Изменения в стандарте 2019-2020 годах
В 2019 году произошли некоторые изменения, в учете основных средств, а именно в стандарте. В нем появляется определение нового вида активов - биологические, но они не относятся к основным средствам. Поменялась и группировка самих основных средств:
• группы "сооружения", "библиотечный фонд" потеряли свою силу (отменены)
• добавились две новые группы 'многолетние насаждения', 'инвестиционная недвижимость'
Ранее для отнесения основных средств к определенной группе ориентировались на ОКОФ, в измененном стандарте таких условий нет. Но приказ Минфина обязывает требования 157н, 162н, 174н, поэтому необходимо учитывать ОКОФ.
Остаточная стоимость основных средств подверглась обновлению. Теперь остаточная стоимость меняется не только за счет начисления износа, но и из-за убытка, полученного в результате обесценения. То есть появился новый термин - "обесценение активов". Говоря о терминах, необходимо добавить и следующее новое определение - инвестиционная недвижимость. На различных счетах должны учитываться помещения для собственной деятельности и для сдачи в аренду. Операции по получению в учреждение объектов основных средств разделены на обменные и необменные. До этого таких понятий в бухгалтерском учете не существовало.
В 2019 году появились такие новшества касаемо принятия к учету основных средств:
1. Приобретение экономической выгоды при использовании или полезного потенциала. (чего?)
2. Возможность оценивание стоимость на основании всех имеющихся документов или с помощью эксперта.
Те объекты, которые не удовлетворяют новым требованиям, принимаются на забалансовый учет основных средств.
Балансовая стоимость формируется из приобретенной цены включая НДС не подлежащий возмещению, таможенные пошлины, и затраты на:
• доставку
• монтаж
• погрузку-разгрузку
• консультированные, информационные, посреднические услуги
• и др.
Балансовая стоимость изменяется только в результате достройки, модернизации, реконструкции или переоценки.
Для отражения в учете выбытия ОС необходимо соблюдение трех условий:
1. Каждый риск и всякая выгода от пользования или владения объектом переданы;
2. Субъектом учета не пользуются основные средства;
3. Надежно оценена величина выбытия.
Выбытие оказывает влияние на отчет о финансовых результатах.
С начала 2018 года на объекты основных средств стоимостью до 10000 руб. включительно не начисляется амортизация. Библиотечный фонд является исключением.
Такие изменения не действуют на такие учреждения, которые на момент ввода федерального стандарта, то есть способ начисления не меняется.
Если стоимость основных средств от 10000 до 100000 руб. включительно, то при их вводе в эксплуатацию амортизация начисляется на 100%.
Основные средства стоимостью свыше 100000 руб. учитываются и в бухгалтерском и налоговом учете идентично.
Существенному обновлению подверглась амортизация. Ранее приостановление начисление износа, сейчас невозможно. Теперь амортизация должна начисляться непрерывно до тех пор, пока остаточная стоимость не будет равна нулю.
Однако, амортизационные группы остались неизменными.
Так же в 2019 году для начисления амортизации можно выбрать один из трех методов:
1. линейный
2. метод уменьшаемого остатка
3. пропорционально объему продукции.
Выбранный метод начисления амортизации, закрепленный в учетной политике не должен применяться ко всем объектам стоимостью свыше 100000 руб. Для каждой группы можно выбирать разные способы начисления амортизации. В новом стандарте ничего не сказано об условиях для недвижимости стоимостью до 10000руб.
Так же благодаря обновлениям, у учреждений будет возможность устанавливать всевозможные сроки полезного использования для всех структурных частей объекта основных средств.
Что касаемо документов, любое движение основных средств необходимо оформить документально. Это такие формы, как:
• Акт о приеме - передаче нефинансовых активов
• Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов
• Акт о приеме-сдаче отремонтированных и модернизированных объектов основных средств
• Акт о списании объекта
• Акт о списании автотранспортных средств
• Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
• Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда
• Инвентарная карточка нефинансовых активов
• Акт о выявленных дефектах оборудования
• Акт о результатах инвентаризации
• Ведомость расхождений по результатам инвентаризации
Из перечисленного с 1 января 2013года не является обязательной к применению Инвентарная карточка учета основных средств.
?
Учет основных средств в медицинских учреждениях
Главную роль в образовании и развитии экономической структуры каждого современного общества играет государственное регулирование. Из них наиболее важным механизмом, позволяющих государству вести экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм.
Медицинские учреждения в Российской Федерации зарегистрированы в трех формах:
1. государственные учреждения;
2. казенные предприятия;
3. частные организации
Частные медицинские учреждения ведут бухгалтерский учет для коммерческих организаций. А вот первые два нет. Их учет отличается. Но проводятся они однотипно, различны лишь планы счетов, на которых отражаются проводки.
Для того, чтобы вести учет основных средств в медицинских учреждениях предназначены субчета/счета плана счетов.
Порядок учета основных средств в медицинских учреждениях :
1. Признание ОС
2. Поступление ОС
3. Затраты
4. Амортизация основных средств
5. Выбытие/списание
6. Раскрытие информации в отчетности
7. Проводки
Хочется отметить, что правила учета в госсекторе имеет схожесть с международными стандартами и стандартами коммерческих организаций.
Касаемо моей темы учет основных средств в медицинский учреждениях госсектора, аналогичен.
Учет основных средств при поступлении в медицинские учреждения
Основные средства в медицинских учреждениях оприходуются по фактической стоимости, которая состоит из:
• оплата поставщику;
• строительные работы при создании объекта;
• все затраты, необходимые для создания основных средств;
• стоимость доставки;
• сопутствующие услуги;
• таможенные пошлины;
• а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием объектов основных средств.
Поступление объектов основных средств в медицинских учреждениях отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:
• 0010611000 — недвижимое имущество;
• 0010631000 — движимое;
• 0010641000 — учет объектов финансовой аренды.
Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице 1.
К основным средствам медицинского учреждения относятся материальные ценности, срок службы которых более одного года.
Для всех бюджетных учреждений должна существовать учетная политика, где описывается особенность признания основного средства, в том числе и в медицинских учреждениях.
Все последующие шаги для учета основных средств в медицинских учреждениях госсектора полностью схожи с учетом основных средств в бюджетных организациях.
Далее приведу несколько примеров на тему учет основных средств в медицинских учреждениях
?
Пример 1.
Медицинское учреждение заключило договор с ООО "Актив" на приобретение у него медицинского оборудования - недвижимого имущества в рамках бюджетной деятельности. Общая стоимость оборудования по договору составила 500 000 руб. Дополнительно приобретая оборудование, учреждение оплатило консультационные услуги сторонней организации в сумме 10 000 руб. Кроме того, учреждение самостоятельно внесло поправки в техническую документацию, чтобы улучшить характеристики оборудования. Дополнительные расходы по подготовке оборудования к эксплуатации составили:
- оплата труда сотрудников, принимавших участие в этой работе, - 3 000 руб.;
- страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (ФСС), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 780 руб.;
- стоимость израсходованных материалов - 300 руб.
Таким образом (табл. 2.4), первоначальная стоимость оборудования, приобретенного за плату, составила: 500 000+10 000+3 000+780+300=514 080
Таблица 2.4. Корреспонденция счетов
по учету операций казенного учреждения
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Увеличены капитальные вложения в основные средства при их приобретении 10611310 30231730 500 000
2. Увеличены капитальные вложения в основные средства на сумму консультационных услуг 10611310 30226730 10 000
3. Увеличены капитальные вложения на сумму заработной платы, начисленной сотрудникам за подготовку оборудования к эксплуатации 10611310 30211730 3 000
4. Увеличены капитальные вложения на сумму начисленного страхового взноса в ФСС, ПФР, ФФОМС 10611310 30302730 780
5. Увеличены капитальные вложения на стоимость израсходованных материалов 10611310 10506440 300
6. Принято к бухгалтерскому учету оборудование в оценке по первоначальной стоимости 10114310 10611410 514 080
Пример 2. Приобретен объект основных средств (хозяйственный инвентарь - особо ценное движимое имущество) стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования пять лет.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:24000
Месячная норма амортизационных отчислений составит 2000 руб.
Ежемесячно учреждение будет в учете делать бухгалтерскую проводку на сумму начисленной амортизации (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена амортизация по объекту основных средств 40120271 10426410 2000
Пример 3. Пересчитать сумму НДС – 20%
Медицинское учреждение приобрело в рамках выполнения государственного задания мебель стоимостью 72 000 руб. (в том числе НДС –10 983руб.). Предварительно был перечислен аванс - 20% от стоимости договора. Затраты по доставке мебели составили 1 200 руб. (в том числе НДС - 183руб.). Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборку мебели выполняли подрядчики по договору гражданско-правового характера. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.
В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС, затраты по сборке и вознаграждение за сборку мебели (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Содержаниеоперации Дебет Кредит Сумма, руб. Первичныедокументы Регистрыучета
1. Поставщику перечислен за мебель аванс в размере 20% по счету-фактуре 20631560 20111610 14400 Договор, счет- фактура, платежное поручение, ведомость расчетов с дебиторами Журнал операций по банковскому счету, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Получена от поставщика мебель согласно накладной 10631310 30231730 72000 Договор, накладная, счет- фактура Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Произведен расчет с поставщиком путем зачета аванса 30231830 20631660 14400 Договор, счет, платежное поручение, ведомость расчетов с дебиторами Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
4. Погашена
Задолженность
поставщику (оставшиеся 80%) 30231830 20111610 57600 Договор, счет- фактура, накладная, платежное поручение, ведомость расчетов с дебиторами Журнал операций по банковскому счету, журнал операций расчетов с поставщиками подрядчиками
5.По гражданско-правовому договору начислено вознаграждение подрядчику за сборку и установку мебели 10631310 30226730 3000 Договор, ведомость расчетов с поставщиками Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
6. Начислены страховые взносы от фонда оплаты труда 10631310 30307730,
30310730 684 Ведомость расчетов с поставщиками
7. Отражены расходы по доставке мебели учреждению 10631310 30222730 1200 Договор, счет- фактура, акт приемки выполненных работ, ведомости расчетов с поставщиками Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
8. Удержан из заработной платы НДФЛ 30226830 30301730 390 Ведомости расчетов с поставщиками Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
9. Погашена задолженность за транспортные услуги по доставке мебели 30222830 20111610 1200 Договор, счет, счет-фактура, акт приемки выполненных работ, платежное поручение, ведомости расчетов с поставщиками Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнал операций с безналичными денежными средствами
10. Перечислены страховые взносы с заработной платы нештатных сотрудников 30307830,30310830 20111610 684 Платежное поручение Журнал операций с безналичными денежными средствами; журнал операций расчетов
11. Оприходованы наличные деньги в кассу на выплату заработной платы нештатным сотрудникам 21003560,20134510 20111610,21003660 2610 Заявка на получение денежных средств, чек Приходный кассовый ордер Журнал операций по счету «Касса» и банковскому счету, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
12. Перечислен в бюджет НДФЛ 30301830 20111610 390 Платежное
поручение Журнал операций по банковскому счету, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
13. Выплачена из кассы заработная плата нештатным сотрудникам 30226830 20134610 2610 Расходный кассовый ордер Журнал операций по счету «Касса» и банковскому счету, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
Итого сформирована стоимость объекта основных средств 10631310 76884
Ввод в эксплуатацию основного средства 10136310 10631410 76884 Акт о приеме- сдаче Инвентарная
карточка
Пример 4:
Учреждение заключило договор аренды транспортного средства сроком на 6 месяцев. Ежемесячная сумма арендных платежей составляет 2700 руб.