I Глава. Нравственный облик современного государственного служащего как основа эффективности государственной службы
1.1. Нормативно-правовая основа государственной службы
Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан в государственных органах по исполнению служебных обязанностей, которые способствуют решению задач государственной важности и выполнению функций в общественной жизни.10
Качество исполнения государственным аппаратом их обязанностей зависит от компетентности должностных лиц, занимающих должности государственной службы.
То есть, другими словами, государственная служба подразумевает под собой деятельность профессионального характера, которая при принятии на работу требует соответствующее образование, стаж работы, знания и навыки, которые будут влиять на качество исполнения служебных обязанностей, а так же наличие развитых моральных, деловых и психологических качеств.
По мнению Ионовой А.И., когда определенное лицо хочет занять должность в сфере государственного управления, то нужно быть готовым к высоким требованиям нравственности и этики, поскольку государственная служба считается олицетворением некого доверия со стороны общества и политической власти. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. Нравственный аспект в вопросах государственного управления определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.11
Чтобы разобраться во всех нравственных принципах и нормах, требующихся для должности государственного служащего, рассматривается такое понятие как «этика государственной службы», которое трактуется как морально-нравственная структура, описывающая типы взаимоотношений между сотрудниками государственного управления. Она включает в себя моральные требования к нравственной сущности служащего, которые проявляются в соблюдении определённых принципов и норм.
Очень важно быть осведомлённым в данной отрасли, поскольку именно придерживание всех моральных правил даст возможность поддерживать авторитет перед гражданами, что собственно и поспособствует эффективному осуществлению всех стратегических целей и рациональному решению задач на всех уровнях государственного правления.
В РФ общие принципы служебного поведения государственных служащих закреплены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и являют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим следует пользоваться при исполнении должностных обязанностей.4
Так же, требования к служебному поведению государственных служащих рассматриваются в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, контролирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.3
По приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).1
Для улучшения эффективности исполнения должностных обязанностей государственными гражданами создан Кодекс, который являет собой структуру из общих положений и нескольких разделов о комплексе принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения.
Кодекс условно разделяет служебную этику и правила поведения на три составляющие:
1. Предписывающее, то есть, описание поступков служащего со стороны профессиональной этики.
2. Запретительные, то есть то, что запрещено делать в рамках служебного поведения.
3. Рекомендательные, то есть, возможные предложения для решения той или иной нравственной ситуации.
Так же Кодекс считается основой для успешного развития взаимоотношений в области гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, которые базируются на нормах морали и уважительном отношении к ней в общественном сознании, но, кроме того, выступает в роли института самоконтроля служащих ведомства. 4
Таким образом, проблема профессиональной этики и соблюдения требований к должностному поведению служащих состоит в том, что деятельность гражданских служащих должна соответствовать не только утверждениям законодательства о государственной службе, но и общепризнанным нравственным основам российского общества и государства.
1.2. Нравственный облик государственного служащего
Профессия «государственный служащий» считается особым видом профессиональной деятельности, поэтому должна иметь свою профессиональную этику. Это касается не только работ в сфере гос. управления, но и в других профессиональных группах, таких как медицинская сфера, школьная и т.д. Это необходимо для успешного проведения государственной политики, поскольку благодаря наличию нравственных качеств зависит авторитет власти в глазах народа, который может взбунтоваться и устроить стрессовую ситуацию в стране, если чиновник, занимающий государственную должность поступает аморально и не в соответствии с интересами граждан.18
Определение "этика государственной службы" рассматривается Араповой Н.П., как приспособленные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения о базовых этических понятиях, закономерностях и тенденциях для благоприятного развития служебных отношений.24
Безусловно, она включается в себя все те же моральные категории, которые уже давно закреплены в обществе. То есть, такие понятия, как ответственность, гражданская позиция, долг, честность, коммуникабельность, патриотизм, уважительность к человеку любой нации или цвета кожи, социального происхождения или материального достатка - все это так же необходимо для государственного служащего, как и для врача, банкира или учителя.
Этика государственной службы, так же, как и профессиональная этика имеет свои признаки, приоритеты и моральные идеалы. Все это определяется по критериям, которые должны быть отнесены к облику государственного служащего.17
Во-первых, этика работника государственной службы должна включать в себя все те моральные и нравственные принципы, которые являются обязательными для лиц, занимающихся государственным управлением любого уровня.
Во-вторых, в системе нравственных ценностей государственного служащего должен быть определён рейтинг значимости указанных правил и принципов.
Рассматриваемая система этических норм ориентирована именно на работников государственной и муниципальной сферы, в которой существуют как внутренние отношения, так и отношения, складывающиеся между аппаратами государственной власти, гражданскими институтами и отдельными людьми. Нравственность присуща не только отдельно взятым служащим, но и всему государственному аппарату в целом.20
Моральная ответственность за принятие решений и их реализацию ложится не только на служащих лиц, которые в данном случае играют роль исполнителей законов, но и на все государственные структуры, на само государство.
Принимаемые решения и совершаемые действия представителей государственной службы оцениваются не их руководством, а всем гражданским обществом, законом, избирателями. Госслужащие, находящиеся при исполнении своих обязанностей, воплощают в жизнь не только принципы морали, которыми руководствуются лично, но, в первую очередь, они реализуют нравственные нормы, которые соответствуют установкам власти и освящаются мнением общественности23
Если рассматривать этику госслужащего как структуру, то Овсянко Д.М. выделяет в ней следующее составляющие:
-морально-нравственные принципы, которые представляют собой совокупность убеждений, взглядов, правил, определяющих поведение работника;
-индивидуальную систему ценностей, основу которой составляют такие понятия, как исполнительность, справедливость, гуманистические стремления, профессиональный подход к делу, патриотическое отношение к Родине21
Система власти не навязывает госслужащим те или иные этические принципы, не диктует им необходимость следования той или иной идеологии, которая будет подавлять индивидуальную систему ценностей.
Каждый работник государственной сферы самостоятельно делает выбор и сам отвечает за принятые решения. Но последствия их решений так же могут отражаться и на государстве.
Государственные служащие должны иметь личные моральные качества, такие как честность, человеколюбие, чувство собственного достоинства и т.д., которые являются антиподами излишней амбициозности, тщеславию и др. Нравственные чувства отражают субъективные переживания служащего касаемо взаимоотношений с людьми, отношения к себе, к обществу и работе.
В системе моральных ценностей также присутствуют оценочные понятия – честь, справедливость, добро, противопоставленные взяточничеству, бюрократизму, коррупции, подхалимству. Описываемые требования к нравственности являются основой власти, они необходимы для гармоничного сочетания индивидуальных и государственных интересов.16
Кроме того, важную роль играет отношение служащего к власти, выполнение долга, патриотизм. Эти принципы играют роль компаса, они мотивируют и направляют работника, формируют моральную позицию. Их можно противопоставить сепаратизму, непрофессионализму, неуважительному отношению к народу и государству.
Главным требованием, предъявляемым к профессиональной этике государственного служащего считается устойчивая нравственная позиция, которая не будет зависеть от конъюнктуры и внешних обстоятельств, поскольку слабохарактерность наносит вред обществу и государству, что, в последствии, может спровоцировать беспорядок в стране.15
Согласно с Куракиным А.В., существуют несколько блоков нравственных требований к служащим , которые учитываются при отборе на госслужбу. Среди них это : нравственный идеал как основа нравственной конструкции государственной и муниципальной службы; нравственные нормы разрешения служебных конфликтов; нравственные нормы внутриаппаратного поведения.7
Так, вот как уже было сказано, первым этапом считается нравственный идеал государства как основа нравственной конструкции государственной и муниципальной службы. Этот идеал гармонично вписывается в систему демократических ценностей, благодаря его поддержанию можно преодолеть распад общественной ткани, снизить степень отчужденности человека от власти и власти от общества, крепче увязать социальное бытие каждого человека с реалиями российской государственности.
Назовем наиболее важные принципы, влияющие на успех государственного управления:
-лояльность ко всем ветвям власти;
-строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;
-добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;
-ответственное исполнение служебных обязанностей - исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть;
-гуманизм и социальная справедливость.
Эти нормы составляют практически весь спектр служебных отношений, но их особая значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом.25