Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Возможность использования игр в обучении

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Проблема: Влияют ли игры на качество образования, на развитие и формирование личности ребенка? Актуальность исследования связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на формирование личности ребенка с целью развивать в нем интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности. Цель исследования: ознакомиться с понятием игры, доказать, что игра благоприятно влияет на процесс обучения, помогая изучать и перерабатывать новую информацию. Объект исследования: игра в процессе обучения. Предмет исследования: влияние игры на процесс обучения, на процесс формирование знаний, умений и навыков и на развитие личности ребенка. Гипотеза исследования заключается в предположении, что образовательный процесс будет более эффективен, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс. Задачи исследования: • Изучить и раскрыть понятие игры в целом; • Доказать, что игры благоприятно влияют на образовательный процесс, делая его более эффективным и интересным; • Выявить и определить современные требования к игре; • Показать необходимость и важность игры; Методы исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской и методической литературы, просмотр и анализ учебных программ, учебников и учебно-методических пособий. Теоретический значимость: игра является не только средством оптимизации и стимуляции процесса обучения. Она есть важный аспект психологического комфорта учащихся. Практическая значимость: развивать коммуникативную деятельность школьников. Курсовая работа объемом 35 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В процессе игры ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка активность, развивающаяся потребность в общении и эмоциональность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения 1.1 Понятие игры в психологии…………………………………..……………..6 1.2 Психологические основы игры………………………………….…………..9 1.3 Возможности игры, как метода обучения…………………………………16 Глава 2. Игры в обучении младших школьников. Современные требования к игре 2.1 Развивающие игры в процессе обучения младших школьников…………………………….…………………………………………..24 2.2 Роль игры в развитии личности младшего школьника………………………….………………………………………………27 2.3 Современные требования к игре……………………………………….31 Заключение…………………………………………………………………….…..33 Список литературы………………………………………………...………………35
Список литературы

1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г. 2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966 3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940 4. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г. 5. Сухомлинский В. А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989 6. Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. - М. -Л., 1948-1952, т. 5 Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978 7.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. 8.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974 9. https://studbooks.net/1624481/psihologiya/igra_sredstvo_diagnostiki 10.https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/igra_v_psihologii/ 11.https://studbooks.net/1866622/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_igry 12.Беззубенко И.А., Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=584549# 13.Библиотека лекционного материала. Лекциопедия. http://lektsiopedia.org/lek-15418.html 14.Васильева С.В., Голованая О.В., Ермолаева М.Г., Ткаченко М.В Игротека. http://igra.effective-it.ru 15.Осыка Н. Л., Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка http://osyka.ru/igrovaya
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения 1.1 Понятие игры в психологии Игра представляет собой один из видов активности человека и животных. Детская игра возникла исторически как вид деятельности, который заключается в воспроизведении ребенком действий и отношений между взрослыми в особой условной форме. На сегодняшний день разработано множество классификаций игр. Базовая классификация подразумевает выделение 4 видов: -азартные; -дидактические; -информационные; -комбинаторные. В психологии выделяют две большие группы игр. 1.К первой группе относятся те, в которых взрослый человек принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Роль детей в игре при этом носит творческий характер. К данной группе относятся сюжетные и познавательные игры. В них создаются некоторые условия для проявления детьми собственной инициативы. 2.Вторая группа включает в себя обучающие игры, в которых взрослый предоставляет ребенку определенную программу действий для достижения некоторого результата. К данной группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения. Они направлены на решение конкретных задач воспитания и обучения, усвоение определенного материала. В данном случае роль детей носит репродуктивный характер, когда решение поставленных задач осуществляется при воспроизведении некоторой программы действий. Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой. К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п. П.П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии. Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра. Исследования показали, что создания мнимой ситуации в собственном смысле слова в раннем детстве еще нет. Можно пояснить это на простом примере. Ребенок в 2 года совершенно свободно нянчит куклу и проделывает с ней приблизительно т?о же, что с ни?м проделывают мать или няня: укладывает куклу, кормит ее, даже сажает на горшок. Но интересно: у ребенка нет представления о том, что эта кукла его дочка, что он ее няня или мама. Он нянчит мишку, если это медведь, куклу, если это кукла, т.е. это игра с точки зрения взрослого, но она резко отличается от игры ребенка более позднего возраста, когда ребенок сам играет роль, и вещи играют роль. В ней кукла - это действительно маленькая девочка, а ребенок - один из родителей, хотя кукла все еще так ж?е аффективно тянет на то, чтобы ее посадить на горшок, накормить, как, скажем, круглый шарик тянет на то, чтобы его пока?тать. Здесь нет развернутой мнимой ситуации, когда ребенок, сам отчетливо играя какую-то роль, отчетливо изменял бы свойство вещи. Например, эксперимент показал, что для ребенка раннего возраста вовсе н?е все может быть куклой. Ребенок в 2 года, который свободно нянчит куклу или медведя, с трудом и совершенно иначе делает это с бутылочкой. Поэтому если, как говорят, для игры характерно, что все может быть всем, то это не характерно для игры ребенка раннего возраста. Так?им образом, мы имеем здесь как бы игру, но она для самого ребенка еще не осознана. В. Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности. Понятие серьезная игра гораздо ближе подходит к тому, что наблюдается в раннем детстве: мы имеем там дело с игрой, в которой еще не дифференцируется игровая ситуация в сознании ребенка от ситуации реальной. Когда дошкольники играют в отца и мать, в поезд, то они отчетливо умеют себя вести в плане игровой ситуации, т.е. все время ведут себя сообразно с логикой той ситуации, которая развертывается. По аналогии с выражением Левина, для дошкольника возникает известное замкнутое поле, в котором он движется, но одновременно он не утрачивает представления о реальном значении вещей. Если стул п?о игре - лошади требуется перенести стул в другое место, это не мешает ребенку перенести стул, хотя лошадь не носят на руках. Для игры ребенка более позднего возраста характерно наличие смыслового и видимого поля. Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень - это змея, а чайник - это паровоз. На лицо расхождение мнимого и реального: ремень - это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры - это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать. Таким образом, каждый автор применял разные подходы к определению игры и ставил на первое место различные психофизиологические основы психики ребенка. 1.2 Психологические основы игры Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей. Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина , проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план. В основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача, и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития, саморасширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально- действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности. Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия: · этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заменителях; · этап формирования того же действия в плане громкой речи; · этап формирования собственно умственного действия. Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы - заместители и действия с ними все больше сокращаются. Если на начальных этапах развития требуется предмет - заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова - название уже как знак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия. Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий. В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом. А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения. Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок. Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение. Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, ?но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Опираясь на работу П. И. Пидкасистого, мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том ,что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях . Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры. · К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками. · Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной им?и искомой целью. · Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества. · Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель. · Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. · Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
320 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg