивный характер в спортивной деятельности проявляется не только в соревновании, но и уже на тренировках. Природа этого раскрывается в постоянном влечении к соперничеству, утверждению своего превосходства. Фиктивная борьба с противником и направленная на него агрессия играют большую роль в эмоциональном переживании на тренировках. При этом различаются две формы агрессивных действий: «дружественная борьба» и «враждебное нападение». При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. 1.3 Человеческая агрессивность. Агрессия – это определенное поведение, направленное на нанесение оскорблений и повреждений другим людям. Это может быть вре¬менное состояние, в котором люди производят активные действия, причиняющие ущерб другим. Агрессивностью же называется особое свойство личности, проявляющееся в готовности решения конфликтных ситуации с помощью агрессивных действий. Различие понятий агрессии и агрессивности ведет к важным следствиям: ни за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности; и с другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление (или не проявление) агрессивности как личностного свойства в определенных ак¬тах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия многообразных факторов. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Значит, агрессия есть опреде¬ленные действия, причиняющие ущерб другому объекту (другому человеку, живому существу или неодушевленным предметам) или самому себе, а агрессивность это потенциальная готовность к подобным действиям, которая обуславливает восприятие и интерпретацию условий деятельности или жизнедеятельно¬сти соответствующим образом. В этом плане, очевидно можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной ин-терпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания. В тоже время не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных дейст-виях. Отмечается, что у спортсменов гораздо более выражены такие черты как конфликтность и агрессивность по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. При этом четко выражено стимулирующее влияние агрессивности на спортивные победы. Можно выделить разные виды агрессии: 1. Открытая. 1.1. Инициативная. 1.2. Случайная. 1.3. Физическая. 1.4. Прямая. 2. Скрытая. 2.1. Оборонная. 2.2. Произвольная. 2.3. Вербальная. 2.4. Косвенная. Современные ученые определяют агрессию не только как акт поведения, но и как особое психологическое эмоциональное состояние. Известно, что ни за всеми агрессивными действиями кроется агрессивная личность, в то же время агрессивность отдельных людей тоже не всегда проявляется в определенно агрессивных действиях. Рассмотренные в настоящей статье теоретические направления показывают эволюцию представлений о механизмах агрессивного поведения спортсменов. В современном спорте агрессивные акты, в основном, рассматривается в поведенческом аспек¬те. Конкретное поведение есть следствие функционирования психики в конкретных условиях жизнедеятельности, которое имеет свои специфиче-ские проявления в каждой из трех категорий психических явлений – про-цессах, состояниях и свойствах. В рамках рассматриваемой проблемы это четко не прослеживается, что отражается в терминологии, используемой для описания агрессивного поведения. Агрессивные тенденции формируются у спортсмена задолго до того, как он начинает заниматься спортом. Это формирование происходит различными способами, например, родители стимулируют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. В целом дети, наблюдающие в семье агрессивность у взрослых, особенно если это уважаемый для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, копируют эту порочную форму поведения. Агрессивность можно измерить с помощью специальных методик и психологических тестов, специально спрофилированных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность к другому человеку вызывается искусственно. Эти психологические приемы позволяют определить самые заметные агрессивные тенденции, которые трудно заметить при естественном наблюдении. Современная наука позволяет идентифицировать специфический тип и направленность агрессивной реакции. Управление агрессивностью представляется одной из важнейших задач во всех видах спорта, особенно в контактных. Многочисленные сведения о личностных особенностях спортсменов и не спортсменов, говорят о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп спортсменов высшей квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются следующие: 1. Сильная эмоциональная устойчивость. 2. Самоуверенность. 3. Самостоятельность. 4. Рискованность. 5. Самоконтроль. 6. Общительность. На основе проведенного психологического анализа тренеры должны сделать практические выводы о правильном направлении действий спортсменов и контролировать их агрессивность. Спортсменов должны научиться проявлять агрессивность строго в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. 1.4 Уровни агрессии в спорте. В ходе работы психолога с агрессивным поведением спортсмена необходимо рассматривать мо¬тивационную агрессию как прямое проявление реализации присущих лич¬ности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать воз¬можность проявления открытой мотивационной агрессии. В этой связи может быть использован диагностический опросник Басса-Дарки, дифференцирующий следующие уровни агрессии: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против дру¬гого лица. 2. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на дру¬гое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при ма-лейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопро-тивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вы-мышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по от-ношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и при-носят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. На мой взгляд, следует отметить, что хотя агрессивное поведение определяется как поведение, в намерение которого входит причинение вреда другому человеку, применительно к спортивной деятельности такое определение является неудовлетворительным, поскольку, например, в боксе, нанесение повреждений оппоненту спортсмена является главной задачей спортсмена. В связи с этим, к вышесказанному определению Силва добавляет - «не только намеренное нанесение вреда, травмы, но и нарушение правил». Особое внимание в изучении агрессии в спорте уделяется возрастным особенностям спортсменов. Выше мы рассматривали уровни агрессивного поведения детей в связи с особенностями их социального окружения, но возникает вопрос, как изменяется уровень агрессии по мере взросления спортсмена, увеличения его исполнительского мастерства? Басса-Дарки отмечает, что в целом по мере взросления спортсменов, их отношение к спортивной деятельности становится все более профессиональным, доминирующим становится мотив – стремление к победе. Количество случаев агрессивного поведения изменяется в зависимости от игрового отрезка спортивного поединка. Уровень агрессивного поведения также меняется в зависимости от вида спорта, времени поединка. Исследования, использующие метод наблюдения, выявили значительную разницу между инструментальной и враждебной агрессией. Инструментальная агрессия проявляется достаточно часто в спортивных играх, она является эффективным средством получения стратегического преимущества в поединке, она базируется на использовании технико-тактических действий спортсмена. В то время, как враждебная агрессия скорее относится к эмоциональным особенностям спортсмена. Поскольку инструментальная агрессия связана с получением стратегического преимущества над соперником, то в этой связи в данный процесс включаются когнитивные факторы (соотношение между риском быть наказанным судьей и тем преимуществом, которое может быть достигнуто, например, заработанные баллы оппонента). Поэтому инструментальная агрессия в большей степени проявляется на высоком профессиональном уровне спортсменов. 1.5 Модель для изучения агрессивности в спорте. На основе этой модели можно предположить, что агрессивные тенденции снижаются, если проявление агрессивности связано с физическим утомлением и если агрессивные действия в определенной спортивной ситуации поощряются. Более того, у субъектов с выраженным стремлением к агрессивности вероятность снижения этих тенденций благодаря занятиям спортом не снижается, в отличие от людей с незначительно выраженными или средними агрессивными установками и потребностями Недавно проведенное исследование агрессивности в спорте определило ситуации и условия, которые обычно вызывают агрессивное поведение спортсменов. И хотя в исследовании принимали участие только немецкие футбольные команды (наблюдение проводилось в течение 1800 матчей), полученные результаты позволяют раскрыть причины и условия проявления агрессивности спортсменами в различных ситуациях. Фолькамер, проводивший исследования, рассматривает спортивную команду как своеобразное общество в миниатюре, содержащее в себе фрустрации, поощрения и взаимодействия, которые наблюдаются и в социальных группах. Он предсказал (и в большинстве случаев правильно), в каких именно спортивных ситуациях можно ожидать агрессивного поведения спортсменов. К агрессивным действиям он отнес персональные (неэтические) нарушения правил (фолы), вербальную (словесную) и физическую агрессию [14,2]. Он получил следующие данные: Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем те, которые выигрывают. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение*. Профессор Фолькамер указывает, что нарушение правил могут возникать также из-за проблем координации и не всегда являются результатом чрезмерно агрессивного поведения. Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем те, которые играют на чужом. Фолькамер объясняет это незнакомой средой, а также тенденцией приезжих команд воспринимать себя во враждебной среде. Поэтому нарушения совершаются ими не только против их соперников, но и косвенным образом против болельщиков, поддерживающих их соперников. Следовательно, делает предположение автор, многие нарушения представляют собой утонченную форму агрессивности, направленной спортсменами как против зрителей, так и против соперников. Нарушений обычно бывает меньше, когда команда имеет большое число очков или забитых голов, по сравнению с менее результативными матчами. Фолькамер считает, что при каждом забитом голе происходят снижение психического напряжения и перестройка отношений в команде, тогда как при небольшом количестве забитых голов напряжение сохраняется на довольно высоком уровне, что приводит к агрессивности и большему числу нарушений. Команды, занимающие более низкое место в турнирной таблице, обычно допускают больше нарушений, чем команды, занимающие более высокие места. Это обстоятельство автор объясняет более высоким уровнем фрустрации у проигрывающих команд, а также возможным отсутствием у них умения играть агрессивно, не нарушая правил. Оказалось также, что команды, занимающие более низкие места в турнирной таблице, действуют более агрессивно, даже когда они выигрывают. При встречах команд, занимающих различные места в турнирной таблице, команда, которая находится выше, допускает большее число нарушений. Это является подтверждением так называемого "закона кто кого клюнет", наблюдаемого у животных. Там агрессивность особи более высокого статуса допускается, особенно если она направлена на других членов группы с более низким статусом. В этом обстоятельном исследовании были выявлены и другие, косвенные, факторы, влияющие на число нарушений, совершаемых спортсменами. Например, когда встречались команды, занимающие верхние и нижние места в турнирной таблице, то наблюдалось больше нарушений, чем в случае, когда играли команды, занимающие места в середине таблицы. Автор выдвигает предположение, что игроки лучших команд обычно напряжены и более агрессивны, поскольку они боятся потерять возможность выиграть чемпионат или потерять призовое место, тогда как более слабые команды боятся лишь одного - оказаться последним в турнирной таблице и покинуть данную лигу. С другой стороны, команды, находящиеся в середине турнирной таблицы, свободны от этих переживаний и поэтому допускают меньше нарушений. Кроме того, соотношение в счете в каждой конкретной игре, по-видимому, также влияет на число допущенных нарушений. В играх с примерно равным счетом, как и в тех, где практически нет борьбы, обычно наблюдается меньше нарушений и грубости, чем тогда, когда разница в счете больше выражена [15,69]. В первом случае спортсмены стремятся выиграть и поэтому следят за тем, чтобы не допускать излишней агрессивности (грубости). И, наоборот, когда разница в счете настолько велика, что ни одна из команд не сомневается в окончательном исходе игры, то потребность в проявлении агрессии минимальна. Фолькамер также указывает на несколько проблем, связанных с уровнем агрессивности в спорте, выявленным в ходе анализа количества нарушений. Например, он отмечает "цепную реакцию" в нарушениях правил - если игра началась с серьезного нарушения, то затем следует целая серия нарушения правил из-за ухудшения морального духа команды. Обобщая полученные результаты, Фолькамер делает вывод, что агрессивность (нарушение правил) в спортивных командах с социологической и психологической точек зрения представляет собой "нормальное" явление. На нарушения правил игры влияют по крайней мере четыре фактора: 1) выигрывает или проигрывает команда; 2) играет ли команда на своем или чужом поле; 3) велика ли разница в счете; 4) какое место в турнирной таблице занимает команда соперников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 20 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg