Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности студентов
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию идентичности
Самоопределение и профессиональная самореализация личности, этап которой является наиболее важным в студенческом возрасте, можно охарактеризовать как длительный процесс развития отношений личности со своей профессией (будущей или реальной) и с самим собой как субъектом (реальным или потенциальным) профессиональной или профессиональной деятельности. Профессионал как субъект труда устанавливает цели своей деятельности, определяет пути и средства их достижения и несет ответственность за последствия их реализации. Стать настоящим профессионалом можно, если студент находится в позиции субъекта текущего процесса как во время обучения, так и во время изучения теоретических дисциплин и во время практики. Закрепление субъектной позиции будущего профессионала отнимает у преподавателя вуза отношение к нему как к уникальной личности, что связано с восприятием каждого студента как заведомо интересного с точки зрения способностей и способностей, признанием за ним права отличаться от других и быть самим собой.
Аксенова Г.И. [1], изучая студенческий возраст, отмечает, что отношение студентов к учебно-профессиональной деятельности во многом определяется сформированностью у них субъектной позиции. По мнению Г. И. Аксеновой, тематическая позиция личности студента представляет собой сложную целостную систему, структурно сочетающую в себе несколько компонентов и форм взаимодействия друг с другом. Структура позиции субъекта может быть представлена через блоки мотивационно-ценностной, реляционной и регулятивной деятельности, из которых блок мотивационной деятельности является основным. Содержанием мотивационно-ценностного компонента тематической позиции студента является осознанный выбор профессии, стремление к личностной и профессиональной самореализации, постоянный интерес к преподаваемым предметам, особенно профессионального цикла. Компонентом реляционной позиции субъекта, студента, является отношение к себе как к субъекту собственной жизни (адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, самоуважение), проблемы взаимоотношений между студентом и преподавателем и между студентом и учебной группой, поскольку соотношение двух субъектов одинаково. Нормативно-деятельностный компонент субъектности включает в себя способность самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать собственную жизнь, способность контролировать, анализировать, оценивать личность, деятельность и поведение; способность рационально организовывать и корректировать собственную жизнь; наличие ярко выраженного стремления к самообразованию и самообразованию. Таким образом, субъектность - это комплексная интегративная характеристика личности профессионального будущего, отражающая ее активно-избирательное и ответственное отношение к инициативе, преобразующее по отношению к себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом.