Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности работы с одеренными детьми в современных условиях ( на примере на русского и английского языка).

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.03.2021
Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на "среднего дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков шаблонов стереотипов". Однако этой проблеме посвящены работы известных психологов, докторов психологических наук Н.С. Лейтеса, Т.М. Марютина. Их работа по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологи. Многие психологические принципы развития творчества дошкольников выдвинули М.С. Старчеус, В.С. Юркевич, Л.В. Попова, Н.З. Новлянская, НН. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он полно структурировал это как психологическое явление. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн.
Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности не только взрослых, но и детей. В которых рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренных детей не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом. Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. Только в последние годы проблемы различий между детьми по одаренности "вышло из тени" и вызывает теперь большой интерес. Задачами работы по созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе являются: изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме; создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей; развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности. Главная сложность в понимании и оценке проявления, какой либо одаренности, способности в годы детства – переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3 Глава 1. Социальные и психологические аспекты работы с одаренными детьми…………………………………………………………………………….......6 1.1 Психологические проблемы одаренных детей…………………………….......6 1.2 Социальные проблемы одаренных детей……………………………………..11 Глава 2. Особенности работы с одаренными детьми на уроках русского и английского языка………………………………………………………………….19 2.1 Специфика деятельности учителя при работе с одаренными детьми на уроках русского языка……………………………………………………………...19 2.2 Специфика деятельности учителя при работе с одаренными детьми на уроках английского языка…………………………………………………………28 Заключение………………………………………………………………………….34 Список использованных источников………………………………………….......36
Список литературы

1.Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. - 2014. - №7. - 123с. 2.Белоненко С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми / С.А. Белоненко //Одаренный ребёнок. - 2018. - №1. -127с. 3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,2016.- 211с. 4.Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М; 2018.- 67с. 5.Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования / Е.О. Иванова // Завуч. - 2012. - №8. -117с. 6.Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости /А.Д. Копытов //Одаренный ребёнок. - 2018. - №1. - 215с. 7.Маистровая З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей / З.Г. Маистровая // Одаренный ребёнок. - 2018. - №2. - 117с. 8.Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 2015,- 112с. 9.Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 2017.- 254с. 10.Овсянникова Е.А. Одарённые дети (из опыта работы) / Е.А. Овсянникова //Завуч. - 2014. - №7. -154с. 11.Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 192с. 12.Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. - Волгоград: Учитель, 2018. - 204с. 13.Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости / Е.А. Петракевич //Одаренный ребёнок. - 2018. - №1. - С.148-151. 14.Тоболкина И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» /И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова //Одарённый ребёнок. - 2018. - №2. - 401с. 15.Тоболкина И.Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образовательной среде /И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова //Одарённый ребёнок. - 2018. - №1. - 237с. 16.Федоровская Е.О. Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей / Е.О. Федоровская, Л.Ю. Ляшко //Одарённый ребёнок. - 2015. - №1. -366с. 17.Харина Н.В. Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей /Н.В. Харина //Одарённый ребёнок. - 2018. - №1. - С.112-117. 18.Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе одарённости /Н.Д. Хышов //Одарённый ребёнок. - 2018. - №1. - 460с.
Отрывок из работы

Глава 1. Социальные и психологические аспекты работы с одаренными детьми 1.1 Психологические проблемы одаренных детей Проблем в современном мире очень много. Наиболее актуальной является проблема одаренности. Общество всегда нуждалось в неординарной личности. Ведь не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения требует постоянная динамика современной окружающей среды. Количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, растет, ведь количество одаренных по различным категориям детей увеличивается. Задача специальной психологии - помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы. Нередко одарённость остаётся незамеченной, неоцененной. Например, когда ребёнок не особо успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. На мой взгляд, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала[11, с. 21]. Данный подход отличается от общепринятого смещением акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. Важным становится понимание трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин неуспеваемости в школе с целью оказания поддержки и психологической помощи. Основными проблемами одаренного ребенка являются: 1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. При дальнейшей профессиональной деятельности, к примеру, это приводит к неспособности эффективно работать в группе. Одними из основных проблем снижения социальной адаптации личности являются коммуникативные трудности. 2. У многих одаренных детей присутствуют также протест против любых ограничений, отсутствия или недостаток ответственности, непереносимость ситуации неуспеха, проигрыша. 3. Интерес к игре. Одарённым детям нравятся неинтересны те забавы, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, им нравятся игры сложнее. По причине этого нередко одарённый ребёнок замыкается, находится в изоляции 4. Различие между интеллектуальным, социальным и физическим развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми постарше. Вследствие чего им порой трудно становиться лидерами, так как в физическом развитии они уступают последним. 5. Нереалистические цели. Нередко одарённые дети ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, что приводит к высоким достижениям, как не стремление к совершенству? 6. Сверхчувствительность. Одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают связи и отношения, они критично относятся не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более раним, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. 7. Страх ошибки. В порицании неудач ребенка следует контролировать проявления собственных негативных эмоций. 8. Проблемы саморегуляции. Одаренные дети уделяют внимание только той деятельности, которая вызывает интерес. Деятельность, не входящую в сферу их склонностей многие одаренные дети игнорируют, пользуясь нетребовательным отношением к этому взрослых. В итоге одаренные дети, проявляя очевидную склонность, интерес к любимому труду, все же не проявляют желания и умения заниматься, когда от них требуется проявить волевое усилие. 9. Проблема общения с взрослыми. Родители, обнаружив талант ребенка, ограничивают игры, общение с детьми, акцентируя внимание лишь на данном виде деятельности. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, свои нереализованные способности и амбиции они вымещают их на ребенке, что приводит к неврозам, болезням, отсутствию взаимопонимания. Под воздействием общества многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, боятся быть непонятыми, осмеянными сверстниками[5, с. 34]. Непросто увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Важно и то, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавали необходимые условия для его роста. Благодаря этому одну их главных задач улучшения системы образования представляет раннее обучение, выявление и воспитание одаренных и талантливых детей. Часто приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Ведь творческое мышление одаренного ребенка нередко рассматривается как негативизм или отклонение от нормы. Родители нередко сталкиваются с определенными трудностями еще до поступления ребенка в школу. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, объясняя это тем, что они не готовы к школе в плане социальном. Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Многие родители считают, что детям нужно заняться чем то посложнее, ведь заметна существенная разница в развитии со сверстниками. Возникает вопрос, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс? Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках. В формировании позитивной Я- концепции одаренного ребенка важную роль играет семья, дом. Ребенок, рано пошедший в школу, лишается этого, для него сокращается многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями[3, с. 18]. Для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить значение семьи. Родители будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения, рассматривая школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования. Не следует забывать, что каждый ребенок ждет индивидуального подхода, и для детей с выдающимися способностями детей раннее поступление в школу– абсолютно правильный шаг. Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий. О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок. Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психологопедагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам - психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности. Одаренные дети часто стремятся к нетрадиционным решениям, конфликтуют со взрослыми и сверстниками, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится искать специфические подходы, уделять им больше внимания, творчески относиться к работе. По причине этого педагоги нередко относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. К тому же, они быстро находят решения разнообразных задач, легко перерабатывают и запоминают большое количество информации. Однако родителям, мало уделяющим внимание образовательному процессу, нелегко самостоятельно понять, одаренный ли их ребенок[16, с. 34]. Объективные данные о творческом и интеллектуальном потенциале дошкольника, советы психолога могут помочь не только преодолеть трудности, но и выбрать соответствующее учреждение и программу, развивающую таких детей. Психологу, чтобы разобраться в данной ситуации, приходится использовать не только специальные методики для детей, но и беседы, анкеты с детьми и родителями. Необходимо помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно решить, какими путями можно решить данные проблемы. Для развития творческого потенциала одаренных дошкольников необходима разработка и реализация специальных учебных материалов и творческих программ. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, развитию навыков коммуникации, формированию лидерских и других личностных качеств, которые будут способствовать в будущем социальной реализации творческой личности. Таким образом, чтобы помочь преодолеть одаренному ребенку психологические проблемы и трудности, указанные в данной статье, необходимо быть внимательным и чутким педагогом/родителем, придерживаясь золотой середины, развивать в ребенке его индивидуальные особенности. 1.2 Социальные проблемы одаренных детей Приоритетным направлением в сфере образования сегодня является обеспечение выявления, поддержки, адресной помощи и развития, одаренных в различных областях знаний и творчества детей. Доказательством тому служит совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых документов и программ: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательная программа «Школа 2100». В данных документах в качестве национальной задачи определяется необходимость создания условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, его психологопедагогическая поддержка во всех аспектах развития, создание благоприятных условий учебной, трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления. Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми в нашей стране, сегодня существует большое количество проблем выявления, поддержки и развития рассматриваемой нами категории воспитанников[15, с. 53]. Во-первых, отсутствие в науке и практике единых подходов к пониманию детской одаренности и её первопричин приводит к наличию трудностей в определении целевой аудитории для реализации образовательных проектов, пониманию механизмов диагностики способностей и сопровождения талантливых детей. «Что мы понимаем под одаренностью? Для каких детей следует организовать особую деятельность? Как выявить одаренного ребенка и что следует ему предложить?» – эти вопросы и сегодня остаются открытыми. Во-вторых, разнообразие видов одаренности, отсутствие возрастных границ проявления этого феномена вызывает затруднения в определении специфики как долгосрочных, так и краткосрочных образовательных программ. Здесь основные вопросы связываются с пониманием результата деятельности: «Что мы хотим получить в итоге? Как определить имеющиеся задатки и способности детей? Наличие достижений в определенном виде деятельности? Компенсацию затруднений в развитии одаренного ребенка?» В-третьих, частнометодический характер имеющегося опыта работы с одаренными детьми и слабая представленность существующих практик в публицистической литературе обусловливают недостаточную профессиональную готовность педагогов к работе с одаренными детьми. Относительно этой проблемы извечным остаются вопросы: «Что делать? С чего начать? Какие формы работы использовать?» При этом остается открытым вопрос о том, что же такое «одаренность»? Современная психолого-педагогическая наука не имеет однозначного определения понятия одаренности, что, безусловно, является объяснимым в силу того, что его терминологическая сущность зависит от методологических позиций, заложенных в основание разрабатываемой теории. В нашей стране существенный вклад в рассмотрении проблем одаренности сделан отечественным психологом Б.М. Тепловым, предвосхитившим многое в современных концепциях. По его мнению, для понимания одаренности необходимо исходить из базового понятия способностей[10, с. 44]. Одаренность рассматривалась им как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Иначе говоря, одаренность – это то индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко, быстро, на качественном уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Тем не менее одаренность не сводится к сумме навыков и умений, хотя и требует наличия оных в опыте человека. Одаренность развивается на основе врожденных задатков, то есть анатомо-физиологических особенностей. Ее развитие происходит только в условиях конкретной деятельности и тесно связано с теми конкретными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность. В настоящее время все большее количество исследователей проблем одаренности опирается в своих работах на определение, сформулированное в Рабочей концепции одаренности, где данный феномен определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[4, с. 27]. Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять: мотивацию, направленность, креативность, гибкость, оригинальность, способности выше среднего уровня. Принято дифференцировать виды одаренности по: – широте проявления способностей (общая и специальная); – типу предпочитаемой деятельности (интеллектуальная, академическая, творческая и т.д.); – интенсивности проявления способностей (повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные – гении); – виду проявления (явная, скрытая, т.е. не проявившаяся); – темпу психологического развития (одаренность с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением); – возрастным особенностям проявления (стабильная или проходящая); – личностным, гендерным и иным особенностям. Помимо этого, выделяют две группы: к одной относятся дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регулятивных, психомоторных, личностных и других сторон психики, а в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.д. Во вторую группу чаще всего входят высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологопедагогической помощи и поддержки. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие[12, с. 76]. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. При этом одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия. Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Часто в психолого-педагогической литературе речь идет об особенностях развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу. Среди них: – специфичные игровые интересы одаренного ребенка по сравнению с предпочитаемыми играми сверстников; – отвержение стандартных требований, особенно если эти требования идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными; – погружение в философские проблемы; – несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; – внутренняя потребность совершенства (они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня); – критичное отношение к собственным достижениям; – восприимчивость к сенсорным стимулам и хорошее понимание отношений и связей между явлениями; – недостаточная терпимость к людям, уступающим им в развитии тех или иных способностей; – повышенная потребность во внимании взрослых в силу природной любознательности и стремления к познанию; – проблемы в эмоциональном развитии (явная инфантильная реакция); – проблемы в физическом развитии (некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий); – проблема волевых навыков или – шире – саморегуляции[8, с. 19]. Почему же одаренные дети, становясь взрослыми людьми, так редко и трудно реализуют свои повышенные возможности в зрелой, профессиональной деятельности? В.С. Юркевич в своих работах делает акцент на следующих причинах: 1. Одаренные дети и подростки не имеют достаточного опыта преодоления трудностей, прежде всего в познавательной сфере, практически никогда не встречаясь с серьезными препятствиями во время обучения. 2. Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. Таким образом, вторая проблема особоодаренных – креативность. 3. Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума. В целом, видимо, можно говорить о социальной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, о их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, эти дети заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска. Социальные связи – это третья проблема одаренных. 4. И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения – специализации способностей[15, с. 65]. Перечисленные трудности не заканчивают список возможных осложнений в развитии одаренного ребенка. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу о том, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что, с одной стороны, они могут служить «индикаторами» одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой – могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями. Представленные особенности развития одаренного ребенка говорят о необходимости специально организованной деятельности, позволяющей развивать его способности и учитывающей специфику развития, позволяя решать возрастные задачи и предупреждая осложнения в социальном развитии такого ребенка. Главный смысл социального развития ребёнка, по мнению А.М. Щетининой, заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём. В социальной педагогике социальное развитие рассматривается преимущественно как результат социального воспитания. При этом во главу угла социальная педагогика ставит воспитание в человеке социальности, причем социальности субъектной, предусматривающей активность, инициативность и самостоятельность ребенка. Так, С.А. Расчетина пишет: «Под социальным развитием будем понимать активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения». В психологии чаще всего социальное развитие понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации человека. Л.В. Мардахаев определяет социальное развитие как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта. Социальное развитие определяется умением общаться со сверстниками и взрослыми, знанием основных правил общения; хорошей ориентацией не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способностью управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремлением быть хорошими, первыми; чутким реагированием на изменение отношения, настроения взрослых. Развитие ребенка определяется не только общением со взрослыми. У него постоянно возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка. Перечисленные особенности социального развития одаренных детей свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, заключающейся в выявлении, определении и разрешении про блем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является социально-педагогическая поддержка. Л.В. Мардахаев определяет социально-педагогическую поддержку как деятельность социального педагога по оказанию превентивной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В качестве цели социально-педагогической поддержки одаренных детей можно назвать создание в рамках объективно данной среды условий максимального в данной ситуации личностного развития, а также облегчение педагогом процесса преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих успешной социализации. Таким образом, проблема социального развития одаренных детей находит свое решение в практике образовательных учреждений нашей страны, но требует дальнейшего изучения и научного осмысления. Глава 2. Особенности работы с одаренными детьми на уроках русского и английского языка 2.1 Специфика деятельности учителя при работе с одаренными детьми на уроках русского языка Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху[6, с. 23].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
320 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg