Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая подготовка учителей к работе с одарёнными детьми

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.03.2021
Проблема диссертационного исследования была определена не случайно. Новые квалификации педагога, указанные в Стандарте, предъявляют особые требования к подготовке педагогов к образовательной деятельности. Современный учитель не ограничивается обучением «обычных» детей, его новые функции: работа со всеми категориями учащимися, одними из которых являются одаренные дети. Роль учителя занимает центральное место в выявлении, поддержки и развитии одаренных учащихся и от уровня подготовки учителя зависит будущее такого ребенка.
Введение

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой по-требность общества в людях, способных нестандартно решать новые задачи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Постепенно в об-щественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в ХХI век ? век наукоемких технологий ? невозможен без сохранения и умно-жения интеллектуального потенциала страны. В связи с этим стает необходи-мость формирования личности, готовой не только жить в современном обще-стве, но и активно влиять на жизнь этого общества. На социальном уровне актуальность исследования заключается в том, что важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование выявления и организации непрерывного сопровождения одаренных детей в условиях современного образовательного пространства. Ведь будущее государства зависит от наших детей, потенциал которых впоследствии обеспечит развитие экономки и государства в целом. В последнее время во многих странах сложились национальные программы и концепции выявления и подготовки одаренных детей. В РФ также разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой (подпрограмма 2) говорится о разработке «Рeгиональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации» [35]. По заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети» была создана «Рабочая концепция одаренности» (далее Концепция). В создание такой Концепции вложили свои силы такие видные ученые, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.И. Ильясов, В.П. Дружинин, И.В. Калиш, Н.С. Лeйтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, В.Д. Шaдриков (научный редактор), Н.Б. Шумaкова, В.С. Юркевич [40] . Концепция отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми. Координационный совет программы «Одаренные дети» рекомендовал использовать Концепцию для планирования деятельности по работе с одаренными детьми в России. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по пробле-мам подготовки учителей к работе с одаренными детьми возрастает в связи с отсутствием утвержденных подходов и технологий к организации данного процесса. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель. В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Заметим, что Н. С. Лейтес [25], А. М. Мaтюшкин [27], Е. Л. Яковлевa, В. С. Юркевич [59], Л. В. Попова [38] выдвинули положение о том, что учитель одарённых школьников должен обладать особым психическим складом, указали на необходимость подготовки педагога к работе с такими учениками. Более тридцати лет учитель для одаренных детей изучается зарубежными психологами. Вследствие чего сформировались два направления исследований, каждое из которых является самостоятельным: психология учителя и подготовка учителя к работе с одаренными. На IX Всемирной конференции по одарённым и талантливым детям (1991) проблематика учителя была признана приоритетным направлением развития психологии одарённости (Л.В. Попова [38]). На V конференции Европейского совета по высоким способностям (1996) важнейшей задачей было названо усиление внимания к исследованиям и практике подготовки учителей к работе с одаренными школьниками. На научно-практическом уровне актуальность заключается в том, что не-смотря на большую востребованность квалифицированных учителей, способ-ных проводить эффективную работу по выявлению и развитию одаренных де-тей, уровень их профессиональных компетенций в области работы с одаренными детьми не удовлетворителен. Подтверждением этого являются результаты исследования Н.Б. Шумаковой, которые показали, что у педагогов существуют проблемы при работе с такой категорией детей. Это связанно, как считает автор, с отсутствием необходимых знаний об одаренных детях и несформировaнности необходимых качеств личности и профессиональных навыков для работы с ними [58, с. 198–200]. Данные выводы дублируются и в работах А.М. Матюшкина [27, с. 128–130]. Кулeмзина А.М. подчеркивает, что в настоящий момент «нет системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, нет программ для высшей педагогической школы» [23, с. 246]. Анализ состояния педагогической теории и образовательной практики в контексте подготовки учителей к работе с одаренными детьми позволил вы-явить ряд имеющихся недостатков: - несоответствие требований к квалификации педагога, обозначенных в профессиональном стандарте педагога и уровня сформированности его профессиональных компетенций; - бессистемность и неполнота объема знаний учителей при работе с ода-ренными детьми; - недостаточная разработка содержания и технологий подго-товки учителей. Сформулируемые недостатки помогли выделить ряд противоречий: - на социально-педагогическом уровне: между социальным заказом на подготовку одаренных детей, на сохранение и развитие их потенциала и недо-статком квалифицированных педагогических кадров для осуществления данной работы; - на научно-теоретическом уровне: между востребованностью в подго-товке педагогов массовых школ к работе с одаренными детьми и недостаточ-ным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки; Все вышесказанное, и определило проблему исследования: между необ-ходимостью реализации образовательной практики работы с одаренными детьми и подготовки педагогов к этому процессу и отсутствием программно-методического обеспечения. Цель исследования повысить уровень сформированности профессиональных компетенций учителей к работе с одаренными детьми посредством разработки и внедрения авторской программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми. Объект исследования: готовность учителей работе с одаренными детьми. Предмет исследования: психолого-педагогическая подготовка учителей к работе с одаренными детьми. Гипотеза исследования основана на предположении, что подготовка учи-телей к работе с одаренными детьми будет эффективной, если: -содержание подготовки педагогов будет включать в себя следующие компоненты: теоретический (наличие у учителя научных знаний о содержа-тельных характеристиках понятия «одаренность», практический(в обладании педагогом личностного развивающего потенциала) и мотивационный (наличии внутренней мотивации к реализации себя в педагогической профессии), направленные на получение нового профессионального знания и опыта в работе с одаренными детьми. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной психо-лого-педагогической, научно-методической литературы раскрыть сущность понятий «одаренность», «одаренный ребенок». 2. Выявить проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми и определить подходы подготовки. 3. Разработать авторскую программу подготовки учителей к работе с одаренными детьми и апробировать ее в опытно-экспериментальных условиях. 4. Определить уровень сформированности профессиональных компетен-ций педагогов необходимых для эффективной работы с одаренными детьми. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: - идеи целостного подхода к изучению и развитию одаренности, отра-женного в рабочей концепции одаренности Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, М.А Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич и др., отражающей результаты фундаментальных отечественных исследований, а также опыт работы с одаренными детьми [40]; - исследования основных структурных компонентов одаренности и ее развития ? триадная теория одаренности Дж. Рензулли, концепция одаренно-сти П. Торренса [48, с. 15–21]; - теоретические основы личностно-деятельностного подхода, определя-ющие подготовку педагогов как субъектно-ориентированную организацию процесса подготовки, при котором происходит преобразование личностных и профессиональных качеств учителя (Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх [8], И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев [13] и др.); - теоретические основы компетентностного подхода, определяющие профессиональную компетентность педагога как способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности; концепция профессиональной компетентности педагогов (В.А. Козырева, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева [18]); - проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными школьниками (В.И. Панов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич [33]). Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - теоретические (анализ научных психолого-педагогических источников и диссертационных исследований, по изучаемому вопросу, обобщение теоретических положений и эмпирических данных); - эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, включающие в себя , тестирование, наблюдение, математическая обработка результатов). Исследование проводилось с 2018 по 2020 года и включало в себя три этапа. 1 этап. Теоретико-поисковый - на основе изучения научной психолого-педагогической литературы по проблемам развития одаренности, подготовки педагогов к работе с одаренными детьми, были выявлены основные подходы к пониманию феномена одаренности, модели одаренности, определены профессиональные компетенции и личностные качества педагога, работающего с одаренными детьми. II этап. Экспериментальный – включал проведение экспериментального исследования с целью проверки сформулированной гипотезы, апробации ав-торской программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми. III этап. Контрольный (обобщающий) - обработка данных, систематиза-ция результатов опытно-экспериментальной работы, описание теоретических и практических выводов исследования. Оформление результатов в форме диссертации. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МАОУ «Гимназия №9» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 12 учителей гимназии. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что спро-ектирована авторская программа подготовки учителей к работе с одаренными детьми, направленная на формирование профессиональных компетенций и личностных качеств педагога, которые предъявляются профессиональным об-разовательным стандартом к квалификации педагога для работы с одаренными учащимися. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: систематизированы научные представления о феномене одаренности; обоснованы подходы (личностно-деятельностный, компетентностный) к подготовке учителей; а также в разработке авторской структуры профессиональной компетенции учителя «готовность к работе с одаренными детьми», структура которой состоит из теоретической готовности, мотивационной и практической. Практическая значимость заключается в создании авторской программы «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми; в комплексном подходе к проектированию процесса подготовки учителей к работе с одаренными детьми; в особой логике построения программы- от мотивации к теории, от теории к практике. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями педагогики и психологии при проведении лекций и семинаров по данной проблеме, студентами и магистрантами ? при написании научных работ по подготовке учителей к работе с одаренными детьми. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Содержание диссертации изложено на 92 страницах, 14 рисунках, 6 таблицах, список использованных источников из 63 наименований.
Содержание

Введение…..…………………………………………………………………. 3 1 Теоретический анализ проблемы подготовки учителей к работе с одаренными детьми …………………………………………………………… 10 1.1 Ретроспективный анализ понятия одаренности ….………………… 10 1.2 Проблемы подготовки педагога к работе с одаренными детьми ... 22 1.3 Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми ….............................................................................. 35 2 Опытно-экспериментальная работа по подготовке учителей к работе с одарёнными детьми ……………………………………………………….. 43 2.1 Организация и методическое обеспечение опытно - экспериментальной работы по подготовке учителей к работе с одарёнными детьми 43 2.2 Разработка авторской программы подготовки учителей к работе с одарёнными детьми ……………………………………………………….. 47 2.3 Анализ результатов апробации программы ………………………. 61 Заключение…..………………………………………………………………. 79 Список использованных источников……………..………………………... 82 Приложение А…..…………………………………………………………. 90
Список литературы

1. Абатурова, В. В. Одаренному учащемуся – одаренный педагог / В. В. Абатурова // Администратор образования. – 2013. – № 11. – С. 78 – 81. 2. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // интернет-журн. «Эйдос». – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm . – (Дата обращения: 20.12.2019). 3. Ахметжанова, Г. В. Проектирование многоуровневой педагогиче-ской системы формирования готовности личности к педагогической деятельности : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 Текст / Ахметжанова Галина Васильевна. – Тольятти, 2002. – 183 с. 4. Блинова, В. Л. Детская одарённость: теория и практика : учебно-методическое пособие. / В. Л.Блинова, Л. Ф. Блинова. – Казань : Изд-во ТГГПУ, 2010. – 56 с. 5. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – Изд. 3-е, – Москва : КНОРУС, 2016. – 432 с. 6. Высоцкий, Л. А. Личностно-ориентированные технологии в усло-виях проектирования инновационной модели профессионального обучения [Электронный ресурс] / Л. А. Высоцкий // Человек и образование. – 2012. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannye-tehnologii-v-usloviyah-proektirovaniya-innovatsionnoy-modeli-professionalnogo-obucheniya. 7. Горбунова, Л. Н. Исследовательский тренинг в повышении квали-фикации педагогов – субъектов развития образования [Электронный ресурс] / Л. Н. Горбунова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – №6. – Режим доступа: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004914722.pdf. 8. Горбунова, Л. Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: научно-методическое пособие / Л. Н. Горбунова, И. П. Цвелюх. – Москва : АПКиППРО, 2006. – 196с. 9. Горшенина, М. В. Проектирование и управление образовательными системами : учебное пособие для слушателей ин-тов и фак. повыш-я квалиф-и, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / М. В. Горшенина, В. П. Сухинин, Ю. К. Чернова. – Самара : Сам. гос. техн. ун-т, 2004. – 267 с. 10. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и сту-дентов. / А. Г. Грецов. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 208 с. 11. Жолован, С. В. Одаренные дети – образовательный вызов XXI века: сб. статей / под общ. ред. С. В. Жолована, под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – Вып. №1. – Санкт – Петербург : СПб АППО, 2014. – 108 с. 12. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения ква-лификации педагогов : учебно-методическое пособие / А. И. Жук, Н. Н. Ко-шель. – Минск : Аврсэв, 2004. – 336 с. 13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Изд. 3-е, пересмотренное. – Москва : Московский психологосоциальный институт. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. – 448 с. 14. Игошин, И. В. Система оценки уровня сформированности компе-тенций и результатов обучения: метод.рекомендации / И. В. Игошин, С. Н. Филипченко, Я. Г. Крылатова. – Саратов : Сар. гос. ун-т, 2014. – 168 с. 15. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренно-сти:монография / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2013. – 448 с. 16. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации [Электронный ре-сурс] / В. А. Климчук // ЭБС Университета «Дубна». – Режим доступа : https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_klimchuk/1.pdf. 17. Кобелева, Т. И. Современная система выявления, развития и под-держки одаренных детей и молодежи Самарской области: материалы научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми 8 фев-раля 2017 года / Т. И. Кобелева, Е. Г. Мангулова. – Самара : Издательство «СНЦ РАН», 2017 – 362 с. 18. Козырева, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 392 с. 19. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высших учебных заведений / И. А.Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. 20. Комаров, Р. В. Введение в психологию одаренности : учебное по-собие / Р. В. Комаров. – Москва : Издатель Мархотин П. Ю., 2015. – 116 с. 21. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов исследователей / В. В. Краевский. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с. 22. Критерий Стьюдента [Электронный ресурс] / Онлайн-калькулятор. – Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/statistics/student/. 23. Кулемзина, А. В. Учителю об одарённых детях (глазами психолога консультанта) / А. В. Кулемзина // Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 236–246. 24. Куприянова, С. Г. Одарённый ребёнок в школе: проблемы выявле-ния и развития детской одарённости / С. Г. Куприянова // Артёмовские чтения «Продуктивное обучение: опыт и преспективы», матриелаы XI Международной конференции. – 2019. – С. 278 – 283. 25. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – Москва : Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с. 26. Маркова, А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. – Москва : Просвещение, 1993. – 192 с. 27. Матюшкина, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учебное пособие / под ред. А. М. Матюшкина. – Москва : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с. 28. Мезенцева, О. И. Эффективные технологии обучения педагогов в системе повышения квалификации / О. И. Мезенцева // Психологопедагогиче-ские условия инновационных процессов в медицине и образовании : материалы VI Международной науч.-практич. конф. – Новосибирск: «Немо Пресс». – 2015. – С. 138 – 142. 29. Мироненко, В. В. Хрестоматия по психологии : учебное пособие для студ. пед. ин-тов / В. В. Мироненко ; под ред. А .В. Петровского. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 1987. – 386 с. 30. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе «учитель – одаренный ребенок». Проблемы одарённости в контексте устойчивого развития природы и общества / Л. М. Митина; отв.ред. М. В. Наянова. – Самара : ООО «Офорт» : ГБОУ ВПО Сасмарская государственная областная академия. – 2014. – 214 с. 31. Митина, Л. М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагности-ка, технология, коррекционно-развивающие программы / Л. М. Митина. – Москва : Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. – 386 с. 32. Михайлова, Н. Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже : монография / Н. Н. Михайлова. – Москва : НИИРПО, 2007. – 137 с. 33. Насакова, Б. Ж. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми [Электронный ресурс] / Б. Ж. Насакова // Народное образование. Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 199 – 201. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-uchitelya-v-sovremennyh-usloviyah 34. Николаева, Е. И. Одаренный ребенок и школа / Е. И. Николаева // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 175 – 180. 35. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; ред-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова. – Москва : Боль-шая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. 36. Петухова, Г. В. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой учебной мотивацией и одаренностью [Электронный ресурс] / Г. В. Петухова, С. Ю. Петухов // Журнал руководителя управления образованием. – 2015. – № 6. – Режим досутпа: https://rucont.ru/file.ashx?guid=528ed39f-c668-477e-ae89-2476c18bf026. 37. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя : монография / Е. В. Пискунова. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 324 с. 38. Попова, Л. В. IX Всемирная конференция по одаренным и талант-ливым детям [Электронный ресурс] / Л. В. Попова // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1991/916/916173.htm 39. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков. – Изд. 2-е. – Москва : ИЧП Магистр, 2003. – 90 с. 40. Рубцова, Л. Н. Проблемный педагогический совет по теме: «Ода-ренность: миф или реальность?»: метод. разработки / Л. Н. Рубцова // Завуч. – 2012. – № 7. – С. 66 – 84. 41. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и до-машнее обучение / А. И.Савенков. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 352 с. 42. Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность. / Г. К. Селевко // Сельская школа: российский педагогический журнал. – 2004. – № 3. – С. 29 – 32. 43. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Элек-тронный ресурс] / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2006. – Том 1. – Режим доступа: https://www.stavcvr.ru/metod-kopilka/%D0%93.%20%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%BE_%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20(1%20%D1%82%D0%BE%D0%BC).pdf 44. Ситниченко, М.Я. Одаренному ребёнку – одарённого педагога или как подготовить первоклассного учителя / М. Я. Ситниченко, Ю. В. Чечеткин, Е. П. Чечеткина // Одаренный ребёнок. – 2016. – № 3. – С. 64 – 81. 45. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с. 46. Соколова, И. Ю. От самопознания к самореализации и здоровьесбережению : учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов [Электронный ресурс] / И. Ю. Соколова, Л. Б. Гиль. – Томск : ТПУ, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2010/m32.pdf. 47. Солодкова, М. И. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования : монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов ; науч.ред. В. Н. Кеспиков. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 320 с. 48. Субботина, Е. А. Мой ребенок - уникальный, или Гениями становятся! / Е. А. Субботина. – Ростов -на -Дону : Феникс, 2015. – 190 с. 49. Суртаева, Н. Н. О педагогических технологиях в теории и практике : учебное пособие / Н. Н. Суртаева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Санкт-Петербург; Тюмень : ТОГИРРО, 2013. – 116 с. 50. Теплов, Б. М. Психология : учебник для средней школы / Б. М. Теплов. – Москва : УЧПЕДГИЗ, 1953. – 395 с. 51. Фаустов, Е. В. Работа с развитием детских способностей или ода-рённый ребёнок в лицее / Е. В. Фаустов, С. Ю. Целыковский // Альманах мировой науки. – 2018. – № 2 (22). – С. 72 – 73. 52. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. 53. Шадрикова, В. Д. Профессионализм современного педагога: мето-дика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадрикова. — Москва. : Логос, 2011. — 168 с. 54. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Образование и наука. – 2013. – № 6. – С. 3 – 16. 55. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. – Изд. 7-е, стереотип. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 204 с. 56. Шитикова, Е. А. Проблема детской одарённости в современном мире / Е. А. Шитикова, О. Н. Кажарская // Современная наука.: актуальные вопросы и перспекивы развития. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 529 – 533. 57. Шкерина, Л. В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики : учебное пособие / Л. В. Шкерина. – Красноярск : РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. – 264 с. 58. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шу-макова. – Москва : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. – 336 с. 59. Яковина, А. В. Модель готовности учителя к работе с одаренными [Электронный ресурс] / А. В. Яковина // Одаренный ребенок. – 2011. – № 4. С. 20 – 28. – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/463483/a.v.-yakovina.-model._-gotovnosti-uchitelya-k-rabote-s 60. Яковлева, Г. В. Современные подходы в работе со слушателями системы повышения квалификации / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 1. – С. 85 – 88. 61. Karnes, M. The young gifted / talented child: Programs at the university of llinols / M. Karnes, A.Shwedel, S. Linnemeyer // The Eiementary School Yournal. – 1982. – № 83. – 72 p. 62. Haupt, L. M. What Experts Know and Parents Need to Know About Students with Gifts and Learning Disabilities in British Columbia: A Review of the Literature and Guide for Parents / L. M. Haupt // Simon fraser university. – 2014. – 61 p. 63. Heath, W. J. What Are the Most Effective Characteristics of Teachers of the Gifted? / W. J. Heath // Information Analyses. – 1997. – 30р.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический анализ проблемы подготовки учителей к работе с одаренными детьми 1.1 Ретроспективный анализ понятия одаренности В данном параграфe мы рассмотрим фeномeн «одарeнности», начиная с античных врeмен до дней современности, с целью раскрытия данного понятия. Величайший природный дар, получeнный человеком – это способность мыслить, творить, создавать неповторимые шедевры. И если чей-то дар явно превосходит срeдние возможности, способности большинства, то такого человека, принято называть одарeнным. Однако данная трактовка понятия «одарeнный человек», является обыденной. Для того чтобы определить, какой смысл вкладывает современная наука в данное понятие, рассмотрим кратко историю развития представлений об одаренности. Как отмечает педагог И. М. Можиловская в своем докладе на научно-теоретической конференции «Проблемы одаренности учащихся»[1], в античные времена некоторые философы полагали, что талант – это «божий дар», который невозможно развить, а выдающийся человек (гений) послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию. К таким философам относились Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.), Посидоний (139/135 – 51/50 гг. дотн.э.), Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), Плотин (204/205 – 270). Отчасти подобные взгляды разделял Демокрит (460 – 370 до н. э.). Одарeнный или гениальный человек, по Платону, – человек, обладающий истинным знанием. Основным критерием проявления способностей и в то же врeмя показателем наличия одарeнности Платон считал вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривал, исследуя акт творчества. Источником и причиной творчества, по мнению философа, служит одаренность – особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон писал о том, что «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопрeделения»[2]. По его мнению, вдохновение человеку даруют духи-«даймоны»[3], которые имеют силу «быть истолкователями и передатчиками человеческих дел богам, а божеских – людям»[40]. Платон подчеркивал связь творческих функций с «даймоном». Действия «даймона» сказываются прежде всего в прорицаниях, а подаваемые извне божественные знаки «даймона» оказываются одновременно и «внутренним голосом» личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg