Актуальность темы исследования. Понятие государства является сложным и древним, как и само государство. А. Паршин, российский государствовед, говорил, что «вопрос о том, что такое государство до сих пор стоит открытым перед человечеством».
Важнейшей демократической ценностью выступает идея социального государства, которая прописана в Конституции Российской Федерации. Непосредственно понятие социальное государство появилось в середине XIX века в трудах немецких ученых и возникло под влиянием философии Гегеля и анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Основателем самого термина считается Лоренц Фон Штейн, который применил его в 1850 г. в Германии. В литературе признается, что действительно социальным государство считается только в таком случае, если помощь нуждающимся в ней оказывается не только на бумаге – в виде гарантий ее оказания, но и в виде реальной помощи в трудной жизненной ситуации. Термин «социальное государство», впервые в нашей стране юридически был зафиксирован в Конституции РФ 1993 года. Реально социальное государство должно обеспечивать людям достойный уровень жизни, широкий список социальных благ: занятость, достойная заработная плата, достойная пенсия по старости, жильё, медицинская помощь, образование, развитие самого человека, его духовное обогащение, культурное совершенствование и т.д. Социальное государство, однако, можно охарактеризовать и как, в первую очередь, государство, т.е. некую силовую структуру, институт управления. Государство, какое бы оно ни было, прежде всего, представляет собой власть, осуществляемую в форме воздействия государственных органов на населения. При этом, отличием социального государства от простого государства будет лишь в том, что социальное государство осуществляет властное воздействие на население, ориентируясь на социальные принципы. Кроме того, социальное государство в литературе описывается, как просвещенное государство.
В таком государстве гражданин должен получать обязательное образование и просвещение, что выступает основой социального государства. В качестве основных признаков «социального государства» необходимо выделить три основных: во-первых, высокий уровень экономического развития государства; во-вторых, формирование гражданского общества в виде основного помощника государства, в осуществлении определенных его функций, а также в виде негосударственных фондов, самостоятельно поддерживающих наиболее слабые слои населения; и, в-третьих, развитие социального законодательства. Здесь следует отметить, всю полноту серьезности и объективности подхода к принятию законов в сфере социального регулирования населения.
Реальные процессы, происходящие в нашем государстве, во многом свидетельствуют о наличии признаков серьезного кризиса конституционного института социального государства. Реализация концепции социального государства требует качественно иного уровня нормативного правового регулирования в социальной сфере. Таким образом, существует необходимость в координации законотворческого процесса в социальной сфере с законотворческим процессом в других сферах и ресурсным обеспечением формирующихся институтов социального государства, которая может быть достигнута путем выработки единой концепции реформирования законодательства в социальной сфере. Последняя, в свою очередь, должна стать важнейшей частью национальной Социальной доктрины Российской Федерации. Более высокий уровень систематизации законодательных актов соответствующего профиля видится в формировании комплексной отрасли социального законодательства, активным центром которой должен стать либо кодифицированный федеральный закон «Об основах социальной политики государства в период реформ», либо Основы законодательства о социальном обеспечении, либо Социальный кодекс РФ. Такой акт мог бы свести воедино социальные гарантии и льготы, которые в настоящее время все еще представляют собой не вполне упорядоченную совокупность норм, разбросанных по многочисленным законам и подзаконным актам.
Будучи в состоянии глубоких преобразований, в том числе и в социальной сфере, современное российское государство, в настоящее время пытается произвести переоценку социальной роли государства. Это связано в первую очередь с тем, что назрела необходимость решения задачи повышения благосостояния граждан, улучшения демографической ситуации, а также реализации приоритетных национальных проектов. Говоря о формировании социального государства в РФ и возникающих при этом проблемах, следует сказать, что в настоящее время России далеко до социального государства, поскольку для этого необходим «только пятипроцентный рост экономики», дающий повышение реальных доходов и ресурсов каждый год, которые можно направлять на социальную поддержку, чего в настоящее время Россия достигнуть пока не в состоянии.
Таким образом, социальным можно считать такое государство, которое заботится о своих гражданах, устраняет социальное неравенство, проводит активную социальную политику, старается социально ориентировать экономику, делает равными условия старта для граждан своей страны в их самореализации и конечно не только гарантирует, но и реализует социальные права граждан. Именно с этих позиций данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Цель данного исследования состоит в изучении теоретической модели социального государства и действительности. Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:
1) дать определение социальному государству;
2) рассмотреть модели социального государства;
3) определить принципы развития социального государства;
4) проанализировать проблемы создания социального государства в России: теоретическую модель и реальность.
Объектом исследования является социальное государство.
Предметом исследования является социальная политика правительства.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, посвященные проблеме становления и развития социального государства в Российской Федерации. В современной историографии вопросам развития социального государства большое внимание уделяли такие ученые, как Грачева С.А., Путило Н.В., Чиркин В.Е., Ястребов О.А., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К., В.Н. Литовкин, О.В. Гутников., Турбанов А.В.
Методологическую основу исследования составили исторический, системно-логический, сравнительно-правовой методы исследования.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных информационных источников.