1. Становление и развитие ОРД в России
Необходимо познание предмета любой области юридических знаний, и тем более такой сложной и во многом закрытой, как ОРД. Это предполагает его исследование на различных исторических этапах для выявления закономерности становления данного социального феномена, тенденции движения, извлечения исторических уроков и определения перспектив развития.
Поэтому изучение правовых явлений и процессов не может ограничиваться рассмотрением их статуса в момент «настоящего» существования, поскольку при этом причинно-следственные связи в историческом развитии права будут утрачены.
Исходя из принципа детерминизма, целесообразно рассматривать эту правовую деятельность в социально-исторической среде, в которой происходило развитие российского общества, с учетом существующих объективных законов и причин развития социальных отношений. И это в основном совпадает с этапами становления российского государства и внутригосударственного права.
С учетом этого можно установить несколько периодов становления и развития в России ОРД:
– сыск – IX–XVII вв.;
– становление сыскного дела при Петре I – XVII– XVIII вв.;
– развитие розыскной деятельности – в эпоху реформ XIX–XX вв.;
– революционный и советский период – 1917–1991 гг.;
– современный период.
На начальном этапе становления российской государственности установление преступника и выявление похищенного имущества было поручено самим жертвам. Древнерусское законодательство основывалось на частном характере судебного разрешения конфликтов с бременем нахождения правонарушителя на жертве и доказывания его вины. Можно только догадываться о методах его личного сыска и возможных информаторах.
Вместе с тем уже в Русской Правде упоминались некие "вирники" – представители княжеской администрации, которые, по некоторым данным, занимались сыском преступников, судили и исполняли приговоры, налагая штрафы.
По мере формирования централизованного Российского государства приобретает соответствующий характер и розыскной процесс. Сначала он использовался для судебного преследования государственных преступников за серьезные преступления, а затем распространялся на другие деяния.
В Псковской Судной грамоте 1467 г. уже очевидно, что сыскная деятельность заявлена в качестве официальной в розыске и расследовании дел. Определенная ясность розыскного процесса последовательно развивается в Судебнике 1497 г. с последующим уточнением в Судебнике 1550 г. и закреплением сыска в Соборном Уложении 1649 г.
Небезынтересно отметить, что в Соборном Уложении 1649 г. встречаются нормы, где указываются должностные лица сыска – "сыщики". Они являлись представителями судебно-сыскной власти и могли участвовать в суде над чиновниками местного управления.
Любопытно отметить, что современные исследователи по-разному определяют юридический статус указанных положений о сыске. Одни отмечают это в качестве форм и методов развивающегося сыска, другие, как правило, процессуалисты, говорят о зарождающихся процессуальных формах расследования и даже о начале состязательного процесса. Думаю, что и те, и другие правы. Главное, что это был единый процесс, и еще очевидно это было уголовное преследование, начинаемое с первоначального сыска по обнаружению преступников. Мы еще не раз будем вернемся к идее о том, что уголовное преследование – это не только процессуальная деятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ), оно возникает с момента обнаружения признаков преступления и лиц, к ним причастных, именно в ходе сыскной деятельности (ОРД).
Важной вехой в развитии отечественного сыска становится создание приказа Тайных дел (1655 г.). Это рождение тайной полиции России. Одной из основных его функций являлся контроль за деятельностью политических приказов, в частности, за работой царских послов. Рассматривались жалобы и доносы, поданные лично царю, и другие политические вопросы, в том числе и касающиеся жизни царя и его приближенных.
В 1802 году в результате еще одной реформы государственного управления были также созданы министерства, в их числе Министерство внутренних дел, в результате чего был создан единый орган как система управления, объединяющая полицию и сыскную работу в общегосударственном масштабе.
В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства участие полиции в работе по преступлениям заключалось в расследовании, осуществлявшемся посредством розыска, негласного наблюдения, опроса, применения мер "негласного полицейского изыскания" для приведения в известность всех обстоятельств, необходимых для решения вопроса: имело ли место происшествие, заключающее в себе преступление или проступок; розыска лица подозреваемого, собирании доказательств, которые бы указывали на это лицо, а в исключительных случаях – проведение следственных действий до прибытия на место происшествия судебного следователя, когда были опасения, что следы могли быть стерты, либо когда полиция застигла совершающееся или только что совершившееся преступление. Конкретизируя деятельность сыскной полиции, законодатель наделяет ее правами "негласного полицейского разведывания", производимого сыщика, негласным наблюдением и словесными расспросами, не производя обыска в домах.
В свою очередь, полицейские нормативные акты, уточняющие обязанности, направляли сыскную деятельность на оказание помощи и содействие следователю. Так, в Инструкции полицейским урядникам указывалось, что с "возникновением производства предварительного следствия у судебного следователя, а также с прибытием последнего на место преступления, розыскная деятельность урядников отнюдь не должна прекращаться, и продолжается под руководством прокуроров и их товарищей или следователя до тех пор, пока виновные в совершении преступления или похищенное имущество не будут разысканы или пока урядник не получит уведомления, что дальнейший розыск признается не нужным".
Впервые был принят закон "Об организации сыскной части" (от 6 июля 1908 г.). В соответствии с ним по стране были образованы сыскные отделения.
В этот период разрабатываются различные инструкции по сыску, например, "Инструкция по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения", "Инструкция по организации наружного (филерного) наблюдения" и др.
В них акцентировалось внимание на то, что на приобретение и сохранение агентуры – "единственного, вполне надежного средства, обеспечивающего осведомленность", - должны быть направлены все усилия лица, ведающего розыском. Наружное наблюдение является лишь вспомогательным и притом весьма дорогим средством.
Примечательно, что эти и другие полицейские нормативные акты предостерегали сотрудников от возможных правонарушений: "В деле розыска нельзя пренебрегать никакими сведениями, но нужно научиться давать им надлежащую оценку и не считать их без проверки (дающего сведения лица и самих сведений) достоверными".
В связи с передачей производства предварительного расследования в НКВД в августе 1920 г. был принят нормативный акт, вошедший в историю под названием "Положение о следственно-розыскной милиции". Им определялась структура, задачи и компетенция следственно-розыскной милиции, объединяющая в себе оперативно-розыскную и процессуальную деятельность при отсутствии прокурорского надзора.
Значительную роль в развитии сыскной работы в среде общеуголовного элемента сыграло Положение об организации Уголовного розыска (1918 г.). Позже в ведомственных нормативных актах предпринимались попытки определить организационные и тактические основы оперативной работы, и прежде всего секретных разведчиков (должностных лиц). Создаются специальные оперативно-розыскные подотделы по борьбе с хищениями, взяточничеством, фальшивомонетничеством. В составе розыска создается научно-технический отдел, который наряду с криминалистическими вопросами пытается решить научные и практические проблемы оперативной работы.
Надо иметь в виду, что одним из главных методов работы уголовного розыска признавался метод "негласного расследования" (оперативно-сыскной работы).
Сложившаяся в стране сложнейшая оперативная обстановка с экономическими преступлениями, имевшими устойчивые признаки организованности и коррумпированности, вынудила в 1937 г. организовать специальную оперативную службу по борьбе с хищениями социалистической собственности, фальшивомонетничеством, спекуляцией и взяточничеством – отдел борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС).
Впервые законодатель предпринял попытку правового регулирования ОРД, посвятив ей в Основах уголовного судопроизводства специальную норму – ст. 29 (1990 г.) После внесения некоторых изменений Основы возложили на органы розыска принятие необходимых оперативно-розыскных мер, в том числе и с использованием кино-, фотосъемки и видео-, звукозаписи в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Это был прогрессивный, смелый правовой шаг в регулировании специфических отношений, схожий по смыслу с законодательством западных демократических государств.
Справедливости ради надо сказать, что положения, содержащиеся в ст. 29 Основ, нашли отражение в новой редакции Закона РФ от 13.03.1992 № 2487-1 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", где в ст. 10 было указано, что "результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения ОРМ по предупреждению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством".