Последние десятилетия прошедшего века — это время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой — является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов Леонтьева А.Н. и Эльконина Д.Б. показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – это средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка — это серьезное занятие.
Таким образом, наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к дидактическим играм и недостаточным использованием растений и животных в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью вопроса.
Цель исследования – проанализировать особенности использования дидактических игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста на материале ознакомления с растениями и животными.
Объект исследования – процесс использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями и животными.
Предмет исследования - способы использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями и животными.
Гипотеза:
Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями и животными реализуется на основе:
• организации целостного эколого-педагогического процесса с учетом интеграции познавательной, гуманистической, эмоциональной его направленности;
• формирования системы знаний о растениях и животных;
• включения детей в практическую игровую деятельность по ознакомлению с растениями и животными.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы формирования представлений о растениях и животных у детей младшего дошкольного возраста при использовании дидактических игр.
2) Выявить уровень знаний о растениях и животных и особенности отношения к ним детей младшего дошкольного возраста.
3) Подобрать дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по формированию представлений о растениях и животных и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.