Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.03.2021
Коррекционно-развивающая работа отличается от традиционных форм обучения. Коррекционная работа должна предшествовать обучению «особого» ребенка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение [Нейропсихолог в реабилитации и образовании.
Введение

Актуальность исследования. По данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Причины задержки психического развития у детей в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены. Слабое соматическое и нервно-психическое здоровье дошкольников (в 2000 г. здоровыми были признаны 10 % детей) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению [Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М.Назаровой. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009., с. 205.]. В соответствии с пунктом статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 64 вышеуказанного Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, регулируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155. В соответствии с п. 3.2.2 Стандарта для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В числе принципов, предусмотренных Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29.05.2015 № 2/15), содержатся такие принципы, как возрастная адекватность образования, предполагающий подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, и развивающее вариативное образование, предполагающий работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.Выгодский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. Кроме того, в Программе предусмотрен раздел 2.5, содержащий программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно определению, данному в п. 16 ст. 2 Федерального закона, под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Что касается определения задержки психического развития, то на законодательном уровне оно не определено. Дети с задержкой психического развития выделены в отдельную группу благодаря исследованиям отечественных ученых Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, И.А.Коробейникова, К.С.Лебединской, Н.И.Озерецкого, С.И.Федорова, И.Борисова и др. И.Борисов (1925) выделил группу детей «с пониженным общим развитием», отличающихся от педагогической запущенности и олигофрении. Н.И.Озерецкий (1938) установил, что в замедленном темпе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми. Первые обобщения клинических данных о детях с задержкой психического развития и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были даны Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. Интенсивное и многоплановое изучение проблем задержки психического развития в последующие годы способствовало получению ценных научных данных. Объектом исследования является коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметом исследования является использование нейродефектологических методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью исследования является изучение влияния и воздействия выбранных и используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нейродефектологических методов. Исходя из цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 2. Раскрыть потенциал нейродефектологических методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 3. Провести диагностику особенности развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 4. Разработать программу коррекционно-педагогической работы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нейродефектологических методов. Гипотеза: Положительная динамика в психическом функционировании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а именно развитии когнитивной сферы таких детей, будет отмечена после проведения необходимого курса занятий с использованием программы коррекционно-педагогической работы детей с использованием выбранных нейродефектологических методов. База исследования: На базе научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (30 человек). Методологическая база исследования: Исследование основано на теории А.Р.Лурия о трех функциональных блока мозга и идее Л.С.Выгодского о зоне актуального и ближайшего развития, принципах коррекционной работы с детьми. Теоретическая значимость: Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как память, восприятие, внимание, мышление, эмоции, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практическая ценность: Положительная динамика, достигнутая в результате коррекции с использованием выбранных нейродефектологических методов, свидетельствует о необходимости и возможности применения методов в работе. Структура работы: Работа состоит из введения, главы I , включающей в себя 2 параграфа, выводов по главе I, главы II, включающей в себя 2 параграфа, выводов по главе II и заключения.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения коррекционно-педагогической работы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7 1.2. Специфика использования нейродефектологических методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17 Выводы по I главе 31 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32 2.1. Диагностика особенности развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32 2.2. Программа коррекционно-педагогической работы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нейродефектологических методов 48 Выводы по II главе 70 Заключение 72 Список используемой литературы 73
Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ под ред. Цветковой Л.С. – М.: МПСИ, 2001. – 256 с. 2. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. – М.: Владос-пресс, 2010. – 389 с. 3. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991. 4. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие для вузов / В.М. Астапов. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 161 с. – Серия: Авторский учебник. 5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. 6. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. — М., 1999. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973. 8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Артикуляционная гимнастика. – Издательский Дом «Литера», 2016. 9. Выгодский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выгодский / под ред. В.В.Давыдова. – М. :Педагогика-Пресс,1996. - 536 с. 10. Горячева Т.Г. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста/ гл. 20, Нейропсихология детского возраста// отв. ред. Микадзе Ю.В. – С-Пб: Питер, 2008. – 288с. 11. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 12. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1984. 13. Дети с отклонениями в развитии / под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966. 14. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст / Авт.-сост.: Н.Я. Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2018. – 66 с. 15. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. , Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М.: «Академия», 1998. – 160 с. 16. Ефимова В.Л. Без часов в голове. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016. – 256 с. 17. Забрамная С.Д.. Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. 2-ое, переработанное и дополненное. – М.: В.Секачев, 2016 г. - 102 с. 18. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.- 288 с. 19. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой. – 7-е изд. – М.: Теревинф, 2019 – 240 с. 20. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2016. – 164 с. 21. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики Задержки психического развития. Дефектология, 2006 г. 22. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: МГУ, 1990. – 198с. 23. Лубовский В.И., Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. Методические рекомендации. – М., 1982. 24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р.Лурия. – М., 1973. 25. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога / И.С.Константинова. – Изд. 3-е испр. и доп. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с. 26. Мясищев Р.Н., Годзинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным энцефалографических и психологических показателей. – Вопросы психологии. – 1975. - № 1. 27. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. – 342 с. 28. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. Изд. 3-е. – М.: Теревинф, 2018 г. – 400 с. 29. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М. Школьная пресса, 2004. 30. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М.Глозман. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 336 с. 31. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивного поведения у детей. / А.А. Романов. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с. 32. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 256 с. 33. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. – 180 с. 34. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 11-е изд. – М.: Генезис, 2018 – 474 с. 35. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.,2003. 36. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 256 с. 37. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с. 38. Секретная академия: коррекционно-развивающая программа по развитию произвольной регуляции психической активности./ Липатова Е.В.; ГБУ НСО «ОЦДК». — Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. — 79 с. 39. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М.Назаровой. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с. 40. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002, 128 с. 41. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с. 42. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с. 43. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. — 192 с. 44. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.- Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с. 45. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект / Л.С.Цветкова. – М., 1995. 46. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М.:МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. 47. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учеб. пособ. для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 2 тетр. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI-век», 1998. – 64 с. 48. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. – 180. 49. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка // Дошкольное воспитание, 1997. - № 11.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекционно-педагогической работы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Для выделения детей с задержкой психического развития существуют различные приемы. В зарубежных странах широко распространены психометрические методы оценки уровня интеллектуального развития, на которых основываются существующие группировки интеллектуальной недостаточности. В английском школьном законодательстве отражена группировка С.Burt (1955), по которой при легких отклонениях (IQ – интеллектуальный коэффициент – равен 85-70 единиц) имеет место «школьная отсталость» или «умственная тупость», срок обучения детей со школьной отсталостью удлинен на 2-3 года. По Д.Векслеру (1965) следует различать слабый интеллект (IQ равен 90-80 единиц) и пограничные случаи слабоумия (IQ равен 80-70 единиц). В градации интеллектуальной недостаточности, принятой в 1959 г. американской ассоциацией психиаторов, выделена пограничная умственная отсталость (IQ равен 86-68 единиц). В отечественной научной литературе получил распространение термин «задержка психического развития», который был предложен Г.Е.Сухаревой. Аномалия развития – нарушения психического онтогенеза, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Л.С.Выгодский, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская (1975) подчеркивают, что психический дизонтогенез в детском возрасте всегда проявляется в сочетании явлений повреждения одних функций и недоразвития других, тесно связанных с поврежденными функциями. Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, дети с задержкой психического развития достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. Среди клинических форм задержки психического развития большое место занимает инфантилизм. Однако единообразный подход к определению и пониманию инфантилизма отсутствует.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg