Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Самиздат как альтернативный журналистский процесс

cool_lady 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Цель работы – исследовать самиздат как альтернативный журналистский процесс. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: ­ изучить теоретические основы понятия «самиздат»; ­ рассмотреть технологии и распространение самиздата; ­ проанализировать исторические особенности самиздата в России; ­ исследовать особенности современного самиздата. Объект исследования: самиздат. Предмет исследования: самиздат как альтернативный журналистский процесс. В работе использовались следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, системный и структурный подход. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы курсовой работы представлен тем, что самиздат – своеобразная советская практика неподконтрольного распространения кустарно выпускаемых литературных, публицистических, философских и др., каких угодно по жанру, но недоступных или мало доступных легально текстов. Отметим, что термин введен в обращение поэтом Николаем Глазковым, надписывавшим свои рукописные сборники: Сам себя издат (ср. Политиздат и т.п.) – формула, сократившаяся до Самиздат: «сам сочиняю, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это». Людмила Алексеева пишет: «В России почти всегда существовала более или менее жесткая цензура, и поэтому со времен Радищева запрещенные к публикации произведения ходили по рукам в списках. Но они лишь дополняли литературу и публицистику. Как массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества самиздат – явление уникально. Литература самиздата чрезвычайно разнообразна. И в жанровом отношении - здесь есть все: романы, новеллы, пьесы, афоризмы, произведения, чей жанр трудно определить, есть научные исследования и публицистика, мемуары и частная переписка, декларации и манифесты, жалобы в прокуратуру и открытые письма протеста. Невероятно и разнообразие идеологическое. В самиздате легко найти произведения ортодоксально большевистские и с той же легкостью можно найти произведения троцкистские и неомарксистские или вовсе посвященные критике марксизма. Таким образом, самиздат - специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их рапространения в читательской среде Степень разработанности проблемы: Важную роль для истории литературы сыграло и литературоведение «от самиздата»: хотя зачастую изучением творчества классиков начала ХХ в. занимались люди, не имевшие филологического образования, – химики, медики, – именно благодаря им были составлены первые библиографии и биографии опальных и полуопальных поэтов («Ахматовская антология» С. Дедюлина; статьи А. Меца о Мандельштаме; работа В. Петрановского по сбору материалов о Гумилеве и др.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия «самиздат» 5 1.1. Определение понятия «самиздат» 5 1.2. Технологии самиздата 9 1.3. Распространение самиздата 11 ГЛАВА 2. Исторические особенности самиздата в России 16 2.1. История и предыстория самиздата 16 2.2. Самиздат 1960-х-1970-х. Первые периодические издания 20 2.3. Современный самиздат как новая журналистика 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Список литературы

1. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-1980-е / Под ред. В.В. Игрунова: В 3 т. М.: МИГПИ, 2005.с. 7-45 2. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2004. - С. 1142. 3. Веселова H.A. Роль рамочных компонентов в поэзии самиздата // Потаенная литература: Исследования и материалы. Вып. 3. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002.с.98-111 4. Ворошилов, В. В. История журналистики России: конспект лекций / В.В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2014. С. 12-15 5. Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата // Неподцензурная литература в СССР. 1950-е 1980-е. / Под ред. В.В. Игрунова. Сост. М.Барбакадзе: В 3 т. Т.1. Кн.1. М.: МИГПИ, 2005.С.17-29, 58-69. 6. Есин, Б.И. История русской журналистики: Учебно-методический комплект / Б.И. Есин. - М.: Флинта, 2015. - 464 c. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики: 1917-2000: Учебн. комплект / И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2013. - 640 c. 7. История журналистики XVIII - XIX веков: учебник для ВУЗов СССР / под ред. А. В. Западова. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1963. С.9-18. 8. История печати: антология. Т.III / сост., предисл. и коммент Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина. - М. : Аспект Пресс, 2013. С. 48-65 9. Махонина, С.Я. История русской журналистики начала ХХ века: Учебно-методический комплект (Учебное пособие, Хрестоматия) / С.Я. Махонина. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 368 c. 10. Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный читатель // Отечественные записки.2003.№4 (13). – URL: http://www.strana-oz.ru/2003/4/samizdat-internet-i-professionalnyy-chitatel 11. Овсепян, Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX / Р.П. Овсепян. - М. : Изд-во "РИП-холдинг", 2014.с. 89-94 12. По страницам самиздата: Сборник / Сост. Мяло К. Г.- М. : Мол.гвардия, 1990. - 300 с. 13. Русская литература XX века. Дореволюционный период. Хрестоматия / Сост. H.A. Трифонов. М.: Учпедгиз, 2000.с. 456-458 14. Савенко Е.Н. Современный «Самиздат»: определение понятия // Библиосфера. 2015. №5. С.98-100 15. Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. Минск; М.: Полифакт, 1997.с. 45-49 16. Самиздат и новая политическая пресса (по материалам коллекций Москвы и Санкт-Петербурга) / Сост. М. Паскалова, С. Соловьева, Е. Струкова. М.: б. и., 1993.С.137-145.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «САМИЗДАТ» 1.1. Определение понятия «самиздат» Такое культурное явление как самиздат не имеет конкретного определения или конкретной даты рождения. Считается, что слово «самиздат» подарил родному наречию поэт Николай Глазков в конце 1940-х гг. Постоянно сталкиваясь с нежеланием редакций печатать его произведения, Глазков составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле, на месте предполагаемого названия издательства, ставил им самим придуманное слово «Самсебяиздат». Сама форма этого слова издевательски указывает на издательства сталинского времени, каждый из которых для простоты бюрократического восприятия был снабжен унифицированным словесным хвостом — «издат» (Гослитиздат, Политиздат, Воениздат, Детиздат, Метеоиздат, Стройиздат и т.п.) [6, 610]. На рубеже 1960-х или несколькими годами ранее термин был подхвачен литературной молодежью, которая усилила его «игровое» звучание, редуцировав его до «самиздат» — уже прямое передразнивание «государственного» наименования — Госиздат. Потеряв ироническую окраску, он стал полноправной лексемой, обозначающей целую систему подпольных или кустарных изданий и публикаций. Это одно из слов, вошедших транскрипцией в международный словарь: с русского оно не переводится. Таким образом, ХХ век обогатил английские, французские, немецкие и японские словари «спутником», «большевиком», «колхозом», «гулагом» и, наконец, «самиздатом» [15, 45]. Так же "Самиздатом" в 70-ые, начале 80-х XX века назывались книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы (из-за малых тиражей, не попадавших на прилавок). Например - "В августе 44-го" Владимира Богомолова, "Царь-рыба" В. П. Астафьева, "Белая Гвардия" М.Булгакова и т.д. Данный "Самиздат" мог преследоваться не за содержание, а за "расхищение социалистической собственности", т.е. бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствие в свободной продаже). Согласно Александру Даниэлю, сыну известного советского поэта и переводчика Ю.Даниэля, «самиздат — это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде. Автор может лишь «запустить текст в самиздат, дальнейшее не в его власти».» А. Даниэль выделяет несколько этапов развития феномена самиздата[5, 17-29]: 1) Рукописная литература 1940-1950-х гг. предшествовала самиздату. По мемуаристике известно, что в списках тогда ходило множество стихов. Тексты, как правило, не выходили за пределы кружков, поэтому Даниэль предлагает отнести такой способ бытования текстов к «кружковой» или «студийной» литературе. 2) В 1950-е гг. «планка была взята»: неопубликованные стихи самых разных авторов - как современных, так и классиков начала века 3) К концу 1950-х гг. самиздат осваивает прозу. По словам Даниэля, в первую очередь это были переводные тексты (Оруэлл, Кафка, Кестлер и др.): «В сущности, именно они, переводчики, были первыми литераторами, осознанно использовавшими механизм самиздата». А. Даниэль предлагает также различать собственно самиздатские тексты и «документы диссидентского движения» - как правило, правозащитные тексты, не получившие широкого распространения в самиздате (а многие «письма протеста» остались «однодневками»), но представляющие немалую ценность для историка диссидентского движения в СССР. 4) В начале 1960-х гг. в самиздате начинает распространяться лагерная литература: мемуары Евгении Гинзбург, рассказы В. Шаламова, а также актуальная отечественная публицистика, например, работа Роя Медведева о сталинизме «К суду истории». Примерно тогда же в самиздате начинают циркулировать работы религиозных философов начала XX в. -тексты Бердяева, сборники статей русских философов об интеллигенции и революции - «Вехи» и «Из глубины». 5) В 1960-е гг. самиздат подхватывает политическую литературу, поступавшую с Запада, - политический памфлет «Разговоры со Сталиным» М. Джиласа, «Технологию власти» А. Авторханова и др. 6) На рубеже 1960-Х-1970-х гг. в самиздате широко ходили исторические документы, например, секретная инструкция ВЧК 1918 г. 7) В середине 1960-х гг. начинается период журналистики. Появляются философско-религиозные и общественно-политические сборники («Политический дневник» Р.Медведева (1964-1970), «Феникс» (1966), «Из-под глыб» (1974)). 8) В середине 1970-х гг. «тамиздат» - тексты, опубликованные на Западе и нелегально ввезенные в СССР, - становится массовым явлением, что приводит к упадку самиздатской деятельности, закату самиздата. 9) В 1980-е гг. самиздат постепенно угасает. В эпоху перестройки появляются новые неподцензурные издания, к распространению которых читатель уже не имеет отношения: у сборников есть издатели, общие тиражи. Владимир Буковский дал своё собственное определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него» в автобиографическом романе «И возвращается ветер…». В виде самиздатовских копий впервые получили хождение[19]: • многие выдающиеся произведения литературы, в частности «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» А. Солженицына, «Зияющие высоты», «Светлое будущее» и «Желтый дом» А. Зиновьева, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича и «Опустелый дом» Л. Чуковской. • стихи Иосифа Бродского, О. Мандельштама, А. Галича, • книги авторов, которые формально не были запрещены (или запрет формально был отменён), но издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, например, стихи и проза М. Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, А. Ахматовой, B.Шаламова, Хармса, некоторые произведения братьев Стругацких, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др., • переводная иностранная литература (художественная, научная, социально-политическая, например, Джилас). • таким же образом по Москве и Ленинграду «ходили» записанные анекдоты Игоря Губермана, эпиграммы на советских политиков и известных коммунистических литераторов, например, эпиграммы Зиновия Паперного. Для некоторых людей самиздат имеет огромное культурное и историческое значение: «Самиздат с большой буквы – это сложившийся в 50-60-х годах двадцатого столетия общественный институт функционирования параллельной культуры в Советском Союзе, который стал кровеносной системой общественного движения, сыгравшего важную роль в становлении новых идеологий, ставшего зачатком гражданского общества и повлиявшего на трансформацию коммунистической системы» [13, 456]. Таким образм, названиесамиздатпоявилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госиздат, Политиздат и т. п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово «самсебяиздат» употребил поэт Николай Глазков, уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов[2, 1142]. В широком же смысле самиздат - способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами. 1.2. Технологии самиздата Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м?) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа. В 1970-х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые АЦПУ больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование (одной из мер борьбы с подобным со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования подобной техники со стороны т. н. Первого отдела). Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения[9, 368]. Начиная с конца 1970-х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках. Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведения либо нарезались иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках («на костях») (50-е — 60-е годы), либо записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970-80 гг. это породило феномен магнитоальбомов. Такими образом, можно выделить несколько способов бытования и распространения самиздата[23]: Самиздат формировался из нескольких источников[8, 48]: – текстов давно опубликованных, но либо изъятых и запрещенных, либо за давностью лет ставших библиографической редкостью (это, прежде всего, стихи); – научных, публицистических и художественных произведений, отвергнутых цензурой (или, даже, не дошедших до неё и «самоцензурированных» редакторами, а то и самими авторами) по «политическим» соображениям; – научных, публицистических и художественных произведений, отвернутых редакциями из-за их низкого качества (чего греха таить, и такого было достаточно), но двинутых в Самиздат авторами либо из-за завышенной самооценки, либо из желания приобщиться к диссидентству, что было модно среди фрондирующей интеллигенции; – наконец, существовала масса текстов, прежде всего стихов, написанных просто графоманами, которые существовали, и будут существовать во все времена и при всех политических режимах, и являвшихся достоянием узкого круга людей (одной вух кухонь), никогда не ходивших сколько ни будь широко в Самиздате. 1.3. Распространение самиздата Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50г/м2) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа. Механизм самиздата таков: автор отпечатывает свое произведение наиболее доступным частному лицу в советских условиях способом — на пишущей машинке — в нескольких экземплярах и раздает копии своим знакомым. Если кому-то из них прочитанное покажется интересным, он делает копии с доставшегося ему экземпляра и раздает их своим знакомым и т.д. Чем больший успех имеет произведение, тем быстрее и шире происходит его распространение. Конечно, самиздат чрезвычайно нерентабелен в смысле затрат труда и времени, но он нашел талантливых авторов, энергичных и бесстрашных распространителей, у него не переводятся читатели и техническая база его совершенствуется, потому что он оказался единственно возможной формой преодоления государственной монополии на распространение идей и информации. «Люди, изголодавшиеся по правдивой картине мира и нефальсифицированному знанию, готовы ради этих благ жертвовать своим временем, трудом и даже терпеть преследования» [12, 300]. Вот, например, воспоминания Наталья Горбаневской, одной из основателей информационной бюллетени «Хроника текущих событий», об Ахматовой и распространении её «Реквиема»: «Протягивая мне шариковую ручку, Анна Андреевна сказала: «Этим карандашиком перед вами переписал «Реквием" Солженицын». Но кроме меня и Солженицына - этим ли, не этим ли «карандашиком» - «Реквием» переписали у Ахматовой десятки людей. И, конечно, каждый или почти каждый, вернувшись домой, сел за пишущую машинку. Я сама отпечатала, наверное, десятка два закладок по четыре экземпляра в каждой. Раздавая «Реквием» друзьям и знакомым, я каждый раз выдвигала простое требование: «Перепечатаете - один экземпляр возвращаете мне». И дальше все шло по новому кругу. Так только через мои руки распространились сотни экземпляров «Реквиема», а общий его самиздатский тираж достиг по меньшей мере нескольких тысяч.» [10]. В 1970-х гг. для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (АЦПУ – автоматическим цифровом печатающем устройстве для больших ЭВМ, работающих с перфокарт или перфолент, или магнитных носителей - лент или дисков) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование. Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения[4, 12-15]. Таким образом распространял самиздат А. А. Болонкин: «Я был неплохим фотографом и хорошо освоил репродуцирование (фотографирование) книг. К тому времени из-за границы в среду советской интеллигенции стали проникать крамольные издания. Достаточно было кому-то из интеллигентов заиметь 1-3 книги, как по принципу: ты мне дашь почитать то-то, а я тебе дам почитать то-то, начинался процесс обмена литературой. Для нас этот процесс резко упростился. Обычно для внимательного прочтения толстой книги нужны недели. На такой срок давали неохотно (подобная литература была на разрыв!), но на 1-2 вечера получить любую книгу или самиздат можно было без особого труда. Этим занимался в основном Валерий Балакирев. Но и Юрий Юхновец (прим. – друзья Болонкина, познакомившие его с самиздатом) также добывал немало литературы. Получив книгу на несколько часов, они мчались ко мне, я тут же совал ее под репродукционную установку и перефотографировал за 1-2 часа. Знакомство с содержанием происходило часто после того как книга уже была возращена владельцу. Таким способом мы изготовили фотопленки и отпечатки многих зарубежных книг, периодических изданий, самиздатовских материалов и подпольных журналов. Например, книгу Конквиста "Большой Террор", Авторханова “Технология власти”, Джиласа "Новый класс", Марченко "Мои показания", Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", зарубежные журналы "Посев", "Грани", "Вестник РСХД", советские подпольные журналы: "Хроника текущих событий", "Свободная мысль", "Демократ", "Луч Свободы", "Вече" и др. К этому времени Балакирев познакомился с сыном ответственного идеологического работника ПК КПСС. И через него стал получать нелегальные типографские советские переводные издания зарубежных политических книг. В частности, я помню, мы заимели таким способом фотопленку и фотокопию книги Шиклинг Вилли “Хрущевская шарманка”[16, 137-139]. «Подобным образом мы за короткое время составили весьма обширную библиотеку из сотен, если не тысяч запрещенных произведений. Фотопленки были удобны и тем, что с них любой фотолюбитель мог изготовить сам нужное число отпечатков». Самиздат предполагал всё новые и новые способы распространения. Вышеупомянутый Болонкин сам участвовал в этом. «Самиздатовские вещи, журналы в подавляющем большинстве были отпечатаны на пишущей машинке, копии их были слепые и трудночитаемые. Я понимал, что без приличной множительной техники правозащитное движение будет вечно обречено на забаву очень узкого круга мыслящей интеллигенции. Я на долгое время засел в Ленинскую библиотеку. Все же по крупицам в литературе, старым патентам, мне удалось собрать необходимые сведения, а заодно и способы шифрования, тайнописи и конспирации. Эта информация была обобщена в самиздатовской книге Сухов "Простые методы размножения технической документации", а также в ряде самиздатовских статей по методам размножения и статей по методам шифрования, тайнописи и конспирации. Выход был один - множительную технику надо создавать самим, она должна быть легко изготавливаемой и достаточно производительной[18]. Для практического применения мною фактически был заново изобретен и технологически отработан метод мимеографии, очень простой и эффективный. На пропитанный парафином микалентной бумаге пишущей машинкой печатался текст. Полученная матрица накладывалась на чистый лист бумаги и по ней прокатывался валик с краской. Внизу получалась копия текста. Весь процесс получения оттиска занимал несколько секунд. Я заказал 7 или 8 резиновых валиков одному из мастеров МВТУ и снабдил и обучил Балакирева, Юхновца, Давыдова, Зарю, Шаклеина пользованию этими аппаратами. Аппарат был прост, практически он состоял только из резинового валика. Впоследствии, при обыске у Георгия Давыдова в Ленинграде КГБ не обратило на него внимания.» [7, 7-18]. После изобретения аппарата "Хроника текущих событий", подпольные журналы, стали выходить не по 4-5 копий, а сотнями экземпляров только в нашей группе, не говоря уже о других. Заря даже снял для этой цели отдельную квартиру, привлек своего друга Рыбалко и организовал настоящую типографию. К сожалению, он действовал, в основном, из корыстных побуждений и тайно от нас продавал порой за значительную сумму литературу случайным людям. До момента ареста только нашей группой было размножено в общей сложности более 150 тысяч страниц запрещенной литературы и кадров фотопленок.» В конце 1980-х гонения на самиздат прекращаются, машинописная и рукописная формы самиздата уходят в прошлое, а основным инструментом размножения становится АЦПУ и матричный принтер. Тогда же в самиздат приходит коммерция: распечатанные на АЦПУ «Штирлиц» Асса и Бегемотова и подборки политических анекдотов распространяются по почте наложенным платежом. В период распространения ЭВМ - начиная с конца 1970-х годов - началось распространение самиздата в виде компьютерных наборов данных, переносимых с ВЦ на ВЦ на магнитных лентах или, реже, дисках. С начала 1990-х и до настоящего момента для изготовления первой копии издания используется лазерный принтер, а потом оно размножается на ксероксе. В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания. Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями[17]. ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМИЗДАТА В РОССИИ 2.1. История и предыстория самиздата Хотя само словосамиздатпоявилось лишь в середине XX века, с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу рукописным способом. В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры Сумарокова. Потом, в первой половине XIX века, когда Россия буквально кишела тайными обществами, — воззвания будущих декабристов, а позже — и «народников». На следующий же день после смерти Пушкина, произошедшей 28 января (9 февраля) 1837 года, весь Петербург (а вслед за ним и Москва) читал ходившие по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения Лермонтова «На смерть поэта». В то время это называлось «хождением в списках». Так, «в списках», ходила комедия Грибоедова «Горе от ума», запрещенная цензурой на долгое время: лишь после смерти автора (1829), в 1831 году была разрешена постановка полного текста комедии, без купюр, сначала в Петербурге, потом в Москве (вне столиц пьеса официально была запрещёна до 6 июля 1863; первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году). Во второй половине XIX столетия всю Россию наводнили листочки с едкими поэмами вологодского опального священника Василия Сиротина (более всего известного как автора песни «Улица, улица, ты, брат, пьяна»). Так же, в рукописных изданиях ходили произведения Баркова, Некрасова и т. д. XX столетие уже широко использовало для самиздата новшества научно-технического прогресса: печатные машинки и др.устройства, ротапринты, магнитофоны… XXI век (правильнее сказать — самые последние годы предыдущего XX) одарил Интернетом[3, 98-111]. В XXI веке словасамиздатитамиздат используются также в качестве названий зарегистрированных изданий; они печатаются или распространяются в Интернете открыто, доступны, и уже в силу этого, такие издания не являются ни самиздатом, ни тамиздатом в исходном значении этих слов. Дискутируется вопрос о том, следует ли журналы, выходившие в последнее десятилетие XX века, да и любую не преследуемую издательскую деятельность, называть самиздатом. В России почти всегда существовала более или менее жесткая цензура, и поэтому со времен Радищева запрещенные к публикации произведения ходили по рукам в списках. Но они лишь дополняли литературу и публицистику. Как массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества самиздат — явление уникальное. Оно характерно для послесталинской эпохи в СССР и странах со сходной социально-экономической системой[8,65]. Спецификой российских государственных конструкций всегда было внимание властей к идеологической составляющей власти; как следствие, периоды относительного свободомыслия чередовались с периодами жесткой цензуры и жесточайших запретов — так что потаенные рукописи всегда находили своих читателей. На протяжении всей российской истории не прекращались гонения на печатные и непечатные «ереси».Тексты летописей при копировании нередко подвергались редактуре, из них исключались нежелательные «на сегодняшний момент» эпизоды — или заменялись новыми. Появлялись искаженные или вымышленные факты; так в рукописных текстах создавались более привлекательные для данной власти трактовки. Были грамоты, еретические рассуждения, ложные указы, альбомы[20]. Нелегальная публицистика на Руси имеет огромную историю: какой общественный резонанс имели, например, «Житие протопопа Аввакума» или переписка князя Андрея Курбского с Иваном Грозным. Еще Петр I полагал себя вынужденным издать «Указ о тех, кто взаперти пишет». Были прелестные письма Емельяна Пугачева, листовки, газеты, книги, брошюры, издания Герцена (по терминологии ХХ века — типичный тамиздат, т.е. изданное за границей, в отличие от самиздата). Нелегальная пресса сыграла большую роль в победе большевиков в 1917 г. и способствовала изменению государственного строя России. Неудивительно, что победившие серьезно отнеслись к собственной информационной безопасности: уже в течение 1920-х гг. вся пресса, не проводившая идеологию правящей партии, была ликвидирована, почти все частные и независимые издательства и типографии закрыты. Партия стремилась отформатировать своей пропагандой все слои населения и все жанры, так что основным принципом советской журналистики был декларирован — и действительно явился — принцип «партийности» издания [11, 89-94].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Журналистика, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 39 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg