УК РФ.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года умышленное причинение тяжкого вреда здоровью характеризовал как «умышленное тяжкое телесное повреждение, опасное для жизни или повлекшее за собой потерю зрения, слуха или какого - либо органа либо утрату органом его функций, душевную болезнь или иное расстройство здоровья, соединённое со значительной стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть, или повлекшее прерывание беременности, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
Те же действия, если они повлекли за собой смерть потерпевшего, или носили характер мучения или истязания, или были совершены особо опасным рецидивистом - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет».
Ныне действующее уголовное законодательство сохранило норму об ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч.4 ст. 111 УК РФ), несмотря на имевшие место попытки в ходе работы над проектом кодекса вовсе ликвидировать этот состав, относя предусмотренное деяние к убийству. В аналогичной норме УК РСФСР (ч.2 ст. 108) законодатель предусматривал лишь три квалифицирующих обстоятельства: умышленные тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего, если их причинение носило характер мучения или истязания либо они были причинены особо опасным рецидивистом. УК РФ в ч.4 ст. 111 выделил в особо квалифицирующий признак причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренного частями 1-3, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
Ст. 27 Уголовного кодекса определяет положения, которых не было в УК 1960 г., хотя преступления с двумя формами вины имелись. В теории уголовного права существует проблема преступлений с так называемой "смешанной" или двойной формой вины. Ст. 27 частично устраняет эту проблему, предусматривая, что наряду с преступлениями, совершаемыми умышленно и по неосторожности, существуют также преступления с двумя формами вины, особенность которых заключается в том, что при их совершении возможно причинение двух общественно опасных последствий, к которым возможно различное психическое отношение субъекта: к первому, основному - умысел, а ко второму, дополнительному, более тяжкому - неосторожность. Кроме того, с более тяжким последствием закон связывает более строгое наказание. В целом, согласно ст. 27, такое преступление признается совершенным умышленно.
Также Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. внес следующие существенные изменения:
Во-первых, дифференциация ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью выражается в значительном расширении количества квалифицирующих данное преступление признаков. Квалифицирующие признаки, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 111 УК, в аналогичной норме УК 1960 г. (ч. 2 ст. 108) отсутствовали (за исключением такого, как причинение тяжких телесных повреждений путем действий, носящих характер мучения или истязания).
«Телесные повреждения в УК 1960 г. представлены тремя видами: тяжким, менее тяжким и легким телесными повреждениями. В новом УК не используется термин "телесные повреждения", а используется понятие "вреда здоровью". Несмотря на то, что "Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью" 10 декабря 1996 г., не действуют, это единственный документ, в котором была предпринята попытка дать определение вреда здоровью: "Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, то есть нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния". В ст. 111 УК говорится об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Так же как и ранее, этот вид вреда делится на две разновидности: опасный для жизни человека и признаваемый тяжким по последствиям. В вышеназванном уголовном законодательстве говорится: "Опасным для жизни вредом здоровью могут быть как телесные повреждения, так и заболевания и патологические состояния". В предыдущем Уголовном кодексе речь шла лишь о повреждениях.
Во-вторых, в современном уголовном законодательстве ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью значительно усилена. В особенности это касается квалифицированного - (ч. 2 ст. 111 УК) и особо квалифицированного состава указанного преступления (ч. 3 ст. 111 УК). Что же касается преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК, то предел санкции за его совершение установлен такой же, как за "простое" убийство, т.е. без смягчающих и отягчающих обстоятельств, - 15 лет лишения свободы.
В-третьих, ответственность за их совершение стала более разграниченной. Если УК 1960 г. включал помимо простого один квалифицированный состав умышленного тяжкого телесного повреждения (ч. ч. 1 и 2 ст. 108 УК 1960 г.), то действующий УК содержит описание основного, квалифицированного, и особо квалифицированного состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1, 2,3, ст. 111 УК 1996г). При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, предусмотрено в ч. 4 ст. 111 УК в качестве самостоятельного состава преступления, в то время как в ч. 2 ст. 108 УК 1960 г. были объединены такие качественно разные квалифицирующие признаки как причинение тяжкого телесного повреждения особо опасным рецидивистом и наступление смерти потерпевшего.
2. АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО Ч.4 СТ.111 УК РФ.
2.1. Объект состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ.
В данном случае объектом посягательства выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу сохранения здоровья человека как целостного анатомического состояния организма.
В ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за умышленное причинение вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Это преступление с двумя формами вины, т.е. имеет место умышленное отношение к тяжкому вреду здоровья и неосторожное к смерти потерпевшего.
На практике возникает необходимость отграничивать убийство от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Верховный Суд РФ рекомендует в данном случае иметь в виду, что при убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, отношение виновного к смерти потерпевшего выражается в неосторожности. Решая вопрос о направленности умысла виновного, следует исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного преступления и учитывать, в частности: способ и орудия преступления; количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения. Объектом преступления, предусмотренного ст.111 УК РФ, может быть только чужое здоровье. Как правило, причинение вреда собственному здоровью не наказуемо в уголовно-правовом порядке, за исключением случаев, когда законодатель считает подобного рода действия общественно опасными, а общественная опасность их определяется социально вредными мотивами действия.
Преступление, предусмотренное ч.4 ст.111 УК, является двухобъектным, т.е. посягает на безопасность здоровья и жизни человека. Социальная сущность состоит в том, что субъект умышленно посягает на здоровье гражданина, что, в свою очередь, обуславливает наступление смерти. В таком случае можно утверждать, что безопасность здоровья человека является основным объектом, а безопасность жизни – дополнительным. В рассматриваемом преступлении дополнительный объект признаётся необходимым, поэтому он учитывается при квалификации содеянного в отличие от факультативного, вред которому может и не причиняться.
Весьма важен для уяснения сущности преступлений против жизни вопрос о ее начале и окончании. Началом уголовно-правовой охраны жизни человека является момент рождения, под которым в соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ понимается момент отделения плода от организма матери посредством родов. Медицинские критерии рождения (срок беременности, масса и длина тела ребенка), а также признаки живорождения утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687н. В частности, к медицинским критериям рождения в настоящее время относятся срок беременности 22 недели и более, масса тела ребенка при рождении
500 грамм и более, длина тела ребенка 25 сантиметров и более, а к признакам живорождения – дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины и произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана ли пуповины и отделилась ли плацента. При этом для признания ребенка живорожденным достаточно одного из перечисленных признаков. Прекращение уголовно-правовой охраны жизни происходит в момент смерти человека, который в российском законодательстве отождествляется с моментом смерти его мозга или с моментом его биологической смерти, т.е. необратимой гибели человека (ч. 1 ст. 66) Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. Преднамеренное совершение действий, направленных на лишение жизни человека, смерть которого уже наступила (например, выстрел в мертвого человека), не может квалифицироваться как оконченное убийство, а образует покушение на негодный объект. В то же время жизнь человека, который находится в состоянии клинической смерти, в силу обратимости этого состояния подлежит уголовно-правовой охране.
?
2.2. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.
В объективную сторону преступления входят:
1) деяние (действие или бездействие);
2) вредное последствие;
3) причинная связь между деянием и наступившим вредным последствием;
4) способ, орудия и средства, место, время и обстановка совершения преступления.
Объективная сторона данного состава преступления выражается в деянии
(действии или бездействии), причинившем тяжкий вред здоровью
потерпевшему.
Тяжкий вред здоровью характеризуется:
1) опасностью для жизни человека, которая определяется способом
причинения;
2) причинением конкретно обозначенного в диспозиции статьи
последствия;
3) значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на треть или полной утратой профессиональной трудоспособности.
Опасным для жизни признается такой вред здоровью, который вызывает
состояние, угрожающее жизни, способное завершиться смертью:
1) проникающие ранения черепа, в том числе без повреждения головного мозга;
2) термические ожоги III–IV степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела;
3) ожоги III степени более 20% поверхности тела;
4) ожоги II степени, превышающие 30% поверхности тела;
5) проникающие ранения позвоночника, в том числе без повреждения спинного мозга;
6) повреждения крупного кровеносного сосуда;
7) закрытые повреждения шейного отдела спинного мозга;
8) ранения живота, проникающие в полость брюшины.
Данный перечень телесных повреждений не является исчерпывающим,
опасными для жизни человека могут быть и другие повреждения.
Например, повреждения, повлекшие за собой шок тяжелой степени различной этиологии; кому различной этиологии; острую сердечную или сосудистую недостаточность и т.д.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 111 УК РФ к тяжкому вреду здоровья законодатель относит следующие последствия деяний виновных лиц:
1) потерю зрения, т.е. полную стойкую слепоту на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до остроты зрения 0,04 и ниже (счет пальцев на расстоянии 2 м и до светоощущения), а также потерю зрения
на один глаз;
2) потерю речи, т.е. потерю способности выражать свои мысли
членораздельными звуками, понятными окружающим, либо в результате потери голоса;
3) потерю слуха, т.е. полную глухоту или такое необратимое состояние,
когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3–5 см от
ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо, так же как потеря зрения на один
глаз, представляет собой утрату органом его функций и по этому признаку тоже
относится к тяжкому вреду здоровья;
4) потерю какого-либо органа или органом его функций, т.е. потерю руки,
ноги или утрату ими функций, а также потерю производительной способности, т.е. способности к совокуплению либо к оплодотворению, зачатию,
вынашиванию и деторождению;
5) прерывание беременности;
6) психическое расстройство, характеризующееся любым психическим заболеванием независимо от его тяжести и излечимости;
7) заболевание наркоманией или токсикоманией, возникшее в результате противоправных действий субъекта преступления;
8) неизгладимое обезображивание лица.
Тяжкий вред здоровью, соединенный со значительной стойкой утратой
общей трудоспособности, признается таковым, если утрата общей трудоспособности произошла не менее чем на одну треть. Если исход повреждения здоровья не ясен, то стойкой утратой трудоспособности признается длительность расстройства здоровья свыше 120 дней.
У несовершеннолетних утрата трудоспособности устанавливается исходя
из общих положений.
Тяжким вредом здоровью признается также полная утрата общей
профессиональной трудоспособности, если субъект преступления признавал,
что он лишает потерпевшего возможности выполнять специфические виды
профессиональной деятельности, например, быть музыкантом, танцором или
художником. Необходимо также отметить обязательную причинную связь между выполнением виновным действий, содержащих признаки основного преступления, и наступлением производных последствий. Эти последствия могут быть вменены в вину лицу лишь в случае, если они обусловлены совершением основного преступления. Если основное преступление материальное (ч. 1 ст. 111 УК РФ), то причиной производного последствия является не само действие, а именно наступление от него последствия. В рассматриваемом преступлении причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, причиной смерти потерпевшего является тяжкий вред здоровью. Если эти последствия не укладываются в единую линию развития причинной связи, необходимо квалифицировать содеянное по совокупности статей, а не по ч.4 ст. 111 УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью может рассматриваться в качестве оконченного преступления (при наличии признаков, описанных в частях 1-3 ст. 111 УК РФ) при причинении реальных вредных последствий. Но в ряде случаев развитие причинной связи в этих преступлениях не ограничивается наступлением тяжкого вреда здоровью и тогда наступает производное последствие – смерть потерпевшего, не входящая в содержательную сферу умысла виновного. Здесь первое последствие и причинная связь между ними и противоправным деянием субъекта находятся в рамках основного умышленного преступления, а дополнительные последствия и причинная связь его с основным преступлением – за пределами умысла, а следовательно, и за пределами основного преступления: они охватываются неосторожной формой вины. Эта характерная особенность сложного составного преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, отличает его от идеальной совокупности преступлений.
?
2.3. Субъект состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Субъектом преступления согласно российскому уголовному законодательству является лицо, совершившее преступление, обязанное и способное нести уголовную ответственность.
Субъектом основного состава ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации может быть, согласно положениям (ст. 19, 20, 21), только физически вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста 14 лет. Установление более низкого возраста уголовной ответственности за убийство, тяжкий вред здоровью по сравнению с ответственностью за большинство других преступлений (16 лет) обусловлено особой общественной опасностью этих преступлений, посягающих на самое ценные человеческие блага, охраняемые государством – жизнь и здоровье. При этом учитывается способность несовершеннолетнего, достигшего определенного возраста, осознавать общественную опасность своих действий. Необходимо помнить о положении части 3 ст. 20 УК РФ, согласно которому лицо, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности, не может быть признано субъектом преступления, если из-за отставания в психическом развитии, не связанной с психическим расстройством, во время совершения преступления оно не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность совершенного деяния или же руководить ими.
Учитывая, что совершение преступления имеет временные рамки, следует установить, что субъект должен достигнуть возраста уголовной ответственности за убийство (14 лет) к моменту совершения деяния, повлекшего последствия, предусмотренные ч. 4 ст. 111 УК РФ. Однако временем совершения преступления в соответствии со ст. 9 УК РФ считается момент совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. При установлении возраста необходимо учитывать разъяснение Пленума Верховного суда СССР, в соответствии с которым моментом достижения определенного возраста считается окончание суток, в которые обвиняемый достиг определенного возраста.
Лицу, совершившему преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111, в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 97 – 104 Уголовного кодекса.
Однако возраст и вменяемость не относятся к числу признаков состава преступления, а лишь являются условиями наступления уголовной ответственности. Это связано с тем, что любое деяние, в том числе и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, совершенное малолетним или невменяемым лицом, нельзя признать не представляющим общественную опасность, т.к. оно только устраняет применение санкций в отношении данных лиц. При отсутствии субъекта не может быть и преступления.
Таким образом, из всего вышеупомянутого следует, что любые действия, в том числе и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, совершенные малолетними или невменяемыми, а также лицами, которые в силу отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, не могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), не подлежат привлечению к уголовной ответственности. Однако использование других лиц, в том числе малолетних и невменяемых, в качестве орудия, не освобождает лицо при наличии других обязательных признаков субъекта от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 33 УК РФ, исполнителем является лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или иных обстоятельств, предусмотренных Настоящим кодексом.