Глава I. Основы культуры письменной речи
1.1 Особенности письменной речи
Письменная речь - это речь, которая записана, графически оформлена, написана или напечатана.
Письменное высказывание имеет свои особые средства. Прежде всего:
звук слов передается с помощью букв, и буквы также могут быть использованы, чтобы подчеркнуть точность и последовательность текста.
Интонация автора передается с помощью знаков препинания. Их можно сравнить с музыкальной нотацией: точно так же, как звуки помогают нам читать музыкальное произведение так, как хотел автор, пунктуация помогает нам понять, что написано, а также слова.
Для передачи мысли в письменном тексте используется абзацный отступ или абзац, который помогает регулировать восприятие читателя.
Как правило, каждая новая тема, новая мысль начинается с нового абзаца. Пробел - увеличенное расстояние между строками позволяет отделить одну часть текста от другой и используется, если абзацного отступа, с точки зрения автора, недостаточно. Автор может использовать различные шрифты и выделения, чтобы привлечь внимание читателя к определенной части текста.
Особенности письменной речи для автора:
При создании письменного текста автор, продумывая план, содержание, композицию и языковые средства, используемые для будущей работы, может многократно возвращаться к тому, что было написано. Предполагается, что при его создании автор не ориентируется на конкретного читателя. Однако это не совсем так. Автор, действительно, этого не знает, но обобщенный образ читателя обязательно учитывается. Несомненным преимуществом письменного текста для автора является возможность улучшить текст, отредактировать его, вернуться к написанному, внести правки, изменить композицию и многое другое. Автор может спрогнозировать визуальное восприятие текста, выделяя свою, авторскую, концепцию при создании текста: разбить его на абзацы, выделить несколько слов, использовать другой шрифт при написании, создать нумерацию и многое другое. При создании текста автор творит в какой-то мере на вечность, поскольку письменная информация, в отличие от устной, хранится дольше.
Особенности письменной речи для адресата:
Письменный текст всегда воспринимается изначально визуально, а визуальное восприятие текста регулируется самим автором.
Письменное заявление не предназначено для немедленной реакции адресата. Она отделена от читателя временем. Иногда автор даже не может с уверенностью сказать, когда его текст дойдет до читателя. Например, писатели или поэты часто пишут "к столу": они знают, что в это время нельзя публиковать их произведения.
Письменная речь для читателя - это возможность стать непосредственным собеседником людей из других эпох. Читая Ломоносова или Державина, мы постигаем мысли и чувства людей, живущих в XVIII веке, Читая Пушкина или Достоевского, мы становимся собеседниками людей XIX века.
Такой текст дает нам, как и автору, уникальную возможность вернуться к тому, что было написано. Это свойство текста называется ретроспекцией. Мы возвращаемся к тому, что читали раньше по разным причинам: смысл неясен, и мы можем вернуться к тексту, чтобы лучше понять его; иногда нам приходится перечитывать текст много раз, потому что этого требует наша работа; а иногда мы просто хотим еще раз получить эстетическое удовольствие от уже известного текста (так мы перечитываем Пушкина и Тургенева, Булгакова и Цветаеву). Часто текст или его части (например, заголовок) интерпретируются нами по-разному после многократного прочтения.
Письменная речь - позволяет нам перечитывать ее по частям или фрагментам, чтобы найти цитату для нашей работы или просто для удовольствия перечитывать любимое место. Попробуйте перечитывать роман "Мастер и Маргарита" по разным сюжетным линиям. Например, Вы читаете только то, что связано с визитом Воланда в Москву или историей Йешуа Га-Ноцри.
1.2 Нарушения норм построения письменной речи
Основным и почти единственным критерием диагностики нарушений письма является наличие так называемых стойких специфических ошибок.
Исследователи обнаружили, что расстройства письма основаны на сочетании дисфункций: отсутствие речевого образования, мануальных навыков, схемы тела и чувства ритма. В качестве важного фактора исследователи отмечают трудность анализа и воспроизведения точных пространственных и временных последовательностей с нарушениями письма. Специфические ошибки в письме, т. е. не связанные с употреблением грамматических правил, при отсутствии логопедии сохраняются в письме студентов и в последующие годы обучения, хотя и в несколько измененном виде. Отсюда вытекает важность раннего выявления нарушений письменной речи. Следует также помнить, что конкретные орфографические ошибки выявляются на основе критериев, главным из которых является принцип орфографии. Этот принцип чаще всего нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный.
Фонетический (фонематический) орфографический принцип основан на звуковом (фонематическом) анализе речи. Слова пишутся так, как их слышат и произносят. Писатель анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Таким образом, для того, чтобы реализовать этот принцип письменности, он необходимо сформировать дифференциации фонем и фонематического анализа.
Морфологический принцип заключается в том, что морфемы слов с одинаковым значением имеют одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позициях может быть разным (сойти – с(з)бежать). Использование морфологического принципа предполагает умение определять значимые морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, различать морфемы с одинаковым значением, произношение которых может быть отмечено в разных фонетических условиях. Уровень развития морфологического анализа тесно связан с развитием лексики и грамматической структуры речи.
Наконец, традиционный принцип предполагает написание слова, которое развивалось в истории письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания.
Давайте рассмотрим ошибки на уровне букв и слогов.
Среди наиболее распространенных ошибок при письме -опущение букв и слогов. Это говорит о том, что студент не различает в слове всех его звуковых составляющих (например, «снки» - санки, «кичат» - кричат). Пропуск двух и более букв (как гласных, так и согласных) – следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье – «дорве», брат – «бт», девочка – «девча», колокольчики – «калкочи».
До некоторой степени пропуску буквы и слога способствуют следующие позиционные условия:
встреча двух одноименных букв на стыке слов:
«ста(л)» лакать, «прилетае(т)» только зимой;
соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные:
наста(ла), кузнечи(ки), хруст(ит) и т.д.
Можно предположить, что, сопровождающие письмо с произношением, не согласующимся с темпом написания, теряют свое намерение, когда встречают повторяющийся звук в составе слова.
Подстановки букв указывают на определенный звук в слове:
- когда отношение фонемы к графеме неустойчиво, когда связь между смыслом и визуальным образом буквы не была усилена;
- когда есть нечеткое различие между звуками, имеющими акустико-артикуляционное сходство;
- когда буквы, имеющие сходство в шрифте, четко не различаются.
Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно происходит смешение букв, когда в письме указывается один и тот же звук, то правильно, то неправильно.
Существует три типа сходства, которые могут быть смешаны: акустическое, артикуляционное и кинетическое.
Чистое разделение акустического и артикуляционного сходства невозможно, так как одно сопровождает другое.
Рассмотрим смешение, вызванное акустико-артикуляционным сходством звуков:
Звонкие и глухие парные согласные в четком положении:
д-т («тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «втрук»);
з-с («кослик», «вазилёк», «саснул», «в кузтах»);
б-п («попеда», «бодарил», «просают», «балатка»);
в-ф («портвель», «ворточка», «катовель»);
ж-ш («шдёт», «ужибла», «крушился», «жумно»);
г-к («долко», «клавный», «кокда», «собага»);
Лабиализованные гласные:
ё-ю («клёква», «замюрз», «тюплый», «салёт»);
Заднеязычные:
г-к-х («черёмука», «гороговый», «за голмом);
Сонорные:
р-л («хородный», «смерый», «лабота»);
Свистящие и шипящие:
с-ш («шиски», «восли», «шушили», «гнёздыско»);
з-ж («жажгли», «скажал», «излозение», «зелезо»);
с’-щ («нещёт», «сенок», «сетка»);
Аффрикаты:
ч-щ («стущал», «роча», «хичный», «щасто»);
ч-ц («сквореч», «грации», «чапля», «цястый»);
ч-т’(«черчит», «утитель», «Жутька», «играч»);
ц-т («пцицы», «цвецёт», «Пеця»);
ц-с («рельцы», «куриса», «наулетсах»);
Рассмотрим примеры смешения букв по кинестетическому сходству:
О-а (в ударной позиции «бонт», «глозки», «на гарку»);
б-д («людит», «рыдоловы», «убача», «дольшой»);
и-у («прурода», «миха», «на береги», «по льди»);
п-т («стасли», «спанция», «стешил», «атрель»);
х-ж («поймал еха», «можнатый», «дорохни»);
Г-Р («Гечка», «Ролова», «Ролод», «Гаки»);
Рукописные буквы бывают в разных сочетаниях.
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется через зрительное восприятие и двигательные ощущения - кинестезию. Способность оценивать правильное написание букв на основе кинестезии позволяет писателю вносить коррективы в движение, прежде чем совершать ошибки. Когда кинетическая и динамическая стороны двигательного акта не сформированы, кинестезия не может иметь направляющего значения, и тогда возникает смешение буквы, первый элемент которых требует такого же движения. Такие ошибки характерны для стадии Связного письма.
В последние годы у учащихся стали находить ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с заглавной буквы, первая буква воспроизводится дважды, а второй раз как строчная буква: «Аавгуст», «Рребята», «Ооднажды» и т.д. Эти ошибки являются результатом механической фиксации графомоторных навыков, что привело к упражнениям в "предписаниях". Двойная орфография закрепляется в двигательной памяти учащихся и сохраняется в их письменности в последующие годы.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слова может быть сохранена (чулан-«чунал», ковром-«корвом», на лугах-«нагалух», взъерошился -«зверошился»). А может происходить искажение слоговой структуры в случаях:
1). Замены обратного слога прямым в односложных словах (он - «но», от школы – «то школы»);
2). Замены одного из прямых слогов обратным в двусложных словах (дети – «деит», зима – «знам»);
3). При стечении согласных (двор – «довр», брат – «барт»).
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных, чаще в случаях, когда один из этих согласных взрывной: «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь»,.
Эти вставки можно объяснить призвуком, который появляется при медленном проговаривании.
Внешне с этими вставками сходны случаи, когда вставленной оказывается гласная, входящая в состав слова:
«дуружно», «лесоко», «на речуку», «в укулы» ...
В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» ...
Такая выставка является отражением неуверенности учащихся при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме одновременно отражались и ошибка, и исправление.
Своеобразными ошибками в звуковом анализе слов являются настойчивости, связанные со слабостью дифференцированного торможения. Согласная (реже гласная) заменяет смещенную букву в слове: на деревьях – «на девевьях», колхозник – «колхоз-низ», с родными – «с родмыми», под крышей – «дод крышей».
Персеверации, выходящие за пределы одного слова:
«жукчат ручейки», «кормила петуха и курм» и т.д.
Персеверация слога:
«стутупали», «спуспуклись» (спускались),
«мелго мелкой рыбы» (много мелкой рыбы).
Давайте рассмотрим ошибки на уровне слов.
Трудности в анализе и синтезе слышимой речи, неумение улавливать и различать устойчивые речевые единицы в речевом потоке приводят к ошибкам на уровне слов. Таким образом, границы слова определяются ошибочно: части его пишутся отдельно, а слитые – соседними словами.
Раздельное написание частей слова наблюдается в следующих случаях:
1) Когда приставка, а также в словах без префиксов, начальная буква или слог напоминает предлог, союз или местоимение: «и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри».
2) При слиянии согласных из-за их более низкого артикуляционного единства возникает разрыв слов: «б рат», «по просил», «д ля» и т.д.
Служебные слова (предлоги, союзы) обычно пишутся вместе со следующим или предыдущим словом: «усосны», «надерево», «кдому» и т.д.
Нередко два отдельных слова пишутся вместе: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора».