ВВЕДЕНИЕ
На характер государственности и государственное устройство воздействуют национальный состав населения, оригинальность его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся устои и обыкновения народа, религиозные взгляды и другие факторы. В основном организация Российской империи в ХIХ- начале XX века имела административно-территориальное устройство. Имело место деление на губернии, уезды, и лишь для некоторых регионов (например, Финляндия, Польша, Бухара) были сделаны исключения – сохранились особенности в управлении этими регионами. Такое унитарное территориальное строение обеспечивало централизованное государственное управление, защиту властей, соответствовало сохранению государства как единого целого на огромных просторах. После падения самодержавия в феврале 1917 г. Россия развивалась по пути парламентской республики, однако демократизация государственного управления, органов суда и общественной жизни в кризисных условиях войны и нарастающей хозяйственной разрухи вылилась в тотальный распад институтов власти. Ни Временное правительство первого состава, ни сменившие его последовательно три правительственные коалиции не смогли приостановить данный процесс, что в свою очередь открывало путь к власти лево- радикальным социалистам, ставившим во главу угла усиление исполнительно-распорядительных и, главным образом, распределительных функций государства. Октябрьская революция разрушила существовавшую систему власти. Новые властные структуры создавались с огромнейшим трудом. Старые государственные чиновники отказывались служить новой власти, и большевики вынуждены были привлекать к управлению неподготовленных работников из числа рабочих и крестьян, нередко совсем неграмотных. В результате резко снизился качественный уровень управления. Становление Советской власти на местах шло одновременно с большевизацией Советов. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. В 1922 году наша страна становится Союзом Советских Социалистических Республик: многонациональным и полиэтническим государством. Социалистическая республика — особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах В. И. Ленина и была применена на практике в условиях России. Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата. Советская система сложилась в ходе революции 1905-1917 гг., гражданской войны, НЭПа («Новой экономической политики» 20-х годов), коллективизации и индустриализации 30-х годов. На всех этих этапах выбор делался из очень малого набора альтернатив, коридор возможностей был очень узким. Давление обстоятельств было важнее, чем теоретические доктрины (они привлекались потом, для оправдания выбора). Главными факторами выбора были реальные угрозы, ресурсные возможности и культурная среда, заданная исторически. Надежным экзаменом всех подсистем советского строя стала война 1941-1945 гг. Как правило, революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит, таким образом, в результате революции. Целью настоящей лекции является рассмотрение процесса становления Советской государственности и права, основанных на унификации представительных учреждений и исполнительных органов, формирование системы Советского права.
Объект: Советское государство
Предмет: формы правления в теории государства и права
Цель:рассмотрение процесса становления Советской государственности
Задачи:
1. Описать теоретические основы Советской формы правления
2. Выявить индивидуальные черты Советской формы правления
3. Рассмотреть становление Советского государства
4. Проанализировать опыт Советской формы правления
Методы исследования: анализ книг, журналов и статьей по данной теме. Таким образом, идеи, положенные в основу теории и практики Советского государства, означали и противопоставление этого государства идеологии и практике демократического, правового государства. Вместе с тем, следует учитывать также, что возникновение Советского государства приходится на революционную ситуацию, окончательный «слом» предыдущей государственной машины – самодержавия, монархии. Этот период характеризуется острой классовой борьбой, насилием, сменой общественного строя. Кроме того, в теории всегда подчеркивалось, что Советское государство выполняло две основные функции: созидательную (построение социалистического общества) и принудительную (подавление эксплуататоров). Диктатура пролетариата постепенно выродилась в диктатуру партии, и диктатуру правящей партийной элиты, генерального секретаря коммунистической партии.