Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Материнский (семейный) капитал: проблемы и практика правоприменения

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.03.2021
Актуальность темы исследования подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе. Исследованиям демографии, проблем поддержки материнства и детства уделялось достаточно внимания. Однако, непосредственно материнскому капиталу должного внимания правоведами не уделено. Среди авторов, чьи работы были посвящены материнскому капиталу можно отметить: Л.А. Емалину, А.П. Савельеву, В.Н. Федорчук, Н.Н. Ханкову, и др. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения возникающие при определении оснований и реализации права на материнский капитал. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере, правоприменительная практика. Целью исследования является анализ проблем теории, правового регулирования и правоприменительной практики прав на получение материнского капитала и его реализации, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: - определить понятие материнского капитала и его правовое регулирование; - рассмотреть возникновение права на материнский капитал; - рассмотреть порядок использования материнского капитала; - рассмотреть проблемы правового регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала; - определить пути совершенствования правового регулирования института материнского капитала для достижения целей социальной политики государства. Для достижения поставленной цели в процессе исследования использованы система общенаучных и специальных методов исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Введение

Тема материнского капитала является очень актуальной в настоящее время. В первую очередь, актуальность связанна с демографическими и социально-экономическими сферами. Проблемы демографии, недостаточный жизненный уровень населения, обуславливают необходимость создания и реализации политики государства в социальной сфере, направленной на поддержку семьи, материнства и детства. Проблемы, связанные с демографией, а именно – старение население и его естественная убыль, касающаяся сегодня всех развитых государств, определяет необходимость разработки политики по стимулированию рождаемости. Решить существующие проблемы возможно только в комплексе, прибегая как к экономическим, так и к правовым средствам. «Длительное время в России смертность превышала рождаемость более чем на 40 тысяч человек. Изменение данного показателя и проявление положительной динамики, которые появились в последние несколько лет, как отмечают специалисты, является временным явлением, связанным с увеличением рождаемости, которое пойдет на спад, ввиду того, что во взрослую жизнь войдет поколение начала 90-х, численность которого, ввиду нестабильной политико-экономической обстановки данного периода, значительно меньше поколения конца 80-х» . Именно указанные факторы подтолкнули государство к различным попыткам изменить ситуацию. К одной из таких попыток можно отнести появление института материнского капитала. Значимость поддержки молодой семьи, повышение уровня благосостояния, как подтверждают многочисленные исследования, является важнейшим фактором увеличения рождаемости. Именно невозможность улучшить свои жилищные условия, материальные расходы, которые ложатся на молодые семьи в связи с рождением детей, являются одним из важных факторов, который оказывает влияние на решение о рождении второго и следующих детей. Институт материнского капитала представляет собой актуальную тему исследований ввиду того, что, во-первых, он является одним из стимулирующих факторов повышения рождаемости, во-вторых, реализует государственную политику по поддержке материнства и детства, в третьих, вызывает неоднозначные оценки практиков ввиду ограниченного его использования, в-четвертых, правовое регулирование получения и использования материнского капитала, вызывает ряд трудностей практического характера, что, безусловно, требует совершенствования правового регулирования.
Содержание

Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Материнский (семейный) капитал: понятие и общие положения.....................6 1.1. Понятие материнского капитала и его правовое регулирование....................6 1.2. Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала....8 1.3. Размер материнского (семейного) капитала...................................................11 Глава 2. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала......................13 2.1. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий..............................................................................................13 2.2. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)...........................................................................14 2.3. Направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов..................................................................................17 2.4. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии. Получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»....................................................................................18 Глава 3. Проблемы правового регулирования реализации права на материнский капитал и пути их решения..................................................................................21 3.1. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала.......................21 3.2. Пути совершенствования правового регулирования института материнского капитала для достижения целей социальной политики государства..........................................................................................................26 Заключение..........................................................................................................29 Список используемой литературы......................................................................33
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2020 № 117-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» // СПС «Консультант Плюс». 5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». 6. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС «Консультант Плюс». 7. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». 8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС «Консультант Плюс». 9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // СПС «Консультант Плюс». 10. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс». 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» // СПС «Консультант Плюс». 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» // СПС «Консультант Плюс». 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 380 «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на их приобретение» // СПС «Консультант Плюс». 14. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // СПС «Консультант Плюс». 15. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 № 831-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов» // СПС «Консультант Плюс». 16. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № 1085-О-О // СПС «Консультант Плюс». 17. Право социального обеспечения России : учебник / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. Томск, 2015. 18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. 19. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения : учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. 20. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.В. Филиппова и др.; под редакцией М.В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 21. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // «Журнал российского права», 2009, №1 22. Вавильченкова С.Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом // Современное право. - 2012. - № 1. 23. Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право. - М.: Юрист, 2012, № 6. 24. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Материнский капитал на жилище // «ЭЖ-Юрист», 2008, № 1; 25. Романенко В.А., Захарян А.В. Материнский капитал в России: способ повышения рождаемости или средство получения денег // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2016. - № 4(1). 26. Типикина А.Е., Болтенкова О.М. Анализ эффективности реализации программы материнского капитала // Молодой ученый, 2016. - № 14 27. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала // Журнал «Пенсия», 2009, № 6.
Отрывок из работы

Глава 1. МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИЛАЛА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 г. в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ. В своем выступлении Президент РФ особое внимание уделил демографическим проблемам и предложил, в частности, повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить так называемый материнский капитал для тех, у кого родился второй ребенок с целью стимулирования рождаемости в стране. Понятие материнский (семейный) капитал введено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Статья 2 Закона определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. В Законе сформулированы основополагающие понятия. Дано определение понятия «материнский капитал». «Установлен механизм выделения средств из бюджета, их индексирования и получения адресатами. Назначены ответственные лица. Соответствующие субъекты наделены полномочиями, правами и обязанностями. Определен исчерпывающий перечень целей, на которые может быть потрачен капитал» . Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям с детьми, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на 2 обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2026 г. Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ - государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми, входят различные по своей юридической направленности нормативные документы: - Налоговый Кодекс РФ, часть вторая, содержащий дефиницию включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению; - Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», который устанавливает единую систему государственных пособий граждан, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства; - Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. К числу подзаконных нормативных актов, которые формируют систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми, относятся: - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 года № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» определяет виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств; - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 года № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» определяет порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории России, которые имеют право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели. 1.2. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ) уточнен круг лиц, которые имеют право на получение материнского капитала. Итак право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки указанных выше лиц не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Право женщин, указанных ранее, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в законе. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ. 1.3. РАЗМЕР МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: 1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; 2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; 3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; 4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. «Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом» . Глава 2. РАСПОРЯЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА 2.1. НАПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной пенсии для женщин; 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; 5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям. Итак наиболее распространенным направлением является улучшение жилищных условий. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: 1) на приобретение (строительство) жилого помещения 2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. «Лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.» Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg