ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СУДАХ
1.1 Понятие и предмет ведомственного финансового контроля в судах
Финансовый контроль очень важный инструмент управления государством. Для того, чтобы государство могло эффективно реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, а также обеспечивать выполнение социально-экономических программ, ему необходимо осуществлять должный контроль за законным формированием и использованием своих финансовых ресурсов. Необходим четкий контроль за осуществлением всех финансовых операций, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельно взятого предприятия. В последнее время происходит реформирование финансового контроля, а также совершенствуются ведомственный финансовый контроль в судах. Однако следует отметить, что уровень эффективности финансового контроля в стране оценивается как недостаточный .
Финансовый контроль – это проверочные действия, осуществляемые надзорными органами или собственными силами субъектов хозяйствования, с целью определения законности и эффективности создания, распределения и применения финансовых активов. Под финансовыми средствами понимаются не только деньги, но и финансовые обязательства, имущество.
Финансовая система выступает индикатором целесообразности экономических решений, показывает оптимальность функционирования экономики. Осуществление финансового контроля призвано соблюдать интересы сторон финансовых отношений, а также реализовывать финансовую дисциплину согласно действующему законодательству.
Проверка соблюдения норм финансового права направлена на решение следующих финансово-экономических задач:
- соблюдение кассовой и финансовой дисциплины;
- определение полномочий проверяющих органов и отдельных лиц;
- выявление злоупотреблений проверяющими органами, превышение ими полномочий;
- анализ соответствия проведенных хозопераций требованиям финансового права;
- соблюдение правильности заполнения соответствующей документации, своевременность постановки на учет объектов имущества.
- проверка правильности оформления данных финансового, управленческого и бухгалтерского учета, в том числе, нормам, установленным органами местной власти;
- своевременность и полнота выполнения обязательств перед государством в части уплаты налогов и иных обязательных сборов;
- выполнение установленных целей целевого и бюджетного финансирования;
- определение мер пресечения или размер санкций относительно лиц и организаций, совершивших финансовые правонарушения и др.
Судебная система представляет собой совокупность специализированных органов власти, называемых судами и предназначенными для осуществления правосудия на территории страны. Судебная деятельность на территории РФ регламентируется «Федеральным конституциональным законом от 07.02.2011 N 1-ФКЗ». Качественное функционирование судебной системы РФ и эффективное отправление правосудие возможно только при надлежащем финансовом обеспечении. Незыблемый постулат, гарантирующий исключительную законность в вынесении приговоров и решений, базируется на независимости судей, одной из основ которой является финансирование их деятельности исключительно из федерального бюджета. При этом государство обязано уделять особое внимание необходимости выделения адекватных ресурсов для функционирования судебной системы, включая назначение достаточного числа судей, сообразно рассматриваемому числу дел, обеспечения судов необходимым техническим персоналом и оборудованием, а также выделения соответствующих средств на выплату судьям жалования и реализации установленных для них социальных гарантий . Вместе с тем, целевое использование финансовых ресурсов и эффективность их распределения должна контролироваться со стороны собственника средств -государства. Формой такого контроля, в том числе является ведомственный финансовый контроль.
К основным задачам ведомственного контроля относятся:
-контроль за выполнением плановых заданий,
-экономным использованием материальных и финансовых ресурсов,
-сохранностью государственной собственности,
-правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы
-пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.
Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.
Проблема организации и осуществления ведомственного финансового контроля - важная составляющая часть общей проблемы укрепления и совершенствования государственного финансового контроля.
Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами государственной власти и подведомственными им организациями. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.
Вместе с тем административная и бюджетная реформы относят организацию ведомственного контроля к числу первоочередных задач, решение которых должно способствовать повышению эффективности государственных расходов.
Под ведомственным финансовым контролем в данном случае следует понимать финансовый контроль, выполняемый специально уполномоченными подразделениями органов государственной власти. Методологически он представляет собой разновидность внутреннего финансового контроля, однако исключительно внутренним контролем не является.
Поскольку отраслевые и другие системы государственной власти имеют, как правило, вертикальную структуру и территориальные органы, то в реальной контрольной работе неизбежны ситуации, когда центральная контрольная служба, оставаясь органом внутреннего финансового контроля конкретной системы, по отношению к проверяемым объектам фактически выступает в роли органа внешнего контроля.
Проводимая в стране административная реформа предполагает, в числе прочего, организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
Основания для определения ведомственного контроля как одного из видов государственного контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах. В экономическом плане определяющим фактором является то, что ведомственный финансовый контроль главным образом имеет дело с государственными (и прежде всего бюджетными) средствами, их поступлением и расходованием. Для получения и использования государственных средств у различных ведомств имеются и другие источники. Возможны также варианты привлечения государственными учреждениями частных денег, поскольку предпринимательская деятельность для бюджетных учреждений не запрещена. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.
Преимущественная забота ведомственного контроля - проверки использования полученных ведомством и его подразделениями средств. На поступление средств он может влиять лишь ограниченно. Но это не означает, что контролеры вправе безразлично относиться к тому, какие средства и какими путями приходят в систему ведомства. И здесь у контроля имеются определенные возможности, в частности проверка использования полученных средств, законности и эффективности их расходования, а также обоснованности и правомерности действий ответственных должностных лиц.
Крайне важно то, что именно с помощью ведомственного контроля и только с его участием можно обеспечить соблюдение базового условия эффективности контроля - полный охват подлежащего контролю массива государственных средств с установленной постоянной периодичностью проведения ревизий и проверок. Для этого ведомственный контроль должен охватывать каждую организацию, каждое учреждение данного ведомства в предусмотренный срок.
Как это будет достигнуто организационно - вопрос скорее технический, и ответ на него зависит от производственно-организационной структуры ведомства. Но в любом случае здесь реализуется преимущество близости ведомственного контроля к подконтрольным объектам и обслуживающим их финансовым потокам, к местам использования поступивших государственных и иных средств. Очевидно, что в условиях нашей страны термин "близость" не следует понимать исключительно технически и географически. Российские расстояния обусловливают необходимость многодневных командировок и в пределах поля деятельности ведомственного контроля.