ГЛАВА 1. Теоретические основы логистического процесса и процессы его развития
1.1 Оценка современного состояния и перспективы развития транспортно-логистической системы Российской Федерации
В настоящее время одной из самых актуальных тем в экономической науке является исследование экономического роста, так как его результаты служат основой для формирования и реализации экономической политики и развития государства в перспективе.
Экономический рост, как известно, определяется совокупностью факторов, как общих для разных стран, так и специфических для национальных экономик; при этом труд и капитал как основные факторы экономического роста объясняют не более 20% роста выпуска. В современных условиях экономического развития одним из драйверов долгосрочного роста реального ВВП любого государства является технологическое развитие, которое в условиях перехода на инновационную траекторию развития экономики проявляется в инновационной деятельности. Инновационная деятельность в форме научно-технического прогресса (НТП) в современных теориях эндогенного роста считается ключевым фактором социально-экономического развития.
Анализ влияния НТП на экономический рост позволил выделить следующие ключевые факторы: рыночная конкуренция; расстояние до технологической границы; ограниченность доступа к финансовым ресурсам; человеческий капитал; наделенность фактором производства и его цена; прямые иностранные инвестиции; неравномерный рост и циклы; социальный капитал; модели диффузии технологий; международная торговля.
Перспективы экономического развития Российской Федерации, которые обусловлены переходом к инновационной модели развития, актуализируют исследования в области функционирования инновационной экономики, в том числе в отношении внешнеэкономической политики, регулирования внешнеэкономической деятельности и международного инновационного обмена. Исследование рисков при осуществлении международного обмена товарами, услугами и знаниями в целях управления рисками цепей поставок, а также функционирование системы управления рисками (СУР) является, таким образом, актуальной государственной задачей.
Фундаментальный вклад в исследование рисков в экономической деятельности внесли как зарубежные (Ф. Найнт, Р. Кантильон, А. Смит, Дж. Милль, И.?У. Сениор, А. Маршал, А. Пигу, Дж.?М. Кейнс и др.), так и российские ученые (В.?Д. Рудашевский, Л. Растригин, Р. Райзберг, М.?Г. Лапуста и др.). Более того, существует от дельное научное направление, в котором риск рассматривается как конституирующий признак предпринимательства (Р. Кантильон, Й. Тюнен, Ф. Найт). Однако среди исследователей отсутствует единое мнение относительно определения предпринимательского риска.
В общем виде риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
В экономической деятельности риск и управление «идут рука об руку», поэтому наиболее верным является следующий подход к определению сущности риска: «Риск — это предполагаемые результаты деятельности в ситуации неопределенности и неизбежного выбора, когда субъект управления может: а) выявить положительные и отрицательные последствия деятельности; б) оценить вероятности их возникновения; в) оценить степень тяжести (серьезности) этих последствий. Неопределенность в экономической и предпринимательской деятельности возникает под воздействием не только экономической конъюнктуры, но и совокупности факторов как внутренней, так и внешней среды, хотя действуют и влияют они с разной интенсивностью.
В настоящее время исследователями предложено достаточно много различных классификаций рисков; по нашему мнению, с учетом необходимости рассматривать риски в контексте принятия управленческих решений, в качестве классификационного признака для группировки (классификации) рисков следует принять такой признак, как «среда возникновения риска».
Внутренняя среда не отличается стопроцентной предсказуемостью, но ее уровень в значительной степени зависит от уровня управления и качества принятого управленческого решения. Многое из того, что относят к элементам неопределенности, на самом деле является только следствием слабого менеджмента. Значительно интенсивнее (и агрессивнее) действуют факторы риска внешней среды, но тоже по-разному. Так, например, риск появления неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве обязательно непосредственно отразится на результатах деятельности предприятия, т.?е. его влияние на производителя является прямым и непосредственным. В целом, факторы внешней среды, влияющие на уровень риска, подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия (рис. 1)
Управление рисками (риск-менеджмент) представляет собой специальный вид управленческой деятельности, направленной на смягчение воздействия риска. Значение управленческих решений, с принятием которых сталкиваются менеджеры, определяется, прежде всего, уровнем риска, приемлемым для хозяйствующего субъекта.
Рисунок 1 - Классификация внешних факторов риска
Каждая компания характеризуется собственными предпочтениями, связанными с видом и уровнем риска. На основе этого выявляются риски, которым она подвержена в процессе экономической деятельности, определяется допустимый (приемлемый) уровень риска, а также методы, позволяющие избежать потерь, возникающих в результате действия конкретного вида риска. Совокупность таких действий и представляет систему управления рисками.
Управление рисками — это особенная область экономики, требующая знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов принятия управленческих решений, оптимизации, эффективности бизнеса и т.?д. Работа риск-менеджера нацелена на защиту компании от рисков, угрожающих ее доходам, и обеспечивает решение главной задачи финансового менеджмента — выбор из альтернативных возможностей оптимального варианта.
Как и любым общественным явлением, риском можно и нужно управлять. Управление риском в самом общем виде представляет собой процесс недопущения или минимизации негативных последствий возникновения рисковой ситуации. Речь идет об изыскании возможностей ухода из зон возможных потерь, которые определяются как области, в которых существует потенциальная возможность для предприятия понести потери или существования в них с минимальным уроном для хозяйственной деятельности.
Зоны возможных потерь предприятие определяет для себя индивидуально, в зависимости от специфики производственной деятельности. В мировой практике принято выделять четыре зоны, которые, тем не менее, существуют при любых обстоятельствах: потеря собственности; потеря дохода; потеря ведущих работников компании; юридическая ответственность перед другими лицами.
Рассмотрим современное состояние транспортно-логистической системы Российской Федерации в контексте управления рисками. Всемирный банк каждые два года публикует результаты оценки стран мира по системе Logistic Performance Index, включающий следующие показатели: Customs (таможня); Infrastructure (инфраструктура); International shipments (международные перевозки); Logistics competence (ло-гистическая компетентность); Tracking and tracing (отслеживание и трассировка); Timeliness (своевременность).
В рейтинге Logistic Performance Index (LPI) Российская Федерация в 2016 г. занимала 95-е место из 155 стран (LPI Score 2,58), в 2017 г. — 90-е место из 160 стран (LPI Score 2,69), а в 2018 г. — 99-е место из 160 стран (LPI core 2,57). Динамика LPI за период 2016–2018 гг. свидетельствует о тенденции усиления логистического потенциала мирового сообщества, поскольку 95-му месту России в 2016 г. соответствовала оценка 2,58 балла, 90-му месту в 2017 г. — оценка 2,69 балла, 99-му месту в 2018 г. — оценка 2,57 балла.
На протяжении этого периода лидирующую позицию по LPI занимает Германия, которая представляет собой не только самый крупный рынок Европы, но и является центром глобальной логистики с 25% общеевропейского рынка логистики.
В структуре экономики Германии логистика находится на третьем месте; первое и второе места занимают, соответственно, автомобилестроение и торговля. Круп нейшими немецкими логистическими компаниями являются Deutsche Post DHL, DB Mobility Logistics AG, Kuhn and Nagel.
Германия является также и лидером инноваций; именно в этой стране компании объединяются в кластеры, в состав которых входят как научно-исследовательские институты, так и университеты. Компании достигают уровня международного масштаба, при этом экономическими игроками также является большое количество малых и средних предприятий, обладающих новаторским потенциалом.
Логистика в современной России представляет собой совокупность сложных взаимодействий, образующихся в процессе движения товарно-материальных ценностей, между разноплановыми и разноуровневыми элементами системы, находящимися на значительном удалении друг от друга и нередко функционирующими в принципиально отличающихся условиях. Анализ функционирования логистической отрасли России [4–8 и др.] позволил выявить следующие основные проблемы: неразвитая логистическая инфраструктура; неэффективность цепей поставок; отсутствие четкого планирования логистики; неэффективность СУР.
Существующие проблемы функционирования логистической отрасли закономерно приводят к повышенным логистическим издержкам. Развернутая классификация логистических издержек, содержащая 16 классификационных признаков и упорядоченных по ним видов логистических издержек, представлена в работе М.?Н. Григорьева, А.?П. Долгова и С.?А. Уварова.
И.?В. Яхнеева при оценке издержек управления рисками логистических систем выделяет отдельные категории издержек рисков в противопоставлении с издержками управления. Точность определения величины ущерба от наступления рискового события во многом обеспечивается системностью в исследовании категории логистического риска (рис. 2).
Мы поддерживаем мнение, что для решения существующих проблем и совершенствования развития логистической отрасли России необходимо решить задачи снижения рисков безопасности и обеспечения устойчивости цепей поставок. Успешное решение этой задачи мы связываем, во-первых, с формированием и развитием транспортно-логистических кластеров, которые в настоящее время в Российской Федерации находятся в стадии зарождения, и, во-вторых, с реализацией инновационных решений в IT-поддержке логистических бизнес-процессов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современной, наиболее эффективной инновационно-ориентированной формой интеграции участников рынка транспортно-логистических услуг являются транспортно-логистические кластеры. Транспортно-логистический кластер (ТЛК) представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих сильные стороны друг друга и реализующих конкурентные преимущества территории. Необходимо подчеркнуть, что наличие инновационной составляющей является признаком любого отраслевого кластера, в том числе и ТЛК.
Рисунок 2 - Элементы риска
Звеньями ТЛК являются: производители и потребители; транспортные и экспедиторские компании; складское хозяйство; распределительные центры; терминалы; коммерческие посредники; институциональные органы; финансовые организации; страховые компании; исследовательские организации; учебные центры; консалтингово-аналитические органы; маркетинговые организации др. Реализация проектов ТЛК создает возможности для преодоления барьеров и решения проблем предприятий, входящих в кластер, включая низкую восприимчивость к инновациям и недостаточный уровень их инновационной активности.
Технологическая связанность различных субъектов рынка логистических услуг при организации и осуществлении перевозок определяет актуальность разработки и реализации проектов «Цифровой транспорт» и «Цифровая логистика».
В целях улучшения качества логистических услуг и уменьшения издержек с участием различных перевозчиков при осуществлении как российских, так и международных перевозок требуется масштабная интеграция интернет-технологий Big Data.
Цифровой транспорт призван обеспечить создание единой IT-среды для взаимосвязанных систем, комплексов, технологий по организации движения и управлению единым технологическим процессом. Таким образом, цифровую трансформацию логистики можно рассматривать как новый механизм развития экономических систем, основанный на эффективных информационных связях и оптимизированных потоках данных, необходимых для решения оперативных и стратегических задач предпринимательства.
Для управления бизнес-процессами, формирования эффективной среды ведения бизнеса в России необходимо создание и использование адекватных складывающимся условиям не только IT-систем, но и внедрения «сквозных» IT-технологий, построенных на единой транспортно-логистической и торговой инфраструктуре, обеспечивающей сетевое взаимодействие бизнес-процессов и создание «цепочек ценностей для клиентов».
Для решения поставленных задач, как нам представляется, необходимо осуществить следующее: разработать концепцию цифрового транспорта и цифровой логистики в Российской Федерации; определить операторов цифровой платформы; инициировать подготовку кадров для работы в сфере IT-логистики, обладающих специальным набором компетенций для создания информационных потоков в цифровой экономике и аналитических приложений по оптимизации бизнес-процессов на различных уровнях управления экономикой.
1.2 Инновации в логистике
Индустрия логистики – это нить, которая объединяет все другие отрасли. Транспортировка играет высшую роль в глобальном управлении логистикой и цепочками поставок, что способствует экономическому прогрессу нации. За последние несколько лет индустрия логистики увидела некоторые потрясающие трансформации и тенденции.
Инновационные технологии меняют глобальные деловые отношения. Когда-либо растущие требования клиентов, новые привычки покупать, эволюция электронной торговли повлияла на глобальную логистическую систему.
Благодаря эффективной системе управления транспортом и аналитике данных, облачным вычислениям, решениям «Интернет-оф-Вещи» и корпоративной мобильности 2017 год стал намного больше в отрасли логистики. 2018 год стал годом, когда технологические достижения привели отрасль логистики и цепочек поставок к следующему уровню. Технология используется для обеспечения более быстрых и надежных услуг доставки.
Потребители требуют более быстрой логистики с большим количеством опций. Для поставщиков услуг стало необходимым применение технологических инноваций для использования максимального пространства, рабочей силы, складов, транспортных средств и т.д. для контроля над расходами на отходы и топливо.
Мы собираемся обсудить технологические тенденции в логистике и цепочке поставок, некоторые технологические инновации или достижения, которые будут формировать всю концепцию логистики.
Мы считаем, что основная цель инноваций в области технологий – сделать задачи менее дорогостоящими и более эффективными. Это особенно актуально области логистики, где пропускная способность коротка, труд ограничен, а требования клиентов более строгие, чем когда-либо прежде. В отрасли логистики уже произошли значительные улучшения, и все будет развиваться только по мере того, как модернизация продолжит развиваться. Вот краткий обзор 6 технологических тенденций за 2018 год и последующие годы, роли, которые они играют в логистике и их влияние в будущем.
1. Робототехника и автоматизация. В течение десятилетий вилочные погрузчики были важным компонентом для складов, и теперь мы видим переход к программированию этой доли в цепочке поставок. Основной целью является повышение эффективности. Amazon является ведущим примером в этом пространстве благодаря приобретению Kiva Systems, теперь известной как Amazon Robotics. Как показали Amazon и другие компании, внедрение робототехники и автономного оборудования в складку может сократить сроки доставки до 24-48 часов. Автономные погрузчики и роботы могут выбирать продукты намного раньше, чем люди, а это значит, что компаниям не нужно платить операторам грузоподъемников. Сочетание более низких затрат и более быстрой сборки – это мечта для любого владельца бизнеса.
Рисунок 3 - Ежегодные отгрузки роботов в мире
2. Безопасность и кибербезопасность Безопасность и логистика также оказались на радаре в 2018 году. Недавние хаки в национальных компаниях выявили потенциальные угрозы кибербезопасности в некоторых из наиболее защищенных организациях на земном шаре. В результате, поставщики логистических услуг будут уделять больше внимания безопасности. Усиленный спрос на более быстрый оборот также будет иметь неизбежный результат увеличения риска аварий в транспортных операциях.
Рабочие будут функционировать быстрее, и выполнение какой-либо работы приводит к менее безопасной практике. Национальные руководящие органы также признают, что логистические компании выполнили сверхурочные 2018 году, поэтому более вероятно, что они протоколы приходят раньше. Это потребует использования более инновационной аналитики для мониторинга производительности сотрудников и соблюдения стандартов безопасности.
3. Мобильные приложения. Мы думаем, что рост новых технологий Internet of Things (IoT) будет способствовать продвижению поставщиков логистических услуг и грузоотправителей для увеличения использования мобильных приложений. Эти типы приложений существуют для управления запасами, сканирования штрих-кодов, управления автопарком, отслеживания отгрузки, управления заказами, обслуживания клиентов и т.д. Логистические компании могут извлекать информацию и возможности через приложение для управления пропускной способностью и удовлетворения спроса. Приложения для обмена фрахтами – одна из главных групп приложений, которые в 2018 году наблюдают значительный рост.
В чем важность мобильных приложений в логистике? Вы, наверное, задавались этим вопросом. В современной логистике существуют такие проблемы, как финансовая черная дыра.
Традиционный подход. Когда в какой-то индустрии образуются пустоты, всегда находится посредник, готовый их заполнить. Грузовые брокеры отлично научились сводить тех, у кого есть груз, с теми, кто может его доставить. Проблема в том, что они берут достаточно большую комиссию за свои услуги – порядка 20%. Многих это не смущает, и они годами работают по подобной схеме. Другие считают, что цена слишком высока и не хотят отдавать такой большой кусок собственной прибыли.
Современным решением может послужить распространение широкополосного доступа к сети Интернет и мобильных устройств, что сделало бы все доступным по требованию: от онлайн-кинотеатров и телевидения до бронирования жилья на Airbnb и заказа такси с помощью Uber. Работа в обход посредника или же упрощение его задачи завоевывает все большую популярность в сфере логистики. Технологии позволяют потребителям услуг с легкостью найти тех, кто их предоставляет. А большая доступность – это меньше пустых грузовиков, а значит – меньше убытков и больше прибыли.
4. Системы управления транспортом. Как ожидалось, внедрение систем управления транспортом (ТМС) возросло в 2018 году. TMS имеет значение «хаб» для всех логистических коммуникаций и процессов, включая планирование маршрутов и оптимизацию маршрутов, проверку и обработку платежей, управление перевозками и многое другое. Кроме того, приложения TMS перешли от терминальной установки к облачным платформам, сократив отсрочки при реализации, устраняя узкие места из-за простоев и одновременно улучшая кибербезопасность. В результате в течение года все больше компаний будут принимать такие решения, чтобы идти в ногу с растущим спросом и интегрироваться в усиленное использование других тенденций в области логистических технологий.
5. Искусственный интеллект. Потенциал использования искусственного интеллекта (ИИ) для улучшения принятия решений, преобразования бизнес-моделей и сетей и изменения опыта клиентов приведет к выигрышу для цифровых предприятий. Недавнее отраслевое исследование показало, что 59% учреждений все еще собирают данные для формирования своей тактики ИИ, в то время как остальные уже добились успехов в руководстве или внедрении решений ИИ. При правильном использовании искусственного интеллекта это принесет отличную цифровую награду для бизнеса, обещание общего ИИ выполнить любой интеллектуальный долг, который может сделать человек, и энергично поглощать и осмысливать столько же, сколько люди, является неопределенным.
6. Технология Blockchain. Мы считаем, что Blockchain – это публичный, разобщенный и децентрализованный архив, который устраняет проблемы бизнеса, будучи автономным от отдельных приложений или участников. Технология обещает преобразовать отрасли, в том числе правительство, здравоохранение, распространение контента, цепочку поставок и многое другое. Прикладной подход к блокчейны требует четкого понимания возможностей для бизнеса, обратных связей, надежной архитектуры и надежной стратегии реализации. BiTA (Blockchain in Transport Technology) – это организация, которая возглавляет заряд, чтобы помочь разработать и установить стандарты для технологии блокировки в транспортной отрасли.
Если вы ищете технологические решения мирового уровня, посмотрите не дальше, чем Logistics Plus. Технология построена на стандартных платформах с настраиваемыми порталами и уникальными функциями, предназначенными для предоставления нашим клиентам ценных инструментов, информации и информационных панелей. Команда разработчиков, интеграторов и бизнес-аналитиков (BI) объединяет лучшие в своем классе и настраиваемые платформы для обеспечения общей экосистемы, которая может быть легко интегрирована в глобальные цепочки поставок.
7. ИТ-инновации. Следующим шагом после внедрения сети почтоматов станет технология, позволяющая получить посылку, приложив лишь мобильный телефон с номером отправления к сканеру почтомата. Данная разработка в считанные минуты найдет отправление и автоматически спишет оплату. Внедрение Big Data, облачных технологий и бизнес моделей logistics-as-a-service на всех этапах работы курьерской компании позволит оптимизировать склад и доставку, снизить риски за счет оперативного обмена данными, анализа деятельности.
Развитие технологий в логистике станет распространенным явлением в ближайшие годы и одним из способов сокращения затрат при одновременном улучшении соотношения цены и производительности. Это, в частности, касается таких ключевых трендов, как Интернет вещей и Искусственный интеллект. Одна из тенденций, которая может ускорить развитие отрасли – это распространение беспроводных сетей следующего поколения, которые могут значительно повысить экономическую выгоду и ценность от подключения цепочки поставок к интернету. Еще один тренд, который освещается в новом издании – это блокчейн – технология, которая активно обсуждается в информационном пространстве и имеет значительные перспективы для развития, но внедрение которой может оказаться крайне проблематичным для индустрии. Люди по-прежнему будут в центре логистической деятельности, несмотря на тенденцию по роботизации и автоматизации. Вместе с тем, автоматизация технологических процессов и производств с помощью программных средств будет определять структуру персонала в сфере логистики в будущем. Современные технологии будут помогать в выполнении рутинных, требующих значительных физических усилий заданий, что позволит людям концентрироваться на более важных задачах, связанных с принятием управленческих решений, аналитикой и инновациями. Программы цифровой занятости будут способствовать привлечению и удержанию в логистике талантливых миллениалов, а также поддержке существующих, постепенно стареющих кадров.
8. Транспортные инновации. В связи с наличием налога на автомобильные выхлопы и, учитывая, что многие клиенты отдают предпочтение компаниям, которые берегут окружающую среду, конкурентным преимуществом может стать использование электромобилей. Подзарядить их можно будет в любой части города.
9. Клиенто-ориентированные инновации. Личный курьер, находящийся на всех этапах доставки груза, позволит решить проблемы с его порчей и поломкой. Особенно это актуально для крупногабаритных, контейнерных перевозок с поддержанием определенного температурного режима. Для повышения лояльности клиентов, избегания очередей и быстрого обслуживания в местах выдачи отправлений, будет применяться специальный сервис. Он отобразит ячейку, стеллаж или паллету на складе по номеру накладной или при голосовом его произношении, а робот сможет оперативно найти его и передать менеджеру.
Современные технологии позволяют автоматизировать и упростить многие процессы работы в курьерских и транспортных компаниях. Инновации сегодня помогают сократить издержки, повысить рентабельность бизнеса и улучшить качество предоставляемых услуг. То, что казалось невероятным еще 20 лет назад, сегодня является реальностью для крупных компаний на рынке курьерских услуг.