Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.
Актуальность исследуемой темы связана с масштабами проводимых в Российской Федерации изменений в системе социального обеспечения в целом, и реорганизации сферы пенсионного обслуживания в частности. Социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
Правовой базой преобразований послужило принятие пакета Федеральных законов в сфере пенсионного обеспечения. Однако законотворческая деятельность в этой сфере еще не завершена, поскольку предполагается принятие еще ряда законов о профессиональных пенсионных системах, об управлении Пенсионным фондом РФ и др. Кроме того, система пенсионного обеспечения все еще не соответствует европейскому уровню. Налицо низкий уровень пенсий, который существенно влияет на положение пенсионеров.
Становление новой пенсионной системы в России идет достаточно сложно и болезненно. Годы, прошедшие с начала реформы, свидетельствуют о том, что существенного улучшения пенсионного обеспечения большинства пенсионеров не произошло. В связи с чем требуется продолжение работы по совершенствованию пенсионного законодательства.
Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения внутреннего валового продукта, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
Вышеизложенные положения еще раз подтверждают актуальность данного исследования.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с особенностями социального обеспечения граждан РФ и временно проживающих на ее территории иностранцев.
Предмет исследования – нормы законодательства и положения теории права в сфере социального обеспечения. Автор изучил основные изменения правовых норм в границах отведенного темой исследования периода.
Цель исследования – проанализировать основы и особенности социального обеспечения граждан, выявить проблемы в законодательстве и пути его совершенствования.
Задачи работы:
1) рассмотреть историю развития законодательства РФ, регулирующего сферу социального обеспечения;
2) исследовать современное состояние законодательства о социальном обеспечении;
3) рассмотреть основные тенденции развития системы социального обеспечения РФ в ближайшей перспективе, а также обратить внимание на те противоречия, которые сопровождают этот процесс. Большое значение для исследования имели общетеоретические и специальные научные труды ученых-юристов: Филипповой М. В., Буяновой М. О., Тучкова Э.Г., Фирсова М.В., Шайхатдинова В.Ш. и др.
Методологической основой исследования стали методы правового анализа, используемые в отечественной правовой науке: формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
В работе использованы нормы действующего, а также утратившего силу законодательства, судебная практика.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных информационных источников источников.