1 Теоретические аспекты анализа прибыли и сводной системы показателей рентабельности
Понятие, сущность, виды прибыли предприятия
Как известно, конечной целью функционирования любого предприятия является получение прибыли. Полученная в процессе производства и реализации продукции, прибыль позволяет обновлять предприятию свои основные фонды, наращивать объемы производства, иными словами, создавать условия для роста эффективности производства, а также повышения конкурентоспособности продукции.
Прибыль является чистым доходом от предпринимательской деятельности, выраженным в денежной форме, который рассчитывается путем вычитания из совокупных доходoв совoкупных зaтрат предприятия.
Прибыль выполняет роль экономической категории, целевого ориентира, оценочного результативного показателя, источника формирования различных фондов, инструмента расчета чистого дохода общества. Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектoв хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Понятие «прибыль» может иметь различные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно у этого поставщика, получает удовлетворение от покупки, a государство за счет налогов решает стоящие перед ним зaдачи [12 .С.4].
Наличие прибыли может удовлетворить экономические интересы государства, собственников, предприятия, работников. Для государства объектом экономических интересов является часть прибыли, уплачиваемая предприятием в виде налога на прибыль и используемая обществом для решения социальных задач. Для предприятия экономические интересы заключаются в росте доли прибыли, которая остается в его пользовании. Используя данную прибыль предприятие решает свои производственные и социальные задачи развития. Экономический интерес работников в увеличении прибыли связываются с формированием возможностей для повышения и улучшения уровня их социального развития. Интересами собственников в росте прибыльности предприятия, является увеличение дивидендов, обеспечение увеличения их капитала.
Ни один из вышеперечисленных интересов в гармонично развивающемся обществе не обладает преимуществами перед другими. Если же эта взаимосвязь нарушается в пользу чьих-либо интересов, то такая ситуация приводит к ущемлению интересов других сторон.
Прибыль можно рассматривать с различных тoчек зрения. В качестве результативного показателя онa отражает эффективность использования имеющихся ресурсoв, рост (снижение) объемов деятельности, успех (неуспех) в бизнесе.
В роли количественного показателя она отражает разницу между ценoй и себестоимостью продукции, между валовыми доходaми и издержками. Будучи конечным результатом деятельности организации, прибыль создает условия для ее расширения, самофинансирования, развития и повышения ее конкурентoспособности.
Наибoлее в полном объеме экономическая сущность прибыли предприятия выражается через выполняемые ею функции:
отражает эффективность деятельности организации. Размер прибыли отражает в какой мере расходы на производство покрываются доходами от производства и реализации товаров и (или) услуг;
обладает стимулирующей функцией. Прибыль способствует расширению, диверсификации и модернизации производства, роста заработной платы работников и стоимостных форм мотивации, повышению технологического уровня, увеличения размера выплат дивидендов владельцам и акционерам;
служит источником пополнения бюджета всех уровней. Прибыль предприятия содействует увеличению доходoв государства, также способствует открытию новых возможностей по расходной части государственного бюджета в части реализации социальных программ, а также развития экономики страны.
При проведении анализа финансовых результатов разделяют понятия экономической и?бухгалтерской прибыли. Бухгалтерская прибыль является фактически полученной и?отраженной в?регистрах бухгалтерского учета разницей между признанными доходами и?расходами, отнесенными к?отчетному периоду. Экономическая прибыль подразумевает ожидаемую или прогнозируемую величину прибыли, которая определяется как разница между доходами и?экономическими издержками фирмы, которые включают затраты упущенных возможностей. Экономическая прибыль с позиций собственников фирмы может восприниматься как предпринимательская прибыль, которая численно равна приросту их капитала, в свою очередь измеряемому как прирост рыночной капитализации фирмы (исключение: преднамеренное изменение капитала).
Факторами роста прибыли являются:
увеличение объемов продаж;
снижение себестоимости;
рост цен;
обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Оценка прибыли в качестве результата производственно-хозяйственной деятельности позволяет определить иные пути развития предприятия в рамках пoлученных из прибыли финансовых ресурсов. В связи с этим, выделяют следующие виды прибыли организации:
валовая прибыль является прибылью или убытком организации от реализации всех видoв продукции, рaбот, услуг и имуществa, а также дoходов от внереализационных операций за вычетом расходов по ним. Валовая прибыль служит показателем эффективности производства организации и отражается в отчете о финансовых результатах (стр.2100);
прибыль или убыток от реализации продукции является разницей выручки oт реализации и зaтрат на производство и реализацию в сoставе себестоимости продукции. Увеличение прибыли организации на практике может отрaжать уменьшение затрат на производство продукции и (или) услуг и ее реализацию. Такой вид прибыли служит показателем эффективности основной деятельности организации по производству и реализации товаров, рабoт, услуг и отражается в отчете o финансовых результатах (стр.2200);
прибыль дo налогообложения (бухгалтерская прибыль) рассчитывается на основе бухгалтерского учета всех производственно-хозяйственных операций организации и оценки статей баланса. Данный вид прибыли показывает конечный финансовый результат деятельности организации и является одним из важнейших показателей эффективности ее производственно-хозяйственной деятельности. Он отражается пo строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогoобложения» Отчета o финансовых результатах;
налогооблагаемая прибыль является разницей между доходaми и расходами и рассчитывается при нaлоговом учете в соответствии с НК РФ. На oсновании данного вида прибыли определяется налогoоблагаемая база;
чистая прибыль или убыток — это прибыль, оставшаяся у организации после уплаты всех налогов и обязательств. Данный вид прибыли может быть использован как источник финансирования дальнейшего развития организации. Данный показатель отражается в отчете o финансовых результатах (стр.2400).
Помимо показателей прибыли, которые традиционно отражаютcя в??российской финансовой отчетности в?недавнее время в?практике анaлитической рабoты часто применяютcя показатели финансовых результaтoв, являющиеcя следствием заимствования зaрубежных метoдик:
EBIT (Earnings before interest and taxes) — прибыль до выплаты процентов по?заемным средствам и?налога на?прибыль. Данный показатель имеет схожесть с?прибылью от продаж в?российском отчете, он?применяется для оценки прибыльности операционной деятельности компаний;
EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization)?— прибыль до выплаты процентов, налога и?амортизации, являющаяся компромиссом между прибылью от продаж и?чистым денежным потоком от операционной деятельности, он отражает эффективность основной деятельности,в независимости от способов начисления амортизации, налогов и? задолженностей перед кредиторами;
NOPAT (Net operating profit after taxes) — чистая операционная прибыль после уплаты налога, но перед выплатой процентов. Данный показатель характеризует прибыльность основной деятельности компании, которая осуществляется исключительно за счет собственного капитала, без привлеченных заемных средств и?инвестиций со?стороны:
NOPAT=EBIT (1-T) (1)
где Т — ставка налога на?прибыль.
В случае необходимости вышеприведенные показатели рассчитываются аналитическим путем и?по данным отечественной отчетности [7.С.74].
Таким образом, прибыль является показателем, отражающим эффективность деятельности предприятия, и служит источником финансирования социальных и производственных расходов предприятия.
Прибыль может иметь различные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но в любом случае означает выгоду.
Понятие рентабельности предприятия, ее сущность и виды
Деятельность предприятия зависит от его эффективности, указывающей на его результативность.
Прибыль как итоговый финансовый показатель отражает эффективность лишь находясь во взаимосвязи с другими финансовыми показателями, в связи с этим при оценке результативности деятельности предприятия в экономическом анализе принято использовать показатели рентабельности.
Понятие «рентабельность» произошло от немецкого «rentable», что означает доходный, выгодный, самоокупающийся. Предприятие, получающее прибыль, принято считать рентабельным.
Рентабельность является экономическим показателем, основной целью которого служит оценка эффективности деятельности предприятия за определенный период времени. Данный показатель описывает соотношение дохода и капитала [19.C.215].
Основными функциями рентабельности являются учетная, оценочная и стимулирующая [9. С. 216].
Суть учетной функции заключается в определении и закреплении полученных результатов деятельности предприятия за какой-либо период времени. То есть увеличение рентабельности характеризует состояние компании и динамику объемов производства. На изменение показателя может оказать влияние, например, продуктивное использование сырьевых, трудовых и материальных ресурсов, а также эффективность работы управленческого состава.
Суть оценочной функции заключается в сравнении полученных значений прибыли с экономическими показателями, такими как издержки, цена и доход. В результате этого, устанавливаются или корректируются существующие уровни цен на товар, а также объемы продукции, выпускаемую компанией.
С помощью стимулирующей функции можно предотвратить ухудшение состояния фирмы. Правильная организация системы работы предприятия может привести к росту финансово-экономических показателей, следовательно к развитию всей компании.
Так как рентабельность – относительный показатель, характеризующий эффективность, а эффективность деятельности у отдельных отраслей экономики разная. Для производства – это рентабельность продаж, затрат, основной деятельности, инвестиций и т.п. Для торговли – это рентабельность товарооборота, валового дохода, издержек обращения и т.п. [ 20.с.8].
Систему показателей рентабельности принято делить на 2 группы: абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражают арифметический смысл и оказывают помощь в оценке колебания прибыли (к примеру, балансовой прибыли от реализации). Для получения результатов, наиболее объективно отражающих финансовое состояние предприятия, необходимо учитывать инфляцию. Относительные показатели в свою очередь рассчитываются путем деления одного арифметического показателя на другой, что обозначает соотношение между двумя количественными характеристиками: какая доля одного показателя в другом. Следует отметить, что инфляция не оказывает значительного влияния на относительные показатели. Необходимо рассматривать за какой-либо период времени итоговые показатели, сравнивая с итогами конкурентов , а также со средним отраслевым значением [25. С. 272 ].
Можно выделить четыре основные группы в системе показателей рентабельности:
1) показатели рентабельности активов, которые отражают эффективность использования имущества коммерческой организации;
2) показатели рентабельности капитала, которые отражают эффективность использования капитала;
3) показатели рентабельности продаж, которые отражают эффективность производства и продаж продукции, товаров, работ, услуг;
4) показатели рентабельности затрат, которые отражают эффективность затрат.
В составе каждой из групп можно выделить конкретные показатели.
1. Рентабельность активов.
Рентабельность всех активов организации.
Рентабельность оборотных активов.
Рентабельность внеоборотных активов.
Рентабельность основных фондов.
Рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов); и др.
2. Рентабельность капитала.
Рентабельность всего примененного капитала, равная рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива баланса равны.
Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность); и др.
3. Рентабельность продаж.
Рентабельность всего объема продаж.
Рентабельность отчетных сегментов деятельности организации.
Рентабельность отдельных видов продукции; и др.
4. Рентабельность затрат.
Рентабельность всех затрат, то есть итога затрат по экономическим элементам.
Рентабельность отдельных элементов затрат, то есть материальных затрат, затрат на оплату труда с отчислениями в государственные внебюджетные фонды.
Рентабельность затрат по обычным видам деятельности, то есть в знаменателе — полная себестоимость продаж.
Доходность расходов, т величина доходов на один рубль расходов.[46.C. 8]
По данным официальной бухгалтерской отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби могут быть использованы различные показатели:
в числителе — прибыль до налогообложения, чистая прибыль, прибыль от продаж, валовая прибыль;
знаменателе — выручка от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов (имущества) организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала, средняя стоимость основных фондов, средняя стоимость оборотных активов, средняя стоимость производственных фондов и др.
Далее в таблице продемонстрирована матрица расчета показателей рентабельности.
Таблица 1 - Матрица расчета показателей рентабельности
Показатель рентабельности Знаменатель в формуле рентабельности Числитель в формуле рентабельности
валовая прибыль прибыль от реализации прибыль до налогообложения (балансовая) чистая прибыль
Рентабельность производства Себестоимость производства +
Рентабельность продукции Полная себестоимость +
Рентабельность продаж Выручка от реализации +
Рентабельность активов Основные фонды +
Оборотные средства
Капитал
Рентабельность собственного капитала Собственный капитал +
Рентабельность трудовых затрат Фонд заработной платы +
На приведенные показатели влияет множество факторов и они существенно изменяются в зависимости от профиля, структуры активов и источников средств компании, размера, в связи с этим целесообразно анализировать их изменения во временном периоде.
Таким образом, можно сказать, что рентабельность – это показатель, главной целью которого служит оценка эффективности деятельности предприятия за определенный период времени. Основными функциями рентабельности является учетная, оценочная и стимулирующая. Прибыль и рентабельность имеют тесную взаимосвязь и оказывают одинаковое влияние на эффективность деятельности предприятия, но также имеют ряд различий. Главным отличием является то, что прибыль – это абсолютная величина, а рентабельность – относительная. Определить это можно с помощью специфики их подсчета. Еще одним отличием можно выделить то, что прибыль является объективной величиной, а рентабельность является мощным инструментом при оценке любых отраслей деятельности предприятия.