Актуальность темы выпускной бакалаврской работы.
Сегодня российская экономика переживает один из самых сложных этапов своего развития. Современные проблемы производственной сферы связаны с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции, высокими затратами на ее производство, отсталостью технического уровня производственного процесса. В этой ситуации для России несомненным условием стабилизации экономики, повышения эффективности использования ресурсов является преодоление инновационной, технико-технологической отсталости от развитых стран.
Экономические реформы 90-х г.г. не привели к активизации инновационных тенденций в стране, поскольку рыночный механизм в России достаточно слаб и несовершенен, тогда как в развитых странах именно рыночная конкуренция товаропроизводителей является побудителем инновационных преобразований. Сегодня проблемы российского научного сектора связаны с недостаточной технической базой исследований и разработок, низким уровнем инновационной активности компаний, высокой долей заимствования зарубежных технологий.
После выхода в 2008 году «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» впервые за долгие годы сформирован план развития страны по инновационному сценарию, согласно которому доля инновационной промышленной продукции в общем объеме выпуска должна быть увеличена до 20 процентов. Сегодня объективной является потребность в научно обоснованных методологических разработках, позволяющих регулировать инновационное развитие регионов. Специфика нынешнего экономического уклада состоит в смещении центра тяжести в обеспечении инновационного роста производства на региональный уровень. Являясь более гибкими, чем федеральные, региональные звенья управления лучше приспособлены к деятельности по стимулированию инновационных и инвестиционных процессов.
Основными проблемами инновационного развития регионов являются: недостаточный уровень оснащенности производственно- технологической базы предприятий; неразвитость инновационной инфраструктуры; слабая поддержка инновационной деятельности со стороны бюджета и частных инвестиций, сдерживающая масштабы применения инноваций. Для формирования инновационной экономики в регионах необходимо:
- определить направления инновационного развития регионов;
- обеспечить эффективное использование инновационного потенциала и его составляющих на региональном уровне;
- выработать конструктивную региональную инновационную политику.
Инновационное развитие экономики региона способствует решению не только региональных, но и общегосударственных задач, к ним относятся: выявление научно-технических и технологических направлений, которые могут быть материально, финансово, информационно обеспечены. Следовательно, проблема изучения возможностей создания высокотехнологичной региональной производственной системы, а также формирование механизма перехода экономики регионов в инновационное русло является актуальной на сегодняшний день. Это и объясняет выбор темы исследования.
Степень разработанности темы исследования.
Проблематика инновационного развития, вопросы инновационной стратегии и модернизации экономики освещены в работах следующих авторов: И. Н. Барцица, В. В. Бакушева С. Ю. Глазьева, М. А. Русакова, О. А. Доничева, В. В. Иванова, В. И, Кушлина, В. А. Тупчиенко, Ю. А. Ушанова, А. Г. Фонотова.
Теоретические и методологические основы инновационного развития содержатся в трудах таких зарубежных ученых, как, Л. Водачек, О. Водачкова, П. Друкер, Р. Нельсон, Й. Шумнетер. Рассмотрение и оценка инновационного потенциала и эффективности научной деятельности представлены в трудах А. М. Бершадского, А, С. Бождая, А. А. Гудкова, М. Я. Гохберга, А. Б. Грачева, Э. А. Котляра.
Исследованию проблем регионального развития и региональной экономической политики посвящены работы А. А. Адамеску, В.И.Бутова, А. Г. Гранберга, А. И. Добрынина, В. Г. Игнатова, В. Н. Лексина, Т. Г. Морозовой Н. Н. Некрасова, А. С. Новоселова, А. Н. Швецова, Р. И. Шнипера.
Инновационная сфера характеризуется возникновением все новых структур и форм управления инновационным процессом. Многие особенности и понятия инновационной деятельности еще только начинают формироваться, в результате складывается новая экономическая действительность, требующая современного изучения и осмысления.
Цель данной выпускной бакалаврской работы - на основе анализа теоретических и эмпирических данных по теме исследования сформулировать предложения по использованию инновационных проектов как инструмента преобразования Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить основные теоретические подходы к понятию «инновационный проект»;
- исследовать нормативные правовые основы реализации инновационных проектов;
- определить инструменты реализации инновационных проектов: сущность и виды;
- обозначить проблемы в реализации инновационных проектов в регионе;
- сформулировать предложения по использованию инновационных проектов как инструмента преобразования Брянской области.
Объектом работы выступает инновационный проект как инструмент преобразования в Российской Федерации.
Предметом работы являются инновационные проекты как инструмент преобразования в Брянской области.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы в ходе изучения данной темы позволят определить проблемы развития инновационных проектов в Брянской области.
Практическая значимость работы состоит в том, что инновационные проекты как инструмент преобразования в Брянской области могут быть применены на практике.
Теоретическую основу работы составят труды отечественных и зарубежных авторов, относительно развития инновационных проектов в Брянской области. Также будут использоваться статьи из сборников, периодических изданий и электронных ресурсов.
Среди методов можно выделить следующие: анализ научной литературы, нормативных правовых актов, регламентирующих добровольческую деятельность, обобщение результатов исследования.
Нормативную правовую основу исследования составят - Конституция Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, закон Брянской области о науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области.
Структура выпускной бакалаврской работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.