Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

Управление адресными социальными программами

cool_lady 2850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2021
Уровень научной разработанности проблемы В отечественной и зарубежной историографии изучению проблем бедности, социальной защиты населения, институтов гражданского общества и других, очерченных выше проблем, посвящено большое количество работ. Проблемам бедности, нищеты, неравенства были посвящены работы таких зарубежных авторов как Ч. Бут , Т. Мальтус , Ж. Прудон , А. Смит , Ф. Хайек , Л. Эрхард и др. Проблемы социального государства, функций и направлений политики представлены в трудах множества ученых. Основными зарубежными исследователями данной проблематики являются: В. Беверидж , К. Боулдинг , Дж. Кейнс , А. Пигу , Л. Фон Штейн . Отечественные исследователи социального государства, направлений и функций: Г.А. Ахинов , В.П. Васильев , Н.Н. Гриценко , С.Е. Жичкина , С.В. Кадомцева , З.А. Калов , Н.Д. Коровяковская , Л. Е. Попова , Ю.А. Холоденко , Ф.И. Шарков , И. Яжборовская и др. Наряду с рассмотренными необходимо отметить работы отечественных ученых, посвященные адресной социальной поддержке населения: М.П. Бочарова, В.В. Добрынин, В.И. Добрынина, В.И. Жуков, Д.И. Козловская, Л.Н. Овчарова, Н.Е. Тихонова, Т.Ю. Тяпкина, К.А. Шимановская. Объектом исследования являются государственные адресные социальные программы. Предметом исследования выступают способы управления адресными социальными программами. Эмпирическим объектом исследования являются граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Цель исследования – выявить наиболее эффективные механизмы управления адресными социальными программами. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: Теоретико-методологические задачи: • исследовать социальную защиту населения как институт социального государства; • выделить уязвимые слои населения как основной объект социальной защиты; • определить категориальный и адресный подход в социальной защите населения; • исследовать адресные социальные программы, ориентированные на социальную поддержку уязвимых слоев населения; • выявить основные барьеры в реализации адресных социальных программ. Аналитические задачи: • рассмотреть оценку роли адресных социальных программ её получателями. Содержательные задачи: • определить понятие и назначение социальных программ; • выделить пути усовершенствования управления адресными социальными программами. Гипотеза исследования. На этапе реализации адресной поддержки населения определяющим фактором эффективности адресных социальных программ является взаимодействие между специалистами служб социальной защиты населения и её получателями. Теоретико-методологические основы. Выпускная квалификационная работа базируется на теоретико-методологических разработках отечественных и зарубежных учёных в области социологической теории, экономической социологии, социологии управления, занимающихся данной тематикой. Методы исследования: В рамках поставленных задач, предполагается использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме (теоретический анализ и синтез, сравнение), вторичный анализ эмпирических исследований, методы изучения, обобщения и анализа институтов поддержки социально незащищенных слоёв населения. Эмпирическую базу работы составляют данные опросов и результаты исследований Федеральной службы государственной статистики (Росстат), аналитические материалы Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-центр). Другим важным источником эмпирических данных выступают законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и регионов, регламентирующие назначение адресной социальной помощи. Научная новизна данного исследования заключается в получении актуальных данных об оценке малообеспеченных граждан системы поддержки, реализуемой в настоящее время на местном уровне. Научная значимость выражается в получении нового социологического знания в вопросах исследования эффективности реализации социальных программ. Практическая ценность. Сформулированные теоретические положения создают предпосылки для дальнейших научных разработок в русле социологии управления. Практическая значимость исследования заключается в разработке положений, выводов и рекомендаций практического характера, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование адресных социальных программ и могут быть использованы региональными и местными органами социальной защиты населения. Структура впускной квалификационной работы. Работы состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.?
Введение

В настоящее время в Российской Федерации действует Конституция, принятая в 1993 году. Она закрепляет за любым гражданином РФ право на социальную защиту. Согласно Конституции , Россия – это социальное государство, политика которого ставит перед собой цель обеспечить своим гражданам высокий уровень и качество жизни. Социальная защита населения включает масштабный комплекс мероприятий, направленный на государственную и общественную поддержку населения, в частности меры, которые относятся к социальному обеспечению. Оно рассматривается в качестве деятельности государства, нацеленную на материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению. В Российской Федерации сегодня, как никогда актуальной, является проблема бедности, которая усилилась на фоне пандемии коронавируса, охватившей весь мир. Так, согласно данным официального сайта «Российской газеты» : «Владимир Путин заявил, что в мае 2020 года в качестве безработных в России зарегистрировано 1 млн 917 тыс. человек». Это ведёт к стремительному снижению уровня доходов населения, а значит усугубляет существующую проблему бедности населения нашей страны. Ещё в 2019 году численность бедных в России составила 18,4 млн. чел., а именно 12,6% всего населения . Учитывая колоссальные сложности, с которыми столкнулся каждый человек за последние несколько месяцев, ежедневно увеличивается количество людей, нуждающихся в государственной и негосударственной защите и поддержке. Чаще всего бедными оказываются именно те люди, которые действительно не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе даже минимальный уровень жизни. Это такие категории населения, как, например, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые в своей совокупности принято называть «уязвимыми слоями населения». В нашей стране существуют меры поддержки людей, которые относятся к определенным категориям, таким как многодетные семьи, люди, имеющие заслуги перед государством и т.п. Однако помимо тех граждан, которые традиционно считаются социально уязвимыми, есть доля тех, кто имеет низкий уровень дохода, не позволяющий иметь достойный уровень жизни. Поэтому система социального обеспечения была перестроена, в результате чего была создана система адресной социальной помощи в виде государственных программ поддержки населения, находящегося в черте малообеспеченных граждан. Данная система призвана оказывать помощь таким лицам на основе проверки уровня доходов. Адресная поддержка должна стать основным инструментом социальной политики государства, позволяющим преодолеть социальное неравенство и бедность, а также сделать доступным достойный уровень жизни для малообеспеченных слоев населения. Адресная помощь гражданам также оказывается некоммерческими организациями. Различные социальные программы являются основной и важнейшей частью социально ответственных предприятий. «Социальная ответственность» теперь прочно связана с реализацией социальных программ как необходимого компонента в профессиональной деятельности хозяйствующих субъектов. Другими словами, это своего рода социальный контракт между предприятиями, общественностью и государством, цель которого – содействие благосостоянию всего общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЯЗВИМЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 9 1.1 Социальная защита населения как институт социального государства 9 1.2 Уязвимые слои населения как объект социальной защиты 24 1.3 Категориальная и адресная социальная защита 34 ГЛАВА 2. АДРЕСНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ 46 2.1 Социальные программы как способ решения социальных проблем 46 2.2 Механизмы управления адресными социальными программами 52 2.3 Адресные программы в РФ 61 ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДРЕСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 69 3.1 Барьеры для реализации адресных социальных программ 69 3.2 Роль адресных социальных программ: оценка реципиентов 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86 Приложение 1 95
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 N 12-ФЗ (последняя редакция) 3. Федеральный Закон от 15.12.2001 N166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" 4. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999) 6. Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи в Российской Федерации" 7. Федеральный Закон от 19.05.1995 N81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 8. Федеральный Закон от 24.07.1998 N125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 10. Федеральный Закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" 11. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 12. Послание Президента Федеральному Собранию: стенограмма. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 13. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 01.02.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" 14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 29.12.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" 15. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2017) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" 16. Постановление Правительства от 17 декабря 2010 г. n 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosreestr.ru/upload/Doc/17-upr/Текст%20документа.pdf 17. Постановление от 24 марта 2009 года n 215-пп «О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» (с изменениями на 11 декабря 2018 года). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/3709185 18. Правительство Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dszn.ru/ 19. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р Об утверждении государственной программы РФ "Социальная поддержка граждан" (утратило силу), стр. 1 20. Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bаse.gаrаnt.ru/70291746/1/#block_10000 21. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstаt_mаin/rosstаt/ru/stаtistics/populаtion/poverty/# 22. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstаt_mаin/rosstаt/ru/stаtistics/populаtion/disаbilities/# 23. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstаt_mаin/rosstаt/ru/stаtistics/wаges/lаbour_force/# 24. Асачева, М. В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» / М. В. Асачева //Право и государство. -2014. - № 6. - С. 32. 25. Ахинов Г., Калашников С. Социальная политика (учебное пособие) – ИНФРА-М. Москва, 2016. – 34 с. 26. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути преодоления / В. Бобков // Общество и экономика. – 2005. – № 3. – С. 19-37. 27. Васильев В. П. Влияние глобальных процессов на эволюцию социальных функций государства // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2015. — № 1. — С. 36. 28. Васильев В.П. Целевые ориентиры социальной политики. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015;(3): с. 134-143. 29. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения /Е.Гонтмахер, В.Трубин // Общество и экономика. – 2000. – №9-10. – С.30-69. 30. Государственное и муниципальное управление / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Н. А. Лось, Ю. А. Холоденко // Уч. пособие под ред. В.П.Васильева. — Дело и сервис Москва, 2014. — С. 208-209. 31. Гриценко Н. Н., Волгин Н. А., Попов Ю. Н. Основы социального государства: Учебник для вузов. — М.: АТИСО, 2009. — 440 с. 32. Жичкина С. Е. Концепция "социального вопроса" и современность [Текст] : монография / С. Е. Жичкина. - Москва : Юрлитинформ, 2013. - 204, [1] с.; 21 см 33. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной Росси. - Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с. 34. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.?М. Малевой. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 256 с. 35. История социальной работы: учебное пособие / М.В. Фирсов. — М.: КНОРУС, 2012. — 400 с. 36. Кадомцева С. В. Финансовое обеспечение социальной политики и состояние экономики // Социальная политика и социальное партнерство. — 2012. — № 1. — С. 6–11. 37. Калов З.А. Особенности реализации моделей социальной политики / З.А.Калов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2 – 109 с. 38. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2012. — 204 c. 39. Коровяковская Н. Д., Холоденко Ю. А. Социальная политика Российского государства: глобальные вызовы // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 3 (135). — С. 50–62. 40. Левашов В. К. Социальное государство: исторический генезис и динамика становления в России // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 32-46. 41. Люблинский В. В. Социальное государство: трудная адаптация в условиях меняющегося миропорядка // Власть. 2017. № 8. С. 24-33. 42. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения/ Перевод И. А. Вернера. М.: К.Т. Солдатенков, 1895. - 321 c. 43. Парфенова И.С. Социальная эффективность профессиональной переподготовки безработных: опыт социолого-управленческого анализа/Дис. к.с.н.: 22.00.08. Екат-г, 2005. С. 34 44. Печенкин В.В. Дистантное образование и новые факторы формирования социального неравенства / В.В. Печенкин, С.А. Муханова // Цивилизация и человек. – 2010. – № 1. – С. 159-164. 45. Пигу А. Экономическая теория благосостояния, Т. I: Пер. с англ./ общ. ред. С.П. Аукуционека; Вступ. ст.Г.Б. Хромушина. – М.: «Прогресс», 1985. – 512 с. 46. Положение рабочего класса в Англии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. – С.506. 47. Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов/под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой, А. Галаховой. Саратов: ЦСПГИ, Научная книга, 2007. — 162 с. 48. Роик В. Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век // Человек и труд. 2000. № 1, 2, 4. 49. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/Директмедиа Паблишинг. Москва, 2008. - 655 с. 50. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с. 51. Социальная политика: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 367 с. 52. Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества. – СПб., Издание В.Врублевского, 1906, с.373-374. 53. Терещенко Ю.А. Принцип адресности как важнейшее требование оказания социальной защиты в современной России// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015, № 6-2. с. 128-130. 54. Тындик А. О., Васин С. А. Положение детей-инвалидов и их семей в зеркале переписей населения // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 2. С. 167-180. 55. Федотовская Т.А. Проблема бедности в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003. – С. 20. 56. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. London, 1983. С. 226. 57. Холоденко Ю. А. Модернизация социальной политики современного Российского государства // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2014. — № 4. — С. 99–108. 58. Храмцов А.Ф. Социальное государство в контексте глобализации: суждения и факты // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 113-132. 59. Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник для студентов вузов. М.: Социальные отношения, 2004. — 240 (239) с. 60. Шкаратан, О. И. Социология неравенства. Теория и реальность [Текст] / О. И. Шкаратан ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526, [2] с. 61. Шлехт О. Благосостояние для всей Европы на основе наступления рыночного хозяйства. М., 1996. – 97 с. 62. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Благосостояние для всех: Репринт. воспроизведение: Пер. с нем./Вступ. ст. Б.Б. Багаряцкого, В.Г. Гребенникова. -М.: Дело, 2001. — 352 с. 63. Яжборовская И.С. Центрально- и Юго-Восточная Европа: социальная политика и социальное неравенство // Согласие в обществе как условие развития России. Сб. статей. Вып.4. Неравенство в современном обществе. Политические и социальные аспекты / Отв. ред. О.М. Михайленок, В.В. Люблинский. - М.: ИС РАН, 2015. - С. 199-217. 64. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с. 65. Бабич Н. С. Типологизация ситуаций неравенства: алгоритмы качественного анализа данных // Теория и практика общественного развития. 2013. №3. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/tipologizаtsiyа-situаtsiy-nerаvenstvа-аlgoritmy-kаchestvennogo-аnаlizа-dаnnyh 66. Белогорцева Ю. А. Методические аспекты оценки эффективности государственных программ // Вестник евразийской науки. 2018. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm 67. Елохов А. М., Арбузова Т. А. Совершенствование методики оценки эффективности целевых государственных и муниципальных программ // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2018. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-otsenki-effektivnosti-tselevyh-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-programm 68. Колос Е. А. К оценке экономических и социальных реформ в странах СНГ // Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/аrt.php?nАrtId=949 69. Курченков В. В., Коробкина Т. В., Калмыкова Т. Н. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №3 (36). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-regionalnyh-i-munitsipalnyh-tselevyh-programm 70. Мамай Е.Ю. Проблема реализации принципа адресности при предоставлении мер социального обеспечения семьям с детьми // Таврический научный обозреватель. 2016. №12-2 (17). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-realizatsii-printsipa-adresnosti-pri-predostavlenii-mer-sotsialnogo-obespecheniya-semyam-s-detmi 71. Мареева С. В. Справедливость и Неравенство в общественном сознании россиян – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/sprаvedlivost-i-nerаvenstvo-v-obschestvennom-soznаnii-rossiyаn 72. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи / Александрова А.Л., Галлагер Дж. Л., Либоракина М.И., Чагин К.Г. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=338 73. Попова Л. Е. Россия как социальное государство // Концепт. 2014. №S31. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/rossiyа-kаk-sotsiаlnoe-gosudаrstvo 74. Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://royаllib.com/reаd/prudon_per/bednost_kаk_ekonomicheskiy_printsip.html#0 75. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к. э. н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017, 144 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nifi.ru/images/FILES/Reports/doc_soz_2017.pdf 76. Седельникова Марина Геннадьевна К вопросу о соотношении категориального и адресного подхода в праве социального обеспечения // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52). [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-kategorialnogo-i-adresnogo-podhoda-v-prave-sotsialnogo-obespecheniya 77. Тихомирова В. В. Государственные инвестиции в адресные программы социальной помощи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №6 (36). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-investitsii-v-adresnye-programmy-sotsialnoy-pomoschi 78. Beveridge W. Full Employment in а Free Society. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/imаges/0013/001387/138796e.pdf 79. Booth Ch. Life аnd lаbor of the peаple in London. London—New York, 1892. P. 33. 80. Boulding K. Conflict аnd Defence: А Generаl Theory, Hаrper & Bros. 1962. – 284 p. 81. Kingsley D., Moore W.E. Some principles of strаtificаtion // А workbook аnd reаder in sociology /Ed. by Leon F. Bouvier. Berkeley, Cаliforniа, 1968, рр.164-173. Адаптированный перевод с английского А.И.Кравченко. 82. Richmond, Mary Ellen. Friendly Visiting Among the Poor; a handbook for charity workers, by Mary E. Richmond [Text] / New York, The Macmillan Company, 1899. - 225 p. 83. Rowntree B. S. Poverty: а study of town life / B. S. Rowntree. – Centenniаl ed. – Bristol: The Policy press, 2000. – 437 с. 84. Stein, L. von. Geschichte der soziаlen Bewegung in Frаnkreich von 1789 bis аuf unsere Tаge, – Bd. 1–3. – Leipzig: Otto Wigаnd. 1850. 85. Titmuss R. Sozial Policy. L. 1974. - p.30-31.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЯЗВИМЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 Социальная защита населения как институт социального государства В настоящее время основным и высшим нормативным актом в России является Конституция Российской Федерации. Согласно её седьмой статье, наше государство является социальным . Это означает, что государство должно служить обществу и создавать своим гражданам все необходимые условия для поддержания достойного уровня жизни. В социальном государстве предполагается, что все люди имеют равный доступ к основным жизненным благам, благодаря которым обеспечивается высокое качество жизни. Сущность социального государства заключается в гарантированной возможности беспрепятственного взаимодействия граждан и улучшении их социального положения, в содействии формированию благоприятного пространства общественных возможностей и защите их от любого произвола. Именно в социальном государстве каждый человек может полноценно развиваться как личность, получая все возможности для удовлетворения различных потребностей, как базовых, так и высших, например, в самореализации. Отметим, что эффективное социальное государство возникает при условии взаимодействия свободно организованных членов общества в исторически сложившемся национальном пространстве, с политикой государства. Люди, обладая активной гражданской позицией, способны взаимодействовать с государством и достигать таким образом устойчивого развития общества. В то время как государственная политика призвана согласовывать интересы членов общества, создавать материальные условия, трудовую мотивацию и духовные факторы реализации потребностей. Также добавим, что в каждой отдельной стране социальное государство проходит собственный исторический путь развития и принимает особые национальные формы. Не принимая во внимание национальную специфику различных стран, социальное государство необходимо рассматривать как общественный феномен, который возникает в процессе становления социально-ориентированных ценностей и трудовой мотивации деятельности в интересах большинства членов общества и устойчивого развития цивилизации на планете . Современное определение понятия социального государства является крайне схожим с определением, выдвинутым Н.А. Волгиным более десятилетия назад: «Социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Он же выделил основные направления, по которым реализуется принцип социального государства – охрана труда и здоровья людей, установление государственного минимального уровня заработной платы, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Из данного определения вытекают основные цели государственной социальной политики, которая осуществляется для того, чтобы обеспечивать достойную жизнедеятельность всех групп населения, от самых зажиточных до беднейших. Согласно Храмцову А. Ф. , в настоящее время устойчивость социального государства связана с тем, что оно в рамках своей социальной политики исполняет необходимые для развития общества функции, роль и значение которых возрастает в исторической перспективе. Изначальной в историческом плане является гуманитарная функция социальной политики. Осуществляя её, социальное государство корректирует как социальные деформации, например, недостаточные возможности малообеспеченных семей заботиться о здоровье и образовании детей, так и отклонения личностного поведения. Но также, оно частично сглаживает влияние демографического фактора на уровень обеспеченности, играя компенсаторную роль. Социальное государство стало фактором объединения общества; оно синтезирует различные частные и групповые интересы, регулирует сложные процессы, придавая им упорядоченный характер и подчиняя их конструктивным целям. Как отмечает В. Люблинский : «Социальное государство является такой организацией общества, при которой доминирующую роль при принятии политических решений играют факторы социального развития, а главной целью выступает рост благосостояния граждан». Действительно, важной представляется направленность государственных политических решений, поскольку они прямо воздействуют на экономическую и социальную сферы деятельности людей. По нашему мнению, сделать вывод о том, является ли государство социальным, можно по наличию следующих признаков. Во-первых, социальное государство ставит интересы своих граждан превыше всего, оно действует в целях достижения стабильности общества, обеспечения социального равновесия, достойного уровня жизни населения, оно призвано решать главные структурные, социальные и экономические проблемы граждан. Во-вторых, такое государство распределяет бюджет с преобладающим перевесом в сторону расходов на социальные нужды людей. Любое социальное государство призвано исполнять основные функции. К ним относятся: поддержка незащищенных слоёв населения, охрана труда и здоровья, поддержка семьи, сглаживание социального неравенства (через налогообложение, государственные социальные программы, государственный бюджет), улучшение работы социальных лифтов, финансирование и поддержка научных исследований и программ в области культуры и образования, борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости и другие. Государство исполняет своё социальное предназначение с помощью социальной политики. Оно предоставляет минимальный уровень социальных гарантий, формирует благоприятные условия для жизнедеятельности людей, создает гармоничный баланс между разными частями населения. Так, доходы, получаемые от активного населения, перераспределяются нетрудоспособным гражданам. Государство обеспечивает всему работающему населению минимальный размер оплаты труда, гарантирует пенсии, стипендии и социальные пособия, которые соответствуют величине прожиточного минимума. С помощью социальной политики, создаются все условия, способствующие улучшению здоровья населения, увеличению количества образованного населения, а также регулируются и решаются различного рода жилищные проблемы граждан. Можно говорить о том, что государство выполняет стабилизирующую функцию, распределяя доходы, а также обеспечивая население необходимыми условиями для достойной жизни. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что социальная политика является сложным процессом, который представляется разносторонним и многозадачным. Социальная политика призвана быть рычагом во взаимосвязи государства и различных социальных групп. Согласно С. Мареевой : «Её центром, конечной целью является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом». Вследствие вышесказанного, следует выделить 5 основных направлений, определяющих социальную политику : организация производства и распределение социально значимых благ за счет общественных ресурсов; организация социальной помощи гражданам, не имеющих возможности самостоятельно себя обеспечить; развитие социальной инфраструктуры, прежде всего находящейся в собственности государственных и муниципальных органов управления; формирование институциональных (правовых, организационных, финансовых) условий для эффективного функционирования организаций и учреждений социальной сферы; усиление трудовой мотивации для работающих граждан, способных собственным трудом обеспечить себе необходимый уровень жизни. К настоящему времени социальная политика сформировалась как отдельная сфера научных исследований, как направление внутриполитической деятельности государства, определяющее стратегию и цели государственной социальной доктрины в области развития общества, а также сфера деятельности различных негосударственных институтов. Как отмечает В.П. Васильев , существуют следующие значимые векторы государственной социальной политики: 1) Создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. 2) Улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта. 3) Развитие культурного потенциала населения страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения. 4) Создание эффективного цивилизованного рынка труда. 5) Усиление адресности социальной поддержки населения. 6) Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий. 7) Создание условий для осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса. Важно помнить о том, что социальная политика формируется с учётом конкретно-исторических условий страны. Содержание социальной политики полностью отражается в её основных направлениях. Они формируются в каждом государстве согласно имеющимся социальным проблемам, затрагивающим основные общественные ценности и нормы. Далее рассмотрим основные направления социальной политики Российской Федерации . Первым и основным направлением является политика распределения доходов населения. В рамках данного направления решаются задачи, связанные с поддержанием уровня благосостояния граждан, регулированием дифференциации доходов различных социальных и профессионально-квалификационных групп населения, а также созданием стимулов общественно полезной деятельности. Далее выделяется политика, затрагивающая различные взаимодействия в сфере труда и трудовых отношений. Она регулирует основные факторы, улучшающие условия труда работника, такие как: оплата труда, социальное страхование, охрана труда; также призвана заниматься регулированием занятости населения. Немало важное направление социальной политики отражается в социальной поддержке, защите нетрудоспособных и малоимущих слоёв населения (например, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии). Следующей областью социальной политики выступает развитие отраслей социальной сферы: медицинское обслуживание, предоставление образования, совершенствование научной исследовательской деятельности, развитие культуры, физической культуры и спорта. Существующая в России система налогообложения нацелена на перераспределение доходов граждан в сторону малообеспеченного населения с помощью пенсионного обеспечения, а также посредством мер социальной защиты. В современном мире большинство государств, являющихся социальными, проводят политику социальной поддержки, делая общедоступными такие важные сферы, как образование, медицина, тем самым, гарантируют бедному населению достойное существование. Такое социальное явление, как массовая бедность, действительно существует и носит характер общесоциальной проблемы, поскольку характеризуется длительным периодом своего существования, а также для решения требует консолидацию всего общества. Таким образом, одним из направлений государственной социальной политики является социальная защита по преодолению бедности. Именно от этого зависит улучшение уровня жизни уязвимых слоёв населения. Социальной защитой называется система принципов и методов, законодательно установленных государством, а также социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп . Помимо этого, нужно учитывать, что социальная защита включает в себя совокупность определенных действий, а также средств со стороны государства и общества, которые призваны упреждать ситуации наступления риска в жизни граждан. Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, для того чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности. Также она должна устанавливать важные для определенных социальных групп льготы и позволять нуждающимся в этом людям бесплатно пользоваться теми или иными услугами. То есть можно говорить о том, что социальная защита населения является ключевой деятельностью, осуществляющей основные направления социальной политики государства. Помимо всего вышеизложенного, в государственной программе социальной поддержки граждан социальная защита населения рассматривается как : «Особая система правовых гарантий, а также экономических и охранительных мер, призванных защищать отдельные категории населения от экономической, социальной и физической деградации». В настоящее время существует множество причин, вследствие которых люди становятся нуждающимися в социальной защите. Среди них можно выделить безработицу, рождение ребёнка, наличие производственных травм, инвалидность, старость, потеря дохода из-за болезни, потеря кормильца и другие. Все вышеперечисленные ситуации могут привести к тому, что человек будет чувствовать свою социальную и экономическую ущемлённость, что, в свою очередь, может приводить к психическим отклонениям и заболеваниям, которые в дальнейшем крайне сложно будет искоренить. Именно поэтому эффективная социальная защита является таким необходимым элементом современного государства, которое заботится о благополучии своих граждан. В РФ понятие социальной защиты связывают с появлением рыночной экономики и рыночных отношений, однако до настоящего времени оно не получило юридического закрепления. В федеральных нормативных правовых актах нашего государства до сих пор нет точного и развернутого определения понятия «социальная защита». Оно выделено только в качестве совокупности взаимодействий с конкретными категориям граждан, либо выражено с помощью перечисления конкретных адресных мер. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» : «Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества». Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл социальной защиты кроется в том, чтобы минимизировать количество ситуаций, приводящих к наступлению социальных рисков, а также избавиться от тех факторов, которые существенно снижают уровень жизни и благополучия населения. В соответствии с действующим законодательством предоставление мер социальной защиты, помощи и поддержки в настоящее время не находятся в рамках полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем, потребность в определенном объеме дополнительных мероприятий для социально незащищенных категорий населения действительно существует. Далее рассмотрим модели социальной защиты, которые применяют разные страны мира. В таких странах, как Швейцария, Германия, Франция, Нидерланды, Австралия, и др. применяется континентальная, или бисмарковская, модель, которая предусматривает то, что уровень соцзащиты и продолжительность трудовой деятельности взаимозависимы. Она основана на мощнейшем обязательном социальном страховании, услугах, которые направлены на различные формы страхования. Государство считается гарантом выполнения обязательств органами социального страхования, если у последних возникнут финансовые затруднения. Кроме того, государством принимаются меры против дешевой рабочей силы. Нидерланды, Дания, Германия и Бельгия, Франция в основу профилактики бедности возвели обязательную для всех работодателей минимальную ставку заработной платы, которой достаточно для того, чтобы удовлетворить основные потребности работающего. В результате во Франции минимальная заработная плата - около 60%, в других странах ? примерно 50% от среднего уровня. Следующей рассмотрим либеральную модель социальной защиты, которая используется в Великобритании, Ирландии, США, Японии и других странах. Здесь основой социальной защиты являются всеобщность и единообразие социальных услуг (равные пенсии и пособия, единообразие условий при выплатах). В либеральной модели выделяется несколько страновых особенностей. Так, в США и Японии программы социальной помощи являются разрозненными и адресно направленными на различные категории неимущих. Пособия устанавливают такие, чтобы сдерживалось, но не устранялось обеднение. Такая политика основывается на том, что состояние бедности ? результат личного выбора каждого человека. Южноевропейская модель социальной защиты применяется в Италии, Испании, Греции и Португалии. Она имеет относительно низкое социальное обеспечение, а социальная защита является прерогативой семьи и родственников. Эта модель скорее является развивающейся, то есть, она не имеет ясной организации. Ещё одной моделью выступает социал-демократическая (скандинавская) модель, которая активно используется в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии и широко охватывает разные социальные риски и жизненные ситуации, когда требуется поддержка общества. Социальные услуги гарантированы всем гражданам и не зависят от занятости и уплаты страховых взносов. Уровень соцзащиты является высоким, поэтому бедность в этих странах практически самая низкая в мире. Наиболее полно данную модель демонстрирует Швеция, которая отражает почти минимальный уровень бедности в странах Западной Европы . Важно отметить, что понятие социальной защиты включает в себя понятие социальной помощи. В государственной системе социальной защиты в России социальная помощь выступает в качестве одной из составляющих социального обеспечения (рис.1). Далее используется упрощенная схема Е.Гонтмахера и В. Трубина, предложенная почти два десятилетия назад, но довольно схоже отражающая структуру современной российской социальной защиты населения . Рис. 1. Структура социальной защиты РФ Так, первым и основным структурным компонентом социальной защиты выступает социальная поддержка, которая может быть определена как особая система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения . Предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ и социальной защиты населения (УСЗН – Управление социальной защитой населения) в пределах, закрепленных федеральным и региональным законодательством полномочий. Существуют следующие формы социальной поддержки уязвимых граждан: материальная помощь, наличие льгот и пособий, предоставление различного рода услуг. Помимо социальной поддержки, для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами Российской Федерации устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. В законодательстве РФ, которое регламентирует обязательное государственное страхование, указаны лица, являющиеся в обязательном порядке страхователями, а также конкретные страховщики, уполномоченные осуществлять данный вид страхования. Понятие социального страхования многими исследователями прорабатывается как одно из оснований для другого важного концепта: понятия социального риска. Оно выступает основным в качестве определения критериев нуждаемости, по которым государство, выступающее в качестве субъекта права, определяет перечень тех, кто нуждается в оказании помощи в рамках, в том числе, обязательного государственного страхования. Так, важно определить ситуации наступления социальных рисков, потому как именно они (подобные ситуации) устанавливают и изменение рамок занятости, трудоспособности, социального развития и доходов, которые могут получить граждане, находящиеся в состоянии социальных рисков. В законодательстве Российской Федерации, понятие социального риска определяется в статье 3 Федерального Закона РФ № 165 от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» как: «Предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование». На протяжении всего развития человечества, государство принимало на себя все больше и больше вызовов, связанных с необходимостью обеспечить гражданам «бесперебойное» социальное обеспечение и развитие. Далее рассмотрим важные признаки, согласно которым мы можем определить наступление ситуации социального риска. Среди них можно выделить следующие. Во-первых, экономическая неизбежность в отношении общественной организации труда: в некоторых случаях, в независимости от желаний граждан. В данном случае возможно наступление такого риска, как безработица, и государство, если оно является достаточно зрелой социальной системой, берет на себя обязательство по страхованию данного риска, выплачивая пособия и предоставляя возможность переобучения и также новые рабочие места. Во-вторых, социальная детерминация человеческого развития: граждане также, не зависимо от своего желания, могут быть членами неполных (или же «сверхполных», то есть многодетных) семей, также в определенной степени не согласованными с гражданами могут явиться наступление старости или временной утраты трудоспособности. В подобных ситуациях государство вынуждено принять на себя обязательства по социальному обеспечению граждан. Так, следует констатировать определенный уровень «заинтересованности государства и общества в смягчении и преодолении последствий» наступления ситуаций социального риска. Далее, конкретизируем виды социальных рисков и обозначим их выражения. Для удобства разделим все возможные социальные риски в некоторые большие группы. Например, экономические риски – проявлением которых выступает безработица. Этот вид социального риска назван первым, как один из самых важных как в случае наступления, так и для предотвращения (также тут назовем и последствия введенных санкций и контрмер). Следующими назовем физиологические риски – к ним следует причислить временную или стойкую утрату трудоспособности, беременность и роды, младенческий возраст, вплоть до наступления совершеннолетия, и старость, а также и смерть. Также выделим производственные риски – это различного рода трудовые увечья и профессиональные заболевания. Ещё одна группа рисков – демографические, к которым относятся, например, сложная ситуация с неполной или же «сверхполной» семьей, а также сиротство; и различные проблемы социального характера, связанные с нахождением граждан в особо сложных условиях, куда относятся наркозависимые, лица, страдающие от прочих видов зависимостей (алкогольной, например) и получающие от государства соответствующую помощь. Также в отдельную категорию нужно выделить социальные риски политического характера – в случае принятия законов, делающих одних граждан ущемленными по отношению к другим или же, наоборот, как в случае принятия закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» . Конечно, ни риски экономического, ни демографического характера напрямую не влияют на способность человека к труду, однако необходимо согласиться с тем, что долгосрочное пребывание в статусе безработного, несомненно, ухудшает как психологическую обстановку, так и общий монетарный уровень и самого гражданина, и членов его семьи. Также при длительной безработице неизбежно происходит потеря или, как минимум, снижение профессиональных навыков, что впоследствии может сказаться на получении гражданином менее высокооплачиваемой работы вместе со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Следующим элементом в структуре социальной защиты населения является социальное обеспечение. Его можно определить, как особую форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе . В политику социального обеспечения в РФ входит социальная работа по следующим направлениям: семья военнослужащего, права и льготы ветеранов, потеря кормильца, выход на пенсию, ребенок-инвалид, низкий уровень доходов, трудная жизненная ситуация, неполная семья, ТСР (Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности), пострадавшие от политических репрессий, работники бюджетной сферы, нетрудоспособность. Помимо вышеперечисленных направлений, социальное обеспечение действует в таких ситуациях, как защита прав потребителей, обучение, льготы по ЖКХ, улучшение жилищных условий, предоставление жилых помещений, льготный проезд, смена места жительства и многих других.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg