Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование групповых форм в процессе обучения (на примере преподаваемого предмета)

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного плана занятий при групповой форме обучения, как одного из важнейших показателей учебной мотивации. Задачи курсовой работы: ? изучить литературу по теме исследования; ? провести экспериментальную работу; ? проанализировать результаты экспериментальной работы. Я считаю, что тема актуальна, поскольку традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе. Предметом курсовой работы являются групповые технологии в обучении - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность. На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся. Всё вышеупомянутое побудило меня взять темой исследования групповые технологии в организации учебного процесса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………..5 1.1.Феномен групповой работы…………………………………………5 1.2.Групповые технологии как коллективная деятельность……10 1.3. Организация групповой формы работы в учебном процессе...13 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ…………………………….18 2.1. Проведение исследования…………………………………….……18 2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………20 Заключение……………………………………………………………….26 Список литературы………………………………………………….......28
Список литературы

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. 2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984. 3. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. 4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. 5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников - М.,1977. 6. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995. 7. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996. 8. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр Эксперимент, Рига, 1997. 9. Каплунович И.Я., Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004, № 6. 10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И.Чуприковой М., -Воронеж, 1998. 11. Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005. 12. Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина - О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4. 13. Абасов З.В. Форма обучения - групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с. 14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с. 15. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998. 222 с. 16. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с. 17. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975. 78-104 с. .Михайлов С.В. Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. М.: Наука, 1981. 305 с. 18. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. 290 с. 19. Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: Эксперемент, 1997. 100 с. 20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 345 с. .Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 116 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1.1.Феномен групповой работы В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная система, преобладает фронтальная. В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X.И. Лийметс относит к ним следующие: ? Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до б человек; ? Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными; ? Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли; ? Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками; ? Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. [5] Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы. Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. За частую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: С кем бы вы хотели работать в одной группе?. Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач. Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность. Нужно отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал, как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых - групповая. Слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20-30 процентов больше, чем при фронтальной форме. Однако в школьной программе преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих, учителя работают с ними индивидуально. Такой подход очень важен, но оказывается, что больше всего в индивидуальной форме работы нуждаются сильные учащиеся, опережающие своих одноклассников. А для слабоуспевающих предпочтительнее всего групповая форма, не исключая необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему: ? объяснение цели предстоящей работы; ? деление учащихся на группы; ? раздача заданий для групп; ? контроль за ходом групповой работы; ? попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; ? после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки; ? оценка работе учащихся. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно - групповые: ? звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. ? бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. ? кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. ? дифференцировано - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. 1.2.Групповые технологии как коллективная деятельность. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: o Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели. o Работа в статичных парах. o Групповая работа (на принципах дифференциации). o Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). o Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Это форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология: • Способствует активизации учебного процесса. • Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает: ? организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса; ? распределение действий и операций; ? коммуникацию, общение; взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Главными особенностями организации групповой формы работы учащихся на уроке являются: ? класс делится на группы для решения конкретных задач; ? каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; ? задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; ? состав группы непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы. В своей деятельности я стараюсь подбирать группы по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: Подготовка к выполнению группового задания. а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б)Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам. Групповая работа. а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. б)Распределение заданий внутри группы. в)Индивидуальное выполнение задания. г)Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. д)Обсуждение общего задания в группе. е) Подведение итогов группового задания. Заключительная часть. а) сообщение о результатах работы в группах. б) Анализ познавательной задачи, рефлексия. в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg