Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Традиции и обычаи как форма сохранения культурных ценностей бурятского народа

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.03.2021
Цель: Изучить традиционную обрядовую культуру бурятского народа разработать рекомендации по ее сохранению и дальнейшему развитию. Задачи: 1. Проанализировать кочевую культуру, как основу традиционной культуры бурят; 2. Выявить влияние традиционного календаря кочевника на культуру и быт бурятского народа; 3. Выявить роль обряда, как способ жизнедеятельности бурятского народа; 4. Охарактеризовать некоторые ритуалы, как основу традиционных обрядов бурятского народа. Объект исследования: традиционная народная культура как средство сохранения культурных ценностей бурятского народа в современных условиях. Предмет исследования: Традиционные обряды бурятского народа Практическая значимость этой работы состоит в том, что может служить источником изучения народных обрядов у бурят, основой для разработок программ возрождения традиций народных праздников, использоваться в качестве информационно-познавательного материала. База исследования: Работа базируется в АУ «Енгорбойский сельский Дом культуры» Закаменского района на анализе документов, теоретической литературы. Методы исследования: в исследовании сделаны акценты на такие методы, как анализ источниковой базы по проблеме исследования, сравнительный анализ, а также метод анкетирования, опрос и наблюдение. Научная новизна и практическая значимость работы во многом определяется недостаточной разработанностью проблем сохранения традиционной культуры, состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Положения, выносимые на защиту: • сохранение традиционной народной культуры является важной предпосылкой для сохранения самих этнических образований. • сохранение и развитие традиционных культур малочисленных народов, входящих в состав РФ, зависит от интегративных процессов, происходящих в современной России, предполагающих взаимодействие различных этнокультур. Для успешного сохранения традиционной народной культуры региона структуры управления должны активизировать изучение представителями соответствующих коренных народов своей национальной истории, культурных достижений. Это поможет достичь более равноправного межкультурного обмена, способствующего взаимопониманию народов. • буряты явились одним из немногих коренных народов России, которым удалось сохранить свою традиционную культуру, по крайней мере, в ее основных, базовых элементах.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Современный мир тревожит огромное количество нерешенных проблем, связанных с этническим бытием. Одной из характерных особенностей современности выражена стремлением этнических народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, национального психологического склада, вписать новые страницы в историю своего народа и мирового сообщества в целом. У всех монгольских народов, в состав которой входят и буряты, была общая древняя культура своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. Основная масса этноса бурят расположена в Республике Бурятия, в Усть-Ордынском, Агинском автономном округах и в десятках районов Иркутской и Читинской областей. Именно они составляют бурятскую нацию и продолжают развивать ее культуру. Духовный опыт каждого народа независимо от его численности обладает общечеловеческой значимостью и ценностью. В ходе истории развилось несколько форм передачи культурных традиций. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним, и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. В течение всей жизни на земле человек, так или иначе, связывал свою жизнь и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом. Таким образом, тема исследования обусловлена тем, что в нашем современном мире необходим рост и развитие национальных культур, изучение и освоение подрастающим поколением родной, традиционной народной культуры. Степень изученности темы. Проблема сохранения традиционных культур достаточно широка. Поэтому требуется использование наработок из различных областей социально-гуманитарного знания: социальной философии, социологии, культурологии, социальной антропологии, демографии, социальной психологии. Благодаря своим гуманистическим и материалистическим основаниям эти науки способствовали становлению авторских представлений по данной теме, формированию главных выводов о практической значимости изучаемой проблемы как составной и неотъемлемой части анализа социокультурных процессов, происходящих в современной России.
Содержание

Введение Глава I. Традиционная культура кочевых монгольских народов 1.1. Кочевая культура, как основа традиционной культуры бурят 1.2. Традиционный календарь кочевника и его влияние на культуру и быт бурятского народа Глава II. Обрядовая и ритуальная форма традиционной культуры бурят 2.1. Обряд, как способ жизнедеятельности бурятского народа 2.2. Характеристика некоторых ритуалов, как основы традиционных обрядов бурятского народа Заключение Список использованной литературы Приложения
Список литературы

1.Елаев, А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А.А. Елаев. – М., 2000 1.1. Актуальные проблемы истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1999. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2007. 2. «Большая советская энциклопедия». Т.43, стр.90 Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Н., 2005. 3. Павлинская, Л.Р. Становление и развитие хозяйственной традиции на территории Прибайкалья и Забайкалья /Л.Р. Павлинская, С.Г, Жамбалова // Культурные традиции народов Сибири. – Л., 1986. 4.Урбанаева, И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. Философия истории /И.С. Урбанаева // РАН. Сиб.отд-ние. Бурят.науч.центр. Бурят. ин-т обществ.наук. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 10. Потаев, В.С. Традиционное животноводство Бурятии: экономика и организация / В.С. Потаев. - Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2006. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят: опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования. - М.: Восточная литература, 2015. - 239 с. Г. Ц. Цыбиков. Культ огня у восточных бурят-монголов. — «Бурятоведческий сборник», в. 3—4, Иркутск, 1927, с. 64. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006 г.
Отрывок из работы

I. Традиционная культура кочевых монгольских народов 1.1. Кочевая культура, как основа традиционной культуры бурят Кочевая культура бурят сформировывается под влиянием кочевого образа жизни, экологической этики приоритетности рода и семьи, ламаизма и шаманизма. Перечисленные предпосылки явились основой формирования культуры бурят. С древнейших времен на территории Бурятии жили различные племена и народы, частично исчезнувшие с исторического пути. В течение многих столетий их история и культура развивались во взаимосвязи с историей и культурой не только монголов, но и других народов Центральной Азии. Кочевой мир – это особый тип культуры, адаптированный к экологической нише, занимаемой этносом, и сознательно ориентированный на гармонию с природой. Различия между кочевой и земледельческой культурами мы находим в отношении к обществу, государству, родине. Концепция бытия, жизни и смерти человека неразрывно связана с пониманием природных циклов, устройством и функционированием окружающего мира. Все это отражается в самобытности мировосприятия кочевника и характеризует сознательный мировоззренческий выбор, который определяет и путь развития. Практически все отображения человеческого существования наполнены экологическим смыслом. Единые экологические идеи связывали природные и социальные стороны жизнедеятельности человека в кочевом обществе. Кочевой образ жизни формировал природную и социальную гармонию. Кочевые общества бытуют по нормам, правилам и укоренившимся традициям родовой организации социума, содействуют их сохранению. Они воссоздают свою структуру, отвергают радикальные инновации, содействуют успеху индивидов. Культурные традиции призваны были активно поддерживать устойчивое развитие традиционных систем. Экоэтический баланс был необходим в условиях кочевой культуры. Этноэкоэтика рассматривается И.С. Урбанаевой как первичный и фундаментальный регулятор естественного поведения человека, который обретается в соблюдении традиций. Автор раскрывает идейно-регулятивный комплекс, передающий особенности центрально-азиатской онтологии, где особое значение имеет феномен явления рода. Экоэтика обуславливала образ жизни, нормы отношения к земле, основанные идеалы и ценности жизненного мира, правила и нормы взаимоотношений между собой и другими этносами. Родовая принадлежность была необходима как единственный способ выживания [4, с. 55]. Кочевое и полукочевое скотоводство, коневодство, овцеводство и козоводство являлись основой экономики бурят. Рассмотрим некоторые особенности хозяйственной деятельности бурят. Ведущим типом их хозяйствования и было кочевое скотоводство, которое сформировало уклад жизни, самобытность культуры. Пять видов скота (табан хушуу мал) – крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы и верблюды – были базовой основой хозяйственной жизни. Агинские буряты разводили все пять видов скота, а самые богатые хозяйства держали до тысяч лошадей и несколько тысяч овец. В Закамне разводили, в основном, лошадей и крупный рогатый скот, в том числе яков и хай-наков - помесь яка и коровы монгольской породы. Буряты также занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием, ремеслами. Закамна относилась к числу не многих таежных, горных местностей Бурятии, где одним из систематических промыслов была охота. Единственным районом, где до начала XX в. сохраняется кочевой тип хозяйствования, являлось Агинское ведомство, что было обусловлено его специфическими природными условиями [3, с. 249]. Кочевой образ жизни обусловил тип герметически замкнутого компактного жилища – сборно-разборного сооружения из деревянного решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. Юрты подразделялись на войлочные (hэеы гэр) и деревянные (булгааhан). Те, черты кочевого образа жизни бурят, о которых сказывалось выше, во многом совпадают с особенностями аграрного, крестьянского уклада. К ним относятся такие черты, как неотрывность от природы, та же общность труда и быта, более медленный темп жизни и более близкое расстояние между людьми в поселении кочевников и селах, деревнях, чем в городах, склонность следования традиции, значительность родственных отношений, консерватизм и т. д. В.С. Потаев, посвятивший ряд работ проблемам традиционного животноводства бурятского и монгольского народов, в своей книге «Традиционное животноводство Бурятии: экономика и организация» пишет: «Опустошение хуторов малых деревень привело к утрате нравственности, потере духовных ориентиров, ухудшению демографической ситуации. Для бурят насильственная коллективизация, «сгон» их в деревни и села, последующее целенаправленное укрупнение центральных усадеб явились национальной трагедией. Перемена типов поселений бурят изменила весь комплект материального быта и культуры, что не могло отразиться на национальном самосознании» [10, стр.32-33] Тем не менее, в народе сохранялись множество традиций прошлого. Ни разу не утрачивали своей значительности некоторые традиции культуры, которые сохранились и передавались, особенно, в семье от поколения к поколению. Это объясняется их глубокими эндемическими историческими традициями, в старину данные верования были плотно связаны со всеми укладами жизни – социальной организацией, моделью семьи, общественным, семейным и хозяйственным бытом трудящихся масс. Характерную роль в развитии бурятской культуры сыграли проводимые в Москве декады искусства и литературы Бурятии. Наравне с новыми достижениями профессиональной культуры имело место и культурная, и языковая ассимиляция, которая постепенно вытесняла национальную специфичность из повседневной жизни населения [1, с.247]. В последнее время наблюдается некая стабилизация социально-культурного развития, в том числе на селе. Во всей совокупности в Бурятии общественностью осознавалась «объективная потребность в принятии мер по восстановлению утраченных культурных традиций и языка» [1, с. 273]. Это активизировало деятельность бурятского населения, преимущественно интеллигенции. В данном направлении стали проходить всебурятские съезды, создана Всебурятская ассоциация развития культуры. В г. Улан-Удэ были созданы землячества уроженцев ряда сельских районов республики, бурятских автономных округов. Устанавливались связи с бурятскими диаспорами в России и за рубежом. Были воссозданы традиционные народные праздники, другие элементы традиционной обрядности бурят, традиционный праздник Сагаалган – Новый год по лунному календарю – приобрел статус официального в республике. Огромную деятельность по пропаганде бурятской культуры выполняют творческие коллективы, в том числе газеты «Буряад Унэн», «Бурятия» и ряд других республиканских СМИ, издательств, Бурятский государственный драматический театр им. Х. Намсараева, ансамбль «Байкал» и др. Проводятся конкурсы молодых исполнителей, в том числе конкурс эстрадной песни «Белый месяц», международный бурятский фестиваль «Алтаргана» и многие другие культурные мероприятия. Непосредственно, культура бурятского этноса в современнейших условиях – сложное и противоречивое проявление. Она трансформируется, адаптируется к меняющимся условиям, нуждается в последующем всестороннем изучении. К самобытности культуры бурят следует соотнести более продолжительное сохранение кочевого образа жизни, который повлиял на многие стороны повседневной культуры. Поэтому, этническая культура бурят формируется под влиянием кочевого образа жизни, экологической этики, приоритетности рода и семьи. Названные предпосылки явились основой развития культуры бурят. 1.2. Традиционный календарь кочевника и его влияние на культуру, и быт бурятского народа Все повседневное самочувствие кочевников глубоко взаимосвязано с осознанием гармонической взаимосвязи мира человека и мира природы. Это ощущение чувства целостной взаимосвязи пронизывало всю жизнь человека, начиная с момента его зарождения. Любой народный праздник у кочевников всегда связан с календарем, то есть конкретным временем, которому приобщено то или иное событие, отмечаемое как всенародное. Связь праздника с времяисчислением вполне очевидна. Времяисчисление – календари (бур. «литэ») – у разных народов отличается разнообразием. Но самыми популярными являются солнечные и лунные календари. Календарная система бурят, как и других монгольских народов, прошла длительную эволюцию с древнейших времен до наших дней, и в ней прослеживается ряд неразрывно связанных друг с другом объёмных исторических пластов. В календаре монголов и бурят можно выделить четыре составляющих: - календарь годовой (лунный), связанный с сезонами хозяйственного года скотовода-кочевника; - календарь, представляющий собой, так называемый 12-летний животный цикл - Малое колесо времени; - 60-летний цикл, существовавший параллельно с 12-летним и включавший его в себя как один из компонентов - Большое колесо времени; - общеевропейский григорианский календарь, сменивший их в XX в. Лунный годовой календарь был связан с потребностями кочевой экономики и отражал цикличность времени, ежегодную повторяемость сезонов и месяцев года с их отмеченной раз и навсегда климатической и восходящей к ней хозяйственной спецификой, не преследуя цели линейного счета времени. Год делился на два сезона - теплый и холодный. Теплая часть года была короче холодной, она включала в себя вторую половину весны и лето. Вся остальная часть года относилась к холодному сезону. Такой тип 2-сезонного календаря известен многим народам, которые вели скотоводческое хозяйство и объясняется просто: как только становилось тепло, скот пригоняли на пастбище, а когда наступали холода, скот пригоняли с пастбищ. Хотя монголы и буряты пасли скот круглогодично на подножном корме, это правило действовало и в континентальном климате Центральной Азии. Годовой календарь был лунным, поэтому очень важными его составляющими были месяц как две лунные фазы, полумесяц как одна лунная фаза. В каждом месяце выделялись три составные части - начало, середина, конец, а также сутки и периоды суток. Важным считалась фиксация трех состояний луны: новолуние, полнолуние, старый месяц. Способов обозначения месяцев было несколько. Иногда их называли по временам года: весенние, летние, осенние, зимние. Внутри каждого из времен года месяцы именовались в следующем порядке: начальный или первый, средний или второй, последний или третий. Кроме того, месяцы и дни месяца могли обозначаться и просто порядковыми числительными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 47 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 38 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 35 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg