1 Обучение плаванию способом кроль на груди в группе начальной подготовке
1.1 Особенности обучения плавания детей на этапе начального обучения
При начальном обучении плаванию необходимо в первую очередь научить детей основным движениям руками, ногами, технике дыхания ребенка. Все плавательные движения, целесообразно для начала имитировались на суше, затем в воде с применением неподвижной опоры (бортик или лесенка) и только потом в движении с применением подвижной опоры в виде
плавательной доски [40].
Ю. А. Семёнов рекомендует в группах детей дошкольников занятия проводить 2 раза в неделю. Первое занятие - обучающего характера, второе – игры в бассейне. Длительность занятия - 15 - 20 минут. В занятия включать упражнения на суше и в воде, а так же игры [30].
П. А. Гагарина соглашается с мнением предыдущего автора, и пишет, что при этом целесообразно нахождение воспитателя в воде для оказания детям поддержки, страховки [7].
О. В. Шмерко говорит, что обучение плаванию проводят тренеры и инструкторы в бассейне. Уровень воды в бассейне не более 50-60 см и доходить до пояса занимающихся; температура воды - около 30°С, чтобы дети не замерзали [39].
Поэтому Давыдов В. Ю. [9] рекомендует проводить начальное обучение плаванию в глубоком плавательном бассейне. При начальном обучении плаванию в глубоком бассейне на 1-15-м занятиях, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды (все занятия проходят с использованием МНКП) для обучения различным компонентам техники спортивных способов плавания необходимо применять следующие
сочетания поддерживающих на воде средств:
- для обучения умению удерживать горизонтальное положение тела в воде: плавательные ласты и плавательная доска;
- для обучения технике работы ног в спортивных способах плавания, кроме способа брасс: плавательные ласты;
- для обучения спортивным способам плавания кроль на груди и кроль на спине: плавательная доска и плавательные ласты.
Г. А. Степанова, А. В. Саяпов соглашаются с мнением Давыдова В. Ю., и
говорят, что обучение плаванию в глубоком плавательном бассейне (в отличие от обучения плаванию в неглубоком бассейне) позволяет формировать, уже на данном этапе специфический навык плавания при безопорном положении тела. Поэтому они рекомендуют начальное обучение плаванию проводить в глубоком плавательном бассейне [33].
В работе с школьниками обязателен индивидуальный подход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрас те еще хрупок и не особо сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей и физических возможностей. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степени освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию школьников [6].
А. Д. Викулов [6] утверждает, что обучению плаванию дети начинают учиться с 7-8 лет, так как они становятся достаточно самостоятельными и уже обладают двигательными умениями и навыками. Викулов выделил следующие задачи обучения плаванию:
- содействие укреплению здоровья;
- закаливание;
- привитие гигиенических навыков пользования водой;
- адаптация к водной среде;
- расширение фонда двигательных умений и навыков;
- обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.
Как было показано О. А. Пилипко, выделяет два этапа - этап ознакомления и этап освоения способов плавания [19].
В. А. Быков, соглашаясь с мнением предыдущего автора утверждает, что начальное обучение плаванию условно по содержанию разделяется на два этапа: первый - обучение навыку удержания на поверхности воды; второй - обучение передвижению в воде обучающихся [3].
На начальном этапе обучения необходимо научиться основным движениям, которые будут продвигать пловца вперёд - это движение руками и ногами, положение тела в воде, согласование движений с дыханием [22].
Ю. А. Семёнов говорит, что обучение должно быть одновременным, т.е. все учить по не многу постепенно от простого к сложному. В основу её положен принцип ознакомления со всем многообразием движений спортивных, неспортивных, облегчённых видов плавания и их элементов, на базе которых индивидуально в каждом обучаемом уже на первых занятиях проявляется наиболее удобный для него способ, стиль плавания. Это позволяет в дальнейшем быстрее осваивать спортивные способы плавания. В подготовительной части занятий, например, рекомендуют - на суше выполнять только имитационные упражнения по технике плавания и приёмам действия в воде. Разучивание движение начинается с рук последовательности: брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине - затем с ног в последовательности: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс, потом разучивается сочетание движения рук, ног с различными вариантами дыхания. Дыхание в плавании является одним из сложных моментов, так как у детей начальной группы оно протекает произвольно, они ещё не умеют им управлять [30].
Как говорит Н. Ж. Булгакова, положение тела должно занимать обтекаемое положение для меньшего сопротивления. На положение тела
оказывает влияние движение бёдер и дыхание. Бёдра занимают положение у поверхности воды, а голень и стопа хлыстообразными движениями следуют вниз за бедром, тем самым облегчаю работу рукам и дыханию. Работа рук является основной для продвижения тела вперёд. Одним из важных элементов продвижения является кисть и предплечье, что обеспечивает опору об воду. Согласованность движений рук и ног с дыханием обеспечивает непрерывное продвижение пловца вперед с наиболее высокой скоростью и меньшей затратой сил. Движения руками и неразрывно связанное с ними дыхание являются основой координации; им подчинены все остальные движения. Когда выполняется гребок руками, туловище и бёдра удерживают устойчивое положение, что придаёт обтекаемость телу [2].
Вначале новичка обучают всем спортивным способам плавания, затем их вариантам и только после многих лет тренировки находят такую индивидуализированную манеру (стиль) плавания основным способом, которая наилучшим образом соответствует физическому развитию, двигательным способностям и подготовленности спортсмена [10].
Н. Ю. Козлова, Н. В. Мартыненко согласны с мнением предыдущего автора, и считают, что обучение должно проходить не поочередно, а одновременно изучать все способы плавания, это будет положительно сказываться на организме занимающихся и оказывать положительный результат в начале обучения [13].
Исследование Б. В. Щербакова показало что, обучение детей начинается с таких стилей плавания как кроль на груди, кроль на спине. Более сложными оказываются для их движений и понимания – это дельфин и брасс, так как этим стилям начинают обучаться в более позднем возрасте, так как имеют некоторые представление о начальных движениях, которые приобретают в начальной группе обучения, но и эти способы плавания они не способны освоить достаточно хорошо. Движения часто получаются неточными, беспорядочными, неэкономными, включают разные группы мышц, что способствует потере сил
[41].
А. Д. Викулов соглашаясь с мнение Б. В. Щербакова, говорит, что
изучение техники спортивных способов плавания начинается со способов, имевших в основе движения руками и ногами. Такое чередование наиболее экономичнее с точки зрения управления движениями - более предпочтительнее. Структура, доведённая, до автоматизма попеременных движений в кроле на груди может послужить основой для изучения кроля на спине. Такая схема обеспечит высокую эффективность в изучении техники спортивного плавания [6].
И. В. Тарабрина рекомендует, начинать обучение с освоения базовых навыков, а затем параллельно изучать элементы плавания кролем на груди, кролем на спине и брассом по ускоренным мини программам [34].
Подготовка начинающих пловцов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, а также игрового метода [43].
На начальном этапе обучения дети воспринимают и выполняют более простые стили плавания, такие как кроль на груди и кроль на спине. Эти способы являются естественными по отношению к тому, что есть схожесть с движениями, выполняемыми человеком – ползание, лазанье, ходьба. Дети научившиеся плавать кролем, так же смогут легко обучиться и другим способам плавания. Во время обучения этого стиля развивается правильное дыхание и согласованность движений с дыханием это необходимо для изучения новых стилей.
Сделаем вывод, что для обучения плаванию наиболее благоприятный период 7-8 лет. Главное требование при проведении учебных занятий – обеспечение безопасности, которая складывается из организации места проведения занятий, проведения самого занятия и контроля за детьми. Именно в этом возрасте ребенок адекватно будет реагировать на действия учителя, а учитель - иметь обратную связь с обучаемым. Время пребывания детей в воде
зависит от температуры воды и воздуха и возраста детей. При температуре воды +30°С и соответственно высокой температуре воздуха, продолжительность занятий в воде может быть 15-20 минут, и два раза в неделю. Наиболее благоприятные для детей такие стили как кроль на груди и на спине.
1.2 Методы и средства обучения пловцов начальной группы
Средства обучения – объекты созданные человеком и естественной природой, которые используются в образовательном процессе обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Как говорит А. И. Нехвядовия, к основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения [17].
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости занимающихся. Общеразвивающие упражнения позволяют избирательно воздействовать на различные органы и группы мышц. По этому признаку их делят на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи, туловища и ног. В свою очередь, упражнения совершенствуют функциональные возможности и подготавливают к освоению плавательных движений, поясняет Васильев В. С. и Никитский Б. Н. [5].
Очень важно в начальный период обучения плаванию сделать акцент на выполнении таких упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у новичков негативных ощущений и ошибок в технике, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни [8].
С помощью подготовительных упражнений, дети начальной группы ознакамливаются со свойствами воды: плотностью, вязкостью, температурой, выталкивание тела из воды и чувство опоры. Тем самым проходит боязнь воды, появляется умение ориентироваться в условиях этой среды. Для освоения воды
подготовительные упражнения разделились на 7 групп [2]:
1) элементарные движения рук и ног;
2) передвижение по дну;
3) погружения;
4) упражнения для дыхания;
5) всплывание;
6) лежания;
7) скольжения.
1. Элементарные движения рук и ног. При выполнении упражнений из этой группы следует располагать конечности так, чтобы в одном случае во время их движений в воде обучаемый мог ощущать большое сопротивление и необходимую опору конечности о воду. Они помогают обучаемым правильно располагать конечности при последующем освоении техники плавания. Из положения стоя, движения прямыми ненапряженными (расслабленными) руками влево, вправо, вперед, назад, одновременно и попеременно, скрестно, меняя положение ладоней (ладони внутрь, наружу, повернуты к туловищу) [5].
2. Передвижение по дну. Упражнения этой группы также знакомят
обучаемых со свойствами водной среды: ее плотностью и способностью оказывать сопротивление движущемуся телу в зависимости от скорости и положения тела. Передвижения выполняются в различных положениях с различной скоростью и с изменением направления движения. Эти способы применяют в различных сочетаниях: изменяют направление и способ передвижения, меняют скорость передвижения и положения рук, изменяют движения руками и направление движения тела или его скорость и др. Ходьба по дну в полный рост грудью вперед, спиной, левым (правым) боком вперед, различными шагами в колонне, в шеренге, парами и в других построениях [36].
3. Погружения. Эти упражнения позволяют обучаемым приобрести навык погружения и почувствовать выталкивающую силу. Стоя в положении наклона туловища вперед набрать в ладони воду и опустить в нее лицо,
многократно делать это упражнение [2].
4. Упражнения для дыхания. Этот элемент группы самый важный, если не будет правильного дыхания, то будет не согласованность движений с дыханием, следовательно, дети не научатся правильно плавать. Наклониться и дуть на воду «как на горячий чай», чтобы создавалось ощущение волн [2].
5. Всплывание. Это упражнение позволят убедиться начинающим, как вода выталкивает на поверхность, сделать глубокий вдох и опуститься под воду с головой, и попытаться лечь на дно, всплыть спиной к верху [5].
6. Лежание. Основная направленность этой группы в том, чтобы
сформировался навык горизонтального положения. «Поплавок» или «Медуза» всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание («Звездочка») [32].
7. Скольжение. Скольжение важно для стартов и поворотов, потому что
оно обеспечит наименьшее сопротивление воды и хорошую обтекаемость, высокую скорость. Скольжение на груди, руки впереди, голова между руками, дыхание задержано, скользить до того момента пока тело не остановится [6].
Специальные упражнения предназначены для совершенствования техники всех способов плавания и делятся на три основные группы: упражнения для устранения ошибок; для освоения вариантов техники каждого спортивного способа; для нахождения собственного стиля спортсмена плыть тем или иным способом [10].
Облегчая условия обучения, преподаватели проводят занятия на мелком месте, поперек бассейна, используют поддерживающие средства и т. д. Выполнение упражнений в медленном темпе позволяет новичку более детально познакомиться с их формой, лучше усвоить согласование движений, чего трудно добиться при плавании в высоком темпе. Кратковременное изучение упражнений в усложненных условиях облегчает их выполнение в упрощенных условиях. Например, после попытки преодолеть кролем 25 м вдоль бассейна новичок намного легче справляется с заданием переплыть этим же способом
бассейн поперек (15 м), а после выполнения упражнения в плавании при помощи ног без доски обучающиеся лучше плывут с доской и т.п. [9].
Быков В. А. соглашается с мнением Н. Ж. Булгаковой, действительно, что упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте и помогают новичкам избавиться от чувства страха, научиться самостоятельно погружаться с головой в воду, открывать глаза и делать выдох под водой. К ним относятся: простые движения рук и ног в воде (маятникообразные, вращательные, гребковые - с целью формирования чувства опоры о воду); передвижения по дну (шагом, бегом, прыжками с помощью рук - для ощущения сопротивления воды); погружения и выдох в воду (главное упражнение в начальном обучении: погрузившегося в воду новичка вода выталкивает на поверхность; чувствуя подъемную силу, он приобретает уверенность в возможности удержаться на поверхности, учится открывать глаза и делать выдох); всплывание («поплавком» - выполнив глубокий вдох, новичок погружается на дно, принимает положение плотной группировки и всплывает до тех пор, пока спина не появится на поверхности); лежания и скольжения по воде на груди и на спине [3].
Обучение спортивным способам плавания - процесс более сложный, требующий зачастую существенной предварительной работы. Эту задачу решают подготовительные упражнения для изучения техники кроля, брасса, плавания на спине и баттерфляя. К ним относятся упражнения на суше (с резиновыми и блочными амортизаторами для мышц, несущих основную нагрузку при плавании; на растягивание и подвижность в плечевых, тазобедренных и голеностопных суставах), имитационные движения (для создания более отчетливого представления об изучаемом способе) и упражнения в воде (для изучения движений рук, ног, дыхания; согласования движений рук и дыхания, движений рук и ног; для освоения способа в целом), которые выполняются на месте и с опорой (например, стоя па дне - изучение движений рук; держась руками за край пенного корытца-изучение движений
ног и т. п.), в движении с опорой (изучение движений рук при плавании с резиновым кругом между ног, движений ног - при плавании с опорой руками на доску), в движении без опоры [25].
Выполняя систему вариативных упражнений, обучающиеся благодаря приспособительным реакциям естественным образом, но под контролем преподавателя приходят к лучшим для себя вариантам техники плавания. Однако эти лучшие варианты являются временными. Регулярные занятия спортом значительно повышают функциональные возможности организма человека, способствуют развитию его силы, гибкости, быстроты, выносливости. Поэтому выполнение системы вариативных упражнений превращается в основное средство многолетнего направленного совершенствования стиля каждого пловца. Варьирование техники должно отвечать следующим требованиям [42]:
- нахождению оптимальных параметров движений рук и ног (длины гребка, амплитуды подтягивания и отталкивания и др.);
- лучшему распределению усилий в различных движениях;
- поиску наиболее совершенного согласования движений головы, туловища, рук и ног;
- формированию индивидуальной манеры (стиля) спортсмена в плавании кролем, брассом, на спине или дельфином.
А. З. Бажев, И. В Панов, отмечают, что использование в тренировке пловцов дополнительных средств может осуществляться в двух основных связанных направлениях [1]:
- с целью повышения работоспособности и ускорения процессов восстановления после различных нагрузок;
- с целью увеличения эффективности различных тренировочных методов, а также разработки новых средств и приемов, способствующих повышению различных сторон подготовленности пловца.
Р. Н. Шлячков соглашаясь с мнением предыдущего автора, пишет, одним
из факторов, способствующих более быстрому приобретению плавательного навыка, становлению техники, является использование дополнительных плавательных средств (доска для плавания, ласты, пояс из пенопласта) [38].
Теперь перейдем к рассмотрению методов обучения плаванию.
Методы обучения - рациональные приёмы, с помощью которых тренер (преподаватель) воспитывает у учеников умения, навыки и передаёт им знания [43].
При обучении плаванию основным практическим методом является метод упражнения, т. е. метод многократного повторения отдельных элементов или способа в целом. Все упражнения классифицируются и объединяются, а единую целостно-раздельную систему: любой изучаемый способ плавания после демонстрации и детального словесного анализа его выполнения расчленяется на составляющие его части (элементы - движения рук, ног, дыхание, согласование движений рук и дыхания, согласование движений рук и ног) и только после этого осваивается в целом [11].
Т. Е. Симина отмечает, что в первоначальной стадии преподавания плаванию ребенка школьного возраста рационально применять методологию синхронного преподавания разным методам плавания, что гарантирует равно как результативность фактически изучения плавательных процессов, таким образом, и напрямую многостороннее формирование ключевых мышечных групп [32].
Е. С. Стародубцева говорит, что одним из прогрессивных методов тренировки является программа использования параметрических упражнений, т.е. такое построение упражнений, при котором один из показателей принимается постоянным (параметром). Параметрическая тренировка, в которой спортсмены в упражнениях с постоянной скоростью самостоятельно увеличивали количество повторений, применялась в подготовительном макроцикле тренировки.
Ю. В. Седляр отмечает, что основой методики являются дидактические
принципы, прежде всего доступности и последовательности, который находит свое выражение в предварительном изучении отдельных элементов техники с последующим их соединением в единое целое через ряд последовательных упражнений; обучение осуществляется в рамках двух основных методов: последовательного и параллельно-последовательного (6), каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества; средствами обучения являются упражнения преимущественно имитационного характера, выполняемые как на суше, так и в воде, при этом набор методических указаний по их применению крайне ограничен; специалисты выделяют ряд ошибок, встречающихся при обучении, и рекомендуют пути их устранения. Методика обучения кролю на груди, так же как и остальных способов осуществляется в рамках отмеченных концептуальных положений. Однако опыт их практической реализации свидетельствует, что применение одних и тех же упражнений разными пловцами приводит к формированию различных вариантов техники. Это диктует необходимость поиска дополнительных методических приемов, способствующих целенаправленному формированию того или иного варианта согласования движений, в частности разноименной шести ударной координации [29].
А. И. Погребной говорит, что характерной особенностью этой методики считается, что она может быть применена не только лишь в присутствие коллективной формы преподавания на школьном уроке, рамках оздоровительного лагеря, а также и в других учебных учреждениях. Она обладает преимущество пред имеющимися методами в варианте огромной приближенности к обстоятельствам бассейна - реки, моря, таким образом равно как акцент в обучении делается не в горизонтальном, а в отвесном состоянии туловища, то что ликвидирует захлестывание лица волной [22].
А. Н. Вакуленко утверждает, что методика преподавания плаванию
основывается в общепедагогические основы с учётом личного подхода к ребёнку: сознательности и инициативности, систематичности, наглядности и
доступности. Присутствие обучении плаванию используются 3 основных категории способов - словесные, наглядные и практические [4].
К словесным методам относят: описание объяснение, рассказ, беседа, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчёт и др., то есть учитель создаёт представление о движении и ошибках, рассказывает В. В. Дементьев [10]:
Объяснение - это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия [42].
Рассказ применяется преимущественно в играх, помогает лучше понять суть изучаемого движения или материала [43].
Проводя беседу, тренер может лучше узнать учеников, и помочь решить ошибки которые возникают у них [5].
Наглядный метод помогает создать представление об изучаемом движении и его сущности, это способствует быстрому пониманию. У детей выражается склонность к подражанию тренера. К этому методу относится: жестикуляция, показ изучаемого действия и наглядные пособия, говорит Н. Ж. Булгакова [2]:
С помощью жестов тренер заменяет команды, может подавать сигналы для уточнения техники, так как в бассейне повышенный шум.
Показ изучаемого движения производится на суше перед началом занятия, тренер показывает как в медленном темпе, так и в быстром, а также чётко слышать указания тренера [39].
Как говорит Т. В. Лепилина, что наглядность важное условие успешности обучения плаванию младших школьников. Наглядное восприятие помогает понять сущность движения, позволяет выстроить динамичный образ желаемого движения, развить у ребенка навыки управления своими действиями и их контроля, точного расположения туловища и конечностей в водной среде. Эти методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий [15].
К наглядным пособиям относят: рисунки, плакаты, видеоматериалы, таким образом, обучаемые не только получат представление о способе плавания, но и смогут разобрать ошибки, которые возникали у них или могут возникнуть [12].
В группу практических методов входят: метод упражнений, игровой, соревновательный и другие, как утверждает А. И. Погребной [23].
Метод упражнений многократное повторение движений [36].
Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий [6].
Соревновательный метод – это достижение победы в результате работы, которая показывает уровень физической и психической подготовки в борьбе за место [43].
О. В. Шмерко [39] сообщает, что в обучении, возможно, брать подобные примеры как «Группировка», «Фламинго», «Вращение вперед», «Вращение назад», «Винт-вращение в горизонтальном положении», «Круг» и т. д. Достижения в плавании продолжают быстро расти как за счет совершенствования техники передвижения в воде и процесса тренировки, так и за счет коренного изменения методики обучения спортивным способам плавания. В настоящее время сформулированы отправные положения методики обучения плаванию:
а) чем шире круг изучаемых двигательных навыков и умений, тем
успешнее определяется и совершенствуется у занимающихся в дальнейшем основной способ плавания;