1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторический процесс возникновения и становления социального государства
Становление страны как социального государства является неотъемлемой частью развития любого демократического режима государственного управления. Социальное государство представляет собой политическую систему, которая перераспределяет социальные блага таким образом, чтобы все граждане имели достойный уровень жизни. В настоящее время примерами политики социального государства могут служить различные государственные социальные программы, проводимые для повышения уровня жизни той или иной социальной группы граждан (чаще всего социально незащищенных групп). В основе социального государства лежит принцип социальной справедливости .
Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «справедливость есть равное, но не только для равных». Основы современной (либеральной) концепции справедливости были заложены Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье и т.д. Однако началом современной дискуссии о справедливости положило появление в 1971 г. работы американского философа Дж. Роулза «Теория справедливости». Основу его модели, которая называлась «справедливость как честность», легла классическая идея общественного договора, разработанная Локком, Гоббосом и Руссо. Роулз писал о том, что его концепция «представляет собой попытку сформулировать принципы справедливости, которые отразили бы основные нормативные результаты, достигнутые западной мыслью за последние три столетия» .
Размышления на тему необходимости появления высокой доли гуманизма в управлении государством, помощи обездоленным и незащищенным слоям существовали еще у Аристотеля и Платона. Ближе в середине XIX в. теории утопистов о социальной сущности государства и теория К. Маркса о социальных регуляторах развития государственности оказались недостаточными из-за повышения важности роли социальных функций, исполняемых государством. Государство стало выступать в новом качестве и обладать новыми социальными характеристиками.
Первыми на социальное государство обратили внимание немецкие ученые XIX в.: Л. фон Штейн, Ю. Оффнер, Ф. Науманн, А. Вагнер. Само понятие «социальное государство» было введено в науку в 1850 г. немецким историком, философом и экономистом Лоренцом фон Штейном. Это было первым этапом (первой ступенью) в развитии теории «социального государства». Он считал, что любая монархия не будет иметь смысла, если будет отказывать от социальных реформ. Это послужило основой для создания теории социальной монархии, которая в дальнейшем переросла в теорию социального государства .
Целенаправленная политика государства, по Штейну, включает в себя в том числе проведение социальных реформ. В связи с тем что государство находится на ступень выше капитала и труда и «сильно терпит от зависимого положения низшего, чисто рабочего класса», так как численность этого класса напрямую влияет на уровень бедности самого государства.
Л. фон Штейн считал, что прямая обязанность государства — это проведение социальных реформ, направленных на положение рабочего класса, который является самым многочисленным. По мнению ученого, у государства есть все возможности для создания таких условий, при которых труд мог бы приводить к приобретению собственности рабочими. Этот путь превращает государство в социальное и позволяет обеспечить каждому человеку условия благосостояния. Основными условиями для этого является не духовное или хозяйственное богатство как таковое, а именно свободная мобильность внутри классов, которая делает это богатство достижимым для каждого человека.
Социальное государство пытается сбалансировать и минимизировать эти противоречия, используя для этого изменения в отношении к собственности человека, тем самым давая ему возможность менять свою классовую принадлежность. Социальное государство стремиться к тому, что сгладить межклассовые противоречия и различия, сбалансировать их. Классовая мобильность помогает людям путем изменения отношения к собственности практически свободно менять свою классовую принадлежность .
Для государства очень важным является выполнение своих социальных функций — это служит гарантом его целостности и мирного существования общества. Однако важным моментом является то, что интересы общества нужно не подчинять, а искать консенсус с ними и гармоничное разрешение противоречий. Если этого консенсуса найдено не будет, и государство не сможет выполнять свои социальные функции, то появляется риск возникновения гражданской войны и власти физических лиц, которая убивает государство как целостность .
Государство стремится к тому, чтобы власть чувствовала себя в безопасности, а оно само сохраняло политическую и социальную стабильность. Однако по мнению Штейна, оно не должно останавливаться в своем развитии после того, как станет социальным государством. На развитие государства влияют все его граждане, чем меньше они развиты, тем меньше развито само государство. Все цели, поставленные государством, должны быть реальными и осуществимыми, удовлетворить все потребности и мечты граждан невозможно. В этом контексте стоит говорить о совпадении интересов государства и общества. Штейн полагал, что главной целью государства является сохранение его социально-политической стабильности через установление баланса между общественными интересами. Эта цель включает снижение остроты вопроса о социальном неравенстве через обеспечение достойной жизни всем гражданам. Основным условием существования социального государства является отсутствие противоречия его политики с интересами граждан, которое обеспечивает политическую стабильность и безопасное существование в нем граждан.
С течением времени и внедрением социального государства в практику правления его социальные функции стали одним из способов удовлетворения потребностей общества, одновременно порождая новые потребности. Остальные способы удовлетворения социальных потребностей разделяются на два фронта: либо переходят к государству (страхование), либо становятся общественными (благотворительность).
Одновременно с термином «социальное государство» в 80-е гг. XIX в. в Германии появляется другой термин — «государство благоденствия», политика которого направлена на улучшение жизни своих граждан. Однако в общем смысле «государство благоденствия» становится синонимом социальному и подразумевает наделение государства социальной ответственностью. В 1930 г. понятие «социального государства» было соединено с понятием «правового государства», результатом этого симбиоза стало образование понятия «социального правого государства» (Г. Геллер) . Центральной идеей социального правового государства становится обеспечение прав гражданина путем государственных социальных гарантий.
Закрепление за государством социальных функций произошло после установления связи между социальным государством и его правовой природой. В этот момент социальные функции государства выходят на первый план и становятся ведущими для осуществления внутренней политики. Личные права человека становятся основополагающими для формирования власти, политической природы государства и его социальных функций, которые избираются самими гражданами. В этот же момент происходит окончательная передача социальных функций от общества к государству и признание их на правовом уровне.
Русский ревизионистский марксизм (П.Б. Струве, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский), который акцентировал внимание на том, что социальное государство стоит рассматривать как «социально-правовое государство, или социально справедливое государство», выдвинул идею обусловленности социального государства. В 1909 г. Б.А. Кистяковский ввел в обиход понятие «социалистическое правовое государство», в основе которого лежали принципы естественного права .
Правовое обоснование существования социального государства стало большим толчком для развития представлений о его социальной сущности. Приобретение социальным государством правового обоснования стало большим толчком для развития представлений о государстве и о его социальной сущности. Дальнейшая трансформация государственных социальных функций произошла благодаря формальному закреплению таких понятий, как равенство, солидарность и права. Этот этап можно назвать второй ступенью в развитии понятия социального государства (первой ступенью была теория Лоренца фон Штейна).
В период с 60-х по 90-е гг. ХХ в. понятие «государство благоденствия» сменяется понятием «государство всеобщего благоденствия», трактовка которого отличается от понятия социального государства. Государство всеобщего благоденствия своей целью имеет достижение относительно равного высокого уровня качества жизни всех без исключения граждан. Эта идея становится доминирующей в идеологии и в социальной практике развитых государств, а понятие «государство всеобщего благоденствия» в этот период становится ведущим, отодвинув на второй план понятие социального государства .
Период с конца 50-х и до середины 80-х гг. ХХ в. можно обозначить как четвертый этап развития социального государства — этап всеобщего благоденствия. Однако в официальной политике в этот период чаще употребляют термин «социальное государство», что связано с двумя основными причинами :
1) «Социальное государство» является исторически более ранним и наиболее устоявшимся понятием, которое впоследствии становится обобщенным родовым понятием всего синонимического ряда, обозначающего данный государственный тип;
2) «Социальное государство» воспринималось скорее в негативном контексте, нежели «государство всеобщего благоденствия». В последнем акцент делался на принцип всеобщей компенсации, что было более нейтральным для восприятия, так как связано с выполненными для государства задачами, а следовательно, и являлось более предпочтительным с политической точки зрения.
В теоретическом плане переход к государству всеобщего благоденствия сулил отказ от модели социального государства, для которой характерно установление жесткой связи между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности, и переход к реализации принципов распределительной справедливости. Коммутативная справедливость базируется на принципе правомерных ожиданий и предполагает правовую определенность статуса участников общественных отношений и «заключается в формальном равенстве прав», она основывается на принципе взаимности и следует правилу «каждому по заслугам». Корректирующая справедливость ставит своей целью экономическое равенство. Ее основным принципом является перераспределение благ между богатыми и бедными слоями населения и следует правилу «каждому по потребности». В этом случае необходимо вмешательство со стороны государства, в то время как коммуникативная справедливость может осуществлять свои принципы самостоятельно. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия основывается на принципе равенства и механизме перераспределения через сверх понимание солидарности. Благодаря солидарности главной функцией государства становится перераспределение благ между гражданами.
Таким образом, с течением времени изменялся подход к определению социального государства, трансформировались его функции и его ответственность перед гражданами. Если раньше основной целью социального государства являлось улучшение качества жизни всего населения со стороны государства, то в наше время происходит размывание государственной, частной и организационной (организации, ассоциации) ответственности за предоставление и исполнение социальных услуг.
1.2 Конституционно-правовые основы социального государства в Российской Федерации
Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. «1 . РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
С момента своего принятия в 1993 году Конституция Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя предусматривает признание современной России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Несмотря на довольно лаконичное содержание положений статьи 7 Конституции, в которой закреплён правовой принцип социального государства и перечислен ряд основных направлений государственной политики в социальной сфере, указанная статья является основополагающей для осуществления публичных функций социального характера .
Представляя собой систему абстрактных правовых норм, статья 7 Конституции России одновременно создаёт нормативную основу для определения возможных способов реализации социальной политики органами публичной власти, ориентируя их на принятие мер, направленных на достижение макроцели в виде повсеместного утверждения принципа социального государства в практике государственного строительства, и ограничивает принятие государственно-властных решений, не согласующихся с этим правовым принципом.
Намерение участников Конституционного совещания 1993 года, осуществлявших разработку проекта Конституции Российской Федерации, придать правовому принципу социального государства особую значимость вполне понятно. Только благодаря предоставлению указанному принципу гарантии его реализации, имеющей конституционный характер, стало возможным создание качественно новых условий для проведения государственной политики в социальной сфере. Политики, предполагающей не только гибкость механизмов государственной поддержки наименее социально защищённых слоёв населения, но также и недопустимость отстранения публично-властных институтов от исполнения социальных функций государства.
Конституционная догматизация принципа социального государства, то есть закрепление соответствующих положений в Конституции РФ, отражает стремление государства и, что не менее важно, самого общества, запрос которого лежит в основе определения вектора социальной политики, на формирование позитивной политической повестки, на проведение изменений, позволяющих создать максимальный объём возможностей для человека .
Социальная государственность современной России в то же самое время выступает в качестве результата общественного консенсуса относительно долгосрочной программы действий государства в социальной сфере. Всенародное голосование 1993 года по проекту Конституции России показало стремление граждан России сохранить всё то, что было достигнуто ранее, и, обеспечив историческую преемственность, продолжать государственное развитие в соответствии с принципом социального государства.
Обеспечение и защита социальных прав — приоритетное направление деятельности публичной власти, что неоднократно подчёркивалось на высшем государственном уровне. В связи с этим закрепление в Конституции принципа социального государства, с одной стороны, возлагает на органы власти определённые обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения, и, с другой стороны, не позволяет осуществлять меры, входящие с этим принципом в противоречие. Закрепление в Конституции положений о социальном государстве и иных норм, направленных на конкретизацию соответствующего правового принципа, возлагает на государство дополнительные обязанности по обеспечению действия социальных гарантий, пересмотреть которые в сторону ухудшения будет весьма затруднительно. Расширение «социальной базы» Конституции выступает элементом прогрессивного развития отечественного конституционализма, в полной мере отвечающего общемировым тенденциям конституционной позитивизации социальных обязательств государства и определением в национальных конституциях широкого круга гарантий конституционных прав граждан.
Так, например, в соответствии со статьей 50 конституции Испании государственные органы посредством адекватных и периодически индексируемых пенсий гарантируют гражданам, достигшим преклонного возраста, достаточный доход. Аналогичным образом, без ущерба для обязательств семей, они должны содействовать своему благосостоянию через систему социальных услуг, которая обеспечивает решение их конкретных проблем в области здравоохранения, жилья, культуры и досуга. Преамбулой к Конституции Франции каждому гражданину, который в силу своего возраста, физического или умственного состояния или экономического положения не может работать, гарантируется право на получение материальной помощи. Статьей 38 Конституции Италии каждому трудящемуся гарантируется право на получение достаточных для удовлетворения своих потребностей материальных средств, а также получение таких средств при наступлении несчастного случая, болезни, инвалидности, старости и вынужденной безработицы. Статьей 30 конституции Чехии каждому гражданину предоставляется право на достойное материальное обеспечение по старости, в периоды нетрудоспособности, а также в случае потери кормильца.