ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
1.1. Принципы обучения
В современном мире учитель физической культуры должен иметь широкие общие и специальные знания и в идеале владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.
Теоретическая готовность в первую очередь требует умения ориентироваться в специальной терминологии, знать сущность основных понятий.
Процесс обучения основывается на некоторых общих положениях – принципах,отражающих закономерности педагогического процесса и обязательных при решении образовательных и воспитательных задач. Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности - эти основные принципы.[2, С. 15]
Принцип сознательности и активностипри обучении навыкам игры в баскетбол означает следующее:
1) Понимание и осмысление детьми сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;
2) Самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.
Активное, заинтересованное отношение со стороны занимающихся к улучшению своего двигательного потенциала способствует значительной результативности обучения. Значительных успехов сможет достичь лишь тот ученик, знающий, чего он хочет, и стремящийся к этому. Поэтому перед педагогом ставится следующая задача – побудить в своих воспитанниках потребность к физическому совершенствованию. [2, С. 18]
Под принципом наглядности подразумевается формирование у учеников конкретного представления изучаемого материала на разных уровнях его осваивания, опираясь на визуальное восприятие различных действий.
Помимо традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. в данном принципе необходимо использовать современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они заметно увеличивают возможности показа наилучших образцов техники игры в баскетбол.
Дальше внимание акцентируется на формировании двигательного образа. Важную роль здесь играет вестибулярный аппарат и рецепторы мышц. Соответствующе ведущими средствами будут являться физические упражнения во всевозможных вариациях.
Принцип доступности и индивидуализацииопирается на предварительном оценивании педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей учеников с дальнейшим подбором посильных заданий в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. Проблемы в обучении должны быть решаемы для воспитанника, а его учебная деятельность – доставлять ощутимость результатов в осваивании информации.
Отбор и структурирование тренировочных и игровых упражнений, которые требуют взаимодействия игроков в пространстве и времени, также должны основываться с учетом достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала включенных в них партнеров. [3, С. 68]
Результативность данных средств комплексного характера обеспечивается лишь в высшей степени согласованных действий воспитанников.
Принцип постепенностинеотъемлемо связан с предыдущим принципом и его формулировка представляется в виде методологического правила: «от простого – к сложному, от легкого – к трудному». Его осуществление гарантирует поэтапное усложнение программного материала, намечая дальнейшее расширение технико-тактического арсенала занимающихся и последующему его усложнению.
Принципу систематичности и последовательности необходимо конкретное планирование и регулярность в обучении; следование рациональной преемственности между разделами учебного материала в согласии с игрой, ее сущностью и внутренней логикой. Новый материал должен основываться на ранее усвоенном. Недостаток постоянства в занятиях приводит к затуханию двигательных навыков и полученных знаний.
Вышеперечисленные принципы обучения близко перекликаются в практической деятельности. Вне связи с другими принципами ни один из них не может быть эффективно реализован. Основа результативности на занятиях по баскетболу - единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов. [3, С. 99]
1.2. Средства обучения
Использование адекватных средств и методов подразумевается в практической реализации принципов обучения. На уроках по баскетболу используются как общепедагогические, так и специфические средства.
Общепедагогические средства часто применяют почти на каждом уровне обучения. Сообщение конкретной информации о предмете изучения всегда предшествует практическому осваиванию материала на занятиях.
При помощи слова педагог организует учеников, устанавливает перед ними задачи, оценивает выполнение и корректирует процесс обучения. Слово педагога должно выделяться, а именно: будить у занимающихся интерес и творческую активность, быть конкретной, лаконичной, образной.
Формирование четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии подразумевает показ их рациональных примеров при помощи средств наглядности: учебных фильмов, непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке, фотоиллюстраций, макетов и схем. [6, С. 55]
Кспецифическим средствамобучения относят физические упражнения, разделенные на вспомогательные и основные. Мерилом данного разделения служит их содержание и направленность воздействия на организм воспитанников.
Вспомогательные упражнениявключают в себя двигательные действия, которые создают специальный фундамент для большей успешности овладения техникой и тактикой игры. Здесь также присутствуют другие разделы школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, практикуемые виды спортивных игр. При их помощи решается проблема как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, которые необходимы в игре в баскетбол: быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, гибкость.
Базовые упражнения имеют направленность на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. Также к ним относят игровые задания, требующих эффективного воспроизведения технико-тактических действий в различных вариациях противодействия, включая игровое противоборство.
В освоении техники игры в зависимости от сложности учебного материала используются упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям). [8, С. 29]
На тренировках по баскетболу активно используются подводящие упражнения.Своей координационной структурой они похожи на основные или представляют собой их составные части и проводятся в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и др. Поэтому подводящие упражнения легки в усваивании, они делают быстрее процесс обучения и подводят учеников к овладению рациональной техникой и тактикой игры.
На этапе совершенствования результативнызанятия комплексного характера, подразумевающие проведение изученных технических действий в режиме, которые стимулируют одновременное формирование специальных физических качеств или освоение тактики игры. [2, С. 150]
Игровые приемы и технико-тактические действия, изученные ранее, закрепляют в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. Дальше они улучшаются в подготовительных, учебных и контрольных играх, которые ориентированы на получение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Данные средства комплексного воздействия в занятиях баскетболом более эмоциональны, а следственно особенно популярны пользуются большей популярностью у воспитанников.
1.3. Методы обучения
Конкретное воздействие любого педагогического средства формируется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.
Использующиеся на уроках баскетбола методы делят на три группы:
1) Словесные;
2) Наглядные;
3) Практические.
Относят к словесным методам: задание, указание, беседа и разбор, рассказ, объяснение, команды и распоряжения.
Рассказ - краткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их использования, месте и значении в игровой деятельности. [2, С. 160]
Объяснениерассматривает содержание, форму и структуру определенного двигательного движения или действия, а также условия, которые определяют его результативность. Четкое и доступное объяснение формирует условия для осваивания новых игровых приемов, правильного проведения тактических установок. Самое главное требование к объяснению – краткость. Педагогу необходимо уметь выделять главное, не акцентируя внимание на второстепенных вещах.
Команды и распоряжения– специфические формы речевого воздействия для эффективного управления деятельности воспитанников. Они отличаются особой краткостью. На уроках по баскетболу в основном пользуются распоряжениями, не имеющих строго определенной формы, они просты и доступны по содержанию. Распоряжения дают при подготовке, начале или окончании занятия или игрового задания.
Задание– это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх. [2, С. 285]
Указаниеразличается с заданием краткостью формы и имеет направленность на включение коррективов в действия воспитанников в процессе проведения задания или в процессе игрового противоборства.
Беседаподразумевает собой диалог между педагогом и учениками, из-за чего происходит обмен мнениями и составляется план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.
Разбор,в свою очередь, выполняют после завершения занятия, игры или упражнения. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.
Наглядные методы своеобразны и нацелены на включение сенсорных процессов у спортсменов.
К данным методам, относитсяв первую очередь демонстрация упражнений илиих частей тренером или более готовым спортсменам. Демонстрирование должно носить четкий образцовый характер и формировать целое представление у спортсменов о движениях или действиях. Для этого всего нужно формировать необходимые условия: подобрать место для показа занятий и осуществить благоприятные условия для его обзора; выполнить показ полностью или поэтапно, в обычном или медленном темпе и др. [6, С. 122]
Высоко эффективные и дополнительные наглядные методы: показ фильмов и видео нарезок, изображений, фотографий, схем тактических взаимодействий, применение демонстрационных досок, планшетов и других средств. Повторный и замедленный показ или демонстрация также дают положительный эффект.
Методы ориентирования также оказывают определенное влияние. Благодаря предметным и условным ориентирам (например, переносные стойки, стулья, линии разметки, мячи, ориентиры на щите разнообразные зрительные и звуковые сигналы и др.) сужают траекторию движения, дают сигнал о его начале либо окончании, регулируют смену направлений, показывают направление полета мяча и др. [9, С. 96]
Применение наглядных методов обязательно должно согласовываться с различными видами словесных методов. Данное сочетание служит главным фактором высокой результативности в проведении учебных занятий.
Практические методыопираются на активную двигательную деятельность учеников. Правильное применение данных методов играет важную роль в осваивании навыков и умений игры в баскетбол.
Упражнениявключают в себя неоднократные повторы движений с целью овладения техникой игрового приема, согласования приемов некоторыми воспитанниками или технико-тактических взаимодействий внутри их группы.
Процесс разучивания приема может осуществляться как полностью, так и по отдельности. Сравнительно простые игровые приемы (например, передвижения, ведение мяча, стойки и др.) выучиваются целиком, потому что их разбиение дезорганизует структуру движений и делает процесс обучения сложнее. Разучивание приемов по отдельности (расчлененным методом) подразумевает быстрое осваивание разделенных частей одного целого двигательного действия с постепенной их интеграцией в одно целое. Координационно - сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы) в баскетболе осваивают дифференцированным методом. [5, С. 66]
Также при освоении техник и тактик баскетбола обширно применяют подводящие упражнения.По большей степени, их объединение в блоки строится таким образом, чтобы при систематическом и поэтапном осваивании более простых движений или двигательных действий привести юных баскетболистов к освоению сложными технико-тактическими действиями полностью. Требуемые задачи протекают в точной градации с помощью педагога или индивидуально. Эти задачи включают в себя:
1) Подражание отдельных элементов движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);
2) Фиксирование положений частей тела в необходимое время определенного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. Мяч поднят к голове);
3) Формирование факторов вынужденного ограничения размаха и направленности движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);
4) Наводное отключение из единого движения некоторых частей тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).
Число подводящих упражнений и срок их применения обуславливаются эффективностью процесса обучения. Полную реализацию приема проводить в случае свободного и уверенного выполнения его основных частей как раздельно, так и целиком. Впоследствии условия исполнения технических приемов усложняются. [1, С. 100]