Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Процесс обучения юных баскетболистов

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.03.2021
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболистов. Предмет исследования - методы и средства обучения тактики игры в баскетбол. Цель исследования - изучить закономерности обучения тактики игры в баскетбол. Гипотеза исследования: Познакомившись с правилами баскетбола и узнав, насколько интересно играть в эту игру, мы предполагаем, что можно начинать заниматься ею уже в начальной школе. Задачи исследования: 1) Изучить особенности тактики игры в баскетбол; 2) Проанализировать средства и методы обучения тактики игры в баскетбол. Методы исследования: 1) Методы теоретического уровня (формализация, идеализация, анализ литературных источников по проблеме исследования); 2) Методы эмпирического уровня (анализ продуктов деятельности).
Введение

Подготовка баскетболистов проходит в несколько этапов, имеющие свою определенную специфику. Долголетняя подготовка баскетболиста построена на основе методических положений, которые и представляют список вопросов решаемых в учебно-тренировочном процессе. В первую очередь, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на наивысшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом приоритет отдают воспитанию спортсменов высшего класса. В связи с этим в течение всего времени происходит отбор более одарённых детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высшего достижения. Для реализации наивысшего спортивного мастерства необходимо освоить определенный объем нагрузок тренировок и соревнований. Для успешного построения подготовки, нужно сохранить баланс между затратой и восстановлением энергии занимающихся. Этому способствует логичное построение учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальности каждого игрока. Подготовка баскетболиста-мастера высшего класса осуществляется лишь при решении комплекса задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На начальной фазе подготовки эта проблема разрешается за счет комплексных занятий. Баскетбол – один популярных видов спорта. За свою многолетнюю историю он нашёл огромное число поклонников во всем мире. Этому виду спорта характерна высокая зрелищность, эмоциональность, демонстрирование спортсменами различных проявлений своих физических качеств и двигательных навыков, умственных и психологических возможностей. Благодаря этому к игре возрос интерес миллионов поклонников по всему миру. Интеграция навыков техники игры и физических качеств широко применяется в российской системе воспитания и образования. В развитии различных сторон подготовленности юных баскетболистов отсутствует баланс. Тренер должен знать возрастные особенности развития юных баскетболистов и модельные свойства спортсмена высокой квалификации. Вопросы теории и практики спортивной тренировки баскетболистов различного уровня мастерства широко рассматриваются в специальной литературе. Всё чаще в меньшей степени раскрыты моменты преподавания баскетбола как в средства всестороннего физического воспитания подрастающего поколения. Успех в профессиональной педагогической деятельности специалиста физической культуры полностью зависит от его теоретической подготовки, научного образования и эрудиции, знания новейших обучающих технологий и уровня умения владеть методикой обучения определённому разделу учебной программы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ…………………………………………………………………….. 6 1.1. Принципы обучения……………………………………………………... 6 1.2. Средства обучения………………………………………………………. 8 1.3. Методы обучения………………………………………………………… 10 1.4. Методы организации занимающихся…………………………………... 15 1.5. Последовательность обучения тактики игры………………………….. 17 ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ……………………………………… 20 2.1. Учебно-тренировочный процесс баскетболистов……………………... 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 29
Список литературы

1. Вари, П. 1000 упражнений игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие / П. Вари. – Киев : Здоровья, 1997. – 167 с. 2. Гомельский, А. Я. Энциклопедия от Гомельского : энциклопедия / А. Я. Гомельский. – М. : Фаир-Пресс, 2010. – 352 с. 3. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта : учеб. пособие / Л. В. Костикова. – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 167 с. 4. Мессина, Э. Проблемы современного баскетбола / Э. Мессина // Баскетбол : Научно-методический вестник. – 2008. – № 5. – С. 3–5. 5. Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами начальной подготовки по баскетболу : метод. рекомендации / под ред. Е. А. Черновой. – М. : Академия, 2006. – 96 с. 6. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский – М. : Академия, 2008. – 336 с. 7. Портных, Ю. И. Игры в тренировке баскетболистов : учеб.-метод. пособие / Ю. И. Портных, Б. Е. Лосин, Л. С. Кит. – СПб. : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2009. – 64 с. 8. Сортэл, Н. Баскетбол. Первые шаги : учеб. пособие / Н. Сортэл.– М. : Академия, 2002. – 212 с. 9. Спортивные игры. Техника, тактика обучения : учеб. для вузов / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М. : Академия, 2008. – 397 с. 10. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства : учеб. для вузов / под ред. Ю. Д. Железняка. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 418 с. 11. Сэчер, А. Баскетбол. Быстрая и легкая тренировка : метод. пособие / А. Сэчер, У. Фрейзер. – М. : Астрель, 2006. – 384 с. 12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2008. – 480 с. 13. Чернова, Е. А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболис-тов : метод. рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу / Е. А. Черно- ва. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 49 с. 14. Рид, М. Научный взгляд на тренировку баскетболистов / М. Рид // Баскетбол: научно-методический вестник. – 2009. – № 7. – С. 44–47. 15. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами: методическое пособие / под ред. Е. Я.Гомельского. – М. : Первое сентября, 2009. – 92 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ 1.1. Принципы обучения В современном мире учитель физической культуры должен иметь широкие общие и специальные знания и в идеале владеть методологией и технологией профессиональной деятельности. Теоретическая готовность в первую очередь требует умения ориентироваться в специальной терминологии, знать сущность основных понятий. Процесс обучения основывается на некоторых общих положениях – принципах,отражающих закономерности педагогического процесса и обязательных при решении образовательных и воспитательных задач. Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности - эти основные принципы.[2, С. 15] Принцип сознательности и активностипри обучении навыкам игры в баскетбол означает следующее: 1) Понимание и осмысление детьми сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия; 2) Самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении. Активное, заинтересованное отношение со стороны занимающихся к улучшению своего двигательного потенциала способствует значительной результативности обучения. Значительных успехов сможет достичь лишь тот ученик, знающий, чего он хочет, и стремящийся к этому. Поэтому перед педагогом ставится следующая задача – побудить в своих воспитанниках потребность к физическому совершенствованию. [2, С. 18] Под принципом наглядности подразумевается формирование у учеников конкретного представления изучаемого материала на разных уровнях его осваивания, опираясь на визуальное восприятие различных действий. Помимо традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. в данном принципе необходимо использовать современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они заметно увеличивают возможности показа наилучших образцов техники игры в баскетбол. Дальше внимание акцентируется на формировании двигательного образа. Важную роль здесь играет вестибулярный аппарат и рецепторы мышц. Соответствующе ведущими средствами будут являться физические упражнения во всевозможных вариациях. Принцип доступности и индивидуализацииопирается на предварительном оценивании педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей учеников с дальнейшим подбором посильных заданий в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. Проблемы в обучении должны быть решаемы для воспитанника, а его учебная деятельность – доставлять ощутимость результатов в осваивании информации. Отбор и структурирование тренировочных и игровых упражнений, которые требуют взаимодействия игроков в пространстве и времени, также должны основываться с учетом достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала включенных в них партнеров. [3, С. 68] Результативность данных средств комплексного характера обеспечивается лишь в высшей степени согласованных действий воспитанников. Принцип постепенностинеотъемлемо связан с предыдущим принципом и его формулировка представляется в виде методологического правила: «от простого – к сложному, от легкого – к трудному». Его осуществление гарантирует поэтапное усложнение программного материала, намечая дальнейшее расширение технико-тактического арсенала занимающихся и последующему его усложнению. Принципу систематичности и последовательности необходимо конкретное планирование и регулярность в обучении; следование рациональной преемственности между разделами учебного материала в согласии с игрой, ее сущностью и внутренней логикой. Новый материал должен основываться на ранее усвоенном. Недостаток постоянства в занятиях приводит к затуханию двигательных навыков и полученных знаний. Вышеперечисленные принципы обучения близко перекликаются в практической деятельности. Вне связи с другими принципами ни один из них не может быть эффективно реализован. Основа результативности на занятиях по баскетболу - единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов. [3, С. 99] 1.2. Средства обучения Использование адекватных средств и методов подразумевается в практической реализации принципов обучения. На уроках по баскетболу используются как общепедагогические, так и специфические средства. Общепедагогические средства часто применяют почти на каждом уровне обучения. Сообщение конкретной информации о предмете изучения всегда предшествует практическому осваиванию материала на занятиях. При помощи слова педагог организует учеников, устанавливает перед ними задачи, оценивает выполнение и корректирует процесс обучения. Слово педагога должно выделяться, а именно: будить у занимающихся интерес и творческую активность, быть конкретной, лаконичной, образной. Формирование четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии подразумевает показ их рациональных примеров при помощи средств наглядности: учебных фильмов, непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке, фотоиллюстраций, макетов и схем. [6, С. 55] Кспецифическим средствамобучения относят физические упражнения, разделенные на вспомогательные и основные. Мерилом данного разделения служит их содержание и направленность воздействия на организм воспитанников. Вспомогательные упражнениявключают в себя двигательные действия, которые создают специальный фундамент для большей успешности овладения техникой и тактикой игры. Здесь также присутствуют другие разделы школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, практикуемые виды спортивных игр. При их помощи решается проблема как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, которые необходимы в игре в баскетбол: быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, гибкость. Базовые упражнения имеют направленность на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. Также к ним относят игровые задания, требующих эффективного воспроизведения технико-тактических действий в различных вариациях противодействия, включая игровое противоборство. В освоении техники игры в зависимости от сложности учебного материала используются упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям). [8, С. 29] На тренировках по баскетболу активно используются подводящие упражнения.Своей координационной структурой они похожи на основные или представляют собой их составные части и проводятся в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и др. Поэтому подводящие упражнения легки в усваивании, они делают быстрее процесс обучения и подводят учеников к овладению рациональной техникой и тактикой игры. На этапе совершенствования результативнызанятия комплексного характера, подразумевающие проведение изученных технических действий в режиме, которые стимулируют одновременное формирование специальных физических качеств или освоение тактики игры. [2, С. 150] Игровые приемы и технико-тактические действия, изученные ранее, закрепляют в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. Дальше они улучшаются в подготовительных, учебных и контрольных играх, которые ориентированы на получение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Данные средства комплексного воздействия в занятиях баскетболом более эмоциональны, а следственно особенно популярны пользуются большей популярностью у воспитанников. 1.3. Методы обучения Конкретное воздействие любого педагогического средства формируется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом. Использующиеся на уроках баскетбола методы делят на три группы: 1) Словесные; 2) Наглядные; 3) Практические. Относят к словесным методам: задание, указание, беседа и разбор, рассказ, объяснение, команды и распоряжения. Рассказ - краткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их использования, месте и значении в игровой деятельности. [2, С. 160] Объяснениерассматривает содержание, форму и структуру определенного двигательного движения или действия, а также условия, которые определяют его результативность. Четкое и доступное объяснение формирует условия для осваивания новых игровых приемов, правильного проведения тактических установок. Самое главное требование к объяснению – краткость. Педагогу необходимо уметь выделять главное, не акцентируя внимание на второстепенных вещах. Команды и распоряжения– специфические формы речевого воздействия для эффективного управления деятельности воспитанников. Они отличаются особой краткостью. На уроках по баскетболу в основном пользуются распоряжениями, не имеющих строго определенной формы, они просты и доступны по содержанию. Распоряжения дают при подготовке, начале или окончании занятия или игрового задания. Задание– это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх. [2, С. 285] Указаниеразличается с заданием краткостью формы и имеет направленность на включение коррективов в действия воспитанников в процессе проведения задания или в процессе игрового противоборства. Беседаподразумевает собой диалог между педагогом и учениками, из-за чего происходит обмен мнениями и составляется план дальнейших действий при обучении или совершенствовании. Разбор,в свою очередь, выполняют после завершения занятия, игры или упражнения. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата. Наглядные методы своеобразны и нацелены на включение сенсорных процессов у спортсменов. К данным методам, относитсяв первую очередь демонстрация упражнений илиих частей тренером или более готовым спортсменам. Демонстрирование должно носить четкий образцовый характер и формировать целое представление у спортсменов о движениях или действиях. Для этого всего нужно формировать необходимые условия: подобрать место для показа занятий и осуществить благоприятные условия для его обзора; выполнить показ полностью или поэтапно, в обычном или медленном темпе и др. [6, С. 122] Высоко эффективные и дополнительные наглядные методы: показ фильмов и видео нарезок, изображений, фотографий, схем тактических взаимодействий, применение демонстрационных досок, планшетов и других средств. Повторный и замедленный показ или демонстрация также дают положительный эффект. Методы ориентирования также оказывают определенное влияние. Благодаря предметным и условным ориентирам (например, переносные стойки, стулья, линии разметки, мячи, ориентиры на щите разнообразные зрительные и звуковые сигналы и др.) сужают траекторию движения, дают сигнал о его начале либо окончании, регулируют смену направлений, показывают направление полета мяча и др. [9, С. 96] Применение наглядных методов обязательно должно согласовываться с различными видами словесных методов. Данное сочетание служит главным фактором высокой результативности в проведении учебных занятий. Практические методыопираются на активную двигательную деятельность учеников. Правильное применение данных методов играет важную роль в осваивании навыков и умений игры в баскетбол. Упражнениявключают в себя неоднократные повторы движений с целью овладения техникой игрового приема, согласования приемов некоторыми воспитанниками или технико-тактических взаимодействий внутри их группы. Процесс разучивания приема может осуществляться как полностью, так и по отдельности. Сравнительно простые игровые приемы (например, передвижения, ведение мяча, стойки и др.) выучиваются целиком, потому что их разбиение дезорганизует структуру движений и делает процесс обучения сложнее. Разучивание приемов по отдельности (расчлененным методом) подразумевает быстрое осваивание разделенных частей одного целого двигательного действия с постепенной их интеграцией в одно целое. Координационно - сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы) в баскетболе осваивают дифференцированным методом. [5, С. 66] Также при освоении техник и тактик баскетбола обширно применяют подводящие упражнения.По большей степени, их объединение в блоки строится таким образом, чтобы при систематическом и поэтапном осваивании более простых движений или двигательных действий привести юных баскетболистов к освоению сложными технико-тактическими действиями полностью. Требуемые задачи протекают в точной градации с помощью педагога или индивидуально. Эти задачи включают в себя: 1) Подражание отдельных элементов движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков); 2) Фиксирование положений частей тела в необходимое время определенного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. Мяч поднят к голове); 3) Формирование факторов вынужденного ограничения размаха и направленности движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча); 4) Наводное отключение из единого движения некоторых частей тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле). Число подводящих упражнений и срок их применения обуславливаются эффективностью процесса обучения. Полную реализацию приема проводить в случае свободного и уверенного выполнения его основных частей как раздельно, так и целиком. Впоследствии условия исполнения технических приемов усложняются. [1, С. 100]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 23 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 20 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 31 страница
340 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 39 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg