Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Совершенствование налогового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса

cool_lady 2625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.03.2021
Цель задачи и задачи задачи исследования. Цель РФ исследования – основе на основе бизнеса анализа текущего по положения малого по и среднего бизнеса в малого России сформировать налогообложения комплекс рекомендаций по по совершенствованию налогового регулирования комплекс малого и среднего бизнеса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретико-методологические аспекты налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса; - оценить нормативно-правовое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса; - раскрыть специальные налоговые режимы, как инструмент налогового регулирования малого и среднего бизнеса; - провести анализ налоговых поступлений, уплачиваемых малым и средним бизнесом в РФ; - провести анализ налоговых поступлений, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса в РСО-Алания; - определить перспективы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является субъекты малого и среднего бизнеса. Предметом исследования выступают налоговые поступления, уплачиваемые субъектами малого и среднего бизнеса. Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу работы легли научные труды отечественных и зарубежных авторов, учёных и специалистов в области налогов, налогового регулирования, нормативно-правовых отношений в сфере стимулирования налогообложения малого и среднего предпринимательства. Информационной базой для данной ВКР послужили федеральные законодательные акты, официальные статистические данные Федеральной Налоговой службы, аналитические обзоры на официальных сайтах ФНС РФ. Налоговая политика в области малого и среднего бизнеса исследуется в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых, в частности Гончаренко Л. И., Мельникова Н. П., Черник Д. Г., Шмелев Ю. Д., Девяткин Е.А., Фокс Д.Д. Данной проблеме посвящено большое количество статей, монографий, учебников. В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации. Количественный анализ проведён на основе экономико-статистических, математических и графических методов. Научная новизна ВКР представлена следующими положениями и выводами: 1.На основе анализа практики стимулирования деятельности малого и среднего предпринимательства, а также изучения налогового законодательства Российской Федерации, дано новое определение налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства. Налоговое стимулирование - это целенаправленные действия государственных или местных органов власти по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, которые улучшат имущественное, а также экономическое положение отдельных категорий граждан, которые платят налоги и сборы. 2. В ходе проведенного исследования выявлено, что единые стандарты и детализированные нормы, касающиеся порядка осуществления финансирования малого и среднего предпринимательства не на должном уровне. Также отсутствует необходимый уровень регулирования возможности получения кредита на льготных условиях и присутствует высокий уровень налогообложения. Предложены способы восполнения правового пробела в данном вопросе. 3. На основании анализа налогового законодательства в области регулирования деятельности малого и среднего бизнеса предложены возможные пути улучшения данного правового аспекта в целях снижения налогового бремени новых предприятий. Реализация изложенных рекомендаций по совершенствованию законодательства позволит повысить эффективность финансовых, кредитных и налоговых механизмов для стимулирования деятельности сектора малого и среднего предпринимательства и обеспечить увеличение его вклада в социально-экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе. Практическая значимость данной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению условий функционирования малого и среднего бизнеса, улучшения нормативной базы финансирования и налогообложения. Результаты выпускного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого и среднего бизнеса. Апробация результатов исследования. Основные положения данной выпускной квалификационной работы докладывались на международной научной конференции «Актуальные направления перспективы развития национальной экономики» (г. Владикавказ, 2019г.). По материалам выпускной квалификационной работы было опубликовано 3 научные статьи, в том числе в 1 статья в журнале перечня ВАК, 2 статьи в журналах из перечня рецензируемых научных изданий. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. Первая глава раскрывает теоретико-методологические аспекты налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. Дается определение специальных налоговых режимов и раскрывает сущность и необходимость их использования. Вторая глава раскрывает налоговые поступления в процессе деятельности малого и среднего бизнеса, направленные как в федеральный бюджет, так и в региональный, что было показано на примере Республики Северная Осетия-Алания. Третья глава определяет перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, а также определяет предложения по совершенствованию налогового законодательства в целях регулирования малого бизнеса.
Введение

Актуальность темы исследования. Малое и среднее предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, играет огромную роль в экономике и социальном развитии общества. Способствуя экономическому росту, ускорению научно - технического прогресса, развитию рыночной конкуренции, обеспечению занятости трудоспособного населения, малое и среднее предпринимательство формирует активную и деловую социальную прослойку общества - «средний» класс, способный ускорить процесс демократизации экономики и политического строя в стране. На данный момент проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране являются значимыми для общества. В первую очередь это связано с тем, что субъектами малого и среднего бизнеса обеспечивается более 70% сферы торговли и услуг, а значит, именно благодаря нему жители нашей страны могут осуществлять свои потребности. Одной из наиболее важных целей достижения баланса социально-экономического развития России можно выделить стимулирование малого и среднего бизнеса. Почему это так значимо? В настоящее время в России около трех миллионов человек являются самозанятыми. Если говорить о развитии экономики в целом и улучшении жизни населения, то необходимо направить меры по налоговому стимулированию экономической деятельности тех налогоплательщиков на регионы, которые оказывают наибольшее влияние на социальную сферу и экономическое развитие государства. Однако, судя по отдельным категориям граждан, национальная экономическая политика должна быть направлена на поддержку малого и среднего бизнеса, поскольку именно он «ближе» к российским гражданам и является существенным фактором обеспечения занятости населения. Сегодня поддержке и развитию малого бизнеса уделяется особое внимание, поскольку именно малые и средние предприятия формируют основу для устойчивого развития экономики. Вклад малых и средних предприятий в ВВП в развитых странах составляет 40-70%, в то время как в России МСП находятся пока на стадии становления и развития.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. 8 1.1 Сущность малого и среднего бизнеса в экономической системе России…8 1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса 17 1.3. Налоговое регулирование малого и среднего бизнеса. 23 ГЛАВА 2. Анализ субъектов малого и среднего бизнеса в формирование бюджетов всех уровней 44 2.1 Оценка развития малого и среднего бизнеса в РСО-Алания 44 2.2. Анализ налоговых поступлений, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 51 2.3. Анализ налоговых поступлений, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса РСО-Алания 68 ГЛАВА 3. Перспективы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России 85 3.1. Нововведения в налогообложении малого и среднего бизнеса 85 3.2. Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования малого и среднего бизнеса. 91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) 3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) 4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) 5. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) 6. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2019) 7. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) 8. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) 9. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) 10. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" 11. Постановление от 26 декабря 2016 года N 477 О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2019 годы 12. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c. 13. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности/ Учебник для бакалавриата и магистратуры/ Г.Ф. Сысоева, И.П. Малецкая – М.: Издательство Юрайт, 2019. -424 г. 14. Вылкова Е.С. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: учебное пособие / Е.С. Вылкова и др.; под редакцией Р.А. Петуховой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 80 с. 15. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. - М.: Бизнес-пресса, 2018. - 240 c. 16. Кучеров И.И. Налоговое право России: Учебник для вузов. Издательство: Инфра-М, Норма. 2016г.-704 17. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение / Н.В. Лазарева. - М.: Феникс, 2018. - 320 c. 18. ЛубковаО.В. Вмененка, и упрощенка по-новому / О.В. Лубкова, Т.Ю. Сергеева, С.Ю. Фирстова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 281 c. 19. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалав¬риата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. 20. Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение. Учебник / Л.Я. Маршавина, Л.А. Чайковская. - М.: Юрайт, 2016. - 504 c. 21. Маршавина Л. Я., Чайковская Л. А. Налоги и налогообложение. Учебник для прикладного бакалавриата. Издательство: Юрайт Год издания: 2016 г. – 503с. 22. Майбуров, И.А. Теория налогообложения: Продвинутый курс: учебник / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 591 с. 23. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2018. - 104 c. 24. Налоги и налогообложение 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО/ отв. Ред. Л.И. Гончаренко- М.: Издательство Юрайт, 2019. -524 г. 25. Налоговое консультирование: теория и практика: учебник / под ред. Н. И. Малис. — М.:Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 416 с. 26. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. — Москва: КноРус, 2016. — 127 с. 27. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов; под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2016. — 512 с. 28. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 474 с. 29. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. –Ярославль: МФЮА, 2016. – 220 с. 30. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2016. — 496с. 31. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс. 32. Налоги и налогообложение: учебник для академического бакалавриата / под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 441 с. 33. Налоговое консультирование: теория и практика: учебник / под ред. Н. И. Малис. — М.:Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 416 с. 34. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 474 с. 35. Налоговые системы. Методология развития. -М.: Юнити-Дана, 2019. - 464c. 36. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия: Профессиональное образование. 37. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия: Профессио¬нальное образование. 38. Попова, Л.В. Практика исчисления налогов: учебное пособие / Л.В. Попова, И. А. Маслова, И.А. Дрожжина. - М.: Дело и Сервис, 2016. - 288 с. 39. Теория и практика налогообложения: учебник. — 2е изд., перераб. и доп. / под ред. Н. И. Малис. — М.:Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 432 с. 40. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. 41. Перов, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2019. - 944 c. 42. Теория и история налогообложения / Л.В. Попова и др. - М.: Дело и сервис, 2017. - 368 c. 43. Алисенов А.С., Калмыков Н.Н., Корниенко Е.Л. О проекте основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // Аналитические записки за 2016 год. - 2017. - с.187-205. 44. Артюхова К.Ю. Особенности налогового учета на предприятиях малого бизнеса / К.Ю. Артюхова // Научный альманах. 2016. № 12-1 (26). С. 28-31. 45. Байгузина Л.З. Проблемы упрощенной системы налогообложения в России / Л.З. Байгузина // Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2. № 1 (9). С. 26-28. 46. Бурова Л.А. Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы / Л.А. Бурова // Вестник БГУ. - 2016. - № 2-2. – С. 140-149 47. Вагайцева В.П. Сравнительный анализ специальных налоговых режимов: УСН и ЕНВД / В.П. Вагайцева // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2018. № 121-1. С. 76-81. 48. Васильева О.Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018-2020 годах // Инновации в науке и практике. - 2018. - с.83-89. 49. Гуменная Н.С. Раздельный учет при совмещении налоговых режимов / Н.С. Гуменная // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 3. С. 7. 50. Елина Л.А. ЕНВД + УСНО: делим общие расходы / Л.А. Елина // Материалы журнала «Главная книга» №7, 2018 С. 78-80 51. Какие особенности совмещения ОСНО и УСН? [Электронный ресурс] – URL: http://nalog-nalog.ru/ 52. Королева Н.Ю. Проблемы организации раздельного учета в целях налогообложения и при совмещении налоговых режимов / Н.Ю. Королева // TerraEconomicus. 2018. Т. 11. № 4-2. С. 118-122. 53. Лесникова В.А. Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД: закрепляем в учетной политике / В.А. Лесникова //Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. -2018-№9. С. 134-136 54. Малинина Л.Ю. Учетная политика: взаимодействие бухгалтерского и налогового учета / Л.Ю. Малинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 8. № 1. С. 258-261. 55. Маркина Ю.В., Денисова Т.В. Особенности бухгалтерского учета организации на упрощенной системе налогообложения и совмещение ее с единым налогом на вмененный доход / Ю.В. Маркина, Т.В. Денисова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10. № 2. С. 182-185. 56. Никиткин А.Ю. Патент и другие налоговые режимы: тонкости совмещения / А.Ю. Никиткин // Материалы журнала «Главная книга» №2, 2016 С. 65-66 57. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены / В.Г. Пансюков // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 1. С. 112-119. 58. Писаренко И. Д., Тускаева М.Р. Налогообложение малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018 г. №6. С. 153-156. 59. Холмирзоев Д. Н., Масалыгина А. С., Захаров Н. В., Дьякова О. В. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 582-585. 60. Пансков Владимир Георгиевич. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены// Налоги и налогообложение – 2018. - №1- с. 114-119. 61. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах, 2017: Краткий статистический сборник/ Северная Осетия стат – Владикавказ, 2017 -221 стр. 62. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru (дата обращения: 27.04.2019 г.) 63. Сайт Федеральной налоговой службы - https://www.nalog.ru (дата обращения: 27.03.2020 г.) 64. Сайт Консультант Плюс - http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2020 г.) 65. Информационно-правовой портал Гарант - https://www.garant.ru(дата обращения: 1й.04.2020 г.)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса 1.2 Сущность малого и среднего бизнеса в экономической системе России Малое предпринимательство в экономике развитых стран является одним из факторов развития. Однако в России вклад малого предпринимательства в экономику страны не такой значительный. В настоящее время в литературе понятие малое предпринимательство одновременно определяют и как сектор экономики, и как экономическую категорию, и как хозяйственную систему. В таблице 1 представлены различные подходы авторов к рассмотрению характеристик малого предпринимательства. Таблица 1. Характеристики малого предпринимательства Подход к рассмотрению малого предпринимательства Авторы Характеристика Малое предпринимательство как сектор экономики Романенко Е.В. «Сектор малого бизнеса функционирует и развивается на основе взаимодействия совокупности разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, обусловливающих эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов.» Аликаева М.В., Ксанаева М.Б. «…в силу объективных и субъективных причин, и прежде всего, из-за отсутствия нормативно-правовой базы, достаточных финансовых ресурсов и отсутствия традиций предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, малое предпринимательство не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия с целью его развития» ФедороваА.Р. «Сектор малого предпринимательства находится впереди не только по числу занятых и прибыли, но и по числу банкротств» Малое предпринимательство как экономическая категория Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. «Малое предпринимательство как социально-экономическая категория ? это специфическаядеятельность,преимущественнопредпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли» Малое предпринимательствокак хозяйственная(экономическая)система Хамидуллин Ф.Ф. «… это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее сточки зрения материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом ?воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» В России критерии и условия отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу закреплены в законодательстве, и с течением времени они трансформировались Следует отметить, что в новом законе критерии, дающие право получения статуса МСП, имеют определенную классификацию и расширен перечень организаций, которые могут его получить, что данные является положительным моментом. Получение такого статуса МСП и дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям рассчитывать на определенные меры государственной поддержки, которые включают в себя: • финансовую поддержку – субсидирование и оказание помощи в получении кредита; • информационную поддержку – получение информации о реализации государственных программ, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки, о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства и тп; • консультационную поддержку- бесплатное консультирование по возникающим вопросам у начинающих предпринимателей, компенсации документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг; • имущественную поддержку предоставление помещений и земельных участков на более выгодных условиях; • применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета; • меры налогового регулирования (создание благоприятных налоговых условий для развития бизнеса); • другие меры государственной поддержки. Малые предприятия, несмотря на свои масштабы, выполняют ряд значимых функций (рисунок 1). Рисунок 1. Функции малого бизнеса Государство, осуществляя поддержку малого предпринимательства, решает целый ряд значимых социально-экономических задач: - активизация структурной перестройки экономики; - насыщение потребительского рынка товарами (что особенно актуально - в условиях усиливающихся санкций); - преодоление отраслевого и регионального монополизма; - расширение конкуренции; - сокращение безработицы; - укрепление экономической базы местных органов власти; - развитие сел, небольших городов; - возрождение художественных промыслов, традиционных ремесел и т.д. В соответствии c указанными критериями по состоянию на 1 января 2019г., по данным Росстата, основанным на выборочном наблюдении за сектором малого и среднего предпринимательства, и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн . субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25% от общей численности занятых в экономике . Анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы: 1. Несмотря на относительно высокий в клад в обеспечение занятости населения, по другим показателям малое и среднее предпринимательство играет незначительную роль в экономических процессах. На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте в России находится на уровне (20-21) %. Вместе c тем, уровень обеспеченности малых и средних предприятий основными средствами остается низким. Малые и средние компании владеют только (5-6) % от общего объема основных средств и формируют около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал . Более того, сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России c другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП во многих зарубежных странах составляет более 50%. Аналогичная ситуация наблюдается c долей занятого населения, приходящейся на сектор малого и среднего предпринимательства. В России малый и средний бизнес обеспечивает лишь 25% постоянных рабочих мест, тогда как в развитых странах данный показатель колеблется от 35% до 80%. Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей) в России сопоставима c зарубежными показателями. Однако средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом малого и среднего предпринимательства, заметно уступает уровню развитых стран. 2. Малое и среднее предпринимательство в России – это, в первую очередь, микробизнес. Сектор малого и среднего предпринимательства в России представлен в основном индивидуальными предпринимателями (62,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства) и микропредприятиями (32,7%). Сопоставление среднего числа занятых c установленными законодательством Российской Федерации пороговыми значениями разделения на категории субъектов малого и среднего предпринимательства (до 15, до 100 и до 250 работников) подтверждает тезис о том, что малый бизнес в России – это скорее мелкий бизнес. Так, в 2018 г. среднее число работников на малом предприятии составило 27,5 человека, на микропредприятии – 2,4 человека, на среднем предприятии – 119,0 человека. В сфере индивидуального предпринимательства в среднем занято 1,5 человека . 3.Задача по развитию малого и среднего предпринимательства связана c перераспределением трудовых ресурсов, занятых в государственном, частном и неформальном секторе экономики. Совокупная среднесписочная численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2018 г. 17,8 млн человек, из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн человек (30,4%), на предприятиях – юридических лицах занято 12,4 млн человек (69,6%). Вместе c тем, анализируя структуру занятости в России, можно сделать вывод о том, что занятость в большей степени обеспечивается средними и крупными предприятиями c численностью работников от 250 человек, тогда как множество небольших предприятий c численностью работников менее 50 человек обеспечивает меньшую долю рабочих мест. 4. В последние годы отмечается тенденция к росту неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства. Одна из основных негативных тенденций, фиксируемых в сфере деятельности малых и средних компаний, – рост занятости в неформальном секторе экономики. Согласно официальным данным Росстата, в период c 2018 по 2019 год ы фиксировалось поступательное снижение показателя безработицы. Приведенные данные позволяют сделать выводы том, что индивидуальные предприниматели, снявшиеся c регистрации, либо работники, ушедшие из сферы наемного труда, продолжают работать в неформальном секторе экономики. 5. Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие. Рассматривая отраслевую структуру сектора малого и среднего предпринимательства, следует отметить, что по мере роста размера компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия и малые предприятия – юридические лица, сосредоточен в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах c более высокой добавленной стоимостью – обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство. Значительная часть средних предприятий – это, как правило, высокопроизводительные, инновационные и эффективно управляемые компании. Именно такие средние компании создают предпосылки для качественных прорывов в экономическом развитии, формируют вокруг себя среду для развития малых предприятий, обеспечивая их рынком сбыта продукции и услуг. Значимость среднего бизнеса для обеспечения экономического развития проявляется при анализе отраслевой структуры сектора малого и среднего предпринимательства. Так, основная занятость на средних предприятиях приходится на сектор промышленного производства (33,8 %). Малые предприятия, микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели создают большее число рабочих мест в торговом секторе (24,2%, 38,4%и 56,5% соответственно).Большая часть оборота всех категорий субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на сектор торговли: от 41,8% оборота средних предприятий до 84,5% оборота у индивидуальных предпринимателей. В то же время около28,4% оборота средних предприятий формируется в сфере промышленного производства. Распределение инвестиций в основной капитал разных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности также свидетельствует о том, что средние предприятия демонстрируют более высокую инвестиционную активность в капиталоемких сферах. Основной объем инвестиций средних предприятий – юридических лиц приходится на сельскохозяйственный сектор и промышленный сектор, у малых и микропредприятий– юридических лиц – на строительный сектор и сектор предоставления услуг. Анализ отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства позволяет сделать еще один важный вывод. В силу специализации на торговле и смежных операциях малые предприятия почти не участвуют в инновационной деятельности, так как сфера торговли не предъявляет спроса на создание технологических инноваций. В этой связи видоизменение отраслевой структуры в сторону более технологически сложных видов деятельности окажет серьезное влияние на отмеченные ранее характеристики малого и среднего предпринимательства в России. Как правило, развитие современного малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: - формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; - расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг и приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; - содействие структурной перестройке экономики и активизация научно-технического прогресса, способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы и привлечение личных средств населения на развитие производства; - формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; - содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств, освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств. В настоящее время развитие малого предпринимательства зависит от двух факторов: с одной стороны, большое значение имеет экономическая политическая ситуация в стране, с другой стороны, важным фактором оказывается способность субъектов малого предпринимательства использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Помимо общеэкономического значения развитие субъектов малого предпринимательства находит отражение в формировании финансовой базы государства. Уплата малым бизнесом применяемых в России льготных систем налогообложения формирует в настоящее время около 5 % доходов всей бюджетной системы РФ. К основным функциям специальных налоговых режимов относят: - фискальная; - распределительная; - стимулирующая; - выравнивающая; - социальная. Основной и конституирующей их содержание, является стимулирующая, которая определяет выбор налоговой базы по критериям отраслевой принадлежности, инвестиционного потенциала, социальной значимости, территориального размещения, размерам бизнеса. В настоящее время малое предпринимательство включено в программу государственной поддержки, которая различными способами помогает предприятиям реализовывать свои планы при помощи кредитования, субсидий налоговых и иных преференций. 1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса Любая государственная сфера регулируется определенными нормами и правилами. Рассмотрим некоторые из них. Система правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия. Нормативно-правовое регулирование представляет собой иерархичную систему актов: - международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; - Конституция РФ; - кодексы и иные федеральные законы; - нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ; - нормативные правовые акты субъектов РФ; - корпоративные нормативные акты; - обычаи делового оборота. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 года №209-ФЗ. Данный федеральный закон имеет своей целью развитие малого и среднего бизнеса, он включает много пунктов, которые направлены на регулирование и разъяснение прав и обязанностей предпринимателей. Основные моменты, содержащиеся в законопроекте: - предмет регулирования настоящего Федерального закона; - единый реестр малого и среднего бизнеса; - нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации; - дает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе; - определение категорий малого и среднего бизнеса; - федеральные статистические наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса. Статьями 1-2 установлены предмет регулирования закона и нормативное правовое регулирование развития предпринимательства в РФ. Основные понятия, используемые в обсуждаемой сфере и их подробные определения, перечислены в статье 3 документа. Так, даны определения следующим понятиям: - субъекты малого и среднего предпринимательства; - федеральные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня; - региональные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня; - муниципальные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня; - поддержка субъектов такого предпринимательства. Категории субъектов малого и среднего бизнеса перечислены в статье 4 Федерального законодательного акта, федеральные статистические наблюдения, осуществляемые за деятельностью субъектов – в статье 5. Статьи 6-13 регламентируют основные принципы и цели государственной политики в указанной сфере, особенности нормативно – правового регулирования и реестры получателей поддержки - субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, статьями определены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере развития среднего и малого бизнеса, взаимодействие органов и совещательные и координационные органы в указанной сфере. Поддержка субъектов предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в соответствии со статьей 14 закона, при этом инфраструктура поддержки, формы, условия и порядок ее реализации регламентируются статьями 15-16 документа. Статьи 17-20 регулируют осуществление финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, статьи 21-25 – в области подготовки и повышения квалификации кадров, инноваций и промышленного производства, ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Статьи 26-27 закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ являются заключительным положением документа, они приводят в соответствии с законодательным актом отдельные документы и устанавливают сроки вступления закона в силу. Помимо кодифицированных актов изданы иные федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ был принят 13 июля 2001 года, а одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года. В этом законе 9 глав и 27 статей. В первой главе описываются общие положения закона ФЗ-129. Денежная сумма за государственную пошлину, какие органы имеют право проводить регистрацию, правоотношения сторон и т. д.; Во второй главе прописана информация о государственных реестрах. Их принцип, условия и требования содержания и составления; В главе номер три описаны способы и порядок регистрации лиц. В течение каких сроков это происходит, какие необходимы документы, особенности регистрации и т. д.; В четвертой пишется о том, как должна проходить регистрация создаваемого юридического лица. Правила, условия, требования, нюансы; В пятой вся информация о реорганизации, включая список и количество документов для этого, по какому порядку происходит процедура и т. д.; В главе номер шесть пишется о внесении любых изменений в единый государственный реестр. Порядок при внесении изменений, необходимые документы, куда обращаться; Седьмая глава делится на 2 части. В первой оформлена информация о ликвидации юридических лиц, по какому порядку это происходит и в каких случаях возможна. Во второй части оформлена информация о регистрации предпринимателей, порядок, система, способы и в каких случаях возможна; Восьмая глава также делится на 2 части. В первой оформлена информация об отказах на регистрацию и какую ответственность несет лицо регистрирующее и регистрирующееся. Во второй части описано как обжаловать решение о регистрации, форма жалобы, порядок процесса, кем рассматривается и сроки рассмотрения; В заключительной, девятой главе оформлена информация о всех дополнительных положениях, условиях и требованиях закона. Федеральный Закон 129-ФЗ принят с целью рассмотреть все вопросы и оформить нюансы регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также помогает гражданам правильно выполнить регистрацию, внести информацию в единый государственный реестр. ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Федеральный закон ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» был принят Государственной Думой в результате третьего чтения 14 января и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Рассматриваемый нормативно-правовой акт был подписан Президентом России и вступил в официальную юридическую силу 8 февраля 1998 года.ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» состоит из 6 глав, включающих в себя 59 статей. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает правовое положение, права, обязанности, порядок создания и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральный закон определяет гражданские права и обязанности общества с ограниченной ответственностью для осуществления всех видов деятельности, которые не противоречат целям деятельности и определены уставом общества, а также установлены лицензией на определённые виды деятельности. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает порядок открытия дочерних и зависимых обществ, филиалов и представительств, а также определяет форму их отношений с головным обществом с ограниченной ответственностью. Федеральный закон определяет положения устава и положения учредительного договора, размер уставного капитала, которые утверждаются на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью. Федеральный закон "Об акционерных обществах" определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. ФЗ-208 "Об акционерных обществах" наряду с другими федеральными законами является правовой основой формирования и регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. С момента принятия в 1995 г. в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ. Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Согласно закону, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Перечень нормативно-правовой базы очень многообразен. В данной работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, касающиеся вопроса регулирования малого и среднего предпринимательства. 1.3. Налоговое регулирование малого и среднего бизнеса Российская система налогообложения предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения. Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения специальных режимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юридических лиц и т.д. Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg