Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

cool_lady 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Цель курсовой работы – изучить коррупцию как угрозу финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. Достижению цели исследования способствует решение ряда задач: 1) рассмотреть теоретические основы коррупции и финансовой безопасности; 2) изучить коррупцию как угрозу финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия; 3) проанализировать практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк». Объект исследования: коррупция в хозяйствующих субъектах. Предмет исследования: коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. Методы исследования. В процессе подготовки курсовой работы применялись следующие методы: анализ нормативно-правовой базы федерального уровня, а также внутренних документов хозяйствующих субъектов, изучение научной литературы (монографий и публикаций в научных периодических изданиях), синтез информации при формулировании выводов. Новизна исследования заключает в том, что в работе проводится подробная систематизация изученной информации и приводится положительный опыт ПАО «Сбербанк». В банке выстроена эффективная комплексная система противодействия коррупции, которая может быть примером для многих других компаний. Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения вопросов коррупции как угрозы финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и разработки мер противодействия коррупции. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические аспекты и рассмотренный положительный опыт ПАО «Сбербанк» могут применяться при разработке политики противодействия коррупции в других хозяйствующих субъектах в России. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы коррупции и финансовой безопасности: понятие и сущность коррупции и финансовой безопасности. Во второй главе рассматривается коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия: влияние коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов; меры противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах. В третьей главе изучаются практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк»: приведена общая характеристика компании; рассмотрены основные меры по противодействию коррупции; рассмотрены основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции.
Введение

Коррупция является одной из сложно решаемых и острых проблем человечества. Проблема коррупция в том или ином масштабе присутствует в большинстве стран мира, в том числе в России. В целях противодействия коррупции в нашей стране действует Федеральный закон «О противодействии коррупции», проводится комплекс мероприятий на всех уровнях. Коррупция является негативным фактором как для развития экономики в целом, так и для финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. В связи с этим можно утверждать, что тема курсовой работы «Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов» является актуальной и требует своего изучения. В научной литературе присутствует множество определений коррупции, проводится ее классификация, рассматриваются меры противодействия. Следует отметить, что тема коррупции подробно рассматривается в научной литературе, так как является актуальной.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Понятие коррупции и финансовой безопасности…………………………….5 1.1 Понятие и сущность коррупции………………………………………...5 1.2 Виды и формы проявления коррупции ………………………………...9 1.3 Мировой опыт борьбы с коррупцией…………………………………13 2 Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия…………………………………………………...16 2.1 Влияние коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов……………………………………………………………………16 2.2 Меры противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах…..19 3 Практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк»……………………………...25 3.1 Общая характеристика хозяйствующего субъекта…………………..25 3.2 Основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции как угрозы финансовой безопасности…..28 3.3 Основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности………………………………………………………………..33 Заключение………………………………………………………………………38 Список использованных источников…………………………………………..40
Список литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. – 2006. – №10. – С.7-54. 2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №52 (ч.1). – Ст.6228. 3. Указ Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №16. – Ст.1875. 4. Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы научно-практической конференции (Казань, 9 ноября 2016). – Казань, 2016. – 280 с. 5. Атабиева З.А. Коррупция как социальное явление в современном обществе // Система ценностей современного общества. – 2013. – №28. – С.63-67. 6. Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. – 2008. – №5. – C.36-47. 7. Бизнес против коррупции. Основа для действия // Программа развития ООН [Электронный ресурс]: http://www.undp.ru/publications/business_against_corruption_rus.pdf 8. Володина И.Г. Пути обеспечения финансовой безопасности предприятия // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С.156-160. 9. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2017 год // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/ 10. Голубовский Ю.В., Синюкова Т.Н. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Политическая лингвистика. – 2015. – №2. – С.240-246. 11. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 239 с. 12. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: учебное пособие. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. – 80 с. 13. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность организации (предприятия). – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с. 14. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под. ред. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015. – 361 с. 15. Материалы: Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru 16. Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. – Владимир, 2007. – 140 с. 17. Пименов Н.А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности. – М.: Юрайт, 2016. – 416 с. 18. Политика ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.ru/csr/anticorruption 19. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. – М.: АИПНБ. 2012. – 150 с. 20. Рубцов В. Вадим Рубцов о коррупции в коммерческих организациях и методах борьбы с ней // Национальные интересы (информационное агентство). – 2017. – 18 января [Электронный ресурс]: http://www.niros.ru/ 21. Сбербанк талантов [Электронный ресурс]: https://sberbank-talents.ru/Info/ 22. Смыслов П.А. Борьба с коррупцией в российских компаниях // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2016. – №9. – С.30-38. 23. Токарев Б.Б. Социально-философское осмысление феномена коррупции. – М.: Наука, 2011. – 203 с. 24. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с. 25. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Под ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
Отрывок из работы

1 ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1 Понятие и сущность коррупции Коррупция представляет собой сложный социальный феномен. Множественность проявлений коррупции значительно осложняет анализ сущности и причин возникновения этого явления. Коррупция не ограничивается только получением взятки. Коррупционное поведение включает в себя весь комплекс злоупотреблений. Организация Объединенных наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны». При этом отмечается, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» . В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Действия осуществляются в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами от имени или в интересах юридического лица . В российском обществе проблемы коррупционного взаимодействия приобрели уровень глобального явления, когда коррупция в стране образует определенную систему социальных отношений, тесно переплетенных с другими социальными отношениями. Коррупция рассматривается исследователями как феномен, воспроизводство которого обусловлено несколькими группами факторов. В правовую группу факторов включают: слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов. Организационно-экономическую группу факторов составляют слабость системы контроля над распределением ресурсов, относительно низкая оплата труда, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм. Группа социальных факторов включает клановые структуры, эксплуатацию «дружеских связей», традицию «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования . Кроме того, коррупция неотделима от социальных практик, сводящихся к императивам: торговаться, одаривать, помогать. Именно им коррупция обязана культурной оправданностью. Торг ведется не только по поводу цены, но и по поводу правил ее установления. В объект торга превращаются правила, их применимость и способ интерпретации. Подарки в России, как и во многих других странах, предписаны в таком количестве ситуаций, что подарок становится элементом целого спектра взаимодействий. В странах, где дары обслуживают широкие смысловые диапазоны отношений, отделить взятку от культурной традиции вряд ли получится. Граница между коррупцией и каждодневными практиками дарения делается условной. Высокий уровень коррупции в обществе имеет отрицательные социально-культурные последствия. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан . Вопреки распространенному мнению коррупция встречается не только в государственных учреждениях и службах, но и в коммерческих организациях. В российском законодательстве под коррупцией в коммерческих организациях понимают незаконное использование лицом своего должностного положения вразрез с законными интересами организации в целях получения каких-либо благ для себя или для третьих лиц. То есть, использование должностным лицом своих полномочий в целях извлечения личной выгоды, несмотря на интересы той структуры, в которой он занимает руководящую должность. Коррупция в коммерческих организациях проявляется в различных формах. Во-первых, это подкуп руководителями и собственниками хозяйствующих субъектов чиновников различных уровней в целях получения подряда на государственные контракты, получение различных разрешений, лицензий и так далее. Во-вторых, это коммерческий подкуп в целях получения одной коммерческой организацией ценных сведений о другой коммерческой организации, которые могут предоставить существенные конкурентные преимущества. В-третьих, это получение взятки сотрудниками хозяйствующих субъектов за какие-либо услуги. Приведем основные формы коррупции в хозяйствующих субъектах на рисунке 1. Рисунок 1 – Основные формы коррупции в хозяйствующих субъектах Безусловно, самым распространенным видом коррупции в хозяйствующих субъектах являются так называемые «откатные» схемы. В зависимости от специфики деятельности фирмы и занимаемой должности, это может быть завышение или занижение стоимости цен на товары, работы или услуги, которые приобретает или отпускает организация. При этом сотрудник может получать вознаграждение от третьих лиц как за установление интересующей их цены, так и за сам факт заключения договора. Например, очень распространена практика получения вознаграждения менеджерами ритейлеров за возможность продавать товары через сетевые магазины. Естественно, в «откатных» схемах сотрудники фирмы действуют в сговоре с представителями компаний, контрагентов . В коммерческих организациях встречаются и такие проявления коррупции как лоббирование интересов конкретных сотрудников при назначении на должности. Особенно это относится к крупным компаниям, в которых руководителям сложно отследить специфику назначения на значимые и престижные должности и, тем более, порядок приема на работу новых сотрудников. Существуют и другие виды коррупции в коммерческих организациях, при этом все они наносят ущерб финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. 1.2 Виды и формы проявления коррупции В одном из международных документов, направленных на борьбу с коррупцией, а именно в Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами-участниками Организации американских государств 29 марта 1996 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, названы следующие "случаи коррупции": - вымогательство или получение прямо или косвенно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или бездействие при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам; - любое действие или бездействие при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица; - мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения указанных действий; - ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей; - ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого рода секретной или конфиденциальной информации, которую этот чиновник или лицо, выполняющее государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей; - переадресование правительственным чиновником независимому учреждению или частному лицу в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения в целях распоряжения, хранения или по другой причине». Достаточно распространенной формой коррупции в США является «кикбэкинг». Его схема проста: участники сговора устно договариваются заключить сделку по одним ценам, а официальное соглашение подписывают по более высоким. Часть разницы передается должностным лицам, которые разрешили сделку, то есть дается скрытая взятка. Помимо таких традиционных форм коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие виды проявления коррупции: • непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли; • использование служебного положения для "перекачки" государственных денежных средств в целях их "обналичивания" и похищения в коммерческие структуры; • предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов; • использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды; • использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения; • использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды; • лоббирование решений о принятии нормативных актов в узкогрупповых интересах; • предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов. Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции (индикаторов). Невозможно предложить исчерпывающий перечень таких внешних признаков, однако целесообразно выделять как минимум две их группы: социально нейтральные индикаторы и необходимо присущие (или сигнальные). Социально нейтральные индикаторы относительно поведения и деятельности должностного лица: • приватные длительные переговоры с предпринимателями-"просителями"; • необоснованное резкое изменение материального благосостояния; • отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях; • "подбрасывание" после работы домой транспортом сторонних лиц; • неожиданный интерес к работе других служб и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешательство в работу других служащих); • открытая передача дорогостоящих подарков; • неожиданная смена точки зрения на рассматриваемый вопрос; • ведение так называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы – постоянный клиент дорогих ресторанов, увеселительных заведений и т.д.); • побочная деятельность в определенной области (например, "консультирование" фирмы-просителя). Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев факты подкупа не влекут за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И этому есть достаточно объективных и субъективных оснований. Коррупционные действия обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться достаточно трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, а основная ее особенность - латентность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание. 1.3 Мировой опыт борьбы с коррупцией На тему борьбы с коррупцией написано такое великое количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты» против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит, прежде всего, от специфики страны, ее уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Действия на основе закона - и по смыслу и по форме - должны ограничить это зло. В Российской Федерации постепенно формируется антикоррупционное правовое обеспечение управленческой, экономической и социальной деятельности. Отрадно, что в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» есть ряд норм, применение которых позволяет предотвращать и преодолевать коррупционные проявления. Среди обязанностей государственного служащего выделим соблюдение Конституции РФ и законодательства, исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, неразглашение сведений, охраняемых федеральным законом, представление сведений о доходах и имуществе. Ограничения и запреты, связанные с госслужбой, являются непосредственно антикоррупционными нормами. Имеются в виду такие «грехи» чиновников, как полученные вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц, работа на платной основе в коммерческой организации, использование не по назначению государственных средств и имущества. Новизной отличается порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе, когда личная заинтересованность служащего может повлечь необъективное исполнение им должностных обязанностей. Одним из важных способов недопущения и устранения такой ситуации служат комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 утверждено Положение об этих комиссиях. Все большее влияние на преодоление коррупции в целом ряде государств оказывают международно-правовые акты. Так, в «Международном кодексе поведения государственных служащих», утвержденном резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г., установлено, что государственная служба должна быть основана на доверии и подразумевает обязанность действовать в публичных интересах. Государственные служащие должны стремиться к тому, чтобы исполнять свои обязанности эффективно, действенно, честно и в соответствии с законами или административными актами. Они должны всегда обеспечивать эффективное и действенное использование тех публичных средств, которые находятся под их контролем. Госслужащие должны быть внимательными и честными при исполнении своих функций и, прежде всего, в отношениях с общественностью. Особо выделены конфликт интересов и дисквалификация, раскрытие активов, недопустимость принятия подарков и других ценностей, сохранение конфиденциальной информации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 18 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 31 страница
600 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 33 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 40 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 17 страниц
100 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 45 страниц
2990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg