В современных условиях образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых трансляция знаний, выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
В настоящее время методика проектов получила широкое распространение в рамках различных учебных дисциплин, в том числе и на уроках английского языка. Так как английский язык очень важен, то использование проектной методики позволяет повысить мотивацию к изучению языка. Практическое применение теоретических знаний в форме ученических проектов способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке, а работа в группе активизирует деятельность каждого ученика.
Актуальность исследования заключается в создании и апробации методики использования проектной деятельности по английскому языку с целью мотивации младших школьников.
Необходимо заметить, что проектная деятельность приобретает все большую значимость в последнее время, а в ФГОС второго поколения говорится следующее: «На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи)» [45]
Необходимость решения задач методами, соответствующими творческому характеру обучения и формирующими учебную мотивацию школьников очень важна. В число таких методов входит проектная деятельность, которая направлена на развитие самостоятельного мышления учащихся и на применение имеющихся знаний на практике.
Проблеме проектного обучения посвящены многочисленные исследования разных ученых, в том числе в области педагогики, психологии и иностранных языков. Столь пристальное внимание к этому явлению обусловлено влиянием мотивации на эффективность изучения языка.
Проблема повышения мотивации имеет теоретическую и практическую значимость для решения различных вопросов и улучшения знаний ребенка, а также отношений между учеником – родителями, сверстниками, учителем.
Объект: Повышение мотивации к изучению английского языка.
Предмет: Применение проектной деятельности с целью повышения мотивации у младших школьников.
Проблематика исследования заключается в поиске способов формирования мотивации при изучении английского языка младшими школьниками.
Цель данной работы заключает теоретическое и практическое обоснование повышения мотивации учащихся к овладению английским языком благодаря применению метода проектов на начальном этапе общеобразовательной школы.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности младшего школьного возраста
2. Охарактеризовать особенности мотивации в младшем школьном возрасте
3. Рассмотреть проектную деятельность как один из способов повышения мотивации.
4. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности младших школьников и азработать серию занятий, основанных на проектной деятельности
5. Провести эксперимент и проанализировать его результаты.
Гипотеза исследования: использование проектной деятельности в образовательном процессе младших школьников повысит их мотивацию к изучению английского языка.
Теоретическая база: в ходе данного исследования были рассмотрены работы таких исследователей как А.К Маркова, А Маслоу, В. Франкл, Г. А. Цукерман, Г. Холл, Л.И. Божович, Д.А. Крылов, Б.Н. Алмазов, Г.В. Бороздина и др.
А.К. Маркова – автор психологической концепции профессионализма, доктор психологических наук.
А. Маслоу – американский психолог, основал гуманистическую психологию.
В. Франкл – австрийский психиатр, создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — нового, динамично развивающегося в современном мире направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы.
Г. А. Цукерман – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.
Г. Холл – пионер американской психологической науки и педагог. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории.
Л.И. Божович – советский психолог, ученица Льва Выготского. Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области написаны труды по проблемам развития личности ребёнка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармоничной личности и др.
Методы исследования:
• анализ и синтез тематического материала
• обобщение и систематизация различных взглядов исследователей на тему исследования
• метод наблюдения
• эксперимент
• анкетирование.
Методология исследования:
-совокупность философских, психологических, педагогических положений, раскрывающих категории «мотивация», «язык», «проект»;
- личностно-ориентированные концепции (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Е. Эльконин)
-личностно-деятельностный подход (И.О. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков, А .Г. Пашков и др.)
Научная новизна данной работы заключается в практическом подтверждении о влиянии проектной деятельности на уровень мотивации учащихся при изучении английского языка.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе и рассмотрении возрастных особенностей, как проектная деятельность может повысить интерес ребенка к изучению английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования методических разработок при преподавании английского языка в младшей школе.
Структура работы определена целью и задачами исследования выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя 66 страниц и состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка используемых источников приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи данного исследования.
В Главе 1 рассмотрены особенности младшего школьного возраста и особенности мотивации, проанализирована проектная деятельность
В Главе 2 раскрыта проектная деятельность на примере младших школьников, проведен анализ и рассмотрены результаты практической работы.
В заключении подводятся итоги и выводы исследования.
Список используемых источников включает 51 наименование.